Картины детства и родной природы в стихотворениях И. Бунина («Детство», «Помню - долгий зимний вечер…») и С. Есенина («Бабушкины сказки», «Пороша») (План)


Память хранит лучшее. (Детские воспоминания есть у каждого человека, они сохраняются на всю жизнь. Судьба человека может сложиться по-разному. Но в детстве человек думает только о хорошем, весь мир ему представляется прекрасным и таинственным. Взрослые часто вспоминают детство как лучшее время своей жизни.) Картины родной природы в стихотворениях Бунина и Есенина. (Человек начинает познавать мир, который находится рядом с ним: дом, дорогу, деревья под окнами, лес, поле, рощу. Он делает свои первые наблюдения, первые открытия, и они становятся яркими, запоминающимися событиями.) Жаркий день в сосновом бору. (Полдень в сосновом бору в стихотворении Бунина "Детство" похож на сказку:Повсюду блеск, повсюду яркий свет,Песок - как шелк...Сосны кажутся десятилетнему мальчику великанами. Запах сосны для писателя стал запахом жаркого солнечного лета). Спокойствие и красота родной природы. (В стихотворении "Помню - долгий зимний вечер..." поэт вспоминает, как в зимние вечера мама рассказывала ему о лете, о тихом шепоте леса, о золотистых полях ржи, чтобы успокоить мальчика перед сном:Вместе с тихим сном сливалосьУбаюкиванье грез -Шепот зреющих колосьевИ невнятный шум берез...) Детские воспоминания поэтов. (Вспоминая свое детство, Есенин, как и Бунин, рисует ту же картину: зимний вечер, свою бабушку, ее сказки, которые увлекают, завораживают:И сидим мы, еле дышим,Время к полночи идет.) Олицетворение природы. (Поэтом можно назвать того человека, который не утратил способность смотреть на мир глазами ребенка. В стихотворении Есенина "Пороша" будто оживают бабушкины сказки:Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.Олицетворение - основной прием поэта в стихах о природе. Возможно, способность наделять предметы свойствами живых существ пришло к поэту из бабушкиных сказок, из песен, услышанных когда-то в детстве.)