«Как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям?»
Предшкольный возраст - необыкновенное время. По накалу эмоций, темпам внутреннего переустройства человека оно сродни первому году жизни. Ребенок меняется прямо на глазах.
Человек взрослеет в течение всей жизни. Но впервые чувство взрослости просыпается в нас именно в 6-7 лет.
Ребенок очень хочет стать взрослым и поэтому все что, приближает его к состоянию взрослого человека ("я пойду в школу", "я скоро буду, как старший брат"), для него исключительно важно и значимо. Собственное стремление "повзрослеть" усиливается и осложняется теми обязанностями, которые на маленького человека возлагают родители и общество в связи с тем, что он идет в школу.
Меняются все формы жизнедеятельности, и смысл его жизни становится другим - ребенка оценивают не по его эмоциональным, поведенческим достижениям, а по достижениям школьным. Все детство ведущей деятельностью малыша была игра. И как следствие - самодостаточность. Теперь же он встречается с внешней оценкой - это, пожалуй, основной источник трудностей и дезадаптаций. Раньше ребенка оценивали близкие люди в кругу семьи, и его самооценка, его самоощущение - результат воспитания внутрисемейного.
Когда же он приходит в школу, то встречается с оценкой чужих для себя людей, которая очень сильно изменяет его представление о себе. Оказывается, то, за что его раньше хвалили дома, здесь уже имеет меньшую ценность, за что ругали - здесь ругают еще больше и т. д.
Школа - это первый пример встречи с большим социумом, первый экзамен на уверенность в себе. Самооценка "ломается" потому, что теперь ребенок в состоянии сравнить себя с другими людьми, понять, каков он в действительности, не только внутри своей семьи, где он самый маленький, или самый вредный, или самый любимый, или самый балованный. Основные трудности - это как раз расхождение его представлений о себе и той оценки, которую он получает в школе со стороны соучеников и учительницы.
Как же помочь адаптироваться к новым условиям?
Ребенка надо готовить к школе. И это в первую очередь не умение читать и писать - дошкольник должен обладать качествами и способностями, которые помогут ему начать учиться. Одно из них - произвольность поведения, то есть способность управлять собственными эмоциями, делать неинтересную работу, не то, что хочется.
Другой момент - помочь ребенку начать оперировать понятиями "вчера и "сегодня". Это очень существенно: малыш видит себя не только "здесь и сейчас", но и себя вчера и себя завтра. Он становится автором своей жизни. Он понимает, что его нынешние неудачи - это следствие его вчерашнего разгильдяйства, и, с другой стороны, его сегодняшняя подготовка к урокам есть залог его завтрашних успехов.
Готовиться к новой роли - родителей ученика - необходимо и взрослым. Нельзя резко менять свои требования к ребенку. То, что мама с папой тоже начинают ориентироваться только на отметку ("Кто же любит троечников, мой дорогой"), может травмировать малыша больше, чем сами школьные неприятности. На самом деле информационная загруженность школьных занятий не так пугает детей, как не испытанное ранее эмоциональное давление.
Дело осложняется тем, что сегодня практически все ребята предшкольного возраста остаются "недоигравшими". А ведь только в коллективных играх появляются навыки неформального общения со сверстниками и взрослыми. Родителям просто необходимо компенсировать недостаток игр! Дети стремятся к общению - помогите им: организуйте и покажите игры.
Очень важно, чтобы в школе у ребенка не возникла так называемая обобщенная негативная самооценка. Если первоклассник из-за "двойки" по русскому языку подумает, что он самый глупый, самый никчемный, самый ненужный, самый несчастный - это будет ужасно. Надо, чтобы такие огорчения принимали частный характер. Подбодрите своего малыша. "Да, сегодня двойка, но здесь, сейчас, на этом уроке. Вчера этой двойки не было. Наверняка ее не будет и завтра, а послезавтра ты будешь грамотнее, может быть, не самым грамотным, но вполне успевающим. А по математике у тебя вообще все хорошо".
Родителям не стоит вспоминать небылицы своего детства, какие они были прилежные ученики. Эти истории часто приводят ребенка в состояние стресса. Не нужно сравнивать малыша с собой, с бабушкой, с другими детьми. Наши дети загружены другими проблемами, они подвержены стрессам, которых мы не переживали.
Важно, чтобы самооценка ребенка не повисала в воздухе, не была выдуманной, идеальной, надо, чтобы она была подкреплена чем-то реальным. Он должен знать, что он многое может и многое умеет (а что-то - даже лучше, чем другие, например, рисовать, лепить, петь, петь, читать стихи). Есть даже такой тест для родителей. "Я умею, я могу". Маме дают листочек и просят написать, "что мой ребенок умеет и что может". Как правило, мама может сообщить о своем ребенке не много позитивного, зато "что он не умеет" занимает много-много строчек. Аналогичное задание дается самому ребенку. Внимание: чем больше малыш напишет о себе хорошего, тем выше его психологическое благополучие! Если он не может сказать о себе ничего хорошего - это катастрофа. Срочно начинайте учить его этому, иначе ему тяжело будет защититься от тех нападок, которые ему предстоит пережить в школе. Не забывайте хвалить: "Как здорово у тебя получается (рисовать, вязать, клеить). Ты гораздо в этом талантливее, чем мы с папой, чем твой двоюродный брат..."
Мы все встречаем очень мало позитивного признания. Тысячи взрослых женщин существуют, ни разу не услышав от близких признаний в любви, в нежности, привязанности. И все это тянется из детства! Недополучив в младшем возрасте положительной обратной связи, человек многого в жизни лишается. Все хорошее, позитивное. Любой крошечный шаг вперед должен быть зафиксирован. Это наш долг перед ближними, особенно - перед собственными детьми. Чувствуя благодарность, мы должны благодарить, восхищаясь своим ребенком - восхищаться вслух.
Основная стратегическая задача родителей - дать ребенку в 6-8 лет такую мощную психологическую защиту, которая позволила бы все грядущие неудачи воспринимать как частные, не затрагивающие его глобальных, абсолютных ценностей: семьи, окружающего мира, ценности подрастающего человека как личности.