Воздействие международной торговли на внутренние рынки

Голованова Светлана Викторовна

Государственный университет – Высшая школа экономики,

Нижегородский филиал, г. Н. Новгород

Воздействие международной торговли на внутренние рынки1

Результаты теоретического анализа свидетельствуют о том, что возможность международной торговли оказывает влияние и на поведение продавцов при данной структуре рынка (внутренние цены и объем продаж), и на саму структуру производства (число, относительные размеры и расположение производителей на территории страны) и, таким образом, становится фактором, воздействующим на уровень развития конкуренции.

Сравнительный анализ результатов теоретических и эмпирических исследований, посвященных анализу влияния внешнеторговой политики государства на внутреннее ценообразование, экспортные стратегии компаний, их эффективность и стремление к росту, позволяет сделать следующие выводы:

  1. Влияние внешнеторговой политики на экономическую эффективность (общественное благосостояние) зависит от структуры внутреннего рынка экспортируемого товара. В работах западных исследователей показано, что на внутренних рынках экспортируемых товаров, даже характеризующихся низкой концентрацией, конкуренция между производителями в большинстве случаев несовершенна. Поэтому внутренние цены в большей степени реагируют на изменение импортных, а не экспортных барьеров.
  2. Экспорт является своеобразным инструментом, позволяющим компаниям достичь эффективного (с точки зрения издержек производства) объема выпуска и использовать эффект экономии от масштаба. В некоторых работах западных исследователей удалось доказать существование этого эффекта.
  3. Существуют стимулы к увеличению размеров компаний-экспортеров. Больший размер повышает эффективность компании в отношении экспорта, а также позволяет ей использовать несовершенство конкуренции на внутреннем и международном рынках для получения дополнительной прибыли. В работах западных экономистов на основе эмпирического анализа связи между размером компании и ее экспортной стратегией получено подтверждение существования обоих эффектов.
  4. Иностранная конкуренция уменьшает возможности компаний к извлечению прибыли от реализации товара на внутреннем рынке. Это справедливо и для внутренних рынков экспортируемых товаров. Таким образом, политика либерализации международной торговли может способствовать развитию внутренней конкуренции. В работах западных исследователей показано, что уменьшение импортных барьеров приводит к снижению цены и увеличению объема продаж экспортируемого товара на внутреннем рынке.
  5. Многие теоретические работы посвящены исследованию вопроса об оптимальной структуре (размере и количестве компаний) экспортоориентироаванной отрасли. Большинство авторов приходят к выводу, что рост концентрации позволит компаниям-экспортерам использовать эффект экономии от масштаба, увеличить рыночную власть на зарубежном рынке и отвлечь часть прибыли зарубежных компаний в свою пользу.
  6. Отрицательное последствие слияний отечественных компаний-экспортеров состоит в росте их внутренней рыночной власти. Именно из-за существования этого эффекта в ряде работ не удалось определить, как в общем случае изменяется оптимальный (с точки зрения общественного благосостояния) уровень концентрации отечественных производителей-экспортеров после снятия ограничений на пути экспорта.

Результаты позитивного анализа влияния внешнеторговой политики на характеристики внутренних российских рынков отдельных товаров

I. Воздействие торговли на краткосрочные характеристики рынков

Результаты анализа воздействия международной торговли на внутренние цены отдельных товаров подтверждают вывод о том, что мировые цены и внешнеторговая политика государства способны оказывать влияние на краткосрочные характеристики внутренних рынков, в частности цены.

Результаты анализа, проведенного для 44 торгуемых товаров России в период с января 1999 по июнь 2009 г. показывают, что разница между внутренними и мировыми (средними ценами экспортных/импортных контрактов) ценами товаров не превышает 40% от мировой цены, которую отдельные зарубежные авторы используют как оценку реальной высоты торговых барьеров2. В рамках этого допущения закон единой цены в России выполняется. С точки зрения проводимого анализа это означает, что изменение высоты торговых ограничений может оказывать давление на внутренние цены торгуемых товаров.

Поиск взаимосвязи между внутренними ценами торгуемых товаров и средними ценам внешнеторговых контрактов3 проведен с использованием методологии анализа панельных данных на основе той же статистической базы. Оценка коэффициента наклона регрессии вида:

является оценкой эластичности внутренних цен по средним ценам внешнеторговых контрактов. Где - внутренняя и мировая цены товара i, - бинарная переменная, принимающая значение 1 в периоды снижения мировой цены товара i.

Для выявления специфики индивидуальных эффектов проводится также оценка моделей фиксированных (FE) и случайных (RE) эффектов вида:

FE: ,

RE: , ,

Несмотря на то, что группа экспортных товаров демонстрирует в целом более высокую эластичность внутренних цен по ценам внешнеторговых контрактов, чем группа импортируемых товаров (см. таб. 1), практически все товары, по которым выявлена пониженная эластичность в сторону понижения, являются чисто экспортными для России и еще один (пшеница) демонстрирует двухстороннюю торговлю. Это может служить косвенным сигналом о том, что в экспортных секторах производители имеют больше возможностей для использования рыночной власти, чем в секторах с высокой долей импорта, что вполне соответствует предсказаниям теоретического моделирования о роли иностранной конкуренции. Таким образом, полученные результаты иллюстрируют роль структуры внутреннего рынка и международной торговли (в данном случае, мировых цен) в определении ценовой политики российских производителей.

Существует большое количество эмпирических свидетельств того, что снижение внешнеторговых ограничений оказывает дисциплинирующее воздействие на ценовое поведение компаний. На примере данных по разным странам и товарным группам в разные периодам времени доказано, что либерализация международной торговли действительно приводит к снижению внутренней цены товара и ее приближению к величине предельных издержек производства.4 Значимый результат наличия этой взаимосвязи получен не только при исследовании средних внутренних цен на товары, но и при использовании данных в разрезе предприятий. Существование эффектов внешнеторгового регулирования на внутренние российские цены отдельных торгуемых товаров выявлено в исследовании 2001 года.5 С использованием методологии коинтеграционного анализа показано, что на фоне увеличения экспортной пошлины наблюдается увеличение разрыва между мировой и внутренней (трансфертной) ценой нефти. При этом внутренняя цена всегда остается ниже мирового уровня, т.е. механизм ее формирования близок к модели совершенной конкуренции. Рост издержек, связанных с импортом бензина, способствует повышению цены этого товара на российском рынке в краткосрочном периоде, а вот к изменению экспортных ограничений (как фактических, так и ожидаемых) внутренняя цена бензина нечувствительна. Последний результат может быть объяснен очень низкой эластичностью внутреннего спроса на этот продукт – в этом случае определяющим фактором ценовой политики компаний становятся цены потенциального импорта. Таким образом, эффекты регулирования международной торговли на внутренние цены торгуемых товаров в значительной степени зависят от структуры внутренних рынков.

II. Воздействие торговли на фундаментальные характеристики рынков

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в среднесрочном периоде фактор международной торговли оказывает влияние на концентрацию производства (т.е. число и относительные размеры производителей) в отраслях, вовлеченных в торговлю. Последствия подобных изменений могут сохраняться и в долгосрочной перспективе, т.е. носить фундаментальный характер.

Сравнение закономерностей изменения показателей концентрации по трем группам отраслей, выделенным на основе признака наличия и направления международных поставок товаров, позволяет сделать вывод о том, что в отраслях, интенсивно вовлеченных в международную торговлю, процесс снижения концентрации производства идет более высокими темпами, чем в "прочих" отраслях (см. таб. 2). Это происходит, прежде всего, за счет более интенсивного увеличения числа средних и крупных предприятий (в том числе с участием иностранного капитала) в экспортных отраслях и отраслях, конкурирующих с импортом на внутреннем рынке. Выравнивание относительных размеров производителей является дополнительным механизмом снижения концентрации производства в отраслях, конкурирующих на внутреннем рынке с импортом. В экспортных отраслях тенденция к снижению доли крупнейших предприятий в отраслевом выпуске менее выражена.

Полученные результаты вполне согласуется со сформулированной ранее гипотезой о том, что усиление иностранной конкуренции на российском внутреннем рынке в рассматриваемый период времени было умеренным и в большинстве своем не способствовало выходу российских компаний из отрасли. Наиболее чувствительными к ней оказались отрасли, вклад которых в промышленное производство России невелик. Именно эти отрасли из группы конкурирующих с импортом на внутреннем рынке демонстрируют рост концентрации производства, обусловленный сокращением числа производителей.


Таблица 1. Оценки эластичности внутренних цен торгуемых товаров по мировым ценам

 

Оценка (оценка эластичности внутренних цен торгуемых товаров по мировым ценам)

Отсутствие индивидуальных эффектов

Модель фиксированных эффектов

Модель случайных эффектов

По группе всех рассматриваемых торгуемых товаров (5544 наблюдений)

1,108

(0,006)

0,934

(0,007)

0,936

(0,007)

По группе экспортируемых товаров (3024 наблюдений)

1,199

(0,007)

1,062

(0,008)

1,064

(0,008)

По группе импортируемых товаров (2520 наблюдений)

1,011

(0,010)

0,713

(0,013)

0,717

(0,013)

Источник: расчеты автора на основе статистических данных Госкомстата России

Таблица 2. Тенденции изменения концентрации производства в группах отраслей промышленности России, выделенных с учетом направления международной торговли

 

Экспортные отрасли

Отрасли, конкурирующие с импортом на внутреннем рынке

Прочие отрасли

Процент отраслей группы

Доля в выпуске группы, 1998 г.

Процент отраслей группы

Доля в выпуске группы, 1998 г.

Процент отраслей группы

Доля в выпуске группы, 1998 г.

Рост показателя концентрации Херфиндаля-Хиршмана

38,7%

55,8%

42,0%

27,5%

50,4%

56,4%

Рост числа предприятий в отрасли

67,7%

87,3%

58,0%

70,9%

50,0%

61,3%

Рост доли крупнейшего предприятия в общем выпуске отрасли

45,2%

65,9%

46,0%

29,4%

50,0%

52,7%

Рост доли четырех крупнейших предприятий в общем выпуске отрасли

38,7%

58,4%

38,0%

28,1%

47,0%

53,8%

Источник: расчеты автора на основе статистических данных Госкомстата России


Внешнеторговая политика и конкуренция в период кризиса: рекомендации

Ограничения на пути импорта, защищая отечественных производителей от иностранной конкуренции, могут препятствовать развитию конкуренции между отечественными производителями и усиливать проявления рыночной власти в форме завышенных цен и заниженных объемов внутренних поставок. В то же время низкий уровень внутренней конкуренции может существенно усилить негативные последствия сжатия совокупного спроса, поскольку на каждом рынке объем продаж снизится в большей степени, чем при более гибкой ценовой политике. Односторонняя жесткость цен, являющаяся следствием рыночной власти производителей, может стать фактором опережающего (по сравнению со спросом) сокращения занятости, снижения доходов населения и, в конечном счете, – уменьшения совокупного спроса. От завышенных цен страдают не только потребители, но и продавцы на смежных более конкурентных рынках, которые одновременно сталкиваются со снижающимся спросом и растущими издержками производства. Во многих случаях повышение или сохранение высоких цен ограничивает как возможности импортозамещения, так и перспективы расширения производства для внутреннего рынка товаров, использующих российское сырье. Таким образом, вопросы воздействия государственной политики на конкуренцию в условиях кризиса приобретают дополнительную актуальность.

На основе проведенного ранее сравнительного результата результатов теоретического моделирования можно выделить следующие механизмы воздействия таможенно-тарифного регулирования на уровень внутренней конкуренции:

- ввозные таможенные пошлины повышают цену импортируемых товаров и ограничивают объем их поставок, обеспечивая возможность установления отечественными компаниями завышенной цены на внутреннем рынке. Важно отметить, что этот эффект справедлив и для традиционных экспортных секторов экономики;

- вывозные таможенные пошлины снижают привлекательность экспортных поставок, создавая для отечественных компаний-экспортеров стимулы к перераспределению продаж товара в пользу внутреннего рынка, что усиливает конкуренцию и оказывает давление на внутренние цены в сторону понижения.

Для формирования грамотной внешнеторговой политики, особенно в условиях кризиса, эти эффекты необходимо учитывать.

1 Исследование поддержано Центром фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ, проект "Активные и защитные методы конкурентной политики: сравнительные преимущества" и Научным фондом ГУ-ВШЭ, проект "Роль структуры рынка и внешнеторгового регулирования в определении динамики внутренних российских цен торгуемых товаров".

2 Caves R.E., International trade and industrial organization: introduction, Journal of Industrial Economics, 1980, vol. 29

3 Следует отметить, что средние цены экспортных/импортных контрактов с высокой долей вероятности корректируются участниками международной трансакции с учетом существующих внешнеторговых ограничений.

4 См., например, Tybout, J. (2003) Plant- and Firm-Level Evidence on "New" Trade Theories. (Chapter 13, Volume 1) in Handbook of International Trade, edited by K. E. Choi and J. Harrigan, Oxford, UK: Blackwell Publishing; Lundin, N. (2004) Import Competition, Product Differentiation and Mark-Ups: - Microeconomic Evidence from Swedish Manufacturing in the 1990s. Working paper, FIEF, Trade Union Institute for Economic Research.

5 Голованова С.В. Влияние мирового рынка нефти и нефтепродуктов на политику российских нефтяных компаний – Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2001 г.

PAGE 5

Воздействие международной торговли на внутренние рынки