МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Быкова Татьяна Сергеевна

Государственный Университет Управления, г. Москва

МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации. Инновационная деятельность обеспечивает ускоренное совершенствование производства и разработку новых видов конкурентоспособной продукции, обладающей преимуществами в качестве и цене.

В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий характеризуется довольно низкими показателями. Доля наукоемкого сектора России в мировом наукоемком секторе чрезвычайно низка и составляет всего лишь 0,3–0,9%1.

В число наиболее перспективных участников рынка инноваций включаются малые инновационные фирмы. Малый инновационный бизнес – это основная питательная среда не только для российской экономики в целом, но и для крупного бизнеса в частности.

Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России варьирует от 1,4 до 3,5%2.

При этом их всех малых инновационных предприятий, зарегистрированных на территории Российской Федерации, не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными, то есть такими, которые проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке3. Остальная же, то есть доминирующая часть, свою истинную инновационную составляющую, к сожалению, утратила.

Кроме того, не смотря на активную поддержку инновационной деятельности со стороны государства, последнее десятилетие число малых инновационных предприятий не только не выросло, но даже сократилось. Так, если в 1995 г. было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс.4

При этом все только и говорят о мощнейшем инновационном потенциале страны и необходимости построения новой, не сырьевой экономики.

Развитие малых инновационных компаний происходит в жестких условиях, при этом они сталкиваются с множеством проблем, основными из которых являются:

  1. Несовершенство правовой базы в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Определённая законодательная база сегодня существует (Патентный закон, закон «Об авторском праве и смежных правах» Гражданский кодекс РФ), однако требует серьёзной корректировки. Достаточно упомянуть тот факт, что в нашем законодательстве до сих пор не упоминаются даже такие ключевые понятия как «инновация» и «инновационная деятельность». К тому же, не дано определение таким важнейшим понятиям, относящиеся к инновационной инфраструктуре, как технопарк, инновационно-технологические центры, центры по передаче технологий.

Неразбериха с основными понятиями и размытые критерии оценки не позволяют вести статистику, мониторинг и объективную оценку инновационного потенциала страны.

  1. Низкая активность малого предпринимательства в инновационной сфере, что объясняется высокой рискованностью инвестирования и неопределённостью сроком окупаемости. Предприниматели не хотят заниматься инновационной деятельностью в связи с высокой рискованностью бизнеса и отсутствием спроса на инновации, а так же в связи с отсутствием достаточной поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которая свойственна для развитых стран.
  2. Кадровая проблема: недостаточное количество опытных менеджеров, способных продвигать инновации на рынок, распад кадрового потенциала российской науки и непрекращающаяся «утечка мозгов».

Дело в том, что бизнес-образование в России ещё только начинает развиваться, часто оно неэффективно и является копией популярных иностранных программ обучения, которые имеют свою специфику и непригодны для отечественных условий. Обучение же студентов основам инноватики так же пока нельзя назвать эффективным, что связано как с общими проблемами высшего образования в России, так и рядом специфических проблем данной специальности, в частности отсутствия среди преподавателей практиков высокотехнологического бизнеса и низкий спрос на выпускников специальностей «Инноватика» и «Управление инновациями» в связи с неразвитыми национальной инновационной системой.

Мировой финансовый кризис ещё больше усугубил кадровую проблему. По результатам статистического исследования НАИРИТ сокращение персонала в инновационных компаниях в 2009 году достигло 37% (по отношению к августу 2008 года). При этом наиболее существенно эта проблема затрагивает студентов выпускных курсов и молодых специалистов - проблемы с трудоустройством в сфере инновационных технологий имеют более 61% из них5.

Ещё одна острейшая кадровая проблема инновационной сферы – это утечка мозгов. Согласно заявлению статс-секретаря министерства образования и науки РФ Дмитрия Ливанова за период времени с 1989 года по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. Ливанов отмечает, что «это наиболее востребованные ученые, находящиеся в продуктивном научном возрасте. Сегодня число занятых в науке в России составляет порядка 40 % от уровня 90-х годов»6.

  1. Отсутствие эффективных механизмов финансово-экономической поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

На сегодняшний день существует несколько способов финансовой поддержки малого инновационного предпринимательства, такие как:

А. Кредитование. Для инновационной деятельности традиционное кредитование малоэффективно, так как данная сфера - рисковая и здесь сложно определить срок окупаемости и прибыльность разработки.

Б. Частные инвесторы, вкладывающие деньги на ранних стадиях развития бизнеса или «бизнес-ангелы», как их называют. Бизнес-ангелы помогают преодолеть разрыв между начальными инвестициями предпринимателя, его семьи, родственников и знакомых и последующими инвестициями из других источников финансирования. Деятельность бизнес-ангелов позволяет решить вопрос недостатка собственного капитала, управленческих навыков и деловых связей на начальных стадиях развития малых компаний и существенно повысить степень их выживаемости. В США насчитывается до 1 млн. бизнес-ангелов, в Европейском Союзе – более 100 тыс., а количество потенциальных бизнес-ангелов превосходит число действующих в 3-4 раза7.

В России же данный механизм поддержки малого инновационного бизнеса только начинает развиваться. В настоящее время созданы несколько объединений бизнес-ангелов России, наиболее известным из которых является СБАР (Национальное содружество бизнес-ангелов). Содружество объединяет инвесторов РФ, проводит тренинги, выпускает тематическую литературу и организует кадровые программы, с целью привлечения молодежь в инновационную сферу. Пока данное направление только начинает развиваться в России и носит «точечный» характер.

В. Венчурные фонды, то есть инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70-80 % проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30 % окупает все убытки.

В настоящее время создана Российская Венчурная Компания, ряд региональных венчурных фондов (в рамках государственно-частного партнёрства), а так же существует сеть частных венчурных организаций.

Общее количество существующих в России венчурных фондов – от 40 до 80, причем, активно действующих из них – не более 20. Общий объем привлеченных фондами средств составляет от 3 до 5 млрд. долл. США (для сравнения, в 2005 году объем средств, находившихся под управлением европейских фондов, оценивался в 360 млрд. долл. США, что составило около 3% ВВП ЕС)8.

Основные причины недостаточного развития российских венчурных фондов в том, что, во-первых, государство не берет на себя реальные риски (например, в Израиле вклад государства в создание региональных венчурных фондов составлял 40% их капитала), а во-вторых, отсутствуют стимулы к вложениям в высокорисковые проекты (сегодня значительно проще и надежнее инвестировать средства в сырьевые отрасли).

Г. Государственные фонды. На сегодняшний день финансовая инфраструктура научной и инновационной деятельности представлена следующими организациями, созданными при участии государства: Российским фондом фундаментальных исследований (1992 г.), Российским гуманитарным научным фондом (1994 г.), Российским фондом технологического развития (1992 г.), Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фондом содействия) (1994 г.).

РФФИ и РГНФ являются бюджетными учреждениями. Они поддерживают преимущественно фундаментальные исследования путем выделения грантов, присуждаемых коллективам ученых в результате открытого конкурса.

Российский фонд технологического развития был создан взамен прекратившего в 1991 г. существование Единого фонда развития науки и техники. РФТР в основном поддерживает проекты в области прикладных исследований и разработок; главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия.

Фонд содействия (государственное бюджетное учреждение) занимается поддержкой малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с ноября 2003 г. и финансированием начинающих инновационных компаний (start-ups) через программу CТАРТ. В ее рамках осуществляется так называемое ”посевное” финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития.

Финансовые возможности названных учреждений весьма ограниченны. Бюджет Фонда содействия составляет 1,5% суммарных расходов госбюджета на гражданскую науку, РФТР - в пределах 1,5-4%.

Понятно, что масштабы помощи российским малым инновационным предприятиям сегодня очень малы. Так, РФТР за десять лет поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов. При этом 39% заявителей смогли существенно увеличить долю продаж.

Фонд содействия за этот же срок профинансировал более 2 тыс. малых предприятий, около половины из них устойчиво развиваются (для сравнения: в рамках американской программы SBIR - ”Инновационные исследования малого бизнеса” - за аналогичный временной интервал было поддержано более 35 тыс. малых фирм)9.

  1. Неблагоприятный экономический фон и кризисные явления в науке и образовании тормозит развитие малого инновационного бизнеса.

К сожалению, в связи с финансовым кризисом положение субъектов инновационной деятельности ещё более ухудшилось. Общий объем расходов на инновации в стране сократился более чем на 75% и составил около 35 млрд. рублей за первый квартал 2009 года. При этом изменилась общая структура расходов, если по данным на август 2008 года отношение государственных и частных вложений составляло соответственно 73% и 27%, то сейчас оно составляет 87% и 13% соответственно10.

  1. Слабая связь между наукой и бизнесом, недоверие разработчиков к предпринимателям. К сожалению, наши учёные не хотят заниматься бизнесом, ожидая поддержки от государства в форме грантов. К тому же, нередко встречаются непорядочные бизнесмены, которые, получив всю необходимую информацию про разработку, исчезают.
  2. Проблемы с защитой интеллектуальной собственностью, созданной за счёт средств госбюджета. До недавнего времени интеллектуальная собственность, созданная в вузах и НИИ, принадлежали не разработчику, а государственному учреждению, что не позволяло коммерциализировать её.

Недавно был одобрен важнейший закон о создании малых предприятий при вузах. Он призван решить целый ряд проблем, в том числе и проблему защиты интеллектуальной собственности, созданной в госучреждении. За рубежом предприятия, где научные идеи и технические решения преобразуются в коммерческие продукты, приносят немалые доходы. Например, ежегодный доход коммерческих структур, созданных при Массачусетском технологическом институте (США), составляет 300 млн. долларов.

Замминистра образования и науки РФ Владимир Миклушевский заявлял, что 187 вузов РФ готовы создать более 2,5 тысячи предприятий, где смогут трудоустроиться до 30 тысяч человек, в первую очередь, выпускники11.

Согласно новому закону, если вузы и научные учреждения создают акционерное общество, то они должны внести в уставный капитал не менее 25% результатов интеллектуальной собственности, если же создается общество с ограниченной ответственностью, то вклад должен составить не менее 30%.Остальные средства вложат инвесторы, которых вузы привлекут непосредственно к включению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

Закон позволяет бюджетным учреждениям науки и образования создавать хозяйственные общества для внедрения результатов своих исследований в производство. В частности, предлагается предоставить право вузам, НИИ и созданным госакадемиями наук, научным учреждениям образовывать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности, в том числе программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат этим научным учреждениям.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах и дивиденды поступают в распоряжение предприятий, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности.

У малых инновационных компаний существуют и другие проблемы, но все они решаемы, и уже в настоящее время со стороны государства предпринимается целый ряд мер для поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства. Так новым инструментом поддержки инновационного предпринимательства в выходе на внешние рынки станет Экспортное агентство. Готов к запуску такой инструмент подготовки инновационных проектов для инвестиций, как Фонд посевного инвестирования  с участием Российской венчурной компании. Средства государства в этом Фонде составят 75%, остальные 25%  – придётся вкладывать частным инвесторам. Согласно утверждённому Правительством РФ Плану поддержки инновационной деятельности, помимо прямых субсидий предпринимателям будут предоставляться рыночные гранды, субсидироваться процентные ставки по кредитам.

Планируется внесение изменений в налоговое законодательство, которых так ждут предприниматели.  Заканчивается разработка законопроекта, предусматривающего сокращение до двух лет сроков амортизации отдельных видов материальных активов, важных для технологического развития. Предполагается также освобождение от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования.  Другие правительственные законодательные инициативы – предоставление льгот для резидентов технико-внедренческих и особых экономических зон,  меры по снижению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда сектора информационных технологий и инжиниринговых компаний. Ведется работа по внедрению новых технологических регламентов, которые должны стать основой изменения идеологии государственных закупок.

Минэкономразвития  намерено реализовать программу подготовки управленческих кадров, нацеленную на обучение и переобучение персонала малых инновационных компаний. 

Новым формам кредитования малого и среднего бизнеса будут такие продукты кредитования, как «коммерческая недвижимость», «бизнес-авто», «экспресс-лизинг», программы по реструктуризации собственности, а также оказание консультационных и организационных услуг малым и средним предприятиям. Остается надеяться, что их доля  в кредитном портфеле Сбербанка в ближайшие два года увеличится с нынешних 11% до хотя бы 25%. Равно, как и объём кредитования, составляющий на 1 октября 2009 года 479 млрд. рублей.

Для решения проблемы госзаказов, которые так трудно получить малому инновационному бизнесу, правительство Москвы намерено сформировать реестр инновационной продукции малых и средних предприятий и обязать государственных заказчиков покупать не менее 10% продукции из этого реестра.

В бюджете будущего 2010 года запланировано 11 миллиардов рублей на поддержку  малого и среднего бизнеса, примерно треть пойдет на инновации и модернизацию. Недавно правительство  приняло решение о докапитализации гарантийных фондов на 7 миллиардов и, таким образом, в целом на малый бизнес пойдет 18 миллиардов рублей - примерно 600 миллионов долларов12.

Таким образом, вышеперечисленные меры внушают оптимизм, так как государством разработан целый ряд мер, которые будут способствовать решению наиболее острых проблем малого инновационного бизнеса.

В целом же для успешной работы российских предприятий в инновационном режиме необходимо создание целостной национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского и государственного секторов промышленности в интересах использования новейших достижений науки и технологий.

1 Вольский А.А. Десятилетие, возродившее век // Промышленник России. - Сентябрь 2000. - С. 2-5.

2 Северо-Западный Ресурсный Центр «Помощь бизнесу». Аналитическая записка: Малый инновационный бизнес: проблемы и перспективы Режим доступа:http://www.spb-mb.ru/index.php?page=297

3 там же

4 Ирина Дежина. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? //Журнал "Человек и труд" - № 3, 2005 г. – С. 12-14

5 Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных технологий. Влияние кризиса на сектор инноваций. Итоги первого квартала 2009 года. Режим доступа: HYPERLINK "http://www.nair-it.ru/news/29.04.2009/109" http://www.nair-it.ru/news/29.04.2009/109

6 Википедия - свободная энциклопедия. Статья: Утечка мозгов. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2

7 Биржа инвестиций и технологий.Ангелы в России и за рубежом. Режим доступа: http://www.techbusiness.ru/content/?lang=ru&div=47

8 Помощь бизнесу. Как и с кем работают венчурные фонды. Режим доступа: http://www.bishelp.ru/gde_dengi/vench/mehanizm/kak_i_s_kem.php

9 Ирина Дежина. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? //Журнал "Человек и труд" - № 3, 2005 г. – С. 12-14

10 Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных технологий. Влияние кризиса на сектор инноваций. Итоги первого квартала 2009 года. Режим доступа: HYPERLINK "http://www.nair-it.ru/news/29.04.2009/109" http://www.nair-it.ru/news/29.04.2009/109

11 РИА Новости. Образование. Малые предприятия при вузах могут появиться уже с начала учебного года. Режим доступа: http://www.rian.ru/edu_news/20090727/178794955.html

12 Голос России. Малый инновационный бизнес получит эффективную поддержку государства Режим доступа: HYPERLINK "http://www.tpprf.ru/img/uploaded/2009111311011666.doc" http://www.tpprf.ru/img/uploaded/2009111311011666.doc

PAGE 6

МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ