Малый и средний бизнес России – текущее состояние и перспективы развития

Ермошин Александр Михайлович,

Закрытое акционерное общество

«Российское агентство

поддержки малого и среднего бизнеса»,

г. Москва

Руководитель проектов

по программам поддержки МСП

Доклад на тему

«Малый и средний бизнес России – текущее состояние

и перспективы РАЗВИТИЯ»

Российский Экономический Конгресс

г. Москва

2009 год


ВВЕДЕНИЕ

Современная экономическая история развития ведущих стран мира показала, что, несмотря на все трудности, присущие периоду становления государства, именно малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) остается ключевой «точкой роста» экономики страны. Этому способствует лучшая адаптация к изменению конъюнктуры рынка, более высокая налоговая дисциплина, более низкий уровень затрат, значительная инновационная активность.

Малый и средний бизнес — это база для реализации предпринимательской активности и основа для формирования и расширения среднего класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в политической стабильности общества, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизационной повестки дня в экономике. Именно малое и среднее предпринимательство способно обеспечить конкурентоспособную диверсификацию отечественной экономики с необходимой инновационной составляющей. Кроме того, развитие МСП — это один из решающих факторов инновационного обновления - обновления на принципах реализации экономики знаний, человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. МСП являются наиболее приспособленными и мобильными при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, появление новых ниш и потребностей рынка. При этом они обеспечивают высокую эффективность капиталовложений, формируют конкурентную среду, насыщают рынок товарами и услугами, увеличивают налоговые поступления в бюджеты всех уровней,а также обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест.

Следует отметить, что уровень развития МСП определяет показатель степени свободы в экономике: крупные корпорации способны ее себе обеспечить самостоятельно, а МСП могут эту свободу получить только в том случае, если государство к этому лояльно относится. Малый и средний бизнес может развиваться только в либеральном поле. Именно поэтому необходимо вести речь о стабильном и долговременном развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, поскольку развитие МСП имеет не только экономическое, но и социальное значение.

Предпринимательская сфера – мощный инструмент борьбы с безработицей, предоставляющий широкие возможности для самозанятости населения, что на сегодняшний день становится особо актуальным в условиях нарастающего мирового финансового кризиса и угрозы массового сокращения сотрудников предприятий и компаний, особенно занятых в финансово-кредитной сфере, сфере обслуживания и торговли, строительства и многих других.

В такой ситуации практически единственным выходом для данной категории населения, состоящей из высококвалифицированных специалистов, становится возможность создания собственного бизнеса. Однако, этот процесс нуждается в серьезной поддержке со стороны государства, заключающейся в практическом содействии по упрощению процедуры вхождения на рынок и минимизации соответствующих рисков начинающих предпринимателей, развития инфраструктуры и необходимого набора доступных услуг, а также налоговых льгот и финансовой поддержки начинающих свое дело людей, включая микро-финансирование и другие доступные им финансовые услуги, в том числе грантовую поддержку. Большинство же предприятий малого и среднего бизнеса, которые были ориентированы на сдержанное развитие, вели осторожную финансовую политику и, самое главное, выстраивали бизнес в четком соответствии с изменением спроса на свою продукцию, сейчас нуждаются в облегченном доступе к финансовым ресурсам, а также в разносторонней поддержке, направленной на сокращение издержек и повышение эффективности бизнеса. Особенно сильно возрастает важность доступа к долгосрочным, инвестиционным ресурсам для малого и среднего бизнеса, поскольку из-за финансового кризиса многие предприятия сворачивают свои инвестиционные проекты, а это, безусловно, весьма негативно скажется на показателях экономического развития страны в ближайшие годы. Кроме того, для повышения конкурентоспособности МСП необходимо расширить перечень субсидируемых затрат МСП и увеличить долю затрат, покрываемых этими субсидиями.

Именно малые и средние компании вносят сегодня существенный вклад в рост производительности во всех странах мира. Сегодня в мире появляются организационные и технологические инновации, изменяющие способы производства и структуру отраслей. Без участия малого и среднего бизнеса невозможна реструктуризация промышленных гигантов. В инновационных областях, таких как информационные технологии, нанотехнологии или биотехнологии, создание новых фирм является единственным и главным механизмом эффективного роста.

Инновации и экспорт становятся движущей силой роста экономики, основой ее конкурентоспособности на глобальных рынках. Предпринимательство в свою очередь, является основой инноваций. Осознание этого факта в странах Северной Америки, а затем и в Западной Европе в 1980-х гг. изменило отношение власти и общества к малому бизнесу и способам его поддержки. Малые фирмы, с которыми ассоциировались высокий риск, ресурсная ограниченность, административный пресс со стороны государства и более крупных конкурентов, стали рассматриваться в качестве важного источника экономического роста. А стимулирование предпринимательства превратилось в один из основных приоритетов экономической политики не только в Европе, но и во всем мире. Последние события на мировых финансовых рынках и связанная с этим неопределенность глобального развития делают разработку и принятие долгосрочной федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса еще более актуальной. Именно поэтому развитию малого и среднего бизнеса, совершенствованию его внешней среды и модернизации соответствующей инфраструктуры поддержки уделяется беспрецедентное внимание со стороны руководства страны. Содействие развитию МСП является одним из основных элементов экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных задач.

Состояние малых и средних предприятий Российской Федерации

В России малые и средние предприятия пока еще не занимают столь значительного места в экономике страны как в большинстве развитых стран мира. Точкой отсчета современной истории малого и среднего предпринимательства в России может служить Постановление Совмина СССР от 8 августа 1990 года (Постановление Совмина СССР от 08. 08.1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»), где было сказано: "Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса".

Текущее определение малого и среднего бизнеса и действующие критерии его оценки приведены в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве). В Российской Федерации, в соответствии с Законом о малом и среднем предпринимательстве, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • микропредприятия – до пятнадцати человек;
    • малые предприятия - до ста человек включительно;
    • средние предприятия - от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно;
  3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2008 года N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категории субъектов малого и среднего предпринимательства» и применяются к отношениям, возникшим с 01 января 2008 года.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

  • микропредприятия – 60 млн рублей;
  • малые предприятия – 400 млн рублей;
  • средние предприятия – 1 000 млн рублей.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, Росстата и ФНС России, в настоящее время в стране действует:

  • микропредприятий – 1 065 016 единиц;
  • малых предприятий – 227 706 единиц;
  • средних предприятий – 17 486 единиц;
  • индивидуальных предпринимателей – 3 882 155 единиц;

Средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях – 11 млн. 419 тысяч человек (рост 12 % по сравнению с данными на 01 января 2008 года).

Вклад продукции, производимой малыми предприятиями в совокупный объем ВВП – 21 % (рост 4 % по сравнению с данными на 01 января 2008 г.), что в 3 – 4 раза ниже, чем развитых странах.

В общем и целом, вклад малых предприятий можно охарактеризовать следующими показателями: пятая часть валового внутреннего продукта; каждый шестой, занятый в экономике, а с учетом индивидуальных предпринимателей – каждый пятый; две из пяти компаний – малые.

По предварительной оценке, на средних предприятиях которых трудится около 2,2 млн. человек, а их годовой оборот составляет порядка 3 трлн. рублей. При этом треть средних предприятий действует в Центральном федеральном округе, 25% - в Приволжском федеральном округе, по 15% - в Уральском и Южном федеральном округе.

Структура малых предприятий по экономическим видам деятельности не меняется уже в течение последних нескольких лет: порядка 46% малых предприятий занимаются торговлей, около 13% действуют в сфере промышленности и строительства, около 2% - в сфере науки и научного обслуживания (Рисунок 1 – Структура малого предпринимательства):

Рисунок 1 – Структура малого предпринимательства

При этом, доля отечественной наукоемкой продукции на глобальном рынке составляет не более 0,5% (для сравнения: в США – 36%, в Японии – 30%). Доля же высокотехнологичной продукции в российском экспорте не превышает 5%, в то время как в Китае она превышает 22%, а у Южной Кореи – больше 38%.

Также все еще сохраняется дифференциация по уровню развития (плотности) малого предпринимательства и потенциала в экономике между российскими регионами.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации - программа, механизмы, инструменты, инфраструктура

Сектор МСП должен стать одним из ведущих в экономике России — и по росту производительности труда, и по технологической оснащенности, и по инновационной активности, и по конкурентоспособности на международных рынках. При этом, соответствующая дифференцированная поддержка должна быть оказана предприятиям малого и среднего бизнеса на всех стадиях его создания и роста, включая:

  • предпринимательство (этап от идеи занятия предпринимательством до начала работы нового малого предприятия);
  • микробизнес (малое предпринимательство на самом раннем этапе своего существования, с численностью в несколько человек и нестабильной финансовой ситуацией);
  • собственно малый бизнес (предприятия, успешно прошедшие первый, "стартовый" этап выживания);
  • средний бизнес.

Понимая это, государственная власть в последние годы заметно улучшила свое отношение к предпринимательству:

  • продолжается бюджетное финансирование программ поддержки данного сектора экономики, а в их рамках – реализация таких приоритетных направлений, как создание бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, гарантийных и венчурных фондов, поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий, субсидирование затрат малых предприятий на оплату процентных ставок по банковским кредитам, на сертификацию товаров и услуг, на участие в выставках, грантовая поддержка начинающих предпринимателей и т.д.;
  • принят Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • как самостоятельный и правоспособный сегмент финансового рынка стало рассматриваться микрофинансирование, являющееся, зачастую, единственной возможностью получения оборотных средств для начинающих предпринимателей.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации прямо заявлено, что «содействие развитию малых и средних компаний является основным элементом экономической политики государства, способствующей поддержанию здоровой конкуренции и решению долгосрочных социальных задач».

Но, вместе с тем, общая ситуация в сфере поддержки и развития предпринимательства еще далека от идеала:

  • механизм финансирования ряда направлений и мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства, через Минэкономразвития России, а также полученные результаты оказались не столь эффективными, как планировались, в силу ограниченной правоспособности федерального органа исполнительной власти и жестких рамок бюджетного кодекса, неурегулированной ритмичности исполнения бюджета, разного уровня развития региональных экономик, квалификации чиновников и т.д.;
  • многие региональные (а тем более – муниципальные) бюджеты не обладают достаточным объемом финансовых ресурсов для реализации «прорывных» программ развития малого и среднего бизнеса;
  • власти на местах не всегда видят в предпринимательстве союзника и действенный механизм реформы местного самоуправления в части формирования доходной части бюджетов муниципальных образований;
  • заявления российских банков о масштабном кредитовании малых предприятий, включая стадию «старт-ап», в большинстве своем являются не более чем модным рекламным ходом, оставаясь на деле лишь декларацией;
  • вопросы доступа малых предприятий к имущественным, технологическим и иным ресурсам решаются не так быстро, как это необходимо;
  • российская инновационная система в настоящее время пока еще опирается на предложение, а не на спрос, практически отсутствует система выявления, квалифицированного формулирования и систематизации технологических запросов предприятий, а так же проблем муниципальных образований и регионов (технологии переработки промышленных отходов, технологии для ЖКХ (в том числе ИКТ), строительной индустрии, сферы сервисного обслуживания, безопасности и т.д.);
  • практически не работают ведомственные / отраслевые программы поддержки развития малого и среднего бизнеса.

Определяющим фактором, который может обеспечить тесную связь между МСП и наукой может стать организационная и законодательная среда в виде полноценной инновационной инфраструктуры как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне федеральных округов со всеми необходимыми услугами, позволяющая МСП развивать и внедрять инновации в практическую деятельность.

Важным элементом институциональной среды являются объединения предпринимателей. Необходимо отметить, что в целом система общественного представительства и защиты интересов малых предпринимателей уже создана: в настоящее время в России сформировалось, по разным оценкам, от 1500 до 2500 межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях, в том числе около 400 некоммерческих организаций федерального уровня.

На практике реализация мер по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах происходит при участии организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации – крупнейшее объединение предпринимателей России, которое представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса всех сфер деятельности.

Одной из приоритетных задач ТПП РФ на современном этапе является создание лучших условий для развития малого и среднего бизнеса в России. Для этого ТПП РФ совместно с Минэкономразвития России и территориальными ТПП проводит на ежемесячной основе мониторинг состояния МСП в субъектах РФ.

Федеральным законом от 01.12.2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» заложены правовые основы для становления принципиально нового для Российской Федерации механизма регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. Для государства СРО – это институт квалифицированного системного оппонирования и механизма консультаций с организованными представителями интересов предпринимательского и профессионального сообщества, повышения прозрачности отношений государства и бизнеса. Перспективными сферами саморегулирования на сегодняшний день являются: аудиторская, кадастровая, бухгалтерская, туристская, актуарная деятельность, деятельность экспертов-техников в сфере безопасности дорожного движения, патентных поверенных. Бизнес-ассоциации, в частности, отраслевые, сегодня обладают значительным экспертным потенциалом и демонстрируют способность активно и профессионально отстаивать консолидированные интересы делового сообщества, избегая лоббирования интересов узкой группы заинтересованных лиц или конкретного лица. В перспективе СРО могли бы взять на себя значительную часть функций по регулированию рынков, особенно в вопросах соблюдения требований к качеству, а также помогать эффективному взаимодействию хозяйствующих субъектов с государственными органами и обществами потребителей.

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в 2005 – 2009 годах осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее – Постановление). Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом федеральной исполнительной власти по реализации государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и осуществляет выполнение финансовой Программы поддержки сектора МСП.Предоставление средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось на конкурсной основе, для чего была создана Конкурсная комиссия для отбора заявок с участием представителей Минэкономразвития России, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, объединений предпринимателей, в том числе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и ОПОРЫ России. Таким образом, обеспечивалась взвешенность и прозрачность при выделении бюджетных средств.

Постановлением утверждены основные направления поддержки субъектов малого предпринимательства, а именно:

  1. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  2. поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  3. развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
  4. создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  5. реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Анализ практики реализации указанных мероприятий показывает результативность выбранных направлений государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства.

В 2005 году в федеральном бюджете для целей поддержки субъектов малого предпринимательства были предусмотрены средства в размере 1,5 млрд. рублей, в 2006 году – 3 млрд. рублей, в 2007 году – 3,8 млрд. рублей, в 2008 году - 3,85 млрд. рублей, а в 2009 году – около 10,5 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса выделяется около 30 млрд. рублей, а еще 7,5 млрд рублей выделяется на капитализацию региональных гарантийных фондов. На 2010 год уже запланировано выделение 11 млрд рублей из федерального бюджета на поддержку и развитие МСП России.

Одним из основных условий предоставления средств федерального бюджета является со-финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2009 году основные направления федеральной программы поддержки МСП регулируются приказом Минэкономразвития России №31 от 30 января 2009 года «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства». Приоритетные направления поддержки включают «Антикризисный пакет мер», состоящий из 4 разделов:

  • программы поддержки начинающих – гранты начинающим на создание собственного бизнеса;
  • развитие микрофинансирования;
  • гарантийные фонды (фонды поручительств);
  • субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам.

В 2009 году заявки на участие в программе представили 82 субъекта Российской Федерации (кроме Ненецкого АО) на получение федеральных субсидий в размере 24 млрд рублей, что говорит о серьезной заинтересованности региональных властей в развитии малого и среднего предпринимательства и готовности выделять собственные средства для реализации поддержки данного сектора экономики. Средний уровень со-финансирования расходного обязательства из федерального бюджета составляет 70% (в прошлом году – 50%). Это означает, что из федерального бюджета выделяется 70% средств на мероприятия по поддержке МСП, а 30% - из регионального бюджета. При этом, для 65 регионов уровень со-финансирования выше среднего и составляет 80%.

В 2009 году в федеральной финансовой программе выделен "Антикризисный пакет мер", направленный на поддержку занятости населения и содействие началу собственного бизнеса, сохранению рабочих мест, а также обеспечения доступа уже существующих субъектов малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам и уменьшение стоимости таких ресурсов. Проекты, получившие грантовую поддержку (300 тыс. руб.), предполагают организацию бизнеса в таких сферах как производство, строительство, сельское хозяйство, инновационная деятельность, оказание бытовых услуг населению, торговля, услуги общественного питания и др. Приоритетной целевой группой получателей грантов являются зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения, работники градообразующих предприятий. По предварительной оценке реализация данного мероприятия до конца года позволит создать более 25 000 новых рабочих мест в различных отраслях экономики.

Кроме мероприятий, реализуемых Минэкономразвития России по поддержке начинающих предпринимателей, Минздравсоцразвития России в 2009 году реализует комплекс мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Помимо мероприятий, включенных в «Антикризный пакет мер», в 2009 году за счет средств федерального бюджета поддерживаются такие мероприятия региональных программ, как:

  • развитие малых и средних предприятий в области инноваций и промышленного производства;
  • образовательные программы, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации руководителей и сотрудников малых компаний;
  • поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов;
  • создание и обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров);
  • субсидирование затрат предпринимателей, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, а также затрат на присоединение к объектам электросетевого хозяйства (до 100 кВт) в установленных субъектом Российской Федерации приоритетных сферах;
  • поддержка и развитие молодежного предпринимательства.

К настоящему моменту из федерального бюджета уже перечислено в регионы 9,1 млрд руб., из них:

  • на программы грантовой поддержки – 20%;
  • на развитие микрофинансирования – 20%;
  • на развитие системы гарантийных фондов – 40%;
  • на компенсацию расходов по оплате % по банковским кредитам – 20%.

В 2010 году основные направления федеральной программы поддержки МСП сохранят, в основном, текущие приоритеты. Будет продолжена поддержка создания новых объектов инфраструктуры развития (МСП) – строительство бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д., малого и среднего инновационного бизнеса, а также поддержка кластеров, в том числе, инновационных предприятий. Общая сумма средств, выделяемых из федерального бюджета в 2010 году, составит порядка 11 млрд рублей.

По словам Шарова А.В., Директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, в настоящее время гранты начинающим выдаются в 66 регионах страны, микрофинансирование налажено в 43 регионах, а субсидирование процентов по кредитам осуществляется в 76 регионах.

При этом, каждый регион использует свой инструмент - например, сегодня самый популярный у предпринимателей вид поддержки - компенсация государством расходов по оплате процентов по банковским кредитам. Для этого в 67 регионах созданы гарантийные фонды, которые предоставляют до 70 процентов гарантий. То есть, финансируется до двух третей банковской ставки. Капитализация существующих гарантийных фондов достигает 11 млрд рублей, а осенью 2009 года будет проведена их докапитализация еще на 7,5 млрд рублей.

В 60 регионах страны сформированы специальные фонды для предоставления в аренду помещений малым компаниям - это примерно 8 млн. квадратных метров.

В 75 регионах действуют инкубаторы для начинающих предпринимателей, где уже оборудовано 10 тысяч рабочих мест.

Действующие 23 региональных венчурных фонда проинвестировали около 1,77 млрд рублей в разные инновационные компании: IT-технологии, биотехнологии, нанотехнологии, медицина и т.д.

Реализация вышеизложенных мер государственной поддержки МСП должна привести, в целом, к достижению в 2020 году следующих целевых показателей:

  • доля малого и среднего бизнеса в ВВП – 30%;
  • доля малого и среднего бизнеса в структуре занятости – 30%;
  • доля малого и среднего бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – 80%

Кроме того, целевыми показателями финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства также являются следующие показатели, приведенные в Таблице 1:

Таблица 1 – Целевые показатели финансовой программы поддержки МСП

Мероприятия

Целевые показатели 2009 - 2011 годов

Целевые показатели 2020 года

Региональные и муниципальные бизнес-инкубаторы

120

50

Региональные венчурные фонды

30

30

Региональные фонды прямых инвестиций

30

83

Гранты начинающим предпринимателям (ежегодно)

100 000

250 000

Региональные фонды поручительств

83

83

Поддержка муниципальных программ развития МСП

50

300

Промышленные парки, технопарки

40

100

Поддержка экспортно-ориентированных МСП

1500

5500

Компенсация затрат МСП по технологическому присоединению к электросетям в приоритетных сферах

до 100 кВт

-

Как видно из вышеизложенного, в период мирового кризиса Правительство России возлагает особые надежды на МСП как один из главных факторов экономического роста - потому что малый бизнес быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, инновационен, социально ориентирован, создает новые рабочие места. Именно на это и направлены все основные меры и действия Правительства России - как в сфере финансовой поддержки, так и законотворческой.

Заключение

Глобализация, развитие технологий и дерегулирование экономики открывают перед коммерческими предприятиями новые неограниченные перспективы. Действенность традиционных бизнес-стратегий снижается, следовательно, возникает вопрос о разработке новых. Компании, которые стремятся преуспеть в новых условиях, должны привести как свою организационную структуру, так и компетенции, а также психологические установки персонала в соответствие с деятельностью на международных рынках. Новые возможности для развития бизнеса на глобальных рынках открывают сегодня и каналы электронной информации.Представление либеральной части нашего общества о том, что рынок способен сам отрегулировать все экономические отношения и запустить механизм технического прогресса и экономического развития, сделать конкурентно способной отечественную промышленность оказались сильно преувеличенными.

Проблема использования новых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность МСП, обостряется в условиях повышения степени открытости национального хозяйства, поскольку такие компании в ситуации нестабильности и отсутствия опыта рыночного хозяйствования вынуждены конкурировать с крупными транснациональными корпорациями. Для этого им приходится осваивать новые рыночные методы работы, внедрять современные механизмы управления конкурентоспособностью. Предстоящее присоединение России к ВТО ставит национальные МСП в более жесткие условия конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Продвижение продукции (товаров, услуг) МСП на высококонкурентные рынки требует, помимо высокого технического уровня продукции, соответствующего мировым стандартам, еще и огромных финансовых расходов на маркетинг, рекламу, покрытие операционных издержек, среди которых существенная доля приходится на оплату консультационных, информационных и правовых услуг.

Программы развития экспорта МСП, реализуемые Министерством экономического развития и торговли России, нацелены на увеличение стоимостного объема российского экспорта МСП, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг. Предполагается, что в среднесрочной перспективе эти меры обеспечат двукратный рост объема валовой выручки малых и средних предприятий и значительно повысят их долю в общем объеме российского экспорта.

Мировой опыт показывает, что без мощной и всесторонней поддержки государством и обществом малых и средних предприятий по всем векторам и на всех уровнях, данный сектор экономики недостаточно конкурентоспособен, особенно на международных рынках. Сегодня государство снабжает начальными средствами малый бизнес, предоставляет ему в аренду оборудованные помещения, длительно обучает инициативно настроенных граждан, применяет открытые и скрытые протекционистские инструменты защиты внутреннего рынка, задействует механизмы продвижения национальных интересов на мировом рынке. Государство формирует качественное правовое поле для деятельности бизнеса и всячески поощряет объединение предпринимателей в бизнес-ассоциации, которые были бы способны квалифицированно представлять, продвигать и защищать интересы своих членов как на внутренних, так и на внешних рынках. Для России это особенно актуально, поскольку сегодня мы ставим своей целью формирование полноценной индустриально-инновационной (пост-индустриальной) экономики, способной играть ключевую роль на евразийском пространстве на протяжении нескольких последующих десятилетий. Актуальность этого обстоятельства связана также с присоединением России к ВТО, процессами глобализации экономики и интернационализации бизнес-процессов, а также участию нашей промышленности в международных кластерах и производственных цепочках.

Будущее экономики и социального сектора как России, так и ЕС, тесно связано с международной конкурентноспособностью МСП. И хотя Россия и Европа находятся на разных этапах «Инновационного пути», обе страны имеют одну общую задачу – устранить серьезное отставание в развитии научно-технологического сектора экономики. Сектор научных исследований ЕС относительно слабо развит по сравнению с экономиками США, Японии и даже Южной Кореи. В США в секторе научных исследований занято на 50% больше специалистов в расчете на 1000 работников, чем в ЕС. Разрыв в развитии высокотехнологичных секторов экономики ЕС и США составляет около 120 млрд. долларов в год. При этом, этот разрыв увеличивается с каждым годом.

По мнению Европейской Комиссии, ЕС имеет шанс выправить положение, если объединит ресурсы своих стран, в каждой из которых национальная научная политика будет реформирована в соответствии с единым европейским стандартом. На сегодняшний день во многих сферах коммерческой и научной деятельности Европейского Союза еще не существует единого пространства. Интеграция в научно-технологической области отстает от финансовой – европейский валютный союз уже действует. Необходимо активное инвестирование научных исследований и технологий, как со стороны государственного, так и частного сектора, что одновременно с созданием единого научного пространства дает большие надежды на прогресс уже в ближайшем будущем. Именно поэтому развитие сотрудничества ЕС и России в научно-технической сфере может помочь быстро и эффективно исправить существующую ситуацию.

Принятие основополагающего Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007 «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса», введение отдельной нормы (статья 24), стимулирующей поддержку внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий России, а также многих других законов и мер свидетельствует о том, что процесс содействия российским МСП в продвижении на международные рынки и повышении уровня их общей конкурентоспособности уже начался и, безусловно, будет продолжен.

Малый и средний бизнес России – текущее состояние и перспективы развития