Особенности финансов государственных (муниципальных) унитарных предприятий в современных российских условиях
Конева Ольга Владимировна
ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
г. Самара
Особенности финансов государственных (муниципальных) унитарных предприятий в современных российских условиях
Разработанная и утвержденная в 1999 году в Российской Федерации концепция административной реформы предусматривала сокращение количества государственных и муниципальных унитарных предприятий. В рамках предполагаемых реформ государство должно было оставить лишь те активы, которые необходимы для выполнения функций, имеющих общественно важный характер. Однако в этой части административная реформа фактически провалена, поскольку в настоящее время наблюдается засилье этих организаций на рынке, рост платных услуг, форсированная передача им государственного и муниципального имущества и препятствование предпринимателям в приватизации имущества, находящегося в аренде более 3 лет.
Основной проблемой является то, что ГУПы, МУПы, а также государственные и муниципальные учреждения, не будучи рыночными образованиями, участвуют в свободных экономических отношениях, и, по сути, мешают частным компаниям, раскачивают рынок и сводят на нет идею конкуренции.
В Бюджетном послании Президента России на 2009-2011 годы Д.А.Медведев в качестве одной из основных задач бюджетной политики определил необходимость «в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий». Кроме того, глава государства отмечает необходимость расширения практики представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих. "Следует обеспечить полноценный учет имущества казны и его отражение в финансовой отчетности публично-правовых образований", - говорится в послании.
В целях практической реализации данной задачи, 16 сентября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, отвечая на вопросы депутатов Госдумы, заявил, что работа по акционированию государственных унитарных предприятий ведется и должна быть продолжена, но ее необходимо проводить очень аккуратно. По его словам, Россия «переходит к этапу, когда необходимо начинать новую структурную приватизацию - это когда большое количество государственных унитарных предприятий необходимо акционировать». В то же время к этой работе нужно подойти ответственно, чтобы не повторилась ситуация, когда предприятия после акционирования начинали влачить нищенское существование, не были допущены к средствам в виде государственного оборонного заказа.
Одной из целей сохранения старых и формирования новых ГУПов было стремление правительства удержать контроль над развитием различных проектов и выполнить социальные обязательства. В частности, ГУП «Рособоронэкспорт» восстановил единый контроль над экспортом вооружений, а ГУП «Техмашимпорт» за счет новой технологии способен решить проблемы с угонами автотранспорта.
Кроме того, при акционировании и продаже акций компаний возникает ряд проблем, которые не обсуждались при составлении программы разгосударствления ГУПов. Во-первых, вопрос о том, как государство будет оценивать стоимость технологий, которые уже приобретены за государственный счет, и которые получит новый собственник. Во-вторых, не ясно, сможет ли новая компания стать полноценным продолжателем дела государственной компании.
Нужно учитывать, что ГУПы часто работают в тех областях, где конкуренция или ограничена, или отсутствует. В первую очередь это оборонная промышленность и другие стратегические отрасли. Возникает очевидный вопрос: чем их заменить?
Во-первых, можно создавать казенные предприятия, руководить которыми будут не директора, а ведомства или конкретные чиновники. Однако тогда государство должно будет отвечать по всем обязательствам такого предприятия. Другой вариант активизировать процесс акционирования ГУПов, начатый еще в начале 90-х. Однако этому противится армия заинтересованных чиновников. И, наконец, третий вариант передача ГУПов в качестве вклада в капитал создаваемых госкорпораций.
Этот путь Западная Европа прошла в 80-х годах. В середине минувшего века считалось, что государство должно присутствовать во всех отраслях. Кроме того, на европейские госпредприятия были возложены и многочисленные социальные функции. Наконец, европейские экономисты были уверены, что государство должно распоряжаться крупными инвестициями. Но к началу 80-х выяснилось, что во многих странах Европы доля государственных («общественных») предприятий составляла чуть ли не половину всей экономики. Результативность такой структуры оказалась под большим вопросом.
Признав неэффективность прежнего пути, европейские государства решительно сократили долю непосредственного присутствия в экономике, ограничившись самым необходимым. В итоге нынешняя доля общественных компаний в экономике ЕС не превышает 10%. Самой «государственной» остается экономика Франции, где доля госпредприятий достигает 18%. В Великобритании доля ГУПов была доведена до 3%1.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Большинство экспертов до сих пор уверено, что Россия еще долго не сможет отказаться от ГУПов, хотя их число в ближайшие несколько лет должно сильно сократиться. По словам Президента России Дмитрия Медведева, «количество государственных предприятий должно быть ровно таким, чтобы обеспечить интересы всей страны, но не более того».
Кроме того, на современном этапе представляется достаточно эффективным сохранение ГУПов, по масштабам деятельности соответствующих малым и средним предприятиям, поскольку в данном случае затраты на изменение организационно-правовой формы предприятия и последующие затраты на управление (в том числе проведение общего собрания акционеров) превышают экономический эффект от акционирования. С целью мониторинга целесообразности сохранения за организацией организационно-правовой формы государственного унитарного предприятия следует применять комплексную систему показателей эффективности деятельности, разработанную специально для унитарных предприятий.
Прежде всего, для измерения эффективности функционирования нужно применять ресурсный показатель - общую рентабельность предприятия.
Сравнивая полученное расчетное значение с плановым, можно сделать вывод о том, насколько предприятие отклонилось от плановых показателей в ту или иную сторону. Если предприятие убыточно и не несет социальной или стратегической нагрузки, имеет смысл провести процедуру акционирования как одну из мер повышения эффективности деятельности. Признав же по результатам этого сопоставления предприятие рентабельным, следует провести более углубленный анализ.
Предлагаемая система показателей включает следующие разделы анализа:
1. Анализ возможностей унитарного предприятия.
2. Анализ внутренней структуры унитарного предприятия.
3. Анализ внешнего окружения унитарного предприятия.
4. Планирование эффективности деятельности унитарного предприятия.
5. Диспетчирование (регулирование) деятельности унитарного предприятия.
6. Финансовый контроль за деятельностью унитарного предприятия.
Рассмотрим подробнее каждый раздел финансового анализа.
1. Анализ возможностей унитарного предприятия.
Анализ возможностей - это комплексное исследование, которое проводится с целью определения основных аспектов его функционирования. Результаты анализа позволяют судить о текущем состоянии предприятия, отсечь начальные точки для определения эффективности. На первом этапе проводится анализ продукции предприятия.
Если производство продукции неэффективно, то исследуется структура спроса на виды продукции, производство которых можно наладить на имеющемся оборудовании без принципиального изменения технологии, анализируется эффективность производства такой продукции. В случае если такое производство неэффективно, изучается структура спроса на продукцию смежных отраслей. И так далее - с помощью метода последовательных приближений. Основной критерий отбора вида продукции и организации его производства - эффективность функционирования государственного унитарного предприятия.
2. Анализ внутренней структуры унитарного предприятия.
Анализ внутренней структуры предприятия проводится для выявления тех внутренних резервов, которые оно может использовать для повышения эффективности функционирования и обеспечения выпуска требуемого количества товарной продукции.
Для начала необходимо оценить потенциал предприятия по нескольким разделам. Для оценки потенциала могут применяться различные экономические расчеты. Например, для сравнения качества управления на различных предприятиях можно соотнести сумму чистой прибыли предприятия за конкретный период и сумму, выплачиваемую руководству этого предприятия в качестве вознаграждения за труд (заработная плата, премии и т. д.) за тот же самый период. В целом, подбор информации следует проводить по сопоставимым показателям, используя различные приемы и методы. Информация для укрупненного анализа возможностей предприятия может содержать данные о:
* местонахождении предприятия;
* степени известности;
* производственном потенциале;
* технологическом оборудовании;
* длительности изготовления вида продукции;
* качестве продукции;
* персонале;
* уровне расходов.
Анализ внутренней структуры производится на основе перечисленной информации путем сопоставления значений соответствующих показателей конкретного предприятия со среднеотраслевыми показателями. Для изучения каждой из выше перечисленных составляющих внутренней структуры предприятия используется ряд показателей, расчет которых производится в стоимостном выражении.
Для оценки местоположения предприятия используется показатель местонахождения. Его значение позволяет анализировать транспортные расходы предприятия и более грамотно планировать процесс функционирования.
Показатель степени известности позволяет в цифровом выражении оценить эффективность маркетинговой политики предприятия, а также долю занимаемого предприятием рынка выпускаемой продукции. Если значение показателя степени известности равно 1, изучаемое предприятие является монополистом по данному виду продукции.
Качество и количество производственного потенциала и технологического оборудования можно измерять с помощью показателя степени износа нематериальных активов и оборудования соответственно, а также с помощью коэффициента выбытия и коэффициента обновления соответствующих компонентов необоротных активов.
Длительность изготовления вида продукции определяется по технологическим нормам изготовления единицы продукции, затем длительность изготовления единицы умножается на количество единиц в отгрузочной норме (вагон, контейнер и т. д.).
Качество продукции определяется коэффициентом возврата и вычисляется как соотношение затрат на ремонт или замену продукции, возвращенной потребителями, как некачественную, и общей суммы выручки от реализации этой продукции.
Персонал можно оценить по средней производительности производственного персонала, а также по средней выручке на одного работника.
Уровень расходов определяется по данным финансовой отчетности.
После анализа внутренней структуры предприятия следует так называемый анализ внешнего окружения, который включает изучение поставщиков и потребителей.
3. Анализ внешнего окружения унитарного предприятия.
В процессе анализа внешнего окружения готовится информация по всем аспектам, связанным с предприятиями поставщиками сырья и потребителями продукции. Изучение поставщиков сырья проводится с целью выявления наиболее выгодных по критерию "цена на складе предприятия". Это связано с отличием отпускных цен у различных производителей. Но выбирать сырье только по отпускной цене ошибочно, поскольку она существенно увеличивается за счет стоимости транспортировки от склада поставщика до склада предприятия. Таким образом, повысить эффективность производства можно за счет формирования четкой снабженческой политики.
С другой стороны, изучается спрос на продукцию, производимую на предприятии. Поскольку на предприятии может производиться несколько видов продукции, основная задача - разделить продукцию на потребляемую оптовыми и розничными покупателями. Это связано, во-первых, с различиями в стратегии маркетинга, зависящей от типа потребителя.
При проведении анализа внешнего окружения также изучаются поставщики сырья, поставщики энергоресурсов, другие контрагенты, а также те аспекты деятельности предприятия, которые в основном зависят от внешних по отношению к нему воздействий.
Результаты трех составляющих анализа возможностей используются на следующих этапах цикла управления. В частности, результаты оценки потенциала предприятия применяются на этапе планирования, информация о доле рынка используется при постановке задачи на производство того или иного вида продукции.
Таким образом, анализ возможностей - это начальный этап цикла управления, в соответствии с результатами которого строится дальнейшая деятельность предприятия.
4. Планирование эффективности деятельности.
Эффективность производственного проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к предприятию-производителю, к которым относятся:
* чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект;
* индекс доходности (ИД);
* внутренняя норма доходности (ВНД);
* срок окупаемости;
* другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.
Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:
Если ЧДД производственной схемы положителен, схема является эффективной (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о ее принятии для реализации. Чем больше ЧДД, тем эффективнее схема. При отрицательном ЧДД руководство унитарного предприятия рискует потерять свои средства, т. е. проект неэффективен.
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений (К).
Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1, производственная схема эффективна, если ИД < 1 - неэффективна.
Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (ЕВН), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.
Если расчет ЧДД производственной схемы дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта (Е), то ВНД схемы определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой руководством нормой дохода на вкладываемый капитал.
В случае, когда ВНД равна или больше требуемой нормы дохода на капитал, инвестиции в данную производственную схему оправданы, и может рассматриваться вопрос о ее организации. В противном случае инвестиции в данную производственную схему нецелесообразны. Если сравнение альтернативных (взаимоисключающих) вариантов производственной схемы по ЧДД и ВНД приводят к противоположным результатам, предпочтение следует отдавать ЧДД.
Срок окупаемости - минимальный временной интервал (от начала осуществления цикла производства), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами - это период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с осуществлением производственного процесса, покрываются суммарными результатами его осуществления.
Результаты и затраты, связанные с осуществлением производственного процесса, можно вычислять с дисконтированием или без него. Соответственно получится два различных срока окупаемости, но дисконтирование предпочтительнее.
На практике эффективность производства государственного унитарного предприятия анализируется в следующем порядке:
1) Сравнивается среднесрочная рентабельность схем со средней ставкой банковского процента за этот период.
2) Схемы сравниваются с точки зрения страхования от инфляционных потерь.
3) Сравниваются периоды окупаемости инвестиций.
4) Сравниваются размеры требуемых инвестиций.
5) Рассматривается стабильность поступлений в ходе функционирования технологической цепочки.
6) Сравнивается рентабельность инвестиций в целом за весь срок производства определенного вида продукции.
7) Сравнивается рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтирования.
5. Диспетчирование деятельности унитарного предприятия.
Для повышения эффективности необходимо четко определить приоритеты управления, то есть разделить решаемые задачи на первоочередные и второстепенные. Следовательно, в процессе управления возникает структура решаемых задач, с помощью которой управляющая команда может своевременно и полно проводить весь цикл управляющих мероприятий.
Исполнение первоочередных задач возлагается на службу диспетчеров, в компетенцию которых входит регулирование товарных и финансовых потоков по объемам и времени. Основанием для регулирования служит организационный план производства, в котором рассчитаны контрольные объемы и даты проведения операций между предприятиями.
Процесс диспетчирования представляет собой двухполюсную систему с обратной связью. Обратная связь необходима для получения полной и своевременной информации в обоих направлениях. Таким образом, процесс диспетчирования сопровождает весь цикл управления эффективностью и его этапы повторяются многократно в ходе функционирования государственного унитарного предприятия.
6. Финансовый контроль за деятельностью унитарного предприятия.
Финансовый контроль деятельности государственного унитарного предприятия - это неотъемлемый этап процесса управления, который состоит из нескольких последовательных шагов, включающих анализ финансовой отчетности и факторный анализ деятельности предприятия.
Как показывают проведенные исследования, в результате осуществления цикла управления эффективностью государственного унитарного предприятия можно существенно повысить прозрачность его деятельности, и, как следствие, увеличить собираемость налогов, отчисления от прибыли и снизить социальную напряженность на самом предприятии. Следовательно, квалифицированный финансовый менеджмент унитарного предприятия, оперирующий отлаженной системой финансового анализа, может стать альтернативой акционированию.
1 Павлова М.Н. Управление государственной собственностью: мировой опыт // Журнал российского права, №8, 2009.
Особенности финансов государственных (муниципальных) унитарных предприятий в современных российских условиях