Планово-регуляционная модель смешанной экономики

Иванченко Василий Матвеевич,

Институт экономики РАН

г. Москва

Планово-регуляционная модель смешанной экономики.

1. Современный этап развития капитализма как экономической системы показал его несостоятельность в части эффективного функционирования в условиях постиндустриальных трансформаций и неуправляемости глобализационных процессов. Классические экономические теории и модели себя полностью исчерпали. Социальные противоречия нарастают не только между «золотым» миллиардом и остальной частью населения, но и между развитыми и развивающимися странами, а также внутри каждой страны между ее субъектами жизнедеятельности.

2. Социальность, социодинамика, государственное планирование и гибкое регулирование всех социально-экономических и распределительных процессов все громче стучатся и в теорию, и в практику дальнейшего развития общества. Проводимые опросы населения показывают нарастающее недоверие к современному капитализму как системе с ее нынешней весьма нестабильной экономической моделью. Это недоверие проявляется особенно наглядно в условиях массового обнищания населения в ходе текущего мирового финансово-экономического и социального кризиса, который охватил все социальные группы и классы общества, практически во всех капиталистических странах, включая государства со смешанной экономикой.

3. Научный анализ позволяет сделать вывод о том, что современный мировой кризис капиталистической системы – это прежде всего результат потери реальной сбалансированности социально-экономических процессов и допущения разрывов между натурально-вещественными и стоимостными потоками в экономике, между реальной стоимостью общественного продукта, производственного и производительного потенциала и их монетаризацией. В итоге финансовые потоки (перетоки), финансово-кредитные отношения сформировались в плохо регулируемую и неконтролируемую систему, обслуживающую виртуальный, криминальный, теневой капитал и спекулятивные фондовые рынки и банки.

4. Вот почему все острее встает вопрос о руководящей роли, функциях и ответственности государства в упорядочении всех социально-экономических процессов постиндустриального капитализма на основе применения планово-регуляционной модели, обеспечивающей взаимодействие инструментов планирования, регулирования, контроля и рыночных механизмов цивилизованного саморегулирования. Все это возможно осуществить на уровне, необходимом и достаточном для обеспечения и поддержания сбалансированного развития всех социально-экономических и воспроизводственных процессов, а следовательно, и преодоления кризисных тенденций в мировых экономических отношениях.

5. Планово-регуляционная модель1 должна интегрировать в себе позитивный опыт:

  • плановой экономики ХХ века, включая ГОЭЛРО, НЭП, индустриализацию и коллективизацию, давших исторические по своей значимости образцы преодоления в кратчайшие сроки последствий разрухи Первой и Второй мировых войн и достижения победы плановой экономики над капиталистической экономикой всей Европы, мобилизованной гитлеровской Германией в войне с СССР;
  • эффективного сочетания планирования и всестороннего системного регулирования рыночных отношений и механизмов Китая, давших высокие результаты расширенного воспроизводства, в том числе и в условиях мирового финансово-экономического кризиса;
  • достижения развитыми капиталистическими странами и, особенно, ЕС, США, Японии в расширении планирующих, регулирующих и контролирующих функций государства в системе управления социально-экономическим развитием и в преодолении последствий финансово-экономических кризисов и вызванных ими потерь.

6. В условиях сокращения лага межкризисных циклов социально-экономического, научно-технического и воспроизводственного устойчивого развития, возникает объективная необходимость создания внутригосударственных и международных институтов не только для преодоления действующего кризиса, но и недопущения их возникновения в будущем.

7. Планово-регуляционная модель уже объективно задействована в мировой практике. Кризис ускорил ее проявления прежде всего в переосмыслении роли и функций государства в управлении социально-экономическим развитии и обеспечении всех аспектов безопасности общества, включая экологию, социальные противоречия, нераспространение оружия массового уничтожения людей и др. Она требует сегодня научного теоретического, методологического и нормативно-правового осмысления и принятия соответствующих решений на уровне руководящих структур мирового сообщества. С позиций ученых уже сформированы положения о наступлении новой социально-экономической реальности в производственных отношениях и в системе экономических интересов, обусловленных развитием форм смешанной собственности, производственного самоуправления, государственного капитализма, повышением роли категории экономической социодинамики, как проявления взаимосвязи личного и общественного интереса в системе интересов и форм их комплементарности и даже интеграции в современных условиях несводимости потребностей, усиления индивидуализма, социальности мотивации и углубления противоречий в распределительных отношениях и уровнях жизни различных групп населения2. Проблема очень сложная и ее решение надо начинать с экономической сбалансированности производства, воспроизводства и необходимых для этого ресурсов, спроса и предложения.

8. Формирование смешанной рыночной экономики в России прошло уже несколько этапов. Первый связан с началом рыночной реформы и разгромом всей структуры плановых органов, позволившим провести обвальную, социально-экономически необоснованную приватизацию (в народе – «прихватизация») общественной (государственной) собственности, достигавшей второго-третьего места в мире по величине производственного потенциала. Монетарная модель этой приватизации исходила из саморегуляции рыночной экономики. Почти двадцатилетний период рыночных преобразований плановой экономики реально проходил в условиях – ни плана, ни рынка. В результате первый этап этих трансформаций привел к потере более 50% действующего дореформенного экономического потенциала страны и закончился дефолтом 1998 г. Это стало одним из самых трагических событий для экономического и социального развития России ХХ века.3 Преодоление дефолта открыло второй этап рыночной реформы – этап самовыживания и возрождения России, формирования смешанной экономики и локальных государственных регуляторов ее становления. Третий этап – подготовка социально-экономической базы для устойчивого роста, преодоления высокой инфляции (до 12-13%) и сочетания реального планирования на основе разработки крупных программ и национальных проектов с повышением отдачи от систематизации государственного регулирования смешанной экономики, особенно за счет усиления внимания к реализации политики всенародной поддержки позитивных направлений социального развития общества.

9. В этот процесс вмешался новый, небывалый по масштабам, мировой финансово-экономический кризис, спровоцированный в высокоразвитой экономике и не контролируемый финансово-кредитной политике в банковской структуре США. Первые позитивные итоги рыночных реформ и формирования смешанной экономики с участием государственной собственности позволили государству удержать экономические процессы на уровне минимальных потерь в экономике и определенной стабильности социальной сферы.

10. Даже в условиях кризиса Россия включилась «на равных» в число ведущих государств, разрабатывающих антикризисные механизмы и проекты модели будущей перспективной мировой финансово-экономической системы, способной не допускать глобальных кризисов в мировой экономике. Россия может привнести в этот процесс планово-регуляционную модель и балансовую систему как важнейших инструментов в решении исторических целей модернизации управления капиталистической экономикой.4

11. Инновационная политика – это обновление форм и методов управления и развитие функций государства на уровне интеграции плановых, регулирующих и рыночных механизмов, позволяющих не только активизировать модернизационные процессы за счет возможностей получения интеграционного эффекта от инновации в структуре и качестве продукции, технологических инноваций и социально-интеллектуальных основ роста производительных сил общества, но и создать целостную систему инновационного предпринимательства, инновационного воспроизводства как базы формирования инновационной экономики.

По способу реальной организации такого системного, интегрированного инновационного процесса на всех уровнях хозяйственной практики важно умело использовать:

  • внутреннюю организацию на каждом субъекте предпринимательства возможностей модернизации на основе инновационных бизнес-планов, уделяя особое внимание мониторингу их взаимосвязи и взаимодействия по каждому инновационному проекту по каждой рабочей программе;
  • внешнюю организацию, основанную на контрактах и размещениях заказов на разработку и освоение особой инновации, включая все формы диверсификации, кооперирования, совершенствования технико-технологических и производственных связей;
  • внутренне-внешняя организация, базирующаяся на институциализации венчурного капитала каждого взаимодействующего субъекта рынка с целью реализации совместных инновационных проектов. Для этого могут утверждаться адекватные венчурные структуры, привлекающие сторонний капитал.

12. Планирование, как исторический феномен, все нагляднее проявляется в современной планологии – науке управления всеми аспектами жизнедеятельности человека и общества, особенно в условиях глобализации экономических процессов, нарастания социальных противоречий, обострения проблем безопасности, связанных с сокращением временного лага между финансово-экономическими кризисами, охватывающими все больше стран и развивающиеся в мировые кризисы. В этих условиях, разработка программ как антикризисных мер потребовала планово-регулирующих усилий, особенно финансово-кризисных, не только каждого государства, но и их региональных и других интегрирующих структур мирового сообщества. Период дискуссий о планировании, планологии типа конференции по планологии «Плановая технология и плановые институты в Риме», в 1992 г. завершился и уступил место рабочим обсуждениям проблем обеспечения сбалансированного, устойчивого развития в условиях глобализации всех социально-экономических, финансовых, научно-технических, информационных, экологических и других процессов жизнедеятельности человечества. Без их планирования, регулирования и контроля – кризисов не избежать.

13. Модель инновационной, прорывной экономики для России убедительно и системно раскрыл в своем Послании Федеральному Собранию Президент Д. Медведев, включив в нее не только инновационную модернизацию производства, переход от сырьевой к инновационной экономике на основе развития базовых отраслей отечественного прорывного, конкурентоспособного производства, но и весь комплекс социальных проблем, информационных технологий на уровне супер-компьютерной и космической информатики. Все это объективно включает в себя необходимость и реальную возможность современной модернизации планово-регуляционного управления, включая в него новые формы и методы компьютерного диалога, в перспективном и текущем планировании, разработку системы балансов и программ, не допускающих экономических сбоев в управлении, хозяйствовании и в глобализационных финансово-кредитных отношениях.

1 Иванченко В.М. ХХ век: реформы и планирование. – М., 2003; Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества. – М.: Наука, 2009.

2 Гринберг Р., Рубинштейн А. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. – М.: Институт экономики РАН, 2008.

3 Абалкин Л. Россия: поиск самоопределения. / Очерки. – М.: Наука, 2002.

4 Гэлбрейт. Д. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969, с. 61-72.

Планово-регуляционная модель смешанной экономики