Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационного развития

Цукерман В.А., Горячевская Е.С. (ИЭП КНЦ РАН, Апатиты)

Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационного развития

Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

В мировой практике используются четыре группы косвенных методов: налоговые льготы; льготное кредитование; отсрочка налогообложения; финансовая поддержка процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и вузов.

Налоговые льготы являются одним из самых распространенных методов косвенного регулирования в мире.

Важным инструментом косвенного регулирования инновационной деятельности в развитых странах является налоговый кредит. Например, в Австрии с 2005 г. компании, инвестирующие в науку и технологии, даже если они сами не проводят исследования и разработки, получают премию в размере 25% от затрат на исследования и разработку, но не более 100 тыс. евро в год. В Канаде размер налогового кредита для «научных» затрат составляет 35% на первые 2 млн. канад. долл. [1

].

Отсрочка налогообложения применяется для решения проблем, возникающих у компаний, расходующих средства на проведение изобретательских работ и приобретение необходимого для этого оборудования, но не получающих пока прибыли, достаточной для использования налоговых льгот в полном объеме. Законодательство многих развитых стран предусматривает перенос налоговых льгот в подобных случаях на будущие периоды.

В 2005 г. правительство Бельгии приняло решение стимулировать научную активность частного сектора, снизив налог на заработную плату ученых. Компании, ведущие исследования и разработки или сотрудничающие с научными организациями, могут оставлять себе 50% от объема налогов с заработной платы.

Другим косвенным методом государственного регулирования инновационных процессов являются законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю получать «инновационную ренту», т.е. плату за пользование его изобретением. Это положительно сказывается на активности научной работы в стране.

Создание инновационной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны, также является часто применяемым косвенным методом государственного регулирования инновационной деятельности, распространенным в мировой практике. В Великобритании, Дании, Нидерландах, Финляндии важнейшими составляющими информационной инфраструктуры являются организации по прикладным исследованиям, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия.

В последнее время правительства развитых стран, особенно членов Евросоюза, усилили внимание к вопросам облегчения доступа к информации по новым технологиям, прежде всего патентной, для малого и среднего бизнеса. Так, в Нидерландах важным источником информации для получения новых знаний в предпринимательском секторе является Патентное ведомство. В Германии, помимо Патентного ведомства, создано 25 патентно-информационных центров и служб, рассредоточенных по всей стране. Некоторые из локальных центров Германии были объединены в сеть для облегчения доступа малым и средним предприятиям к объединенным ресурсам.

Правительство Японии выпускает обзоры современных тенденций на рынке, результаты маркетинговых запросов покупателей, обзоры состояния развития отраслей экономики и пр. Это так называемая «Белая книга по науке и технологии», которая издается ежегодно. Интенсивный обмен научно-технической информацией поощряется государством в целях достижения согласованности интересов промышленных фирм, центральных и местных властей, научных организаций.

В Китае уже более 10 лет реализуется программа инновационно-технологического развития страны, в рамках которой создается сеть технопарков, каждый из которых содержит от одного до трех инновационных центров.

Совокупность косвенных методов государственного регулирования, применяемые в России, – это механизмы, обусловленные законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими инновационную деятельность. Кроме того, в России \создана система фондов, призванных содействовать развитию науки и техники в стране.

К прямым методам стимулирования инновационной деятельности относят мероприятия, стимулирующие кооперацию университетов с промышленностью, промышленных корпораций в области НИОКР. Всю совокупность прямых методов государственного регулирования инновационных процессов можно сгруппировать в две формы: административно-ведомственную и программно-целевую. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования.

В зарубежных странах инновационное законодательство развивается несколько иначе, чем в России, в основном используется как программное финансирование, так и создание специальных норм, стимулирующих развитие инноваций, при этом по программам финансируются не только конкретные проекты, но и предусматриваются различные виды и формы государственной поддержки деятельности различных инноваторов [2]. Так, в США существует закон Стивенсона-Вайдлера «О технологических нововведениях». Он предусматривает ряд мер стимулирования промышленных инноваций: создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. В мировой практике известны различные подходы к формированию механизмов управления региональными программами.

Контрактное долевое финансирование инновационных проектов представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений, в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком. В США таким образом финансируется основное количество федеральных затрат на НИОКР.

Государственная поддержка создания консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств. Примером содействия кооперации науки и промышленности со стороны государства является Япония. С этой целью Министерством внешней торговли и информации Японии была создана корпорация регионального развития, целью которой было создание сети научных центров. Эта корпорация в свою очередь создавала специальные строительные компании, в которых она участвовала как один из учредителей.

В Великобритании действует несколько программ, направленных на расширение сотрудничества промышленных фирм и исследовательских учреждений. Одна из таких программ – программа «Предвидение» предусматривает определение перспективных рынков и технологий, а также мероприятий, необходимых для сохранения конкурентоспособности страны.

С целью интенсивного проникновения инноваций на рынок правительства зарубежных стран оказывает помощь малому и среднему бизнесу. Во-первых, государство содействует развитию малых компаний, выходящих на рынок. Во-вторых, инициируется поддержка малых предприятий, осуществляющих инновации. Причем оба эти направления предусматривают активное использование разнообразных венчурных механизмов.

В Австрии уже несколько лет реализуются две программы – «Seed Financing Programme» и программа «Academy plus Business Programme». В их рамках осуществляется поддержка новых инновационных фирм и спин-офф компаний. В Испании в рамках программы «INGENIO2010» создан специальный фонд, финансирующий через Общество венчурного капитала рисковые инновационные проекты. В Германии действует программа EXIST, в рамках которой осуществляется двойная поддержка проектов малого инновационного бизнеса: средства поступают в базовую организацию и в саму стартовую фирму для увеличения ее собственного капитала [].

Используются также разнообразные инструменты квотирования. В Великобритании в ряду прочих мер практикуются своего рода «обременения» на государственные контракты в сфере науки и инноваций. С 2005 г. не менее 2,5% от их общего числа должны заключать с малыми предприятиями.

Применяются прямые методы государственного регулирования инновационной деятельности и в России. Одним из популярных на сегодняшний день мероприятий по стимулированию и развитию регионов, в том числе и инновационной деятельности, являются федеральные и региональные программы. Всю совокупность этих программ можно классифицировать следующим образом:

  • программы, охватывающие территории макрозон и экономических районов, например, Федеральных целевых программ;
  • программы социального и экономического развития субъектов Федерации;
  • программы развития отдельных отраслей экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Инновационное развитие – основа модернизации экономики России: Национальный доклад. – М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. – 168 с.

2 Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд; Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. – М.: Наука,2005. – 343 с.

PAGE 2

Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационного развития