Интеграция науки, образования, бизнеса как решение стратегических задач в подготовке квалифицированных специалистов

Г.В. Леонидова

Зав. лабораторией исследования

проблем трудового потенциала населения ИСЭРТ РАН, к.э.н

г. Вологда

Интеграция науки, образования, бизнеса

как решение стратегических задач в подготовке квалифицированных специалистов

Реализация задачи ускорения развития нашей страны во многом зависит от наличия высококвалифицированных кадров, способных овладевать новыми знаниями и на практике осуществлять инновационную деятельность. Фундаментом кадрового обеспечения такой деятельности является образование, которое не просто готовит высококвалифицированных специалистов, а отвечает за увеличение изобретательской активности ее выпускников, становление креативной личности.

Человеческий капитал становится самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Выраженный в образовании работников, он положительно связан с производительностью труда и экономическим ростом. Увеличение человеческого капитала на 1% приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 3%1. При этом, чем выше уровень образования, тем больше вклад человека в создание общественного продукта [5].

Зарубежные исследования [7] показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование, поскольку именно высшая школа является генератором новых идей и технологий и обеспечивает формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений общественного развития. Высшее образование обеспечивает более высокую профессиональную «премию» во всех без исключения группах независимо от того, какую работу выполняет работник.

Высокая отдача от образования, проявляющаяся ныне во всех спецификациях российской действительности, формирует сильные стимулы к получению высшего образования. Этим в значительной мере объясняется непрерывно растущий спрос на высшее образование со стороны россиян и резкое увеличение доли студентов в соответствующей возрастной когорте [3]. Основные показатели деятельности учреждений высшего профессионального образования (ВПО) Вологодской области подтверждают нацеленность населения на получение высшего образования. Общий контингент студентов в области составлял на начало 2006/07 учебного года 50,6 тыс. человек (411 чел. на 10 тыс. населения). Число выпускников системы высшего профессионального образования возросло за последние годы более чем в 3 раза (рис. 1).

По общему охвату населения образованием разных уровней Россия занимает ведущее место в мире — доля россиян с образованием не ниже среднего профессионального составляет 55%, что в два раза превышает средние показатели по странам ОЭСР [8].

Рисунок 1.Динамика выпуска из государственных учреждений высшего профессионального образования Вологодской области, тыс. чел.

Источники: Статистический ежегодник Вологодской области. 2006 г. / Вологдаоблстат. - Вологда, 2007. - С. 115-117; Образование Вологодской области 1997 - 2007 гг.: стат. сб. / Вологдаоблстат. - Вологда, 2008. - С. 37, 54-55, 60-61.

Однако увеличение количества еще не означает повышения качества. Результаты опросов, проводимых в рамках проекта «Формирование системы мониторинга экономики образования» (ВЦИОМ, Левада-Центр и ГУ-ВШЭ), свидетельствуют о наличии несоответствия между «отраслевыми» требованиями работодателей из разных секторов российской экономики и возможностями подготовки, которые предлагаются нынешней системой профессионального образования. Это фиксируют и многие другие исследователи [2]. О том же говорят данные экспертных опросов руководителей учреждений профессионального образования и предприятий Вологодской области. Работодатели, как видно из таблицы 1, более критично, по сравнению с руководителями учебных заведений, оценивают уровень профессиональных знаний недавних выпускников вузов.

Таблица 1

Оценка работодателями и руководителями учреждений высшего профессионального

образования Вологодской области уровня подготовленности

выпускников вузов, в % от числа ответивших

Вариант ответа

Руководители

Работодатели

Высокий

13,8

1,3

Достаточно высокий

62,1

35,9

Средний

24,1

53,8

Низкий

0,0

9,0

Источник: данные экспертного опроса руководителей учреждений профессионального образования и предприятий (организаций) Вологодской области (ИСЭРТ РАН, 2007 г.)

Пробелы в качестве профессионального образования в вузе возникают не только на этой ступени, а гораздо раньше: они закладываются еще на школьном уровне. Итоги Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)2, замеры по которой проводились в 2000, 2003 и 2006 гг., показали, что по всем направлениям исследования результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем по странам ОЭСР, или средние международные результаты (табл. 3). Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников (с учетом ошибки измерения) таков: 33 – 38 места по естественнонаучной грамотности; 32 – 36 – по математической грамотности; 37 – 40 – по грамотности чтения.

Таблица 3

Некоторые результаты Международной программы

по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)

Показатель

Грамотность

чтения

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

2000 г.

2003 г.

2006 г.

2000 г.

2003 г.

2006 г.

2000 г.

2003 г.

2006 г.

Количество баллов в России (max=1000)

462

442

440

478

468

476

460

489

479

Место России (2000 г. –

из 32 стран; 2003 г. –

из 41 страны; 2006 г. из 57 стран)

27-29

32-34

37-40

21-25

29-31

32-36

26-29

24

33-38

Количество баллов по

странам ОЭСР (в среднем)

500

494

497

500

500

506

500

500

499

Источники: Knowledge and Skills for Life: First results from the OECD Programme for International Student Assessment. – OECD, 2001. – P. 264; Learning for Tomorrow’s World: First results from PISA 2003. – OECD, 2004. – P. 356, 444, 448.; Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся: PISA-2006. - М.: Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007. – С. 33, 50, 81.

Важнейший вывод, сделанный на основе этих исследований, состоит в том, что российская система обучения не способствует развитию у учащихся умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются знания. Поэтому требуется незамедлительное усиление в школах такого компонента как развитие навыков школьников по применению знаний в конкретной жизненной обстановке.

Размещение образовательного потенциала населения Вологодской области указывает еще на одну проблему: невостребованности обществом профессиональной составляющей знаний – почти половина занятого населения, являющегося выпускниками высшей школы, не работают по специальности, полученной в учебном заведении (табл. 2).

Таблица 2

Ответы на вопрос: «Работаете ли Вы по специальности, полученной в учреждении профессионального образования?», в % от числа опрошенных, 2007 г.

Варианты

ответов

Образование

Область

Ниже среднего и среднее

Среднее специальное

Высшее и н/высшее

Да

30,2

49,9

54,2

45,2

Нет

69,8

50,1

45,8

54,8

Источник: Данные системного мониторинга общественного мнения в Вологодской области (ИСЭРТ РАН)

С другой стороны, ускоряющиеся изменения в экономике, науке и технике, социальной сфере объективно вызывают необходимость в воспроизводстве знаний и умений работников в течение всей трудовой жизни. Доказано, что чем больше лет своей жизни человек обучается, тем выше его индивидуальный и общественный квалификационный потенциал.

Между тем в материалах, представленных в Докладе Общественной палаты РФ «Общество и образование: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?», отмечается, что Россия значительно уступает большинству европейских стран как по участию в дополнительном образовании, так и по активности самообразования. Это наглядно видно из рисунков 2 и 3, представляющих уровень этого процесса в различных странах.

Рисунок 2. Участие в дополнительном образовании в течение последних 12 месяцев (в % от числа опрошенных в возрасте 25 – 64 лет)

Источник: Здесь и ниже – Евростат (Http://epp.eurostat.ec.europa.eu, тема Lifelong learning) и Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ. Данные по Европейским странам – 2005 г, по России – 2006 г. (в рисунке 3 данные по Норвегии и Великобритании отсутствуют)

Рисунок 3. Участие в самообразовании в течение последних 12 месяцев (в % от числа опрошенных в возрасте 25 – 64 лет)

Важным механизмом поддержания высокого уровня квалификационного потенциала страны является инфраструктура повышения квалификации и переподготовки кадров.

Опрос Фонда «Общественное мнение» показал, что более 60% населения России за последние три года не приходилось повышать свою квалификацию (примерно столько же – в Северо-Западном федеральном округе)3. Это фиксируют и результаты изучения общественного мнения, проводимого ИСЭРТ РАН [10] в Вологодской области (табл. 4).

Таблица 4

Проходили ли Вы курсы по повышению квалификации или переподготовке?

(в % от числа опрошенных, № = 1500)

Суждения

Всего по области

Из них: с высшим образованием

Да, менее года назад

10,5

16,1

Да, менее 2 лет назад

10,1

13,7

Да, менее 5 лет назад

10,3

17,4

Нет, не проходил(а)

61,9

49,5

Другое

3,3

1,6

Источник: данные мониторинга общественного мнения в Вологодской области, (ИСЭРТ РАН, 2004 г.)

Большинство трудящихся не повышает уровень своего образования и квалификации: ни в форме второго высшего образования (65%), ни путем прохождения курсов переподготовки и повышения квалификации (54%).

Но и системность в подготовке и повышении квалификации – это еще не все, что необходимо для развития кадрового потенциала. Глобальная задача – это формирование и воспитание адекватной вызовам современности интеллектуальной элиты. А это невозможно без развития у людей творческости, активности, способности противостоять общественной инерции.

Данные мониторинговых исследований по изучению качества трудового потенциала населения Вологодской области, показывают, что постоянное занятие творческой, рационализаторской деятельностью характерно только для 8% опрошенных (табл. 5). Большинство же (51,4%), судя по данным опроса, не обременяет себя творческими занятиями, в 2007 г. доля таких ответов даже увеличилась на 9%. Происходит сокращение доли жителей области, которые все же прибегают к творчеству, но только в крайних случаях - при возникновении практической необходимости или при требовании начальства (с 48% в 2006 г. до 41% в 2007 г.).

Таблица 5

Динамика распределения ответов на вопрос:

«В какой мере для Вас в настоящее время характерно занятие творческой (рационализаторской, изобретательской) деятельностью?» (в %)

Вариант ответа

Год опроса

1997

1999

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т.д. - это стиль моей жизни

6,0

6,7

7,1

7,8

9,6

9,1

8,5

9,7

7,5

Придумываю, изобретаю и т.д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как - неизвестно, нет готовых решений

32,9

25,0

22,9

24,6

21,9

20,7

25,6

20,7

19,7

Придумываю, изобретаю, сочиняю и т.д., когда получаю соответствующее задание от начальства

22,9

19,8

23,4

24,1

25,7

24,5

28,9

27,0

21,4

Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили раньше, или что подсказывают другие, о чем могу прочитать в книгах, справочниках и т.д.

38,1

47,3

46,6

43,3

42,4

45,0

36,9

42,6

51,4

Источник: Данные мониторинга общественного мнения в Вологодской области, 2007 г. (№=1500)

Важнейшим показателем, характеризующим процесс кадрового обеспечения инновационной экономики, является, несомненно, сфера исследований и разработок. Как видно из таблицы 6, в Вологодской области, по регионам СЗФО и стране в целом в 2000 – 2006 гг. продолжался процесс сокращения численности исследователей с ученой степенью. В расчете на 100 000 населения в Вологодской области их количество в исследовательских организациях составляло всего 5 человек, значительно ниже, чем в среднем по России и СЗФО. Более того, по отношению к персоналу, занятому в области исследований и разработок, остепененных работников было 11,4% [9].

Таблица 6

Численность исследователей с ученой степенью

Регион

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2006 г. \ 2000 г., %

На 100 000 населения, чел.

Вологодская обл.

6

5

4

4

4

4

5

83,3

СЗФО

111

108

107

107

109

106

105

94,6

Россия

72

72

71

71

70

70

70

97,2

По отношению к персоналу, занятому НИОКР, в %

Вологодская обл.

18,2

16,6

13,0

10,6

8,7

11,2

11,4

62,6

СЗФО

13,5

13,3

13,3

13,4

13,9

13,8

12,3

91,1

Россия

11,9

11,8

11,8

11,9

11,9

12,2

12,3

103,4

Источники: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб. / Росстат. – М., 2007. – С. 102, 790, 798

Таким образом, сегодня в подготовке кадров для инновационной экономики наиболее актуальными проблемами являются:

  • низкий общий уровень качества образования и способности оперирования знаниями;
  • отсутствие преемственности между уровнями образования;
  • низкая доля занятых в секторе науки и инноваций, той среде, где формируется критическая масса для экономического роста экономики.

Что нужно делать, чтобы изменить это положение?

Ключевая задача, на наш взгляд, состоит в том, чтобы от современной практики ставки на количественные показатели роста студенческого контингента перейти к механизму селекционного отбора талантливой молодежи. Экономическая рациональность диктует необходимость создания такой образовательной системы, в которой учащийся был бы включен в процесс освоения специальностью уже со школьной скамьи, двигаясь в дальнейшем по организационной триаде: школа — вуз — аспирантура. На первый план, следовательно, выходят не вопросы количественных показателей профессионального образования, а вопросы использования знаний, повышения качества образования и его роли в развитии страны.

В настоящее время в стране идет широкий поиск эффективных методов и механизмов реализации этой задачи. Одним из примеров системной постановки вопроса по подготовке высококвалифицированных кадров и его решения является создание научно-образовательных центров.

Примером такой структуры может служить Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (рис. 4) при Институте социально-экономического развития территорий РАН. Он образован в 2003 году на договорной основе с ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» (филиал в г. Вологде).

Как видно из схемы, Научно-образовательный центр представляет собой интегрированную структуру, целью которой является обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по приоритетным направлениям науки и технологий, базирующихся на новейших научных знаниях.

К основным задачам НОЦ, служащим для достижения поставленной цели относятся:

  • выявление тенденций, проблем, определение путей и форм государственного управления инновационным развитием региональной экономики;
  • обеспечение опережающей подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе, высшей квалификации, по приоритетным и перспективным направлениям науки и технологий;
  • повышение эффективности научных исследований путем объединения усилий и ресурсов вузов и академического центра региона;
  • проведение научных конкурсов, школ и конференций для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников вузов и научной организации;
  • создание условий для выявления и развития способностей талантливой молодежи региона и формирования всесторонне развитой личности, обладающей чертами культурного, социально активного, мобильного человека
  • создание условий для развития инновационного малого бизнеса в сфере практического применения научных исследований.

В НОЦ решаются задачи качества образования в тесной взаимосвязи с практической деятельностью: все звенья образовательной цепочки НОЦ объединяет исследовательская деятельность (раннее включение школьника, а затем студента в условия научного поиска), экскурсии и практика на предприятиях и учреждениях, начиная с первого курса. Создаваемая творческая среда в таком учреждении обеспечивает создание благоприятных условий для профессионального становления, содействия личностному развитию, формированию объектно-ориентированных компетенций.

Реализация основной цели НОЦ происходит на основе современных теоретико-методологических подходов, основными из которых являются непрерывное образование (обучение на протяжении всей жизни), связь теории с практикой (знания, полученные в НОЦ, применяются его носителями в конкретных научных исследованиях, результаты исследований научных сотрудников используются в преподавании специальных дисциплин и т.д.), преемственность образовательных программ и др. В результате обобщения современных концептуальных подходов к обеспечению эффективности образовательного процесса применяются следующие компоненты его сопровождения: учебно-методическое, научно-организационное и психологическое. Каждое из этих компонентов является средством получения информации, необходимой для корректировки образовательного процесса.

Особенностью образовательного процесса в Научно-образовательном центре является использование разноплановых методик, активных форм и методов обучения по принципу: знания (углубленное изучение основ экономики), умение применять знания (участие в конкурсах научно-исследовательских работ), навыки защиты результатов исследований (обучение ораторскому мастерству, выступления на школьных конференциях, подготовка презентаций, участие в заседаниях дискуссионного клуба, преподавание и т.д.). За время функционирования НОЦ сложилась система, которая способствует становлению у молодых людей нового мировоззренческого состояния, обогащенного фундаментальными знаниями и навыками их практического применения.

В настоящее время в школьной подсистеме НОЦ занимается, начиная с 5 класса, 360 школьников, функционируют 13 классов с конкурсным приемом. Численность студентов, обучающихся в рамках НОЦ, составляет более 700 человек (студенты специальности «Национальная экономика» экономического факультета ВоГТУ и студенты филиала СПбГИЭУ в г. Вологде). Научными сотрудниками ИСЭРТ РАНосуществляется руководство курсовыми работами студентов. Студенты являются активными участниками конкурсов научно-исследовательских работ, проводимых ИСЭРТ РАН.

На наш взгляд, аналогичные научно-образовательные центры можно было бы иметь при каждом университете, которые функционируют в области, – по перспективным направлениям подготовки специалистов высокой квалификации под современные требования хозяйствующих субъектов и органов управления. Непрерывную цепочку образования могла бы завершать учеба в специальной структуре, готовящей специалистов для органов государственного и муниципального управления, корпораций, инновационных предприятий. В мировой практике это называется бизнес-образованием [6].

Один из примеров такой системы на Вологодчине – Корпоративный университет «Северсталь». Основываясь на его опыте, в городе Вологде создается собственный корпоративный университет с функциями образовательного учреждения нового типа. Важнейшее условие успешности реализации этого проекта – привлечение к участию в учебном процессе лучших преподавателей региона (докторов и кандидатов наук), а также ведущих специалистов предприятий и организаций, имеющих большой практический опыт и четкое представление о составе компетенций, необходимых успешному руководителю. В формировании и реализации образовательных программ активную роль должны будут играть сами заказчики.

Расширение таких интеграционных структур, как научно-образовательный центр или корпоративный университет позволит быстрее перейти к эффективной системе подготовки специалистов новой формации, а также организовать полноценное коммерческое и некоммерческое партнерство в системе «власть – наука – бизнес».

Список источников:

  1. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике: В 5 т. Т. III. – М.: Научный эксперт, 2008. – 648 с.
  2. Дымарская, О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия / О.Я. Дымарская // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2006. — 320 с.
  3. Капелюшников, Р.И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт /Р.И. Капелюшников // Препринт WP3/2006/03. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 64 с.
  4. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. - № 1340-р.
  5. Львов, Д.С. Будущее российской экономики. Экономический манифест / Д.С. Львов //Экономическая наука современной России. – М.: 1999. – № 3. – С. 5 – 31.
  6. Мау, В.А. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития /В. Мау, А. Сеферян // Вопросы экономики. – М.: 2007. - № 10. – с. 75-89.
  7. Маршалл, А. Принципы экономической науки: в 3-х т. Т.1./ А. Маршалл. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – С. 321 - 322
  8. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?/ Доклад Общественной палаты РФ. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. – 79 с.
  9. Проблемы регионального развития: 2007 — 2010 / В.А. Ильин, К.А. Гулин, М.Ф. Сычев [и др.]; под ред. проф. В.А. Ильина. - Вологда, 2007. - 184 с.
  10. Пространственные аспекты развития региона / В.А. Ильин, М.Ф. Сычев, К.А. Гулин [и др.]; под ред. В.А. Ильина.— Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008.– 298 с.

1 Подробный обзор исследований посвященных влиянию человеческого капитала оцениваемого по уровню образования приведен в Sianesi B., Van Reenen J. (2003) The returns to education, Journal of Economic Surveys, Vol. 17, No. 2, pp. 157-200.

2 В исследовании PISA-2006 приняли участие более чем 400 тыс. учащихся из 57 стран мира , 30 из которых – члены ОЭСР. Выборка российских учащихся 15-летнего возраста включала 6154 обучающихся из 210 образовательных учреждений 45 регионов России. В нее вошли учащиеся основной и средней школы, а также 15-летние учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

3 http://www.fom.ru

PAGE 9


Высококвалифицирован-ные кадры

овые знания

Исследования

прикладных проблем

Аспирантура, докторантура

Базовые кафедры в вузах

Переподготовка и повышение квалификации кадров

Проблемные центры и технопарки

Факультативные курсы в школах

Научно-образовательный центр

Наблюдательный совет

ИСЭРТ

РАН

Средние

школы

Высшие

учебные заведения

Рисунок 4. Схема Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН

Интеграция науки, образования, бизнеса как решение стратегических задач в подготовке квалифицированных специалистов