Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в арабские страны
Имамкулиева Эльмира Эльмановна
Магистр 1-го года обучения
ИСАА МГУ им. Ломоносова
г. Москва
Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в арабские страны.
Данная работа посвящена анализу притока ПИИ в арабские страны. Автор сделал попытку соотнесения данных об инвестиционной привлекательности специалистов ведущих организаций и рейтинговых агентств, осуществляющих постоянный мониторинг, который имеет целью группировку арабских стран по десяткам различных показателей условий ведения бизнеса в них, и реальных индикаторов притока ПИИ для того, чтобы попытаться определить факторы, которые оказывают наибольшее влияние на привлечение ПИИ.
Остаётся открытым вопрос о том, какие государства входят в общее определение «арабские страны», а также стоит отметить, что по ряду стран таких, как, например, Ирак статистические данные преимущественно отсутствуют в силу сложной военно-политической ситуации в этой стране, поэтому автор решил строго очертить круг 16 исследуемых стран: Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Тунис, Судан, Бахрейн, ОАЭ, Йемен, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания и Сирия.
В рамках глобализации возникло новое явление в мировой экономике - международный рынок инвестиций, который представляет собой сферу обмена инвестиционного капитала и инвестиционных товаров между экономическими субъектами разных стран. В настоящее время усиливается роль трансграничного движения капитала в международных экономических отношениях и увеличиваются масштабы этого процесса. Международное движение капитала стало одна из основных форм международных экономических отношений.
В работе анализируются основные характеристики чистого притока ПИИ в арабские страны с 1970 по 2007 год. При этом рассматриваются как суммарные и усредненные показатели, некоторые из которых были впервые рассчитаны автором, этого процесса, так и его страновые характеристики и особенности. Стоит отметить, что использование средних показателей по региону весьма спорно. Так, например, суммарная доля арабских стран в мировом потоке ПИИ достигла 5% в 2007 году, при этом, только на Саудовскую Аравию, ОАЭ и Египет приходилось больше половины всех привлеченных в арабские страны ПИИ. Общие показатели часто скрывают глубокую неравномерность изучаемого процесса применительно к отдельным арабским странам. К числу страновых особенностей необходимо отметить тот факт, что особенностью движения капитала на современном этапе является включение в этот процесс всё большего числа стран. Если раньше страны чётко делились на импортёров и экспортёров капитала, то в настоящее время характерна тенденция, когда страны ввозят и вывозят капитал одновременно. Например, доля притока ПИИ в Саудовскую Аравию в 2007 году составила 1,33% в мировом притоке ПИИ, а в мировом накопленном фонде 0,5%, в то время как удельный вес Саудовской Аравии в мировом ВВП равняется 0,7%. Аналогичные расчёт по Кувейту (стране, которая является преимущественно экспортером капитала и не заинтересована в привлечение иностранных инвестиций) показывают, что удельный вес этой страны в мировом притоке ПИИ составлял 0,01%, в мировом накопленном фонде 0,006%, в мировом ВВП 0.2%. Для примера также приведем данные по Тунису: доля в чистом притоке ПИИ равнялась 0,09%, в накопленном фонде ПИИ 0,17% (т.е. показатель в два раза выше, чем по чистому притоку ПИИ, что отражает прямо противоположную «нефтяным» странам тенденцию), а доля в мировом ВВП составляет 0,06%2.
Проведенный анализ динамики чистого притока ПИИ за 2005-2007 гг., и накопленного фонда ПИИ с 1980 по 2007 год и изучение ряда относительных показателей (чистый приток ПИИ на человека, накопленный фонд ПИИ удельный вес накопленного фонда ПИИ в ВВП, рассчитанных автором на душу населения тех же стран) позволяет выявить отсутствие прямой связи между притоком ПИИ и размерами рынка. Автор установил, какая связь существует между ВВП арабских стран и чистым притоком ПИИ, накопленным фондом ПИИ в ВВП, удельным весом накопленного фонда ПИИ, а также между этими индикаторами и оценками рейтинговых показателей. При этом изучение соответствующих индикаторов показало, например, что более или менее существенная связь между накопленным фондом ПИИ, чистым притоком ПИИ и абсолютными размерами ВВП обнаружилась только у 7 из 16 изучаемых стран. При рассмотрении только двух индикаторов (ВВП страны и накопленного фонда ПИИ в ВВП) существенная связь также обнаружилась лишь в 7 из 16 стран, т.е. в 43% случаев. Судя по этим данным, инвесторы руководствовались различными соображениями при принятии решения о капиталовложениях в арабские страны. Однако абсолютная величина ВВП (т.е. потенциальные размеры рынка) не играла решающей роли, коль скоро речь идет о большинстве арабских стран.
Но при такой группировке неявно предполагалось, что «расстояния» между позициями этих стран одинаковы, т.е. «расстояния» между первым, вторым, третьим и последующими местами не отличаются. Однако в действительности это далеко не так. Если иметь в виду реальные показатели, например, абсолютную величину ВВП, то окажется, что разница между ВВП Саудовской Аравии (382 млрд. $) и Алжира (135 млрд. $), находящимися на первой и второй позициях при межарабской рейтинговой группировке, достигала 247 млрд. $. В то же время «расстояние» между ВВП Бахрейна (16 млрд. $), находящегося на 15 месте при межарабской группировке по абсолютной величине ВВП, и ВВП Иордании (15.8 млрд. $), находящейся на последнем 16 месте, не превышало 0.2 млрд. $. Таким образом, разница между 15 и 16 позициями оказалась в 1235 раз меньше, чем разница между первой и второй позицией по абсолютной величине ВВП.
В докладе изучаются группировки арабских стран, выделенные по ряду показателей, характеризующих приток ПИИ, и «оценки» сравнительной инвестиционной привлекательности арабских стран такими всемирно известными организациями как UNCTAD, Heritage Foundation и Doing business3
. Изучение динамики притока ПИИ позволяет уточнить представление об изменении позиций арабских стран относительно друг друга и среди других государств современного мира.
Если же обратиться к данным только рейтинговых организаций, то тут также не окажется единого мнения по вопросу инвестиционной активности в арабских странах. Так, арабской страной с наиболее благоприятными показателями экономической свободы по оценкам специалистов Heritage Foundation признан Бахрейн, находящийся на первом месте рейтинга этой организации и попадающий в группу «свободных экономик», что близко к оценке экспертов Doing business, согласно которой он занимает 18 место; однако в рейтинге UNCTAD Бахрейн расположен только на 30 месте.
Изучение позиций арабских стран при их взаимной рейтинговой группировке показало, что относительное совпадение4 рейтинговых номеров у трех указанных организаций относится только к 9 из 16 арабских стран, тогда как у 7 стран рейтинговые номера различаются на четыре и более единиц.
Пользуясь материалами этих организаций можно получить сведения о позициях арабских стран не только относительно друг друга, но и среди 141, 179 и 181 страны в окружающем их мире. Именно эти данные представлены в соответствующей таблице (схеме).
Имеет смысл также коснуться методологии составления таблицы (схемы). В левой части таблицы воспроизводятся позиции арабских стран относительно друг друга и каждой из них дается соответствующий порядковый номер, а в правой части этой таблицы те же арабские страны получают номера, характеризующие их позиции и мест среди всех других стран, охваченных соответствующими расчетами.
Тем не менее, результирующие оценки соответствующих организаций и агентств нередко существенно отличаются, как об этом свидетельствует приведенная ниже сводная таблица (схема).
Автор поставил своей целью внимательно изучить материалы, как о реальном притоке ПИИ в различные страны, так и рейтинговые характеристики этих стран. При этом на наш взгляд отчётливо выявляются не только расхождения оценок инвестиционной привлекательности в арабских странах, принадлежащих трем организациям. Эти расхождения между тремя организациями отчасти можно объяснить тем, что они строили разные рейтинги: индекс потенциального притока ПИИ по UNCTAD, уровень экономической свободы Heritage Foundation и условия ведения бизнеса Doing Business. . Эти рейтинги характеризуют ситуацию под разными углами зрения.
В качестве особенности составления индексов также необходимо отметить, что эксперты организаций могут опираться в своих исследованиях на разные исходные данные. Так, составители индекса «инвестиционной привлекательности» UNCTAD могли использовать в качестве исходных показателей сведения о ВВП и ВВП на человека, приведенные в ежегоднике этой организации (UNCTAD Handbook of statistics 2008) или соответствующие показатели из базы данных Всемирного банка. В таком случае необходимо указать, что по ряду стран материалы базы данных Всемирного банка и ежегодника UNCTAD на 2007 год существенно расходятся. Особенно значительных размеров это расхождение достигает по некоторым арабским странам, например, по ОАЭ: если в базе данных Всемирного банка ВВП ОАЭ по обменному курсу на 2007 год составлял 131,9 млрд. $, то в ежегоднике UNCTAD величина этого показателя достигает 210,9 млрд. $. Такие расхождения могли повлиять и на порядковые места некоторых арабских стран при их группировке по величине ВВП: так, например, по нашей группировке ОАЭ занимает 3-е место по величине ВВП, но если руководствоваться оценками специалистов UNCTAD, то ОАЭ займут 2-е место, опередив Алжир.
Однако гораздо более важное значение имеет тот факт, что, как показано ранее, слишком часто оценки трех организаций фактически противоречили реальным показателям притока капитала в соответствующие страны.
Этот и другие аналогичные примеры отражали тот факт, что процесс притока и оттока ПИИ в отдельные страны арабского мира отличался глубокой неравномерностью, противоречивостью и «разнонаправленностью». Поэтому в работе был сделан вывод о том, что использование суммарных и усредненных показателей по всему арабскому миру полезно для определенных целей. Но одновременно обнаружилось, что процесс притока ПИИ «внутри» арабского мира отличался глубокой дифференциацией и неравномерностью, а «разрыв» между максимальными и минимальными величинами многих показателей по отдельным странам достигал огромных размеров. Так, например, чистый приток ПИИ в Саудовскую Аравию в 2007 году составил 24 млрд.$, а в Кувейт 123 млрд.$, т.е. «разрыв» между величинами указанного показателя в этих странах достигал почти 200 раз! Что же касается аналогичного сравнения по 1980 году, то оно было бы бессмысленно, потому что в Саудовской Аравии происходил чистый отток капитала в размере 3 млрд.$, в то время как чистый приток ПИИ в Египет составил 548 млн.$.
Приведенные в работе сопоставления реальных показателей притока ПИИ в арабские страны и их рейтинговых позиций по материалам трех указанных выше организаций (UNCTAD, Heritage Foundation и Doing Business) свидетельствуют о преобладании существенной или даже очень существенной рассогласованности реальных (по притоку ПИИ) и рейтинговых характеристик для большинства арабских стран. Изучение позиций арабских стран при их взаимной рейтинговой группировке показало, что относительное совпадение рейтинговых номеров относится только к 9 из 16 арабских стран, тогда как у 7 стран рейтинговые номера различаются на четыре и более единицы.
Но этот вывод было бы неправильно рассматривать как свидетельство «бесполезности» рейтинговых организаций. Их создание закономерно и объективно обусловлено. В прошлом инвесторы могли полагаться только на свои представления об арабских странах, сложившиеся в результате разрозненной, нередко противоречивой и неполной информации. В последние годы они располагают систематизированными материалами, собранными и обобщенными экспертами, специализирующимися на составлении соответствующих рейтингов. Деятельность специализированных на ПИИ организаций сводится к систематизации и упорядочиванию информации по различным, в том числе и арабским, странам. И хотя, как показано в работе, эти оценки далеко не точно характеризуют сравнительную инвестиционную привлекательность арабских стран, этот вывод относится именно к арабским странам. Что же касается положения в других странах и группах стран, а тем более оценки «качества» общемировых рейтингов, то подобная задача потребует гораздо более сложных дополнительных расчетов, выходящих далеко за рамки данной работы.
Вместе с тем в ходе анализа выявились значительные коэффициенты корреляций между индикаторами развития нефтегазового сектора и притоком ПИИ. Особенностью привлечения инвестиций в арабские страны является тот факт, что этот регион крайне не однороден, поэтому подход инвесторов к арабским странам различен. Но совершенно особую роль для инвесторов играет добыча углеводородного сырья в той или иной стране потенциального инвестирования, поэтому автор счел целесообразным сделать ряд расчетов, связанных с нефтегазовым фактором5, определяющим развитие экономик арабских стран, а также привлечение ПИИ в эти страны. Согласно материалам матрицы корреляций по ряду показателей наиболее существенная связь была обнаружена между подушевым притоком ПИИ и добычей углеводородов на человека. Анализ репрезентативных материалов по 16 арабским странам выявил, что вплоть до 2007 года показатели развития нефтегазового сектора продолжали перевешивать риски для инвесторов при капиталовложениях в нестабильный в политическом и экономическом отношении арабский мир.
Таким образом, применительно ко всей группе арабских стран не подтверждается тезис о том, что существует строгая корреляция между масштабами рынка и притоком ПИИ, а также накопленным фондом ПИИ и его удельным весом в ВВП. Автор отчетливо сознает, что результаты, полученные применительно к ситуации с шестнадцатью арабскими странами, было бы неправильно распространять на другие страны или группы стран, изучение положения у которых может привести к иным выводам.
В то же время решающую роль в развитии экономик арабских стран, а также привлечении ПИИ в эти страны, играл и играет нефтегазовый фактор, который перевешивает значительные риски, сопряженные с инвестированием в нестабильный в политическом отношении арабский мир.
2 Данные WIR08 http://www.unctad.org/en/docs/wir2008_en.pdf
3 http://www.unctad.org/Templates/WebFlyer.asp?intItemID=2472&lang=1;
http://www.heritage.org/index/Explore.aspx;
http://www.doingbusiness.org/economyrankings/
4 Мы называем «относительным совпадением» такое положение арабских стран, при котором их номера при рейтинговых группировках различаются не более чем на три единицы. На наш взгляд, это достаточно жесткое условие.
5 Были использованы материалы с сайта BP http://www.bp.com/liveassets/bp_internet/globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_energy_review_2008/STAGING/local_assets/2009_downloads/statistical_review_of_world_energy_full_report_2009.pdf
5
Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в арабские страны