ИНТЕЛЛЕКТУЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

А.О.Блинов, д.э.н., профессор

Всероссийский заочный финансово-экономический институт,

профессор кафедры менеджмента

г. Москва

ИНТЕЛЛЕКТУЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Развитие человеческого капитала является важным фактором построения экономики инновационного типа. Назрела необходимость в формировании нового поколения профессиональных кадров, способных обеспечить технологическое и организационное обновление экономики. В этой связи следует сделать вывод о том, что безопасность России и успех экономических преобразований будет определяться наличием качественно новой рабочей силы, а не количественными параметрами подготовки кадров. Необходимо повышение профессионального и квалификационного уровня работающих.

Стратегия интеллектуализации общественного труда в экономически развитых странах Запада возведена в ранг государственной политики и реализуется по трем направлениям:

1) творческий труд утверждается в качестве содержания деятельности работников высшего профессионального уровня (работники профессий преимущественно творческого типа: специалисты, административно-управленческий персонал, рабочие высшей квалификации, фермеры и др. – в США, ФРГ, Великобритании составляют от 40 до 50% от общей численности занятых);

2) в профессиях, для которых в целом характерен полушаблонный тип деятельности, закрепляются элементы творчества (частично административно-вспомогательный и торговый персонал, работники сферы услуг, в индустриально развитых странах работники такого типа составляют от 25 до 35% всех занятых);

3) минимизируется неквалифицированная физически нетяжелая шаблонная работа среди рабочих средней и низкой квалификации, работников услуг аналогичного уровня (эта группа в индустриально развитых странах в настоящее время составляет от 20 до 30% от общей численности занятых).

Сегодня уже трудно кого-либо удивить утверждением, что материальные ресурсы предприятия не имеют решающего значения, а главным преимуществом компании является способность к быстрой адаптации к требованиям рынка и продвижению новых продуктов, опережая конкурентов. Такие возможности, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия, может дать система развития персонала. В настоящее время четко обозначился увеличивающийся разрыв между потребностями рынка и квалификацией кадров, который приводит к быстрому старению знаний.

В этих условиях обновление знаний и умений, подготовка и переподготовка становится главными факторами повышения конкурентоспособности индивида, организации, нации. Не случайно исследователи заговорили о том, что в современном обществе на первый план выступает деление людей на образованных и необразованных. Современный уровень развития техники и технологий, в свою очередь, на первый план выдвигает требование высокой квалификации и профессионализма работников.

Важно учитывать также то, что за последние десятилетия кардинально изменилась система генерации и передачи знаний, а объем возрос многократно. Сегодня нельзя за один раз даже за 5 или 6 лет, подготовить человека к профессиональной деятельности на всю жизнь. Подсчитано, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний.

Современный специалист должен быть готов быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, уметь быстро обучаться. Идея «обучения в течение всей жизни» возникла на Западе еще в конце 1970-х-начале 1980-х гг. В среднем в западном обществе специалисту, длительное время находящемуся в одной профессиональной нише, приходится не реже, чем раз в три года обновлять свою квалификацию. До 45% населения задействовано в различных дополнительных образовательных программах.

Единица измерения устаревания знаний специалиста, принятая в США – период «полураспада» компетентности, т. е. снижения ее на 50% в результате появления новой информации, показывает, что по многим профессиям этот период наступает менее чем через 5 лет, т. е. применительно к нашей системе раньше, чем заканчивается обучение. Решение проблемы видится в переходе на пожизненное образование, где базовое образование периодически должно дополняться программами дополнительного образования, а базовое организуется не как конечное, завершенное, а лишь как основа, фундамент.

Эксперты ЮНЕСКО выделяют три значимых компонента в мировых процессах изменения высшего образования:

  1. в течение сорока последних лет ХХ столетия наблюдался рост студентов;
  2. процессы глобализации и унификация, происходящие во всех сферах, развитие средств телекоммуникаций привели к открытости и вариантности образования;
  3. за последние 20 лет во всех странах мира наблюдается существенный рост расходов государства на высшее образование.

В таблицах 1-3 представлены некоторые данные, характеризующие российское высшее образование.

Число высших учебных заведений Российской Федерации по годам (единиц)

Таблица 1

95г

96г

97г

98г

99г

00г

01г

02г

03г

04г

05г

06г

07г

08г

Государственные вузы

569

573

578

580

590

603

628

633

633

633

691

689

685

690

Негосударственные вузы

193

244

302

334

349

399

410

525

578

627

647

665

671

674

Всего

762

817

880

914

939

1002

1038

1158

1211

1260

1338

1354

1356

1364

Количество студентов в государственных и негосударственных высших

учебных заведениях в Российской Федерации (тыс. человек)

Таблица 2

97г

98г

99г

00г

01г

02г

03г

04г

05г

06г

07г

Студенты обучающиеся в НОУ

202

251

345

369

433

664

867

1018

1121

1263

1342

Студенты обучающиеся в ГОУ на платной основе

470

530

954

1368

1782

2068

2322

2445

2695

2966

3128

Студенты обучающиеся в ГОУ на бюджетной основе

2576

2817

2874

2885

2923

2956

2965

3151

3228

3292

3268

Число студентов на 10 тысяч населения (человек)

Таблица 3

95г

96г

97г

98г

99г

00г

01г

02г

03г

04г

05г

06г

07г

08г

Всего студентов на 10 тыс. населения

195

207

220

246

285

323

359

390

434

458

487

509

517

537

Экономическое развитие требует повышения качества подготовки специалистов. А образование имеет стратегический приоритет над всеми без исключения сферами деятельности государства. Система образования в прямом смысле слова формирует личность, образ жизни, играет решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров. Экономический кризис показал низкий уровень компетенции большой части персонала российских компаний. Проблемой является не дефицит неких навыков, а общая слабость интеллектуально-психологической подготовки сотрудников. Достаточно долго не приветствовалась эрудиция, предпочтение отдавалось специалистам узкого профиля, не обладающим «посторонними» знаниями, не одобрялась склонность работников к расширению кругозора. А слабость и бессистемность образования персонала привели к снижению способностей менеджмента и технических кадров к творческому мышлению. А снижение интеллектуального уровня работников чревато в новых хозяйственных условиях серьезными проблемами как для предприятий, так и для государства.

Необходимость интеллектуализации образования определяется следующими факторами:

1) ролью образования в развитии российского общества;

2) соответствием российского образования тенденциям мирового развития;

3) новыми социальными требованиями к системе российского образования.

Первый фактор связан с необходимостью формирования нового качества экономики и общества. Интеллектуализация образования направлена на достижение соответствия образования потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях. Человек, обладающий разноплановыми знаниями, лучше решает сложные задачи.

Второй фактор требует преодоления отставания страны от общемировых тенденций в экономическом и общественном развитии, к которым можно отнести следующие:

  • возрастание значимости человеческого капитала, который составляет 70-80% национального богатства в развитых странах, что невозможно без интенсивного, опережающего развития образования, причем не только молодежи, но и взрослого населения;
  • развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы малоквалифицированного и неквалифицированного труда;
  • постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности в связи с глубокими структурными изменениями в сфере занятости;
  • расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
  • увеличение масштабов межкультурного взаимодействия, переход к информационному обществу привели к тому, что особую важность приобретают толерантность и коммуникабельность;
  • рост глобальных проблем, решение которых возможно только путем сотрудничества всего мирового сообщества, а это требует формирования у молодого поколения нового современного мышления.

В качестве третьего фактора выступает задача формирования образованных, нравственных, эрудированных, творческих, предприимчивых людей, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя и возможные последствия, способных к сотрудничеству, обладающих такими качествами, как мобильность, динамичность, конструктивность, развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В соответствии с современной моделью образования каждому предоставляется возможность в любой момент обновить свои знания, повысить квалификацию или пройти переподготовку. Выпускник вуза, кроме полученных знаний по узкой профессии, должен на студенческой скамье развить свои способности к обучению на протяжении всей профессиональной жизни, развить способности коммуникации, адаптивности, навыки самосовершенствования, межличностного общения, организационной и групповой эффективности и целый ряд других качеств.

Для того, чтобы повысить качество подготовки трудовых кадров необходимо поднять качество базисного и дополнительного обучения. К сожалению, дополнительное образование даже самое лучшее, не может заменить образовательной базы.

Современная модель предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей, инновационного поведения. При этом делается акцент на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению. Это требует обновления содержания и технологий обучения на всех уровнях базового образования с целью создания конкурентоспособного специалиста, что предполагает реализацию гибких индивидуальных образовательных программ.

Инновационные образовательные программы должны предусматривать применение новых образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса, активных методов обучения

Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров. Так из опыта американских фирм следует, что каждые 35 тыс. долларов, вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн.долларов.

Конечной целью использования новых технологий в учебном процессе является создание условий для становления и развития личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами, способностью к культурной и деловой коммуникации, умеющей критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив на основе творческого поиска, выработки у студентов креативного мышления. Так называемое learning-by-doing (кейсы, ролевые игры, проектные задания, ситуационные проблемы) позволяет студентам пройти стажировку в бизнес-среде, а сотрудникам организации - повысить квалификацию.

Под активизацией учебно-познавательной деятельности обучаемых понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких приемов, форм, содержания и средств обучения, которые повышают интерес, самостоятельность, творческую активность студента в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практическому применению, а также формированию способностей прогнозировать ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучающихся. Профессиональный интерес предполагает применение методов или форм проведения занятий, имитирующих или воспроизводящих профессиональную деятельность обучаемых.

Для активного обучения характерно достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности; постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Особенно хотелось бы подчеркнуть, что для такого обучения характерна принудительная активизация мышления – студент должен быть активным независимо от того, желает он этого или нет.

Такой подход позволяет развивать творческие способности, помогает избегать простого принятия существующих знаний, способствует раскрытию потенциальных возможностей личности, помогает адаптироваться в постоянно меняющейся обстановке. По исследованиям зарубежных ученых, чтобы соответствовать постоянно меняющемуся современному миру, необходимо прийти к пониманию того, что приобретать знания есть то же самое, что и жить. Необходимо извлекать знания из всего, что делается, любой полученный опыт нужно рассматривать как опыт приобретения знаний. Обучение означает использование всех ресурсов — в учебном заведении или вне его — для личного роста и развития. Люди, берущие на себя инициативу в обучении, узнают больше и учатся лучше, чем те, которые пассивно ждут, чтобы их научили. Самоориентированные студенты сохраняют больше информации, лучше используют сохраненную информацию и имеют большую мотивацию продолжить обучение. Культура усвоения знаний замещается культурой поиска, дискуссии и обновления.

Следует отметить, что подходы к обучению, ориентированные на студента, используют способ, с помощью которого приобретаются знания, повышается эффективность обучения путем усиления мотивации, задействуются любопытство и самоинициированное исследование, активизируется творчество. При этом не так важно, в каком секторе экономики он будет работать.

Настоящее самоориентированное обучение или инновационность в обучении крайне редко применяется в российских образовательных учреждениях. Самоориетированный студент должен иметь полный контроль над процессом приобретения знаний под руководством преподавателя.

Вместе с изменением роли студента меняется и роль преподавателя – сегодня он уже не транслятор, а менеджер учебного процесса. Происходит резкое расширение его профессиональной способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность студентов. Формируется новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. В преподавателе начинает цениться способность содействия поиску самого студента. Те, кто будут учить, сами должны многому научиться.

В этой связи возникает необходимость разработки новой модели взаимоотношений преподавателя и студента – модели партнерства в овладевании и использовании накопленных знаний.

Способность преподавателей коммуницировать и мотивировать студентов к обучению с помощью новых образовательных технологий становятся наиболее востребованными. Сейчас проблема обучения преподавателей современным методикам стоит наиболее остро. Часто это проблема психологическая. Дело в том, что профессора, доктора наук не все освоили современные технологии в отличие от молодых преподавателей. Возникает психологический барьер: «стариков» учат «молодые мальчишки».

Для того, чтобы приучить студентов к процессу приобретения знаний в течение всей жизни (если они хотят добиться профессиональных высот), те, кто занимается подготовкой специалистов, должны задуматься о том, как сделать студентов более ответственными по отношению к собственному обучению. И при этом не нужно настаивать, чтобы студенты взяли на себя всю степень ответственности.

Партнерство в обучении — скорее философская категория, чем набор специфических учебных методик. Здесь не помогут ни свод инструкции, ни руководство для преподавателя, ни рабочая тетрадь студента. Вместо этого и преподавателям, и студентам придется пересмотреть свои роли.

Чтобы сделать обучение более самоориентированным, студентам следует развивать следующие умения: постановка цели, планирование, анализ, способность адекватной оценки. Кроме того, целый набор качеств необходим для того, чтобы запланированное не оказалось бесполезным для обучения, например способность к рефлексии, умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и идеями, которые прежде казались независимыми друг от друга, несвязанными друг с другом.

Построение модели партнерства в обучении позволило сделать вывод о том, что на практике самоориентированное обучение сводится именно к партнерству в обучении. Способность учиться вместе с другими и на опыте других - путем наблюдений и приобретения опыта (то и другое может быть запланированным или нет), в рамках традиционного обучения и вне его — чрезвычайно необходимо в сегодняшнем быстро меняющемся мире. Преподаватели должны стремиться не только стать эффективными партнерами студентов по учебному процессу, но и помочь им развить способности к сотрудничеству и пронести желание быть партнером по обучению через всю жизнь.

Выпускникам необходимо давать именно те знания и навыки, на которые будет предъявлен наибольший спрос на каждом конкретном этапе экономического развития страны. Только в этом случае удастся повысить эффективность от инвестиций в образование. Содержание образования и профессиональной переподготовки должно соответствовать постоянно меняющимся требованиям рынка труда. В этом состоит стратегическая значимость сферы образования для российского государства.

Непродуманная политика в области образования может нанести непоправимый удар по развитию страны. Так по мнению многих специалистов тестовый характер ЕГЭ окончательно переориентирует систему образования с предоставления знаний и навыков самостоятельного обучения на зазубривание "правильных ответов". Внедряемое в вузах компьютерное тестирование работает на тот же результат. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что нельзя полностью отменить традиционные методики обучения. Подход к обучению, ориентированный на студента, должен дополнять существующие подходы, а не замещать их.

Значительную часть затрат на образование в России несет государственный бюджет, за счет которого, в основном, реализуются программы подготовки специалистов в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В пределах государственного стандарта специалисты должны располагать одинаковой суммой знаний. С одной стороны это унифицирует подготовку специалистов и создает единое поле для конкуренции вузов. Но с другой стороны при подготовке специалистов единые унифицированные стандарты не позволяют в полной мере учесть запросы конкретного бизнеса. Не смотря на то, что в рамках стандартов имеется региональный и вузовский компоненты, на которые отведено определенное количество часов (около 20% времени) и которые остаются на усмотрение учебного заведения для учета потребности отраслей и регионов, этого не достаточно.

Настала необходимость в создании действенного механизма партнерства между государством, наукой и бизнесом в области образования. Новые подходы к финансированию высшего образования должны основываться на диверсификации его источников, под которой понимается процесс совместного инвестирования в образование, осуществляемого частым бизнесом и государством в соответствии с выгодами, получаемыми ими от этих вложений. А также на разработке новых инструментов финансирования, т. е. способов передачи денежных средств от инвесторов - вузам.

Инвестиции в образование не только важный способ наращивания человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического роста. Они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни. Поэтому данные о грамотности и уровне образования человека являются одними из важнейших показателей качества жизни в стране. Смысл образования – это приобретение и усвоение информации, которая дает дополнительные ресурсы для повышения жизненного потенциала

Если не удастся совершить образовательный рывок, возможно возникновение нового вида безработицы – невозможности предоставить работу необразованным, необученным, неквалифицированным, а значит, и не способных к творческой работе кадрам в силу того, что их вытеснят более дешевые средства автоматизации.

Непрерывное образование является одной из характеристик новой модели образования. Должна быть предусмотрена возможность учиться и переучиваться в течение всей жизни, освоения тех образовательных модулей, которые необходимы в определенный момент профессиональной карьеры.

В постоянно изменяющихся жизненных условиях никто не может знать абсолютно все, необходимо формирование обучающегося общества, которое обеспечит существование экономики «знаний». Знание дает возможность его обладателю устроить и свою жизнь, и жизнь общества наилучшим образом, неся ответственность за каждый шаг своей деятельности. Образование в этом отношении является необходимой, сущностной характеристикой человека, поскольку необразованный человек становится попросту социально опасным. Планомерное усреднение и пренебрежение компетентностью ведет к безответственности, принятию ошибочных решений, и, как следствие, к угрозе безопасности государства

PAGE 1

ИНТЕЛЛЕКТУЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА