Понятие успеха бизнеса: критерии и национальные особенности (на примере слушателей бизнес-школ)

Соболева Наталья Эдуардовна,

Аспирантка ГУ-ВШЭ, Москва

Понятие успеха бизнеса: критерии и национальные особенности (на примере слушателей бизнес-школ)

Введение. Проблема выявления структурных составляющих успеха бизнеса и влияющих на него факторов весьма актуальна. Для руководителей успех их бизнеса часто бывает мерилом успеха их собственной карьеры. Согласно теории «расширенного я» (extended self theory), предпринимательские фирмы являются естественным продолжением самих предпринимателей. Активы, которыми они владеют, рассматриваются руководителями бизнеса как часть их «я». Чем в большей степени индивиды способны осуществлять контроль над принадлежащей им собственностью, тем сильнее они связывают объекты владения с собой1.

Бизнес-образование является одним из мягких факторов успеха бизнеса. Многие рассматривают бизнес-образование как способ инвестирования в профессиональную деятельность. При этом упор можно делать на накопление различных видов капитала. Такие приоритеты инвестирования (упор на накопление того или иного вида нематериального капитала) зависят от индивидуальных представлений об успехе бизнеса и карьеры и том, какими средствами целесообразно добиваться успеха.

Понятие «успех бизнеса» является социально и культурно укорененным. Во-первых, критерии успеха различаются в зависимости от типа и характеристик самого бизнеса – крупного или малого, семейного или этнического, стартового или устоявшегося, традиционного или инновационного и т.д. Во-вторых, понимание успеха карьеры зависит от категории работника, сферы деятельности, культурных особенностей, социально-демографических характеристик и других факторов. Наконец, выделяют критерии успеха карьеры, специфичные для отдельной культуры или группы культур (emic), и одинаковые для всех культур (etic).

Критерии успеха бизнеса. Успех бизнеса и успех карьеры можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, критерии успеха можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относят уровень дохода, должность, карьерный рост (характеристики карьеры) и расширение объема производства, увеличение доли рынка, рост числа постоянных клиентов, устойчивость предприятия (характеристики бизнеса). Под субъективными критериями понимают удовлетворенность работой и карьерой, способность контролировать деятельность (характеристики карьеры) и качество продукции, удовлетворенность потребителей (характеристики бизнеса)2.

Карьерный успех может оцениваться с индивидуальной точки зрения, исходя из собственных целей и устремлений, а может относительно успехов и результатов других3. Люди принимают во внимание успехи других по ряду причин. Согласно теории социального сравнения (social comparison theory), во-первых, индивиды склонны оценивать достигнутые результаты, и, во-вторых, в случае нехватки объективных информации и критериев для оценки собственной деятельности, они будут пытаться достать недостающую информацию с помощью сравнивания себя с другими. Для руководителей бизнеса здесь срабатывает дополнительный фактор конкуренции: им постоянно приходится сравнивать свою фирму и ее результаты, а значит – и успешность собственной бизнес-деятельности – с результатами своих конкурентов.

Критерии успеха карьеры также зависят от характера профессиональной ориентации. Выделяют три распространенных типа профессиональной ориентации – на работу, на карьеру и на призвание4.

Ориентация на работу подразумевает, что основной целью деятельности является максимизация денежного дохода. Остальные критерии профессиональной деятельности (карьерный рост, удовлетворенность от процесса деятельности и т.д.) не учитываются. По нашему мнению, ориентация на работу в чистом виде вряд ли характерна для руководителей бизнеса, так как их в любом случае интересуют характеристики бизнеса, его успех, поскольку их доход является производной от этих параметров.

Ориентация на карьеру, помимо денежного фактора, включает максимизацию социального статуса, власти и престижа. Она больше соответствует социально-психологическим характеристикам руководителей бизнеса. Возглавляемая фирма сама по себе уже до некоторой степени является индикатором престижа и социального статуса.

Ориентация на призвание предполагает удовлетворенность от процесса деятельности, осознание значимости собственной профессии. По нашему мнению, такая ориентация может присутствовать у предпринимателей в чистом виде очень редко, так как миссионерское видение бизнеса возникает лишь на очень «продвинутой» стадии и лишь у немногих предпринимателей.

Также при определении успеха карьеры важную роль играет то, какие цели ставит перед собой человек. Их можно разделить на две группы – ориентация на обеспечение достойных результатов текущей деятельности (performance goal) и ориентация на развитие (learning goal). Первая цель перекликается с критериями успеха относительно других и предполагает акцент на качественное выполнение текущих заданий и избежание негативных внешних высказываний о собственной компетенции. Вторая цель предполагает нацеленность на приобретение новых знаний, навыков и компетенций5.

По нашему мнению, между этими группами целей существует определенная связь: так, до открытия собственного дела приоритетными являются цели первой группы: необходимо получить некоторые начальные знания и компетенции, затем, на начальном этапе развития бизнеса, важнее развитие. Наконец, после достижения определенного этапа на передний план вновь выходит проблема повышения компетенций. Приобретение новых знаний и навыков у владельцев устоявшегося бизнеса и успешных менеджеров становится решающим фактором успеха в будущем.

Влияние бизнес-образования на успех бизнеса. В ряде исследований рассматривается влияние обучения в бизнес-школах на успех бизнеса и карьеры.

Исследование выпускников бизнес-школы одного из частных университетов США показало, что в целом выгоды от него не очень велики. В наибольшей степени такое дополнительное образование позволяет увеличить личное развитие, уверенность в себе и возможности (credibility) на рабочем месте6.

Согласно исследованию выпускников программы МВА Университета Македонии в Салониках, для большинства (74%) обучение на программе МВА способствовало нахождению новой работы с лучшими условиями труда7. По результатам Эинсворт и Морли, слушатели в целом высоко оценивают полезность программ МВА, но соответствие карьере и полученные знания оцениваются выше, чем улучшение поведения как менеджера и результаты работы8.

Хай и Ходжкинсон показывают, что для большей части выпускников программ бизнес-образования субъективные критерии не менее значимы, чем объективные9.

Особенности понимания успеха бизнеса в России. В целом сегодня для российского бизнес-сообщества характерны доминирование ориентации на обеспечение достойных результатов текущей деятельности, краткосрочных и монетарных критериев успеха, ослабленные стандарты этики бизнеса. Это связано, во-первых, с особенностями предшествующего развития, во-вторых, с механизмами социального рекрутирования и социальной мобильности в условиях системной трансформации.

Становление предпринимательства в России было непростым. Длительное господство советской квази-социалистической модели общественного развития и сложность перехода к рыночной экономике сформировало ментальность населения в целом и руководителей бизнеса в частности. Отношение непредпринимательских слоев к руководителям бизнеса носит негативный характер. «Процесс трансформации российской экономики сопровождается формированием личности предпринимателя (менеджера). Этот процесс протекает достаточно инерционно, замедленно. Общество оценивает личность по конкретным делам, моральный уровень которых под давлением обстоятельств часто оказывается ниже этических установок личности предпринимателя (менеджера)»10.

Для личности руководителя бизнеса в России характерен низкий уровень экономической культуры, сложившийся из-за отсутствия у многих руководителей и менеджеров базового профильного образования. Отсюда для российских предпринимателей прежде всего характерна ориентация на максимизацию дохода даже за счет ущемления интересов собственной фирмы11. Указанные особенности наложили отпечаток на формирование бизнес-элиты в России. Долгое время в ней доминировали лица, вообще не имеющие профильного экономического образования. Сегодня многих из них получают бизнес-образование с целью восполнения пробелов в общем образовании и получения профильного образования.

Кроме того, российских бизнесменов отличает пренебрежение этическими принципами ведения бизнеса, в результате чего понимание успеха своеобразно трансформируется (не протестантская аскеза и выполнение «долга», а гедонизм и вседозволенность). Согласно результатом исследования слушателей программ бизнес-образования в Академии Народного Хозяйства, для руководителей бизнеса характерен низкий уровень законопослушности. Причем чем выше социальное положение, тем меньше нарушаются трудовые права и больше – другие права. В целом с ростом социального положения уровень законопослушности падает12.

Тем не менее, сегодня можно говорить о начале формирования правового сознания у руководителей бизнеса, в результате чего меняются и внешние рамки понятия «успех». Происходит смена поколений. Сегодняшние руководители бизнеса – это уже не только выходцы из советской системы. Как отмечают Заславская и др., у молодых предпринимателей и менеджеров «нарушение формально-правовых норм, хотя практически стало уже обычным делом, однако еще не стало «делом чести»: они следуют закону или отступают от него в зависимости от обстоятельств. Изменятся обстоятельства – станет более правовым их поведение»13. Кроме того, сегодня все чаще имеют место постоянные взаимодействия с иностранными коллегами, международные проекты. В развитых странах морально-этические принципы соблюдаются намного лучше и, следовательно, подобное поведение ожидается и от российских коллег. Однако для того чтобы российский бизнес приблизился к бизнесу в развитых странах, потребуется время.

1 Lau, Victor P.; Shaffer Margaret A.; Au, Kevin. Entrepreneurial Career Success from a Chinese Perspective: Conceptualization, Operationalization, and Validation / Journal of International Business Studies (2007) 38.

2 HYPERLINK "http://82.179.249.32:2060/pqdweb?index=0&did=7004225&SrchMode=2&sid=1&Fmt=3&VInst=PROD&VType=PQD&CSD=27489&RQT=590&VName=PQD&TS=1237565173&clientId=45975" Judge, Timothy A, HYPERLINK "http://82.179.249.32:2060/pqdweb?index=0&did=7004225&CSP=339345&SrchMode=2&sid=1&Fmt=3&VInst=PROD&VType=PQD&RQT=590&VName=PQD&TS=1237565173&clientId=45975" Cable, Daniel M, HYPERLINK "http://82.179.249.32:2060/pqdweb?index=0&did=7004225&SrchMode=2&sid=1&Fmt=3&VInst=PROD&VType=PQD&CSD=340183&RQT=590&VName=PQD&TS=1237565173&clientId=45975" Boudreau, John W, HYPERLINK "http://82.179.249.32:2060/pqdweb?index=0&did=7004225&SrchMode=2&sid=1&Fmt=3&VInst=PROD&VType=PQD&CSD=19554&RQT=590&VName=PQD&TS=1237565173&clientId=45975" Bretz, Robert D Jr. An empirical investigation of the predictors of executive career success / HYPERLINK "http://82.179.249.32:2060/pqdweb?RQT=318&pmid=16486&TS=1237565173&clientId=45975&VInst=PROD&VName=PQD&VType=PQD" Personnel Psychology. Durham: HYPERLINK "http://82.179.249.32:2060/pqdweb?RQT=572&VType=PQD&VName=PQD&VInst=PROD&pmid=16486&pcid=437903&SrchMode=3" Autumn 1995. Vol. 48, Iss. 3; pg. 485, 35 pgs; Heslin, Peter A. Conceptualizing and Evaluating Career Success / Journal of Organizational Behaviour. 26, 113 – 136 (2005).

3 Heslin, Peter A. Op. cit. P. 119 – 120.

4 Heslin, Peter A. Op. cit. P. 124 – 125.

5 Heslin, Peter A. Op. cit. P. 125 – 126.

6 Richards-Wilson, Stephani; Galloway, Fred. What Every Business School Needs to Know About Its Master of Business Administration (MBA) Graduates / Journal of Education for Business; Nov/Dec 2006; 82, 2; ABI/INFORM Global, pg. 95.

7 Mihail, Dimitros M.; Elefterie, Kristina Antigoni. Research Note. Perceived effects of an MBA degree on employability and career advancement. The case of Greece. Career Development International. Vol. 70, No. 2, 2006.

8 Ainsworth, Murray; Morley, Clive. The Value of Management Education: Views of Graduates on the Benefits of Doing a MBA. Higher Education, Vol. 30, No. 2. (Sep., 1995), pp. 175-187.

9 Hay, Amanda; Hodgkynson, Myra. Op. cit.

10 Фальцман В., Кочурова Т., Чащарина О. Бизнес-образование – экономическая наука / Общество и экономика, № 1. 2004.

11 Фальцман В., Кочурова Т., Чащарина О. Op. cit.

12 Заславская Т.И., Крылатских Э.Н., Шабанова М.А. Новое поколение деловых людей России. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2007. C. 254 – 277.

13 Заславская Т.И., Крылатских Э.Н., Шабанова М.А. Op. cit. C. 271.

PAGE 4

Понятие успеха бизнеса: критерии и национальные особенности (на примере слушателей бизнес-школ)