Климатические изменения: риски и возможности экономического роста

Б.Н. Порфирьев

Институт экономики РАН, Москва

Климатические изменения: риски и возможности экономического роста

Суть самих климатических изменений и общая оценка их последствий для экономики – мировой и российской.

Масштабы климатических изменений являются глобальными по своей сути. Климат – явление планетарное, а в экономическом плане является, как известно, глобальным общественным благом. Поэтому всё что происходит и происходило с климатом, бесспорно, имеет мирохозяйственные измерения, если говорить об экономике.

Основной тенденцией изменения климата, о которой очень много пишут и говорят, хотя дело ею далеко не исчерпывается, является повышение температуры за последние 100 лет примерно на 0,8 градуса (эти и другие цифры округлены).

Еще одна тенденция – неравномерность климатических изменений. Во-первых, во времени: за последние десятилетия темпы изменения климата резко ускорились. По оценкам палеоклиматологов сегодняшний цикл потепления происходит в 300 раз быстрее, чем все циклы потепления, которые происходили до этого. Во-вторых, в пространстве, в территориальном разрезе. Если глобальная температура повысилась примерно на 0,8 градуса, то в России этот показатель примерно в полтора раза выше. При этом и в мире, и в России есть некоторые так называемые полюса роста температуры, который достигает 5-6С. Эти полюса роста находятся на территории Российской Федерации: в Алтайской, Читинской, Иркутской областях, юге Сибири. Иными словами, в районах, которые являются стратегически важными ареалами добычи и разработки природных ресурсов.

Ещё одна существенная тенденция – динамика изменений по сезонам года. Зимы на самом деле становятся теплее – именно они предопределяют общую тенденцию глобального потепления; а лета несколько прохладнее, что мы и сами замечаем. В частности, в Центральной России, если взять динамику температуры примерно за 800-1000 лет, то общая тенденция, как ни странно, связана с некоторым похолоданием; и только последние десятилетия мы видим картину потепления.

Самый интересный и дискуссионный спорный вопрос – причины глобального потепления. С нашей точки зрения, полной ясности в этой картине нет. Если внимательно прочитать самые капитальные публикации, которые выходят на этот счёт, в частности Межгосударственного экспертного комитета при ООН по климатическим изменениям – имеются в виду сами тома, а не резюме для политиков и широкой общественности – то они отчётливо свидетельствуют о противоречивой картине. Тем не менее, чаще всего публично цитируется – в том числе и авторами этих исследований – резюме с общим выводом о 90%-ой вероятности доминирования антропогенных факторов потепления. При этом среди этих факторов называется в основном техногенная деятельность: промышленности, транспорта и т.д. Есть близкие точки зрения, которые высказываются целым рядом специалистов, в том числе нашими отечественными специалистами, согласно которым человеческий фактор доминирует. Однако проблема связана с воздействием человека на биоту, являющуюся важным регулятором формирования климата, и уже это влияние приводит к тем тенденциям, о которых было сказано. Имеются и абсолютно противоположные взгляды, которые говорят о доминировании фактора природной изменчивости климата, тогда как роль антропогенного фактора очень невелика. Эту точку зрения высказывает целый ряд специалистов из Отделения наук о Земле РАН. Ряд их коллег из США, Европы, Японии поддерживают эту точку зрения.

Подчеркнем только два момента, связанные с экономикой и управлением. Первый. Понимание причин исключительно важно, потому что именно от этого зависит ответ на два принципиальных вопроса – что делать и кому делать. Если речь идёт о том, что изменения климата – прежде всего, природный феномен, то тогда понятно, что ответ на первый вопрос заключается в адаптации экономики к указанным изменениям. Ответ на второй вопрос мог бы упрощенно выглядеть так: адаптацией должны заниматься практически все экономические субъекты. Однако, при прочих равных, приоритет должен принадлежать государству, в том числе госсектору экономики, прежде всего, в связи с решением проблемы обеспечения безопасности экономики и общества от последствий климатических изменений, которые адаптация смягчает, но не устраняет.

Если же полагается, что однозначно доминируют антропогенные или техногенные факторы, то мы имеем дело с внешними издержками, с так называемыми экстерналиями. Следовательно, ответ на первый вопрос – необходимо эти пока не учитываемые издержки перевести в реальные издержки производства, включить в цены рынка. Ответ на второй вопрос – с экономические субъекты будут практически те же, однако существенно возрастает роль рыночных игроков, бизнеса как такового, который, как минимум, имеет паритет с государством по несению финансового и технического бремени.

Второй момент. Общий знаменатель прогнозов, оценок и т.д. изменения климата можно охарактеризовать как достаточно высокую неопределенность. Указанная неопределённость не означает пассивность, ничего неделание – именно так почему-то это воспринимают некоторые наиболее радикальные «зеленые». Речь о необходимости максимального снижения неопределённости, прежде всего, путём увеличения инвестиций и повышения престижа науки – единственного инструмента, способного добиться решения упомянутой задачи. Кроме того, об использовании принципа предосторожности, памятуя о том, что даже если влияние человека очень невелико, то неизвестно, не является ли он последней «каплей» (или предельным приращением), которое может вызвать последующие негативные изменения.

Что касается общей характеристики последствий изменения климата для экономики, имеются глобальные эколого-экономические модели, увязывающие эти изменения с динамикой экономического роста. Их на сегодняшний день насчитывается около двухсот. Подавляющее большинство из них показывают негативное влияние повышения температуры на экономический рост в целом в мире, хотя зависимость и нелинейная. На самом деле, это чрезмерно обобщенный вывод, скрывающий важные особенности – примерно как средняя температура пациентов больницы. Картина более сложна и противоречива.

В частности, в России степень благоприятности (и наоборот) воздействия изменения климата на экономические условия хозяйствования существенно зависит (а) от специфических природных условий территории; (б) от сценария ее экономического развития; (в) отраслевой специфики. Таблица также показывает существование значительной неравномерности, но уже в отраслевом плане. Есть целый ряд хозяйственных комплексов, которые будут испытывать преимущественно негативное влияние изменения климата, и зависеть это будет от конкретных шагов, которые будут предприняты соответствующими экономическими властями. Это, прежде всего, газовое хозяйство, сельское хозяйство и другие погодочувствительные сектора экономики. Есть другие отрасли и производства, которые испытывают, наоборот, благоприятное влияние или индифферентны к изменению климата.

Климатические изменения как новые риски и вызовы для экономического развития России. Потепление прежде всего сказывается на так называемых северных территориях, которые занимают примерно 60% площади страны. На 4 млн. кв. км происходит деградация вечной мерзлоты; параллельно идёт процесс таяния льдов в окружающих Россию, и не только, разумеется, Россию, морях Мирового океана. Что касается вечной мерзлоты, ее разрушения, это приводит к изменению характеристик грунтов, их несущей способности и разрушению соответствующей инфраструктуры зданий и сооружений. Данный процесс уже происходит, кое-где очень интенсивно. Сибирь является одной из наиболее чувствительных к повышению климата зон – рост температуры там гораздо больше, чем, скажем, в средней полосе (если Москва это +1,5%, то Сибирь + 5%). Такие города, как Надым (одна из газовых «столиц»), Сургут (один из нефтяных центров страны), Воркута (один из центров угледобычи) уже испытывают серьёзные проблемы, а в ближайшие десятилетия, они, видимо, усугубятся.

Также налицо тенденция уменьшения выпадения осадков и, соответственно, учащение засух примерно на 15-16% территории Российской Федерации. Это юг Западной Сибири, Ростовская, Ставропольская области и Краснодарский край – то есть наши зернопроизводящие районы. Неблагоприятные последствия для экономики АПК и риски продовольственной безопасности очевидны. С уменьшением осадков тесно связан рост риска пожаров на территории России. По данным МЧС России, увеличение температуры только на 1С может приводить к увеличению продолжительности пожарных сезонов, увеличению числа лесных пожаров и площадей, которые затрагиваются пожарами в среднем от 12 до 16%.

На основной части территории Российской Федерации – это примерно 80% – прогнозируется увеличение осадков, что связано с рисками более мощных весенних паводков, наводнений, затоплений. Это существенно ещё и потому, что уязвимость к ним достаточно высока. По оценкам МЧС России, гидротехническими сооружениями страна обеспечена на 2/3 от потребности, причем этих сооружений имеют амортизацию, которая перевалила за все мыслимые пределы. В связи с увеличением количества осадков существуют определённые риски, связанные с эпидемиями, которые как раз связаны с заболачиванием территории. Увеличение тепла также ведёт к другим медицинским последствиям, которые могут приводить к тепловым ударам в городах, подобно тому, что было в 2003 г., когда в России умерло около 2 тыс. человек, в Европе – порядка 35 тысяч. Изменяется также ветровая нагрузка, которая увеличивает риск ураганов, штормов и т.д.

В целом, если подвести краткий итог, он таков. Действительно возникают изменения климата влекут за собой новые и существенные риски хозяйствования, которые касаются экономики России в целом, но, в первую очередь, ее наиболее погодочувствительных секторов. По нашим подсчётам, они дают примерно треть ВВП– это и АПК, и лесное хозяйство, и водное хозяйство, и транспорт, и туризм, и рекреация – а наносимый им ущерб при тех тенденциях, которые сейчас доминируют, может достигать от 0,5% до 1% ВВП. В Долгосрочной концепции социально-экономического развития Российской Федерации, которая была сравнительно недавно принята Правительством, отмечается, что примерно к 2030 г. могут возникнуть климатические барьеры, которые могут стать тормозом экономического роста. Мы видим, что некоторые эти барьеры проявляются сейчас. Там же, в Концепции, упоминается о тех «окнах возможностей», которые несут с собой климатические изменения.

Климатические изменения как фактор и новые возможности для экономического роста в России, в том числе в условиях нынешнего глобального финансового кризиса. Потепление, помимо того, что вызывает те негативные обстоятельства, о которых уже говорилось, порождает и определённые позитивные эффекты. Прежде всего, это проявляется в сокращении отопительного сезона, что для России является исключительно важным для энергетиков, ЖКХ, транспорта и, вероятно, для всех рядовых потребителей. По данным Оценочного доклада Росгидромета за 2009 г., зоны «выигрыша» включают ареалы, где отопительный сезон сокращается до 10 суток. Каков выигрыш? Зимой 2007 г. экономия топлива составила 120 млн. т, в действующих ценах это примерно 30 млрд. долл.

Кроме сокращения продолжительности отопительного сезона расширяется зона земледелия, увеличивается вегетационный период, что несёт соответствующие выгоды отечественному АПК в виде роста урожая и соответствующих доходов. Далее, тенденция освобождения ото льдов окружающих морей, о которой ранее шла речь больше в негативном плане, (в частности, в связи с возможным повышением уровня Мирового океана, хотя здесь не всё так однозначно), улучшает возможности транспорта. Например, даже неполное освобождение ото льдов Северного морского пути увеличивает возможности судоходства, продолжительность навигации, и ведёт к росту выгод для морского транспорта страны. То же относится к автодорожному транспорту – в связи с сокращением продолжительности оледенения дорог, что сокращает издержки на борьбу с ним. Всё это, естественно, с определёнными допусками по вероятности, поскольку в такой сфере как изменение климата ничего строго определённого быть не может.

Еще одна совокупность выгод связана не с позитивными последствиями климатических изменений как таковыми, а с косвенными эффектами, обусловленными реакцией общества на риски, о которых шла речь ранее. Эта реакция заключается, прежде всего, в стремлении к модернизации и фактическом переходе экономики к новому технологическому укладу, который, помимо прочего, снижает риски климатических изменений через сокращение техногенной нагрузки на окружающую среду. Повторюсь: как бы ни была сравнительно незначительна эта нагрузка, полностью никто не может быть уверен в том, что формально незначительное приращение не влечёт и не повлечет за собой определённых негативных последствий, в том числе бифуркаций, которые крайне трудно прогнозировать, как и ожидаемый в связи с этим ущерб.

Упомянутая модернизация экономики связана, прежде всего, с переходом к энергосберегающим и энергоэффективным производствам, учитывая (а) роль энергетики в экономике и (б) ее основной «вклад» в выбросы парниковых газов.

Программы и мероприятия повышения энергоэффективности и энергосбережения должны предусматривать инновации превентивного характера, т.е. те, которые, собственно, связаны с уменьшением выбросов парниковых газов. В этом отношении уже имеется целый набор технологий и технологических программ, которые связаны с развитием и альтернативной энергетики, и с энергосбережением как таковым, с переходом на новые виды топлива для транспорта и т.д. Кроме того, обязательным компонентом должны стать инновации адаптационного характера, которые связаны, прежде всего, с использованием новых материалов, новых сортов растений – тех, которые позволяют лучше приспособить экономику к меняющимся климатическим условиям, меняющимся вне зависимости от того, насколько влияет на это человек. Можно и нужно с учетом возможностей экономики стремиться избежать дополнительных и зачастую далеко не обязательных нагрузок на окружающую среду, но природная изменчивость никуда не девается.

В связи с вопросом о перспективах так называемой низкоуглеродной экономики, отметим два момента. Во-первых, «по большому счёту» не нужно изобретать велосипеда и что-то делать специально для климата. Есть перечень критических технологий, который подписан президентом Российской Федерации в 2006 г. (сейчас (ноябрь 2009 г.) РАН предложена его новая версия). В нем содержится 38 пакетов критических технологий, из которых подавляющая часть имеет прямое отношение к технологиям превентивной и адаптационной направленности, о которых шла речь ранее. Всё, что нужно делать – просто реализовывать те программы научно-технического развития, которые были приняты и содержат на самом деле много конструктивного. Во-вторых, существует, хотя и не полностью, нормативная база на этот счёт, которая, прежде всего, представлена прошлогодним указом президентом, связанная с уменьшением энергоёмкости ВВП на 40% к 2020 г., а также постановлением правительства России от 8 января 2009 г., которое предусматривает к этой же дате, к 2020 г., увеличение вклада энергии от возобновляемых источников в общий баланс до 4,5%.

Подчеркнем: речь идёт об ускоренном формировании уже в самом ближайшем будущем – не только в России, но и в еще более четкой форме в развитых странах – двух новых секторов мирового хозяйства. В сфере реальной экономике – это производство и торговля «чистыми» или «зелеными» технологиями (объем исчисляется триллионами долларов). В мировой финансовой – это так называемые углеродные рынки (выпуск и торговля правами на выбросы парниковых газов), емкость которых на сегодняшний день оценивается более чем в 100 млрд. долл. В 2008 г. этот рынок, несмотря на кризис, вырос (примерно на 12%); в 2009 г. сжался в связи с последствиями кризиса, однако это сжатие существенно меньше, чем на многих товарных рынках, а в 2010 г. ожидается рост существенно выше роста ВВП. К сожалению и в более благоприятные 2005-2007 годы (годы после ратификации Киотского протокола) и сейчас, когда целый ряд благоприятных возможностей, по-прежнему существует, Россия практически ими не воспользовалась и не использует до сих пор.

В связи с этим подчеркнем: речь идёт не о торговле воздухом, как часто пишут и говорят СМИ, а о реальной возможности получения прямых инвестиций и технологий, которые должны помочь России совершить структурную перестройку и модернизацию экономики. В том числе, уйти от засилья портфельных спекулятивных инвестиций, которые в недавнем прошлом наводнили страну, и бегство которых в существенной степени способствовало возникновению финансового кризиса в России.

В связи с финансово-экономическим кризисом в контексте темы доклада отметим следующее. Бесспорно, оказывая негативное влияние на экономический рост, социальную сферу, приток инвестиций, кризис отрицательно сказывается на темпах и перспективах модернизации экономики, связанных с энергосбережением и энергоэффективностью, подстёгиваемыми в том числе и фактором климатических изменений. Сейчас эти темпы замедлились, мировой углеродный рынок стагнирует. Однако, кризисные условия, как это часто бывает, одновременно содержат в себе некоторые стимулы для того, чтобы воспользоваться изменением климата и политико-экономической активностью по поводу этой проблемы для того, чтобы выйти из состояния того кризиса, в котором мы находимся.

Поясним свою мысль. Выход из финансового кризиса неизбежно связан с поисками наиболее эффективных инвестиций – поисками тех экономических ниш, придя в которые эти инвестиции дадут наиболее быструю отдачу и наибольший мультипликативный эффект и для производства, и для роста (сохранения) занятости. Это в краткосрочном плане. В долгосрочном же плане – выведут на те рубежи модернизации, которые обеспечат в дальнейшем устойчивый рост и новый облик экономики России, характеризуемый не пресыщением финансовыми пузырями из-за нефтегазовых «инъекций», но содержанием в себе, как минимум, ростков нового технологического уклада, которые постепенно прорастут и охватят всю экономику. В этом отношении технологии, которые помогают решать проблему последствий изменения климата – а это, повторимся, не только, энергоэффективные, энергосберегающие технологии, но и более широкий их набор – оказывается именно теми инструментами, которые позволяют добиться наибольшего мультипликативного эффекта.

Не располагая соответствующими расчётами по российской экономике, упомянем, что по имеющимся выкладкам по европейской и американской экономике мультипликатор в сфере энергетической инфраструктуры и соответствующих НИОКР примерно вдвое превышает среднюю величину по экономике в целом как с точки зрения числа рабочих мест, так и роста ВВП. Кроме того, в антикризисных программах развитых государств и стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия, значительное, в ряде случаев ведущее, место отведено модернизации энергетической и транспортной инфраструктуры, развитию альтернативной энергетики и связанных с этим НИОКР. В российской антикризисной программе есть упоминание об этих вещах, но не более того.

В то же время, с точки зрения рассматриваемой проблемы зарубежные и российская экономики имеют немало общего. В частности, и там, и здесь в секторе ЖКХ можно добиться энергосбережения, снижения выбросов парниковых газов, составляющих почти четверть совокупного вклада. И это именно тот сегмент экономики, куда инвестиции, приходя, обеспечивают наиболее денежную и скорую отдачу, что так нужно в условиях кризиса.

Подводя итог сказанному ранее, отметим, что климатические изменения являются, безусловно, новым и быстро растущим по значению фактором экономического роста. В долгосрочной перспективе они могут превратиться в один из главных, возможно ключевой, факторов развития. Его влияние противоречиво. Не стоит обольщаться в отношении позитивного влияния климатических изменений на экономику России, но не следует и впадать в алармизм. При всей противоречивости ситуации, уже сейчас и, тем более в ближайшем будущем, мировая политика, в том числе экономическая, всё больше будет использовать фактор климатических изменений, как предлог и реальный стимул, соответственно, для ограничений контрагентов и поощрения собственных производителей в конкурентной борьбе при переходе к новому, шестому, технологическому укладу. Прежде всего, в странах «золотого миллиарда» и наиболее быстро растущих переходных экономиках стран БРИК.

В связи с этим рекомендации для российской экономической (и не только) политики включают следующее. Во внутриполитическом плане, прежде всего, необходимо учитывать в полной мере риски и выгоды, которые связаны с климатическими изменениями, в долгосрочном планировании. Подчеркнем, что сам климатический фактор, будучи долговременным по определению, является стимулом перехода именно к долгосрочному планированию, точнее говоря, учитывая приоритет СССР в этой сфере, возврата «на круги своя», конечно, в новом качестве. Иными словами, речь идет о климатическом или, шире экологическом, императиве (в дополнение к социально-экономическим) перехода России к подлинно стратегическому типу планирования. В свою очередь, это влечёт за собой целый ряд требований к подготовке важнейших программ развития страны и внесению существенных корректив в будущую систему государственной статистики. Кроме того, необходим пересмотр отношения российского политического истеблишмента к науке. Не говоря уже об обороноспособности и инновационном развитии экономики, которые призваны стать ключом к решению задач устойчивого роста и обеспечения общенациональной безопасности, наука является единственным эффективным инструментом снижения неопределённости, связанной с климатическими рисками, и обеспечения адаптации экономики к изменению климата и его последствий

Во внешнеполитическом плане, Россия, бесспорно, должна использовать возможности международного, включая научное, сотрудничества, которые предоставляют на сегодняшний день различные организации и форумы; памятуя о том, что если отсутствовать за столом переговоров, то можно, образно говоря, оказаться в его меню. Тогда задача намного усложнится. Нужно использовать и возможности и углеродного рынка, учитывая его риски и, вместе с тем, не относясь к нему как к фантому, связанному исключительно с торговлей воздухом. Наконец, нужно внести соответствующие коррективы в принятую в 2009 г. Стратегию национальной безопасности, где геополитические и политико-экономические аспекты рассматриваемой сегодня проблемы пока, к сожалению, не получили должного освещения.

Климатические изменения: риски и возможности экономического роста