Объективные основы антикризисного управления предприятиями агропромышленного комплекса

Глебова Анна Геннадьевна,

доцент кафедры «Экономика и управление производством»,

Тверской государственный технический университет, г. Тверь

Объективные основы антикризисного управления предприятиями агропромышленного комплекса

Согласно определению, приведенному в Экономической энциклопедии под редакцией Л.И.Абалкина, «кризис (от греч. krisis – решение, переломный момент) – глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности»1. Кризисы можно подразделить на экономические, политические и социальные, той или иной системы (экономической, социально-политической, валютной и т.д.).

Для решения задач, поставленных в данном докладе, нас, в первую очередь, будут интересовать экономические кризисы.

Экономический кризис – одна из фаз воспроизводственного цикла, включающего последовательно кризис, депрессию, оживление и подъем. Экономический кризис проявляется в перепроизводстве товарного капитала (рост нереализованной продукции), перенакоплении производственного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы), перенакоплении денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство). Общим результатом экономического кризиса первоначально является рост издержек производства, падение цен и прибыли, снижение заработной платы, понижение жизненного уровня широких слоев населения.

Типология специфических экономических кризисов выглядит следующим образом: денежный; валютный; кредитно-банковский; спекулятивный фондовый; финансовый бюджетный; внешнеэкономический; кризис международных экономических отношений; ценовый (инфляционный); технологический; инвестиционный.

Наиболее наглядно появление и течение кризиса в экономической системе вообще и на предприятии в частности, показывает модель Жизненного цикла предприятия. Теория жизненного цикла, будь то жизненный цикл товара, или конкурентного преимущества фирмы, или жизненный цикл предприятия, в той или иной степени рассматривалась всеми авторами, работающими в научной сфере экономики предприятия.

Так, жизненный цикл продукции – одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Большинство отечественных и зарубежных авторов, в частности Карлоф Б., Фалмер Р.М., Градов А.Г., В.Р.Дилон, Т.И.Мадден, выделяют пять этапов жизненного цикла продукции: 1) внедрение, 2) начальный рост, 3) последующий рост, 4) зрелость, 5) спад. Практика показывает, что предприятия развиваются по аналогичному циклу.

В целях обеспечения возможности дальнейшего анализа внесем некоторые уточнения и условные обозначения в построение этой кривой.

Итак, построим кривую жизненного цикла (ЖЦ) предприятия в виде кривой прибыли-убытков предприятия во времени. Это обстоятельство будет являться ключевым отличием от традиционной кривой ЖЦ, так как последняя строится в виде кривой продаж (дохода предприятия) во времени. Данное отличие является принципиальным, так как позволяет: а) построить кривую ЖЦ не гипотетически, а по реальным цифровым данным; б) использовать кривую не просто как теоретическую модель, а как практический инструмент стратегического управления. Также такое построение кривой объясняет выделение двух дополнительных этапов развития предприятия.

Отметим, что ряд зарубежных и отечественных авторов достаточно скептически относятся к модели жизненного цикла. Так, немецкий экономист Х.Мефферт наиболее слабым местом этой модели считает момент «перехода» (в данном случае - предприятия) из одной стадии своего развития в другую. Построение кривой жизненного цикла предложенным выше способом учтет указанный недостаток модели, так как динамика прибыли-убытка предприятия, используемая при построении, позволит однозначно определить этап жизненного цикла, на котором в исследуемый момент находится предприятие.

Итак, кривая жизненного цикла предприятия будет иметь стадию организации (создания) предприятия - I, стадию становления - II, стадию роста (можно выделить фазы ускорения - III и замедления роста - IV), стадию устойчивости (зрелости) - V, стадию спада - VI и стадию умирания - VII.

Проведенный анализ показывает, что идею жизненного цикла конкретного предприятия имеет смысл «закладывать» в стратегический план/прогноз развития компании с тем, чтобы максимально продлить стадию устойчивости.

Рассмотрим типичный жизненный цикл предприятия. По прохождении фазы устойчивости предприятие проходит критическую точку 1 - точку вхождения в кризис (схема 1).

Схема 1. Варианты развития «болезни» предприятия.

Внесем необходимые пояснения к предложенной схеме. Ось ординат является осью убытков и прибылей фирмы. То есть в момент создания (точка пересечения кривой жизненного цикла с осью ординат) предприятие не приносит прибыли (подробнее этот вопрос освещался при рассмотрении этапов жизненного цикла предприятия). Уже с этого момента руководство компании должно заниматься профилактикой возможного кризиса. Любое предприятие развивается по стандартному жизненному циклу; другое дело, что грамотным (или, наоборот, неграмотным) управлением можно «растянуть» или «сжать» во времени те или иные этапы жизненного цикла своего предприятия. Таким образом, любое предприятие неизбежно придет в своем развитии к точке 1.

Далее возможно несколько путей развития ситуации.

Если на предприятии финансовый менеджмент слаб, стратегия и тактика управления не проработаны, то предприятие начинает «заболевать». Если руководство не замечает тревожных признаков, не принимает никаких мер по стабилизации финансового состояния предприятия, или же эти меры не оправдывают себя, то кривая жизненного цикла плавно спускается до отметки 2, фирма переходит стадию умирания - до банкротства и ликвидации.

Второй вариант развития ситуации: если после прохождения точки 1 управляющий замечает приближение кризиса. В этом случае возможно «лечение» предприятия; причем, чем быстрее оно начато, тем с меньшими финансовыми и трудовыми потерями оно будет проведено; тем больше шансов на полное восстановление удовлетворительного финансового состояния фирмы; тем меньше вероятность банкротства предприятия.

В третьем случае - идеальном - начинать работу по предотвращению кризиса необходимо еще на стадии развития предприятия; до того, как появятся первые тревожные признаки надвигающегося кризиса. Это возможно при своевременном возобновлении очередного цикла конкурентного преимущества, а также при соблюдении основных принципов антикризисного управления. На предложенной схеме этот вариант будет выглядеть как «гребешковая» кривая жизненного цикла, то есть предприятие в этом случае будет иметь максимально продленный этап зрелости.

Становится очевидным, что кризис – важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Он обнаруживает не только предел, но и дает импульс развитию экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию.

Предприятия АПК более подвержены кризисам, чем предприятия остальных сфер деятельности: из-за сезонности своей деятельности, необходимости государственного регулирования отрасли на макроуровне, и главное – из-за отсутствия стратегического управления предприятиями. Можно выделить ряд основополагающих принципов протекания и развития кризиса в российском агропромышленном комплексе2.

1) Агропромышленный комплекс России на протяжении нескольких десятилетий фактически функционирует в условиях кризиса, что, безусловно, нанесло отпечаток на его развитие.

2) Сельское хозяйство в России, по определению, не может исчезнуть, прекратить свое существование. В самом плохом случае производить сельскохозяйственную продукцию на наших землях будут не россияне, а кто-то еще, кому станут принадлежать земельные угодья. Сейчас только Россия и еще несколько стран имеют возможность значительного наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции без ущерба для экологии, поэтому продукции российских земель всегда будет востребованной.

3) Российское сельское хозяйство обладает серьезными конкурентными преимуществами. Основным из них служит масштабное земледелие, сохранившее оттенок реликтового. Слабое использование агрохимикатов и других направлений интенсификации сельского хозяйства, позволило, в основном, сохранить российские угодья в первозданном виде. Эти земли во многих случаях пригодны для производства экологически чистой продукции.

4) Сельское хозяйство и АПК в целом в условиях кризиса имеют шансы реализовать свои конкурентные преимущества, заняв подобающее им место в структуре российской экономики и выйти на мировой уровень. За последние годы структура экспорта России ухудшилась, смещаясь в пользу продаваемых энергетических ресурсов. Если бы в России экономика оказалась диверсифицированной, в том числе за счет развитого сельского хозяйства, последствия кризиса не были бы столь губительными.

5) Кризисные условия могут и должны быть использованы для новой стадии развития сельского хозяйства России. Критическая ситуация порождает шанс преодолеть технологическую отсталость отрасли, избавиться от устаревших способов ведения производства.

6) В период кризисов ухудшается экономическая ситуация и обостряются всевозможные риски, в том числе на макроуровне. Возрастает угроза потери различных видов безопасности, среди которых особая роль отводится продовольственной независимости. Ее обеспечение может быть достигнуто только в плоскости развития национального сельского хозяйства.

Исходя из данных принципиальных основ необходимо выстраивать политику функционирования российского АПК в кризисных условиях на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.

Как уже отмечалось выше, экономика Российской Федерации в настоящее время находится в достаточно глубоком финансовом и, как следствие, производственном кризисе. Этим объясняется то обстоятельство, что большинство российских предприятий агропромышленного комплекса сегодня переживают функциональный кризис, то есть предприятия в сложившихся условиях не способны полноценно функционировать; они находятся на стадии спада своей производственной и деловой активности, являются неплатежеспособными, а то и вовсе несостоятельными. Актуальным становится вопрос о выводе таких предприятий из сложившегося кризиса.

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим стабилизацию и развитие агропромышленного комплекса РФ, является федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Федеральный закон принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года. Значительная часть федерального закона посвящена решению вопросов, касающихся государственной поддержки развития сельского хозяйства.

В частности, определяется порядок финансирования соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета. Федеральным законом определяется также порядок подготовки и реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Кроме того, закон содержит нормы о сельскохозяйственных товаропроизводителях, сельскохозяйственном страховании, государственных закупочных интервенциях и иных мероприятиях, связанных с развитием сельского хозяйства.

В качестве инструмента поддержки сельхозтоваропроизводителей предполагается в том числе система кредитования: государством предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов за использование кредитов в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка (для малых форм хозяйствования в АПК – 95% от ставки рефинансирования).

С начала 2008 г. реализуется имеющая статус приоритетного национального проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий.

На 2009 г. и плановый период 2010-2011 гг. предусмотрена реализация новых направлений Госпрограммы:

- поддержка компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

- поддержка экономически значимых региональных программ;

- регулирование рынка молока;

- переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности.

Кроме того, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в конце 2008 года подготовило проект Концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 года.

В настоящее время все субъекты Российской Федерации разрабатывают региональную версию предложенной Минсельхозом концепции, в частности, в Тверской области Департаментом по социально-экономическому развитию села разрабатывается «Программа устойчивого развития сельских территорий Тверской области до 2020 года». В дополнение к общероссийской Концепции, областная Программа предусматривает ряд дополнительных инициатив, в частности, развитие в области системы сельскохозяйственных кооперативных рынков для формирования устойчивого сбыта сельхозпродукции в регионе; предоставление отсрочки от службы в Вооруженных силах РФ лицам, окончившим сельскохозяйственные учебные заведения и трудоустроившимся в сельскохозяйственные организации; мероприятия по развитию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

1 Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И.Абалкин. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. – 1055 с. С. 346

2 По материалам Голубев А. В. Кризис и АПК: угрозы и возможности // http://library.sgau.ru/public/golubev_ krisis. pdf

5

Объективные основы антикризисного управления предприятиями агропромышленного комплекса