МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УСКОРЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
А.Н. Чекавинский
Институт социально-экономического развития территорий РАН
г. Вологда
МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: СОСТОЯНИЕ И
ПУТИ УСКОРЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Увеличение численности населения планеты, обострение проблемы голода в мире, повышение нагрузки агросектора на экосистему, ужесточение требований к качеству продуктов питания, возросшее внимание к производству биотоплива предопределяют необходимость ускоренного развития сельского хозяйства на качественно новой основе. Для России и ее регионов решение этой задачи особенно важно. Прежде всего потому, что необходимо снизить зависимость поставок продовольствия от импорта путем увеличения собственного производства и обеспечения доступности продуктов питания для населения. Вместе с тем следует укрепить позиции страны на мировых рынках сельхозпродукции. Кроме того, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. надлежит значительно, не менее чем в 4 раза, повысить производительность труда в сельском хозяйстве, по которой Россия уступает США в 11,3 раза, Канаде в 9,9 раза, Германии в 6,9 раза [1, 9]. Решение этих проблем, как и улучшение условий труда, снижение негативного влияния агросектора на экосистему, невозможно без его модернизации1, широкого использования достижений научно-технического прогресса (НТП).
Для Вологодской области вопрос интенсификации сельскохозяйственного производства является также весьма актуальным, поскольку эти процессы идут крайне медленно, лишь в отдельных хозяйствах Вологодского, Грязовецкого и Шекснинского районов используются прогрессивная техника и ресурсосберегающие технологии.
Согласно данным, полученным нами по итогам проведенного в марте-апреле 2010 г. анкетного опроса руководителей сельхозорганизаций региона, инновационная активность в агросекторе является низкой. Около половины предприятий в 2009 г. вообще никак не участвовали в инновационных процессах. Только 4,7% сельхозорганизаций имели устойчивые связи с научными институтами и вузами, в экспериментах и апробации нового были заняты 11,6% сельхозорганизаций.
Состояние машинно-тракторного парка сельхозпредприятий области в целом остается неудовлетворительным. В 2009 г. их обеспеченность тракторами по сравнению с 2000 г. сократилась на 37%, зерноуборочными комбайнами на 40% (табл. 1). В 1,2 раза снизилась за рассматриваемый период энергообеспеченность сельхозорганизаций. Большинство сельхозмашин по-прежнему имеют низкие технико-эксплуатационные показатели, являются недостаточно надежными, малооперационными. По нашим оценкам [5] степень износа основных фондов предприятий агросектора составляет 65-68%.
Темпы и объемы химизации земледелия в регионе за последнее десятилетие также сократились. Если в 2000 г. на 1 га посевов было внесено 42 кг минеральных удобрений (в действующем веществе), то в 2009 г. только 36 кг, т.е. на 14% меньше. За данный период значительно уменьшились объемы известкования кислых почв, мелиоративных и культуртехнических мероприятий.
В настоящее время многие предприятия агросектора не используют семена лучших районированных сортов2, не занимаются протравливанием семян.
Производство молока и говядины в большинстве сельхозорганизаций осуществляется на основе экстенсивных технологий. Генетический потенциал стада КРС остается невысоким. Удельный вес племенного скота в общем поголовье составляет всего 28,3% [3]. Рацион питания животных зачастую является несбалансированным. Многие из животноводческих помещений недостаточно механизированы.
Таблица 1. Материально-техническая база организаций сельского хозяйства Вологодской области |
||||||
Показатель |
Год |
2009 г. к 2000 г., в % |
||||
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
Количество тракторов на 1000 га пашни, шт. |
14,9 |
10,2 |
10,1 |
9,8 |
9,4 |
63,0 |
Количество комбайнов на 1000 га посевов зерновых культур, шт. |
8,9 |
7,5 |
6,1 |
5,1 |
5,3 |
59,2 |
Энергообеспеченность, л.с. на 100 га пашни |
367,8 |
272,3 |
289,1 |
308,4 |
298,5 |
81,1 |
Внесение удобрений на 1 га посевов: |
||||||
- минеральных (в пересчете на 100% действующего вещества), кг |
42 |
28,5 |
32,0 |
37,6 |
36,1 |
86,0 |
- органических, т |
2,6 |
2,5 |
2,3 |
2,23 |
2,2 |
84,6 |
Произвестковано кислых почв, тыс. га |
4,7 |
2,2 |
1,2 |
0,7 |
0,3 |
6,4 |
Какие же факторы сдерживают модернизацию сельского хозяйства и что необходимо предпринять для ускорения освоения достижений НТП в отрасли?
По результатам обработки ответов респондентов было установлено, что основной проблемой инновационного развития сельского хозяйства является отсутствие источников финансирования нововведений. Так, 68,2% руководителей сельхозорганизаций указали на недостаточность финансовой поддержки со стороны государства, 56,8% ответивших заявили об отсутствии необходимого объема собственных денежных средств (рис. 1). В качестве наиболее значимых препятствий в освоении достижений НТП в агросекторе региона главами сельхозорганизаций были отмечены также недостаток квалифицированных кадров (45,5%), неразвитость инфраструктуры для создания и внедрения новшеств (43,2%) и их высокая стоимость (40,9%).
Рис. 1. Факторы, сдерживающие инновационную активность
сельхозорганизаций Вологодской области (в % от числа ответивших руководителей)
Отсутствие собственных финансовых ресурсов для модернизации объясняется низкой доходностью сельхозорганизаций, которая не повышается прежде всего из-за сохраняющихся ценовых диспропорций в межотраслевом обмене АПК. Согласно данным статистики [2], средние закупочные цены на сельхозсырье в 2009 г. снизились. Так, цена 1 тонны молока при реализации была на 5% ниже, чем в 2008 г.; овощи стали стоить дешевле на 10%, яйцо на 19%. Цены на продукцию предприятий АПК, которую потребляют производители сельхозсырья, напротив, увеличились. Тарифы на электроэнергию выросли на 16%, цены на ГСМ на 26%, минеральные удобрения подорожали на 37%. О диспаритете цен как одной из наиболее острых проблем, сдерживающих развитие агропроизводства, заявили 95,5% опрошенных руководителей сельхозорганизаций.
Финансовое состояние своих предприятий в 2009 г. более половины респондентов (53,5%) оценили как неудовлетворительное. Следовательно, у них не было средств для проведения модернизации. Негативным моментом является и увеличение на 33,9 п.п. по сравнению с данными предыдущего опроса удельного веса руководителей, считающих неудовлетворительной ситуацию в финансовой сфере своих предприятий. Это в значительной степени обусловлено:
- введением Федерального закона №88 от 12.06.2008 г., который юридически закрепил более жесткие требования к качеству сырого молока, что привело к снижению выручки от его реализации вследствие снижения закупочной цены;
- отстранением государства от контроля над тарифами на энергоносители;
Уровень капитальных вложений никто из числа опрошенных руководителей в 2009 г. не считал оптимальным (рис. 2). Только 4,5% респондентов оценили его как «достаточный для расширенного воспроизводства». Отметим, что удельный вес негативных оценок по сравнению с результатами предыдущего опроса увеличился на 26 п.п. (с 35,4 до 61,4%). Это свидетельствует об обострении проблем, сдерживающих модернизацию агросектора.
Рис. 2. Оценка уровня капитальных вложений в развитие сельхозорганизаций
Вологодской области (в % от числа ответивших руководителей)
Уровень бюджетной поддержки аграриев, оставаясь низким, позволяет компенсировать лишь малую часть затрат, связанных с текущей и инвестиционной деятельностью. В 2009 г. на сельское хозяйство было выделено из консолидированного бюджета области 1,7 млрд. руб., что на 27,5% меньше, чем годом ранее (табл. 2). В расчете на 100 руб. произведенной сельхозпродукции эта поддержка составила всего 9 руб. бюджетных средств, против 12 руб. в 2008 г. Уровень бюджетной поддержки аграриев области в сравнении со странами, где более развито сельское хозяйство и более благоприятны климатические условия, значительно ниже. Поэтому 95,5% респондентов не были удовлетворены размером предоставленных им финансовых ресурсов.
Таблица 2. Бюджетная поддержка сельского хозяйства Вологодской области |
|||||||
Показатель |
Год |
2009 г. к |
|||||
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2000 г., % |
2008 г., % |
|
Расходы консолидированного бюджета области на сельское хозяйство, млн. руб. |
720,8 |
897,5 |
1415 |
2378 |
1724 |
в 2,4 р. |
72,5 |
в т.ч. федеральный бюджет, млн. руб. |
43,9 |
138,4 |
402 |
753,4 |
793,9 |
в 18,1 р. |
105,4 |
областной бюджет, млн. руб. |
676,9 |
759,1 |
984,9 |
1624 |
930 |
137,4 |
57,3 |
- то же в расчете на 1 руб. произведенной сельхозпродукции, руб. |
0,08 |
0,06 |
0,08 |
0,12 |
0,09 |
108,2 |
75,0 |
- то же по отношению к расходам консолидированного бюджета области, % |
5,7 |
1,6 |
2,06 |
2,1 |
1,7 |
-4,0 |
-0,4* |
процентные пункты |
Отметим также, что и механизм осуществления господдержки в настоящее время не является совершенным. Во-первых, размер субсидий, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям для компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, зависит от ставки рефинансирования, которая весьма волатильна в отличие от ставок по кредитам. Во-вторых, бюджетные средства выделяются преимущественно экономически сильным хозяйствам, способным обеспечить возврат займов, имеющим залоговую базу и большие объемы реализации. Такая концентрация кредитных ресурсов обеспечивает относительно высокую эффективность бюджетной поддержки, но положение небольших сельхозорганизаций и малых форм хозяйствования (ЛПХ, КФХ) при этом усугубляется, воспроизводство у них не нормализуется и остается в большинстве случаев суженным. В-третьих, для выделения субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, приобретение ГСМ, минеральных удобрений аграрии должны самостоятельно в полном объеме произвести затраты, а затем предоставить большое количество подтверждающих документов, проверка которых занимает длительное время, в результате чего выплаты субсидий осуществляются со значительным разрывом во времени.
При недостатке собственных средств одним из источников инвестиций является кредит. Однако условия, по которым коммерческие банки в 2009 г. выдавали «длинные деньги» на развитие сельхозпроизводства, не устраивали 76,6% руководителей предприятий (для сравнения: в 2008 г. удельный вес руководителей, считающих эти условия неприемлемыми, был на 22,0 п.п. меньше). Основной проблемой, с которой сталкивались руководители организаций агросектора при получении кредита в 2009 г., была высокая ставка процента. На это указали почти 90% респондентов (табл. 3). Отметим, что годом ранее данная проблема также была актуальной. Более 2/3 руководителей не устраивала длительность оформления необходимой документации, 42,1% ответивших были не удовлетворены жесткими требованиями залога под обеспечение. Данные проблемы остаются значимыми на протяжении всего периода наблюдений.
Таблица 3. Трудности, испытываемые руководителями сельхозорганизаций Вологодской области при получении кредита, в % от числа ответивших |
|||||
Проблемы получения кредита |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Высокая процентная ставка |
79,1 |
53,6 |
39,1 |
77,8 |
89,5 |
Длительность оформления кредита |
41,9 |
21,4 |
43,5 |
55,6 |
68,4 |
Требования залога под обеспечение |
72,1 |
64,3 |
60,9 |
62,2 |
42,1 |
Отказ банка в предоставлении долгосрочных кредитов |
23,3 |
10,7 |
8,7 |
37,8 |
23,7 |
Сроки предоставления кредита |
9,3 |
7,1 |
21,7 |
33,3 |
7,9 |
Трудностей не было |
7 |
7,1 |
8,7 |
4,4 |
2,6 |
Необходимым условием модернизации сельского хозяйства, эффективного использования в производстве современных достижений НТП является наличие кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации. И как показывают результаты мониторинговых опросов, эта проблема до сих пор актуальна. Более половины руководителей сельхозорганизаций (54,8%) отметили, что в 2009 г. (как и в предыдущие годы) ощущали недостаток высококвалифицированных рабочих ведущих профессий (табл. 4).
Таблица 4. Степень обеспеченности кадрами сельхозорганизаций Вологодской области, в % от числа ответивших |
|||||||||
Кадры |
Степень обеспеченности: |
||||||||
Удовлетворительная |
Недостаточная |
Очень низкая |
|||||||
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
В целом работники сельхозпредприятий |
65,1 |
76,1 |
65,1 |
27,9 |
23,9 |
30,2 |
4,7 |
0,0 |
2,3 |
Высококвалифицированные рабочие ведущих профессий |
18,6 |
21,7 |
16,7 |
55,8 |
58,7 |
54,8 |
20,9 |
17,4 |
28,6 |
Работники среднего звена |
53,5 |
69,6 |
57,1 |
34,9 |
21,7 |
31,0 |
11,6 |
8,7 |
4,8 |
Специалисты |
55,8 |
77,8 |
46,5 |
34,9 |
22,2 |
37,2 |
9,3 |
0,0 |
16,3 |
В силу различных причин работники большинства сельхозпредприятий не имели возможности (либо не хотели) участвовать в мероприятиях по обмену опытом, курсах повышения квалификации. Поэтому респондентов указали, что профессиональные знания и навыки работников сельхозпредприятий в 2009 г. существенно не изменились. Годом ранее так считали 60,4% руководителей. Следовательно, можно констатировать, что трудовой потенциал организаций агросектора реализуется не полностью, а это снижает эффективность деятельности и восприимчивость сельхозпредприятий к инновациям.
Еще одной проблемой освоения достижений НТП, на которую указали респонденты, является слабое развитие инновационной инфраструктуры. Сельское хозяйство институционально не готово к модернизации, т.к. в настоящее время на селе нет системы, обеспечивающей инновационный прогресс. Исследование показало, что степень взаимодействия организаций научно-образовательной сферы с предприятиями агросектора региона остается низкой. Более 60% респондентов отметили, что не сотрудничали с опытными станциями. Только 7,7% руководителей коллективных хозяйств указали на наличие устойчивых связей с научными организациями. Всего 17,9% респондентов в 2009 г. поддерживали постоянные контакты с высшими учебными заведениями. Вследствие этого конкурентные преимущества сельхозорганизаций, выражающиеся в возможности своевременно иметь доступ к новым разработкам в сфере производства, управления и маркетинга, не реализуются.
Для того чтобы модернизация сельского хозяйства стала реальной, а не оставалась лишь в плоскости теоретических рассуждений, требуется реализовать комплекс широкомасштабных, весьма капиталоемких мер. По мнению респондентов, они должны быть ориентированы прежде всего на обеспечение условий для повышения рентабельности сельхозпроизводства, формирования эквивалентных товарообменных отношений между участниками АПК, их интеграции в кооперативные, холдинговые структуры.
Не менее важно, по мнению руководителей сельхозорганизаций, проводить стимулирующую инвестиционную политику. Ее, как нам кажется, можно осуществлять посредством компенсации за счет бюджетных средств до 50% расходов на разработку для предприятий агросектора проектов по модернизации производства, субсидирования до 30% стоимости ресурсосберегающих машин и оборудования, предоставления налоговых преференций на период срока окупаемости затрат на инновации.
Нет необходимости доказывать, что следует активнее развивать инновационную инфраструктуру АПК региона, усиливая степень взаимодействия между ее элементами (вузами, НИИ, опытными станциями, страховыми и коммерческими организациями, сельхозпроизводством, органами власти).
Существует также острая потребность в создании эффективной службы информационно-консультационных услуг, способной непосредственно принимать участие в аудите, разработке и реализации конкретных проектов по модернизации деятельности сельхозорганизаций.
Важно, на наш взгляд, провести дополнительные научные исследования по определению «критических точек» управления продукционными процессами в сельском хозяйстве, превышение которых приводит к снижению эффективности использования достижений НТП.
Очевидно, что существенной модернизации требует система подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства, специалистов консультационных служб.
Наряду с вышеперечисленными мерами для ускорения освоения достижений НТП в сельском хозяйстве необходимо осуществлять комплекс мер по активизации информационного сопровождения модернизации отрасли в СМИ путем подготовки и распространения образовательной, рекламной и другой печатной продукции, выпуска специализированных журналов.
Только на основе такого подхода можно обеспечить модернизацию агропроизводства в регионе, повысить производительность труда в отрасли и конкурентоспособность продукции, а главное поднять на этой основе жизненный уровень населения области.
Литература
- Зинченко, А.П. Доходы и воспроизводство в сельском хозяйстве России / А.П. Зинченко // Вопросы статистики. 2010. №8. С. 68-77.
- Изменение цен в отраслях экономики в 20082009 гг. / Вологдастат. Вологда, 2010. 59 с.
- Информация о реализации приоритетных национальных проектов на территории Вологодской области за январьдекабрь 2009 года / Электронный ресурс. Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/periodic/FILE%20RUS/4893.pdf
- Курцев, И.В. Модернизация АПК Сибири: опыт прошлого и возможности / И.В. Курцев // Экономист. 2010. № 3. С. 84-89.
- Мониторинг функционирования агропромышленного комплекса Вологодской области: отчет о НИР / А.Н. Чекавинский. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2008. 83 с.
- Петриков, А.В. Задачи развития в аграрном секторе / А.В. Петриков // Экономист. 2010. № 3. C. 3-5.
- Сельское хозяйство Вологодской области в 2009 году. Вологдастат. Вологда, 2010. 73 с.
- Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года / В.И. Фисинин [и др.]. М.: Росиинформагротех, 2009. 80 с.
- Сычев, М.Ф. Проблемы развития аграрного сектора региона / М.Ф. Сычев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2009. № 7. C. 55-65.
1 Под модернизацией сельского хозяйства понимается качественное преобразование производительных сил и совершенствование производственных отношений. Согласно И.В. Курцеву [4], рост производительных сил в отрасли выражается в повышении почвенного плодородия, увеличении биологического потенциала и других полезных качеств сельскохозяйственных растений и животных, изменении роли человека в производстве путем замены ручного труда механизированным. Совершенствование производственных отношений включает переход на прогрессивные организационные формы сельхозпроизводства, усиление роли кооперации, формирование интегрированных структур в АПК, совершенствование государственного регулирования и поддержки АПК, создание инфраструктуры рынка.
2 В 2009 г. элитными семенами было засеяно только 7,4% посевных площадей [3].
PAGE \* MERGEFORMAT1
МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ УСКОРЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)