ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Салихов Р.У.,
Пензенский государственный
педагогический университет
им. В.Г. Белинского
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Пензенская область в современных границах образована 4 февраля 1939 года. Она расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине и занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности. Административный центр - город Пенза (507 047 жителей). Население области 1379,8 тыс. человек; в его составе представители почти 80 народов и народностей.
По данным исследования, проведенного Лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова по заказу и при содействии Института региональной информации, которое позволяет оценить динамические процессы в развитии российских регионов и определенную степень изменчивости условий качества жизни на протяжении года. По качеству жизни в регионах, где в I квартале 2010 года произошло наиболее заметное изменение качества жизни по сравнению с I кварталом 2006 года улучшили свои места в рейтинге следующие субъекты РФ: Камчатский край - поднялся на 56 мест выше, Магаданская область - на 45, Сахалинская область - на 32, Тамбовская область - на 28, Пензенская область - на 21, Курская область - на 16, Ростовская область - на 12, Хакасия - на 12, Хабаровский край - на 11, Кабардино-Балкария - на 10 1.
Переход экономики России на рыночные механизмы, введение частной собственности, в том числе на недвижимость и землю, открытие границ, либерализация цен и заработной платы способствовали усилению процесса свободного перемещения населения, создания достаточно подвижного рынка рабочей силы.
Характер и динамика миграционных потоков является существенным индикатором социально-экономического развития территорий2.
С 1990-2009 г. население РФ сократилось на 5800 тыс. чел или на 4%. Подобная ситуация и в Приволжском федеральном округе: население сократилось на 1600 тыс. чел или на 5%. Пензенский регион ещё более тяжело перенес смену системы хозяйственно-экономической деятельности. Демографический спад составил 163 тыс. чел. или 10,5%3.
Как известно, главным элементом любой хозяйственно-экономической деятельности являются человеческие ресурсы. Нехватка экономически активного населения и разрыв преемственности в подготовке кадров катализировала переход к военной службе на контрактной основе. Для преодоления кадрового голодания необходимо привлечение специалистов из внешнего окружения социально-экономической системы. Такими поставщиками могут стать близлежащие регионы с заметно более слабой экономикой, а так же страны третьего мира. Переселение позволит увеличить внутренний спрос на региональном уровне на большинство продуктов питания, промышленные товары, а также обеспечить невостребованные по тем или иным причинам вакансии в городе работниками. Новые трудовые ресурсы будут выступать ускорителями хозяйственно-экономической деятельности в области сельского хозяйства.
Различие в социально-экономическом положении между Пензенской областью и соседствующими регионами недостаточно для привлечения человеческих ресурсов из соседних регионов.
Переселение большого числа специалистов из других стран, как правило, болезненно воспринимается коренным населением. Наряду с изменением идеологии государства, уровень толерантности социума заметно снизился. Для минимизации возможных проявлений агрессии, предпочтительными переселенцами являются жители бывших советских республик, таких как Украина, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Молдавия, Узбекистан, Туркменистан и т.д.
Увеличение численности населения в регионе посредством переселения, так же является инвестированием в экономику Пензенской области. При переселении на дальние расстояния, семья, как правило, распродаёт имеющееся имущество для того, чтобы приобрести необходимое на новом месте, например, эмиграция в Пензенскую область одной тысячи семей, может сопровождаться прямыми инвестициями, которыми располагают эмигранты, составляющими от ста до пятисот миллионов рублей.
Таким образом, одним из важнейших элементов региональной антикризисной политики, в долгосрочном периоде, может стать принятие целевой программы переселения трудоспособного населения из бывших республик Средней Азии. Это будет способствовать значительному росту спроса на недвижимость низкой ценовой категории в сельской местности, повышению регионального внутреннего спроса на продукты первой необходимости, в частности на продовольственные товары, а также создаст благоприятные условия для опережающего развития инфраструктуры: энергоснабжения, водоснабжения, канализации и социальной сферы.
Приоритетом в сфере экономического развития России является формирование условий, обеспечивающих последовательное повышение благосостояния и качества жизни населения на основе динамичного и устойчивого развития российской экономики.
Привлечение и развитие бизнеса на территориях муниципальных образований является одной из важнейших задач Администраций муниципалитетов, что требует новых институциональных решений, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
На федеральном уровне одним из инструментов создания “точек роста” и новых центров прибыли путем концентрации на определенной территории передовых и высокотехнологичных производств, является создание особых экономических зон (ОЭЗ), которые успешно зарекомендовали себя в ряде зарубежных стран. Так, например, ОЭЗ Китая Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу созданы в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, пятая зона - провинция Хайнань. В 1995 г. суммарный объем внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около 20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч предприятий с иноинвестициями - 15% от их общего количества в Китае. Инвестированные в ОЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. - около 12% всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений.
Объем инвестиций в особую экономическую зону "Липецк" (Липецкая область) в первом полугодии 2009 года составил 23 миллиарда рублей. Все проекты (ОЭЗ) находятся в работе, ни один из них не приостановлен. Более того, объем иностранных инвестиций за первое полугодие вырос в 5,5 раза. Только за первое полугодие объем инвестиций составляет 23 миллиарда рублей, что равняется годовому бюджету Липецкой области4 [4].
В то же время, некоторые регионы РФ распространили практику применения экономического механизма по созданию ОЭЗ регионального уровня в целях создания дополнительных преференций для потенциальных инвесторов.
Так, например, Администрацией Липецкой области были разработаны региональные нормативные акты по созданию ОЭЗ регионального уровня. На сегодняшний день в Липецкой области создано 5 особых экономических зон регионального уровня, из них две промышленно производственного типа “Тербуны” и “Чаплыгинская”, две туристко рекреационные “Елец” и “Задонщина” и одна агропромышленного типа “Астапово”.
Участникам ОЭЗ РУ Липецкой области предоставляется государственная поддержка инвестиционной деятельности в следующих формах:
• освобождение от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника ОЭЗ РУ, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет;
• освобождение от уплаты транспортного налога организации - участника ОЭЗ РУ в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации - участника ОЭЗ РУ, в течение пяти лет с момента постановки транспортного средства на учет;
• снижение участнику ОЭЗ РУ налоговой ставки, подлежащей зачислению в областной бюджет, на 4 процентных пункта в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ РУ в течение пяти лет;
• максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые участнику ОЭЗ РУ на основании договора о ведении деятельности (в соответствии с типом зоны), составляет 2% их кадастровой стоимости в год;
• субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным участниками ОЭЗ РУ для реализации инвестиционных проектов, в порядке и размерах, установленных нормативным правовым актом администрации области.
• на конкурсной основе предоставляются государственные гарантии Липецкой области по инвестиционным проектам предприятиям и организациям при привлечении кредитных ресурсов для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений, а также возможность использования областного залогового фонда.
В настоящее время заявлены такие проекты как: завод металлоконструкций, сахарный завод, фармацевтический комплекс, кирпичный завод, завод запорной арматуры, предприятие по переработке нефтепродуктов, завод по производству бумаги из макулатуры, строительство ТЭЦ 50 МВт, предприятие по ремонту подвижного состава, производство крахмала и многие другие.
Такой инновационный экономический механизм позволяет на региональном уровне сочетать, как предоставление резидентам ОЭЗ РУ налоговых преференций регионального и муниципального уровня, так и развивать государственно-частное партнерство для подготовки и осуществления приоритетных и высокорентабельных инвестиционных проектов, когда на каждый рубль государственных инвестиций может дополнительно привлечено до четырёх-пяти рублей частных инвестиций.
“Одним из важнейших приоритетов дальнейшего развития российской государственности является переход от экономики, основанной на эксплуатации невосполнимых природных ресурсов, к экономике высоких технологий…”. В.В. Путин.
Эффективное ведение хозяйства невозможно без развитой инфраструктуры. За последние 5 лет на территории области начали свою деятельность многие элементы системы продвижения принципиально новых продуктов, от идеи до массового производства.
В Пензе, по инициативе губернатора области Василия Бочкарева, создан региональный Клуб идей. Его цель предоставление оптимальных условий для неформального общения талантливых людей, имеющих оригинальные предложения, но по каким-либо причинам, не встретивших должного отклика и поддержки. Участниками Клуба могут стать ученые, изобретатели, предприниматели, инвесторы, а его базой Пензенский региональный центр содействия инновациям и Пензенская государственная технологическая академия.
Клуб позволит создать единую базу идей (к примеру, на сайте Центра содействия инновациям), открытую для всех участников инновационного процесса. Вступление в клуб, а попросту размещение идеи на сайте в “прозрачном режиме”, познакомит всех посетителей (потенциальных инвесторов, экспертов, менеджеров, маркетологов, возможных потребителей услуги) с содержанием инновации. Обсуждение в неформальной обстановке интернет-форума определит перспективность предложенного проекта. А далее включаются механизмы по превращению идеи в инновационный бизнес: в Клубе идей оформляется проект, формируется команда специалистов, способная его реализовать, подключаются менеджеры. В результате регистрация новой бизнес-структуры, выпускающей конкурентоспособную продукцию.
Для эффективной деятельности Клуба идей в Пензенской области есть все: поддержка инноваций властью региона, бизнес-инкубаторы, высокий научный потенциал, модернизированная производственно-технологическая база.
Для осуществления прогрессивного ведения хозяйства создана специальная структура на уровне правительства субъекта РФ. Управление экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществляющим функции по выработке единой государственной экономической политики на территории Пензенской области, определению приоритетов и путей развития экономики Пензенской области и методов ее регулирования, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие Пензенской области, по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, по выработке и проведению инновационной и научно-технической политики Пензенской области. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области.
Вместе с тем, мощный потенциал НИИ практически полностью разрушен, отраслевые прикладные и фундаментальные институты РАН финансируются крайне мало и разрабатывают в основном темы 20 летней давности; основные прорывные технологии давно вывезены из России вместе с разработчиками; разработчики, в абсолютном большинстве, переоценивают как потенциал своих идей, так и возможные перспективы реализации проекта.
Переход к новым рыночным отношениям стимулировало переориентацию разработок. В советское время патенты, в 90% случаев, были нужны для защиты диссертаций, или просто для самоутверждения (графоманство). Связанно это было и с тем, что разработчики были отстранены от дальнейшей жизни их детищ, так как всеми правами обладало государство. В настоящее время авторы должны сами искать финансирование и решать многие проблемы связанные с получением патентов, разработкой пробного образца, внедрением на производство, осуществление массового выпуска и т.д.
Настоящей проблемой является поиск финансирования на первых этапах создания объекта интеллектуальной собственности, когда риски очень высоки и так же высока степень неопределенности. На стадии генерации знания финансирование проекта, как правило, происходит лишь за счет личных сбережений изобретателя, или, достаточно редко, за счет организации заказчика. На всех последующих стадиях по тем или иным причинам отсеиваются наиболее жизнеспособные проекты, снижается степень неопределенности, возрастают потребности в финансовых ресурсах.
На более поздних стадиях более активное участие принимает частное финансирование.
Отсутствие квалифицированных специалистов на протяжении всего периода создания инновационного продукта в значительной мере тормозит развитие продукта. В настоящее время, лишь немногие университеты готовят специалистов по данной тематике, и, в основном, такими являются частные образовательные учреждения.
В заключении хочется отметить что, несмотря на достаточное количество нерешенных проблем в регионе созданы основные структурные элементы, призванные ускорить процесс разработки и внедрения инновационного аспекта хозяйствования.
1 Информационное агентство “REGNUM” http://www.regnum.ru/news/economy/1305966.html
2 А.В. Кольчугина “Типология субъектов РФ по характеру и интенсивности межрегиональной миграции населения” // Федерализм. 2006. №2
3 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. http://pnz.gks.ru/
4 Официальный сайт ОАО “Особые экономические зоны регионального уровня” http://www.oezru.ru/
PAGE \* MERGEFORMAT 5
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ