Развитие китайской экономической мысли на рубеже XX–XXI веков

Борох Ольга Николаевна

Институт Дальнего Востока РАН

Москва

Развитие китайской экономической мысли на рубеже XX–XXI веков

Современный период развития китайской экономической мысли начался после официального провозглашения курса на рыночные преобразования в 1992 г. Ученые обратились к освоению современных теорий рыночной экономики, выйдя за рамки теоретических поисков 1980-х годов, сосредоточенных на переосмыслении марксистской парадигмы, изучении опыта и теорий перехода к рынку других социалистических стран. Заметно вырос уровень профессионализации исследований, расширились научные контакты с внешним миром. Китайские экономисты занимались идеологически нейтральным изучением конкретных проблем реформ в духе поддержанного властями технократического курса на развитие страны с опорой на науку и образование.

Получившие за рубежом современное экономическое образование ученые молодого и среднего поколения применяли достижения мировой экономической науки для объяснения и прогнозирования реальных проблем в экономике страны, в научной литературе расширялось использование формальных математических моделей. Вслед за сменой поколений в науке происходило постепенное отдаление профессиональных экономических исследований от «экономики лозунгов», то есть популяризаторских разработок, нацеленных на легитимизацию экономической политики властей. Их относительное взаимное обособление стало возможным благодаря углубившейся специализации и усложнившемуся аналитическому аппарату современной экономической науки.

Ведущим направлением в заимствовании зарубежной мысли в Китае стало освоение нового институционализма, значительное воздействие оказывали экономика информации, теория игр, теория общественного выбора. Популярность идей консервативного возрождения в западной экономической мысли конца 1980-х и стремление части китайских экономистов ускорить рыночные преобразования путем ограничения государственного вмешательства в экономику стимулировали интерес к неолиберальным экономическим теориям. В Китае к этому течению обычно относят идеи Ф. Хайека, монетаризм и концепцию рациональных ожиданий. Успешное развитие страны повышало интерес к проблемам информационного общества и «экономики знаний», теориям перехода к постиндустриальному обществу.

Расширение влияния западной экономической науки породило споры о рамках ее использования для анализа ситуации в КНР на фоне сохранения марксизмом статуса господствующей идеологии, о совместимости индивидуалистических постулатов западной экономической науки с китайскими этическими ценностями. Представители профессионального сообщества выступили против деления экономической науки на «западную» и «восточную», предложив воссоздать китайскую экономическую науку на базе основных предпосылок мировой науки.

Во второй половине 1990-х годов китайские ученые пришли к выводу, что успехи в развитии КНР должны привести к подъему китайской экономической науки и к укреплению ее позиций на мировой арене. Вместе с тем переход Китая на рельсы мирового рыночного хозяйства подсказывал, что формирующаяся китайская школа экономической мысли станет скорее наследницей наднациональной экономической науки, нежели источником формирования некоей уникальной специфической теории. Профессор университета Цинхуа Цянь Инъи предложил считать реформы в КНР частью общего процесса рыночной трансформации. Насущность задачи овладения мейнстримом экономической науки он объяснил тем, что Китай стремится к «стыковке» с мировым современным рыночным хозяйством, однако понимание его функционирования дает лишь современная экономическая наука 1.

Важным элементом развития китайской экономической мысли стало переосмысление ее исторических корней. Китайские исследователи пришли к выводу, что одним из факторов успешного развития китайской экономической науки в период реформ стала возможность использовать знания и опыт, накопленные за столетие освоения западной экономической науки. Точкой отсчета стало издание в 1902 г. китайского перевода «Богатства народов» А. Смита. Влиятельный современный исследователь, ныне вице-президент Всемирного Банка Линь Ифу выделил два периода расцвета китайской экономической мысли – эпоху капитализма республиканского Китая 1930-х годов и нынешнюю эпоху рыночных реформ и открытости внешнему миру, разделенные периодом 1950-х–1970-х, когда «нормальное развитие современной экономической науки в материковом Китае было прервано» 2.

Расширение исторического горизонта современной китайской экономической науки нацелено на преодоление упрощенного представления, согласно которому развитие данной отрасли знаний началось лишь с момента образования КНР. Этот аспект китайских дискуссий позволяет выявить важное отличие путей развития экономической науки в Китае и России. Если российская экономическая наука до 1917 г. была наукой «допарадигмального типа, которую методологи часто называют незрелой» 3, то в Китае накануне революции 1949 г. сформировалось научное экономическое сообщество, в 1920–1940-е годы в ходе интенсивных контактов с Западом китайские экономисты успели приобщиться к маржиналистской революции и кейнсианским идеям. В 2000-е ученые КНР проводили позитивные сопоставления между деятельностью научного сообщества 1920–1940-х годов и современностью – это издание большого числа переводов теоретической литературы с иностранных языков, учеба китайцев в ведущих университетах США и Европы, расцвет специализированной научной периодики, создание профессиональных экономических обществ, приглашение иностранных ученых для чтения лекций в Китай. В КНР были опубликованы антологии произведений китайских экономистов ХХ в., включающие наследие первой половины столетия 4.

Китайские экономисты-марксисты старшего поколения (Сунь Ефан, Дун Фужэн, Сюэ Муцяо и др.) приложили на рубеже 1970–1980-х годов огромные усилия, чтобы вернуть в экономическую науку понятия прибыли, товара, рынка, которые были вытеснены в предыдущие десятилетия догматическим прочтением классиков марксизма. Однако в наши дня китайская экономическая наука уже «состыковалась» с мировой и задача критического переосмысления советской политэкономии утратила актуальность. В прошлом остались критика централизованного планового хозяйства, обобщение опыта перехода к рынку других социалистических стран. В 2000-е годы теоретические проблемы переходной экономики уступают место изучению экономики развития с привлечением современных зарубежных концепций и исследований китайских экономистов дореволюционного периода.

В начале нынешнего десятилетия выросло внимание к социальной проблематике и качеству экономического роста, гармонизации общества, защите бедных слоев населения, развитию села и отсталых регионов, охране окружающей среды. Под влиянием накопившихся социально-экономических проблем в КНР началось критическое переосмысление стратегии реформ, развернулись споры о соотношении эффективности и справедливости, марксизма и неолиберализма. Исследователи отмечали, что развитие рыночного механизма, участие в глобализации торговли, подъем частной экономики и ограничение государственного монополизма способствовали продвижению китайских реформ. Вместе с тем было заявлено, что для КНР неприемлем неолиберальный фундаментализм, опирающийся на «мифы» о всемогуществе рынка и частной собственности, отрицающий позитивную роль государства в экономике и допускающий чрезмерную зависимость от иностранных инвестиций.

В 2005 г. известный экономист старшего поколения Лю Гогуан заявил об угрозе вытеснения марксизма «буржуазной идеологией» и подверг критике сложившуюся в китайских университетах систему параллельного преподавания двух базовых теорий (марксистской политэкономии и западной экономической науки) без утверждения руководящей роли марксизма 5. Он призвал вернуть марксистам командные посты в системе экономического образования. Критерии профессиональной оценки в экономическом сообществе КНР отражали стандарты западного мейнстрима, что лишало марксистов шансов занять хорошую должность или получить исследовательский грант. Китайские власти не стали подвергать гонениям экономистов господствующего течения, сконцентрировавшись на поддержке марксистских исследований.

Азиатский кризис 1998 г. и присоединение Китая к ВТО в 2001 г. поставили перед учеными задачи осмысления глобальных экономических тенденций и их воздействия на развитие страны. В 2008 г. китайские экономисты обратились к изучению причин глобального экономического кризиса и разработке антикризисных мер. Развернулось обсуждение концептуальных проблем экономической идеологии, большое внимание уделялось оценке современного «антикризисного» значения идей К. Маркса и Дж. М. Кейнса. Китайские ученые полемизировали с зарубежными попытками возложить на Китай ответственность за кризис либо навязать ему роль «спасителя» мировой экономики, требующую выделения крупных средств для стабилизации международной финансовой системы и предотвращения рецессии в экономике стран Запада.

1 Цянь Инъи. Сяньдай цзинцзисюэ юй Чжунго цзинцзи гайгэ (Современная экономическая наука и китайская экономическая реформа). Пекин, 2003. С. 13-14.

2 Линь Ифу, Ху Шудун. Чжунго цзинцзисюэ бай нянь хуэйгу (Китайская экономическая наука за 100 лет) // Цзинцзисюэ (цзикань). Т. 1. № 1. 2001. С. 15.

3 Макашева Н. Экономическая наука в России в период трансформации (конец 1980-х – 1990-е гг.): революция и рост научного знания // Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и процесса. М., 2007. С. 404.

4 Чжунго цзинцзисюэ бай нянь цзиндянь (Классика китайской экономической науки за 100 лет). Т. 1 (1900–1949). Гуанчжоу, 2005.

5 Лю Гогуан. Цзинцзисюэ цзяосюэ хэ яньцзю чжун дэ исе вэньти (Некоторые проблемы преподавания и исследований экономической науки) // Цзинцзи яньцзю. 2005. № 10. С. 4-11.

PAGE 2

Развитие китайской экономической мысли на рубеже XX–XXI веков