Инновационные технологии в розничных платежах: мобильный банкинг и электронные деньги
Криворучко С.В.,
Центр исследований денежно-кредитных отношений
при Финансовом университете при Правительстве РФ,
Москва
Инновационные технологии в розничных платежах: мобильный банкинг и электронные деньги
Развитие мобильной связи открывает новые возможности для коммерческих банков в плане расширения клиентуры и диверсификации бизнеса. Если упустить эту возможность, то ею воспользуются конкуренты из небанковской сферы, включая крупнейшие телекоммуникационные и торговые компании. Отдельные регионы мира вырвались явно вперед в освоении этой технологии на уровне потребителей, многие из которых традиционно считались «небанковским населением», то есть той частью граждан, которые в силу бедности, образа жизни, предубеждений, привычек не желают иметь дело с традиционным банковским обслуживанием. В то же время, разумная осторожность в реализации проектов мобильного банкинга необходима, чтобы избежать потери вложенных средств.
Глобальный финансовый кризис привел к замедлению темпов роста пользователей мобильной связи, а в наиболее пострадавших от кризиса странах вызвал даже сокращение их количества. Вместе с тем объемы мобильных платежей увеличиваются. По прогнозам компании Juniper research, к 2013 г. они вырастут до 600 млрд. долл.1
Технологии коммуникаций продолжаются развиваться. В августе 2010 г. стало известно, что три крупнейших оператора мобильной связи начинают продвижение на рынке смартфонов со встроенным чипом стоимостью от 10 до 15 долл., чтобы использовать смартфоны для оплаты товаров и услуг. Эксперты полагают, что этот проект потенциально способен поколебать позиции крупнейших платежных систем Visa и MasterCard, поскольку совместное предприятие будет конкурировать или даже замещать на рынке кредитные карточки как форма платежа, а люди будут использовать свои мобильные телефоны для покупок в розничной торговой сети и в режиме реального времени2. Система, позволяющая осуществлять оплату бесконтактным способом при помощи смартфона, готовится к тестированию в нескольких городах США при поддержке финансовых организаций Discover Financial Services и Barclays Plc3. Представитель Barclays заявил, что обеспечение мобильных платежей является крупным компонентом международной стратегии Barclaycard.
Наиболее известными в мире проектами технологий NFC является ряд стран, среди которых можно выделить Францию, которая использует сеть для осуществления контроля, билетов на проезд в общественном транспорте и для электронных платежных систем. Четвертый в мире оператор связи корпорация Orange совместно с банком Barclay готовится внедрить NFC в свои телефоны к Рождеству 2010 г. Три крупнейших оператора мобильной связи в Японии и Корее переходят к использованию смартфонов с NFC. В Польше запущена платежная система на смартфонах, которая за несколько лет работы охватывает 150 тыс. пользователей.
В России Сбербанк объявил, что будет вставлять NFC-чипы в телефоны своих клиентов для оплаты проезда на метро, услуг железной дороги и покупок в гипермаркетах сети «Мосмарт»4. Первые системы бесконтактных платежей на базе технологии NFC были запущены в России в 1999 г. в виде бесконтактных билетов на проезд. Банки «Авангард», Банк Москвы, Ситибанк, Альфа-банк, Росбанк и Мастербанк были в числе экспериментаторов проекта. В Московском метрополитене принимается оплата проезда с помощью карт этих банков. Оператор ”Вымпелком” считает NFC наиболее перспективной технологией в области бесконтактных платежей.
18 июня 2010 г. компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, и Московский метрополитен объявили о сотрудничестве в области развития инновационных способов оплаты проезда в метрополитене. В рамках Петербургского Международного Экономического форума компании продемонстрировали готовое технологическое решение для оплаты проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC5. Новый способ расчета предполагает возможность покупки электронного билета для прохода в метрополитен через перечисление средств с мобильного счета абонента. Электронный билет загружается в память телефона и позволяет использовать телефон вместо карты оплаты для прохода в метро. Для пользования новым сервисом абоненту будет достаточно поднести телефон к считывающему устройству турникета на расстоянии 10 см. Коммерческий запуск проекта по оплате проезда в Московском метрополитене с помощью мобильного телефона запланирован на четвертый квартал 2010 года. На территории станций метро начнут работать специальные точки, где абоненты МТС смогут приобрести внутреннюю антенну для своего мобильного телефона и настроить аппарат для получения возможности оплаты поездки в метро. Также абоненты смогут в этих точках заменить SIM-карту МТС на новую со специальным приложением, позволяющим пользоваться сервисом оплаты услуг проезда с мобильного счета или приобрести новую SIM-карту. После установки SIM-карты в меню телефона появится новый раздел, где абонент сможет выбрать и оплатить необходимое ему количество поездок.
Банки могут использовать возможности канала мобильного банкинга как средство, во-первых, удешевления обслуживания населения, во-вторых, вовлечения в сферу обслуживания новых и нетрадиционных клиентов, и в третьих, повышения удовлетворенности клиентуры скоростью, простотой и доступностью сервиса. Одновременно с развитием мобильной связи совершенствуются сами устройства и приложения, расширяющие функции мобильной связи за рамки передачи и информации до уровня дистанционного управления счетом. Самостоятельное распоряжение клиентом средствами на счете посредством посылки команд, минуя операциониста в филиале, создает предпосылки банкам для рационального сокращения персонала, не допуская снижения качества и эффективности обслуживания. Например, в июне 2009 г. один из крупнейших банков мира Bank of America заявил, что благодаря переходу клиентов на мобильные услуги удалось сократить на 10% количество филиалов6.
Мобильные телефоны могут выполнять не только функцию коммуникации, но потенциально являются платежным устройством. Уже к 2012 г. прогнозируют возрастание объема мобильных платежей на общую сумму 250 млрд. долл.7. Исследование, проведенное компанией KPMG, охватило потребителей в 22 странах и показало, что самой главной причиной, по которой клиенты не пользуются мобильной связью для финансовых операций, является безопасность8. Доля ответивших положительно на вопрос об использовании мобильного телефона для финансовых услуг выросла с 14% в 2008 г. до 14% в 2010 г.
В то же время предоставление банковских услуг через мобильную связь во время кризиса замедлилось: среди первых 40 американских банков 18 учреждений предлагают полноценный мобильный банкинг, и их количество не изменилось за 2009 г.9 Главными препятствиями в развитии мобильных платежей являются нежелание большей части пользователей мобильных телефонов платить за дополнительные финансовые услуги, технические проблемы, недоработанная стандартизация, незаинтересованность банков и операторов мобильной связи, проблемы безопасности и защиты приватной информации.
Мобильный банкинг шире понятия «мобильные платежи», поскольку сервис банка включает значительный объем информации, отправляемой клиенту через мобильный телефон, а именно: информация о состоянии счета, котировки, управление портфелем и пр.
Таблица 1. Классификация мобильных платежей по контрагентам
Взаимодействие (примеры) |
Условное обозначение |
Между физическими лицами (денежные переводы, перевод эфирного времени) |
Person to Person, P2P |
От физического лица предприятию (оплата счетов для покупки товаров и услуг, покупка товаров в Интернете, погашение долга) |
Person to Business, P2B |
От предприятия предприятию (оплата выставленных счетов) |
Business to Business, B2B |
От предприятия физическому лицу (перечисление заработной платы) |
Business to Person, B2P |
От физического лица государству (уплата налогов) |
Person to Government, P2G |
От предприятия государству (уплата налогов) |
Business to Government, B2G |
Мобильный телефон служит, во-первых, как канал доступа к традиционным платежным инструментам, таким как платежные карточки, чеки, кредитные трансферы; во-вторых, для верификации операций с использованием платежных карт; наконец, в качестве электронного кошелька, карты предоплаты.
В Японии с 2008 г. функционирует новый банк, специализирующийся на мобильном банкинге. Он создан как совместное предприятие ведущего оператора мобильной связи и крупного коммерческого банка. Особенность сервиса этого банка в том, что держатель счета может отправлять деньги на счет любого лица в банке, указав только номер его мобильного телефона (таким образом не раскрывается номер счета получателя). Клиенты банка также могут переводить средства со своих счетов на с вои мобильные телефоны, которые сохраняются как электронные бденьги. Помимо этого банк предоставляет платежные услуги для покупок в сети Интернет10.
Другим примером японских новаций является запуск ведущим оператором связи новой платежной услуги в 2009 г.: пользователи телефонов могут отправлять деньги, указав всего лишь номер телефона получателя. Для этого оператор вступил в союз с коммерческим банком, который проводит переводы денег. Еще одной новацией является возможность платить налог на автомобиль для жителей предместья Токио простым считыванием камерой мобильного телефона штрих-кода на высланном требовании об уплате налога. В 2007 г. крупная страховая компания ввела 25 тыс. терминалов для мобильных платежей своим агентам.
Мобильные телефоны могут вытеснить ряд существующих платежных инструментов, особенно платежные карты.
Обычно в развитых странах количество платежных карт превышает количество мобильных телефонов (точнее, SIM-карт), а развивающихся странах наоборот.
Таблица 2. Держатели мобильных телефонов и платежных карт в развитых и развивающихся странах (количество в расчете на душу населения)
Страна |
Мобильных телефонов |
Платежных карт |
США |
0,9 |
3,8 |
Канада |
0,7 |
3,4 |
Великобритания |
1,3 |
2,4 |
Франция |
0,9 |
2,3 |
Австралия |
1,1 |
2,5 |
Швеция |
1,2 |
0,8 |
Япония |
0,9 |
0,6 |
Италия |
1,5 |
НД |
Китай |
0,5 |
1,3 |
Индия |
0,3 |
0,1 |
Таиланд |
0,9 |
0,6 |
Польша |
1,2 |
0,8 |
Колумбия |
0,9 |
0,5 |
Нигерия |
0,4 |
0,1 |
Россия |
1,2 |
0,8 |
Украина |
1,2 |
0,7 |
Белоруссия |
0,9 |
0,7 |
Казахстан |
0,7 |
0,5 |
Латвия |
НД |
0,5 |
Азербайджан |
0,9 |
НД |
Источники: M. Bourreau and M. Verdier Cooperation for innovation in payment systems: the case of mobile payments. Working paper. February, 2010; http://www.retailstudio.org/trends/8411.htm; http://korrespondent.net/business/1099492; http://www.paysystems.org.ua/main/298-belkart-budet-dominirovat-na-belorusskom-rynke-k.html
В заключение следует отметить, что развитие мобильного банкинга может при правильной организации бизнеса привести к значительному эффекту в виде сокращения затрат, увеличения доходов за счет внедрения новых продуктов или выхода на новую клиентуру, привлечение и удержанием клиентов. Однако услуги мобильных платежей должны приносить ощутимую выгоду клиентам и торговцам по сравнению с существующими платежными инструментами. На практике потенциал привлечения новых клиентов благодаря этому каналу обслуживания является низким, поскольку «небанковское население» не настроено на оплату услуг. В конечном счете банки должны будут развивать мобильный сервис, чтобы защитить сегмент рынка от проникновения конкурентов в лице операторов мобильной связи и электронных платежных систем. Банк может достичь значительной экономии, используя SMS-сообщения вместо звонков.
Модели дистанционного бизнеса с использованием платежных карточек могут обеспечивать коммуникацию клиента с банком только через банкомат, в то время как мобильный телефон легко справляется с функцией коммуникации и практически всегда находится у его владельца (нельзя забывать о том, что у операторов сетей существуют зоны слабого покрытия, а в некоторых помещениях телефоны не работают).
Для клиента заинтересованность в этом канале обслуживания связана, прежде всего с дешевизной, безопасностью и удобством. Если эти преимущества не будут явными, то сложно будет убедить клиентов переходить на пользование данным каналом.
Для предприятий торговли эффект развития мобильных платежей зависит от затрат на переоснащение платежных терминалов, от безопасности операций. В результате они должны убедиться в увеличении продаж, улучшении качества обслуживания покупателей. Многое будет зависеть от достижения критической массы пользователей мобильного банкинга среди абонентов.
Решающими факторами успеха мобильного банкинга являются налаживание сотрудничества между операторами сетей, банками и поставщиками (продавцами товаров и услуг). Органы регулирования должны будут уделить большее внимание этой сфере услуг платежей по мере увеличения масштабов операций.
1 Juniper research forecasts total mobile payments to grow nearly ten fold by 2013. - juniperresearch.com/viewpressrelease.php?pr=106
2 Захаров А. Сотовые операторы США превратят смартфоны в кошельки. РИА Новости, 2 августа 2010 г. - http://www.rian.ru/technology/20100802/260970343.html.
3 Оригинал сообщения агентства Bloomberg: http://www.bloomberg.com/news/2010-08-02/at-t-verizon-said-to-target-visa-mastercard-with-smartphones.html
4 Детально об этом проекте см. Анищук Н. Телефоны против карт. Финанс. - № 19 (350) 31.05-06.06.2010. - http://www.finansmag.ru/95932
5 http://www.company.mts.ru/press-centre/press_release/2010-06-18-1383683/
6 См. T. Kitten. Mobile banking grows slowly. August 23, 2010. www.bankinfosecurity.com/articles
7 Little Arthur D. Global M-Payment Report Update 2009. - http://www.adlittle.com/72.html?&no_cache=1
8 См. KPMG. Consumers and the Growth of Mobile Technology. - 23 July 2010. - http://www.kpmg.com/IE/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/PressReleases/Pages/23July2010.aspx
9 Kitten T. Mobile banking grows slowly. wwwbankinfosecurity.com
10 Fukuma Y. Developments in Japans Electronic retail payments. 27 April 2010. - www.gtnews.com
Инновационные технологии в розничных платежах: мобильный банкинг и электронные деньги