Региональный вектор развития мировой экономики

Хорошилов Кирилл Борисович,

студент НГУ, Новосибирск

Региональный вектор развития мировой экономики.

Под регионами в данном случае следует понимать единицы более крупного порядка, чем принято, имея в виду пространственное размещение всей цепочки от добычи ресурсов, до потребления конечной продукции, географическая логика несколько нарушается социально-экономическим пространством, геополитическими факторами, в целом заметно сложение региональных комплексов, каждый со своеобразным «ядром». США, ЕС, КНР в настоящее время являются крупнейшими экономиками в мире, каждое образование имеет свою сферу непосредственного интереса, так:

  1. Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка
  2. Европа, Северная Африка, Малая Азия и Ближний Восток
  3. Восточная, Юго-восточная и Центральная Азия, Восточная Африка, в некоторой степени Австралия

Границы подвижны, однако, именно на примыкающие страны приходится основная торговля (исключая, разумеется, торговлю между самими гигантами) и миграционные потоки. Право доступа к ключевым факторам производства, включая технологии, рабочую силу (в особенности квалифицированную), природные ресурсы, учитывая их ограниченность, неизбежно приводит к глобальной конкуренции трех названных центров. Второй плоскостью их соперничества является рынок сбыта конечной продукции.

Понимание современного состояния мировой экономики и ее перспектив невозможно вне широкого контекста процессов глобализации в новое и новейшее время. Благодаря развитию технологий стало возможно постоянное сообщение между удаленными районами: быстрый обмен информацией, снижающиеся стоимость и время транспортировки товаров, перемещения людей. Технологическая база делает возможной и запускает глобализацию. Государства-нации нового времени были преимущественно ориентированны на автаркию, в политическом измерении это была разработка концепций суверенитета и национальной идеологии. Впрочем, по мере роста они переключались и на внешнюю экспансию. Собственно вестфальская система была не более чем неустойчивым балансом сил в Европе, и с политикой империализма вполне уживалась. Признание суверенности некоего государства означало осознание его как реальной силы со своими внутренними и внешними рынками и армией, способной их защитить от вмешательства соседей. Если армия не справлялась со своей задачей, то государство теряло свой суверенитет, происходило внешнее вскрытие экономики. Отношения выстраивались по системе «центр – периферия», приводя большую часть местных производителей к коллапсу. Такова была политика европейской колонизации. Впрочем, угроза оказаться в таком положении, равно как и желание низвести до него соседей существовало внутри самой Европы, обостряясь по мере развития монополистического капитализма, и в итоге вылившаяся в две мировые войны и сопутствующие им явления. Следующим этапом в новейшей истории глобализации стало противостояние СССР и США, стремившихся не только к политическому единству в своих лагерях, но и активно углублявших экономические связи со своими союзниками. Глубокий разрыв между обороноспособностью и общим развитием предопределил коллапс СССР и быстрый развал хозяйственных связей коммунистического лагеря. США на некоторое время оказались в роли «униполя». Вместе с тем осознание национальных интересов привело к назревшим реформам в КНР, приведших к быстрому экономическому росту, европейские же страны углубляли региональное сотрудничество уже в противовес США, а не СССР. Главным стимулом была их зависимость от США, роль периферии этого гиганта угрожала национальному в частности и региональному в целом экономическому развитию, что толкало к технологическому обновлению и развитию внутренних и внешних рынков. Обобщая новейшую историю глобализации, можно говорить о продолжительной борьбе за роль экономического центра – регионального и глобального – сменяющих друг друга держав, технологический уровень, постоянно повышающийся, предопределял победителей и соответственно каждый этап имеет свою технологическую базу. Интенсивность процесса, глубина и территориальный охват являются беспрецедентными в истории. Необходимо отметить рост масштабов субъектов экономического развития: от европейских государств к империям, сверхдержавам, блокам, хрупкому униполю, преходящему в многополярный мир по мере становления других центров сопоставимого масштаба. Если проводить исторические параллели, то в свое время кризис 1929 года привел к расколу экономик по национальным границам, но сейчас масштаб субъектов принципиально иной.

Законченный региональный комплекс будет не совпадать с национальными границами, поскольку каждая страна имеет сложносоставную экономику в том числе: вследствие динамического развития технологий, установления новых связей, при запаздывании социальных изменений, что требует от правительств гибкости курса для сохранения стабильности. Проблема в частности заключается в разграничении элементов экономики региональной и экономики национальной. Региональное развитие открывает доступ к огромным рынкам, позволяет концентрировать капитал, напротив рассредоточивать производство, избегая затрат на транспортировку и укрепляя платежеспособность местного спроса, а также проводить научные исследования для оптимизации производственного процесса. Национальные производители при узких рынках сбыта, устаревших технологиях, бедности и, как следствие, невозможности осуществления долгосрочных стратегий – в целом неконкурентоспособны (если не сейчас то в ближайшем будущем), хотя формально фиксируются. Региональное развитие раскрывается в деятельности ТНК, несмотря на название, все они имеют национальные корни, и расширение масштабов деятельности не означает полного отмирания этой связи. Показательное расположение штаб-квартир пятисот крупнейших ТНК на 2008 год [1], очевидно выраженная региональная привязка: Северная Америка, Европа, Восточная Азия. Таким образом, основное производство и, соответственно, потребление вовсе не является глобальным, а очерчено упомянутыми регионами. Межрегиональные же связи в ближайшее время начнут отмирать, замещаясь связями внутри региона, поскольку для каждого регионального производственного комплекса (здесь в значении совокупности наиболее конкурентоспособных производителей) любой другой центр представляет потенциальную угрозу: например, дешевый китайский импорт первоначально подрывает отдельных европейских производителей, в дальнейшем, учитывая взаимозависимость экономики, угрожает всему производству. Таким образом, протекционизм вовне и либерализация внутри - единственно возможная стратегия. Кроме того, несмотря на то, что основная добавленная стоимость создается в развитых центрах, ресурсы необходимые для производства, в первую очередь энергоносители, в большинстве своем импортируются, поэтому целесообразно включить экспортеров в состав рассматриваемого региона. Это создает условия соперничества центров за периферию: ее рынки и ресурсы, с другой стороны, стимулирует технические инновации вследствие повышения цен на ресурсы.

Та роль, которую предстоит играть КНР в XXI веке, хорошо сознается. Вопрос о том обгонит ли Китай США по объему продукции, стал уже давно не актуальным, актуален вопрос: когда и каковы будут следствия. Согласно подсчетам ученых Портландского университета к 2050 году Китай в целом уравновесит влияние всего западного мира в совокупности [2]. Китай имеет ряд преимуществ, среди которых наиболее примечательны сверхцентрализованный характер государства и огромная численность населения, почти вдвое превосходящая население западного мира. По мере накачивания внутреннего спроса прибыли китайских компаний позволят им инвестировать огромные средства в науку и возможно достигнуть технологического преимущества над Западом. То, что КНР представляет собой сверх-централизованное государство (краеугольным камнем была ирригационная древнекитайская цивилизация) делает возможным осуществление единой политики в отношении огромного по численности населения Китая и создает возможность значительного ускорения экономической модернизации. Помимо того, что Запад распадается на два мира, каждый из которых кроме негласного согласия по некоторым вопросом и относительно сильно развитую торговлю имеет самостоятельные интересы, США - федерация, с широкими полномочиями штатов, а ЕС представляет собой крайне неоднородную смесь национальных государств. Реализация европейской интеграции наталкивается на серьезные препятствия. Европейский лидер Германия (значительный отрыв от Франции и Великобритания в объеме, структуре и темпах прироста ВВП (до кризиса), а также количестве населения и внешних связях, особенно глубоких с Австрией, Швейцарией, Нидерландами, Чехией [3]), тем не менее, не сравним в своем потенциале с США и КНР. Кроме того, по причине богатой истории в качестве государств-наций Великобритания, Франция и Италия болезненно интегрируются в общеевропейское экономическое пространство и имеют одни из самых низких в Европе показателей доли международной торговли в ВВП [4] и стремятся застопорить рост ФРГ, в этом отношении показательно создание Средиземноморского союза.

Таким образом, существует значительное число политических препятствий экономическому развитию Запада. Тем не менее, для стран ЕС и США единственно возможным выходом будет углубление связей внутри своих регионов и внедрение технологических инноваций, отказ от китайского импорта, соответственно и экспорта, что впрочем, подтолкнет КНР к наращиванию влияния в АТР.

[1] http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/2008/maps/index.html

[2] Birol Yeilada, Brian Efird, Peter Noordijk (2006). «Regional Integration in Europe and the Implications of an Enlarged EU on Global Power Transition,» Paper prepared for presentation at the Annual Conference of the American Political Science Association in Philadelphia.

[3] The Economist: Country briefings http://www.economist.com/countries/

[4] World Development Indicators database, April 2009 http://ddp-ext.worldbank.org/ext/ddpreports/ViewSharedReport?&CF=1&REPORT_ID=9147&REQUEST_TYPE=VIEWADVANCED&HF=N&WSP=N

4

Региональный вектор развития мировой экономики