Сценарии инновационного развития российского инфокоммуникационного сектора

PAGE \* MERGEFORMAT 1

к.э.н. Ганичев Н.А.

ИНП РАН,

Москва

Сценарии  инновационного развития  российского инфокоммуникационного сектора

Построение России современной конкурентоспособной экономики инновационного типа в последние годы стало одним из главных приоритетов политики Правительства РФ [1,2]. Кризисные явления в мировой экономике в 2008-2009 гг. вызвали замедление общемировых темпов развития наукоемких, высокотехнологичных рынков [3], что дает российским компаниям, шанс занять определенные ниши на них, и без значительно отставания от мировых лидеров внедрять технологии, которые еще только выходят на уровень коммерческого использования. В докладе рассматривается различные сценарии развития российского инфокоммуникационного (ИКТ) сектора с учетом перспектив внедрения в России новейших технологий беспроводной передачи данных.

Традиционно сектор ИКТ рассматривается как совокупность отраслей по оказанию различных инфокоммуникационных услуг, а также отраслей производящих соответствующие аппаратные средства [4]. Однако в контексте решаемой задачи, применялся другой подход. Сектор ИКТ-услуг был выделен как отдельный статистический агрегат наукоемкого, высокотехнологичного комплекса (НВТК)1, дополняющий четыре его промышленные комплекса. При этом производство аппаратных средств (разделы 30, 32.1 и 32.2 по ОКВЭД) были отнесены к комплексу радиоэлектронной промышленности (РЭК)2. Значительная часть продукции РЭК, в настоящее время относится к продукции оборонного назначения, поэтому не отражается в общедоступных источниках статистической информации. Однако, данные полученные в результате совместного НИР ИНП РАН с агентством ТС-ВПК [6], позволили частично восстановить эти данные и использовать их для расчетов.

Доля выделенного сектора высокотехнологичных ИКТ-услуг в общем объеме сектора ИКТ (определяемого по классификации Минкомсвязи РФ)3 составляет примерно 70%. Доля валовой добавленной стоимости (ВДС) комплекса высокотехнологичных ИКТ-услуг составляла ок. 1,8% ВВП. Среднегодовая численность занятых в секторе оценивалась примерно в 1 млн чел. [7] Структура комплекса высокотехнологичных ИКТ-услуг по итогам 2011 г. показана на рис. 1.

Рис. 1. Структура сектора ИКТ-услуг по итогам 2011 г.4

В период с 2003-2008 г., сектор ИКТ-услуг был одним из лидеров по темпам роста среди других агрегатов НВТК. Среднегодовые темпы прироста объема сектора с учетом роста тарифов на мобильную связь составляли более 34% (рис. 2). В общей сложности рынок ИКТ-услуг за этот период вырос почти в 4 раза. В первую очередь высокие темпы роста были достигнуты за счет большой доли быстрорастущего сектора сотовой связи, а также рынка услуг по присоединению и пропуску трафика.

Рис. 2. Абсолютные объемы оказания высокотехнологичных ИКТ-услуг в текущих ценах и темпы роста в сопоставимых ценах в 2003 – 2011 гг.5

В кризисный период с 2009 по 2010 гг. темпы роста сектора ИКТ-услуг существенно замедлились, в первую очередь, за счет прекращения роста в сегменте подвижной электросвязи. Эта тенденция связана не только с кризисными явлениями в экономике, но и отражает реальное насыщения рынка мобильной связи в России. По данным на март 2012 г. общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) в России составило 225,84 млн чел., что соответствует уровню проникновения 155,6% [8].

В условиях, когда потенциал роста сектора ИКТ за счет наращивания абонентской базы фактически исчерпан сотовые операторы сделали ставку на предоставление различного рода дополнительных услуг т.н. VAS (от англ. Value Added Services - услуги, приносящие дополнительный доход). С начала 2008 г. объем квартальной выручки сотовых операторов от VAS увеличился почти в два раза. Причем основным драйвером роста доходов стало развитие беспроводного широкополосного доступа в Интернет (ШПД)6. Ожидается, что именно развитие скоростного ШПД должно стать основным источником роста сектора ИКТ-услуг в краткосрочной перспективе. По данным Союза операторов связи LTE рост мобильного трафика данных за 2010 г. вырос почти в 2,6 раза, а согласно прогнозам Союза, к 2015 г. он может вырасти в более чем в 25 раз по отношению к объему 2010 г. при этом растущие объемы передачи данных диктуют необходимость создания мощной инфраструктуры способной передавать большие объемы информации, а также формируют спрос на соответствующий тип абонентские устройства [9].

Все три крупнейшие российские мобильные оператора (МТС, "Вымпелком" и "Мегафон"), в последние годы активно развивают инфраструктуру сетей мобильной связи т.н. третьего поколения или 3G (технологии UMTS и HSPA). По оценкам Минкомсвязи РФ, общий объем инвестиций в развитие таких сетей в 2009-2011 гг. в России составит порядка 2,3-2,5 млрд долл. в 2011 г. Сети 3G уже генерируют более 85% всего трафика мобильного интернета. Дальнейшим развитием этой технологии должен будет стать стандарт беспроводной связи т.н. "четвертого поколения" (4G), которые, теоретически, позволяют обеспечить скачкообразное7 увеличение скорости передачи данных по сравнению с UMTS и HSPA. Для развития сетей мобильной передачи данных четвертого поколения в России была выбрана технология Long-Term Evolution (LTE). Она имеет ряд особенностей, которые способны не только обеспечить развитие сектора ИКТ-услуг, но и оказать серьезное стимулирующие воздействие на РЭК.

На сегодняшний день технологий LTE только начинает получать массовое распространение. В мире пока работает порядка 90 коммерческих сетей LTE, запущенных в 45 странах. Согласно данным Wireless Intelligence, на конец второго квартала 2012 г. число абонентов LTE-сервисов составляло 27 млн чел. Причем 47% от их общего числа находится в США, 27% — в Южной Корее, 13% — в Японии. На европейские страны приходится лишь ок 6% всех абонентов LTE [10]. Кроме того, сети LTE можно строить на очень широком диапазоне частот, и единого общемирового стандарта передающего оборудования для таких сетей пока не существует. В результате наблюдается автономизация решений LTE как по географическому так и по корпоративному признаку. Такая ситуация, дает возможность российским производителям радиоэлектронного оборудования разработать и наладить производство собственной линейки как передающего оборудования LTE, так и абонентских устройств для этих сетей и обеспечивать ими российский рынок.

Ранее проведенные исследования показали, что при наиболее благоприятных условиях рост валового выпуска товаров (оказания услуг) сектора ИКТ (с учетом аппаратных средств) к 2030 г. должен увеличиться примерно 6 раз. Однако поисковый прогноз предполагал реализацию программы создания сетей 4G в полном объеме и учитывал только общие макроэкономические ограничения [5]. Усовершенствованный прогнозно-аналитического инструментарий, основанный на принципах межотраслевого баланса (МОБ) [11] позволил не просто построить прогноз развития ИКТ сектора, но и оценить его непосредственное и косвенное влияние на РЭК.

Применяемый прогнозно-аналитический инструментарий, базируется на построении упрощенных таблиц МОБ, включающих четыре агрегата НВТК (АРКП,РЭК, СВТ, АТП), отрасль "наука и научное обслуживание", а также агрегат "остальная экономика", объединяющий показатели для других видов экономической деятельности народного хозяйства. Расчет формирующих ее структуру "технологические коэффициенты межкомплексных связей", осуществлялся на основе совмещения статистических показателей отдельных видов экономической деятельности по ОКВЭД со структурными показателями отдельных отраслей и подотраслей НВТК, полученных в результате совместного НИР ИНП РАН и агентства ТС-ВПК. Первоначально оценивался объем спроса на продукцию НВТК со стороны государства для всего прогнозного периода, на основе анализа государственных программных документов определяющих приоритеты долгосрочного развития отдельных отраслей комплекса на долгосрочную перспективу и методах оценки бюджетных расходов на военную продукцию. Для оценки динамики технологических коэффициентов, также производилась оценка целевых индикаторов программ долгосрочного развития, что позволило при долгосрочном прогнозировании НВТК учитывает дополнительные ограничения, связанные со структурой кооперационных связей внутри комплекса, что повысило достоверность прогноза [11].

Для оценки стимулирующего влияния от развития сетей мобильной связи четвертого поколения к четырем агрегатам НВТК, включенным в базовую балансовую модель был добавлен пятый – "сектор ИКТ услуг". Применение модели основанной на методах МОБ позволило не просто "напрямую" учесть объем дополнительного спроса на продукцию РЭК, за счет развития сетей LTE, но и за счет учета кооперационных связей показать стимулирующие воздействие которое оно способно оказать на другие агрегаты НВТК А также учесть введенные в модель ограничения по основным производственным фондам и рабочей силе. Общая схема оценки эффекта от реализации программы развития LTE представлена на рис. 3.

Рис. 3. Схема оценки эффекта от развития сектора ИКТ на другие агрегаты НВТК

В рамках исследования инновационного развития инфокоммуникационного сектора и его влияния на другие агрегаты НВТК рассматривалось два возможных сценария:

  1. "Оптимистический" – предусматривающей законодательные меры по ограничению применения импортного оборудования для строительства сетей LTE и уровня локализации в 50%, установленного Минкомсвязи РФ для "отечественного оборудования".
  2. "Реалистический" – параметры которого определялись исходя из условий конкурсов по распределению частот под LTE проведенных в июле 2012 г., и не накладывающих жестких ограничений на использование импортного оборудования, а также уровня локализации производства "отечественного оборудования", который реально существующими сейчас нормативно-правовыми актами.

В качестве "базового сценария", с которым сравнивались результаты прогнозных расчетов, рассматривался вариант, при котором 100% оборудования для строительства российских LTE-сети будет закупаться за рубежом. То есть дополнительный спрос на продукцию РЭК при развитии сетей LTE будет формироваться только за счет закупки оборудования специального назначения для конверсии радиочастотного спектра.

Общий объем инвестиций операторов в строительство сетей связи четвертого поколения при "оптимистическом" сценарии определялся на основе условий конкурсов на право строительства федеральных сетей LTE проведенных Роскомнадзором в июле т.г. На конкурсах было разыграно четыре комплекта частот на всю территорию страны, которые получили компаний т.н. "большой тройки" (МТС, "Мегафон" "Вымпелком") и "Ростелеком". По условиям конкурса каждый из четырех победителей по каждому из лотов должны будут к 2019 г. полностью обеспечить покрытие сетью LTE всех населенных пунктов РФ с населением более 50 тыс чел. В конкурсных условиях прописаны конкретные требования к плотности покрытия и скорости передачи данных, которые практически полностью исключают возможность "формального" запуска сети8. Чтобы не лишиться лицензий операторам придется инвестировать в создание сетевой инфраструктуры весьма значительные средства. Минимальный порог определяемый условиями конкурсов - 15 млрд руб. в год течение семи лет (т.е. в общей сложности 420 млрд руб. до 2019 г.), но для удовлетворения конкурсных условий по скорости передачи данных объем вложений дожжен быть как минимум в полтора раза больше т.е. ок. 600-700 млрд руб. до 2019 г. К этой сумме также следует прибавить стоимость конверсии частот - от 80 млрд до 100 млрд руб.

Таким образом, совокупные вложения в инфраструктуру сетей мобильной связи четвертого поколения в России могут составить ок. 700-800 млрд долл. до 2019 г., из которых, по оценкам Союза операторов связи LTE, примерно половина должна пойти на закупки непосредственно базовых станций и другого радиоэлектронного оборудования. Если хотя бы часть спроса на оборудование этого класса будет удовлетворена за счет отечественных производителей, это могло бы оказать значительное стимулирующее воздействие на РЭК. "Оптимистическом" сценарий предполагает, что будут введены жесткие законодательные ограничения на использование отечественного оборудования для строительства сетей LTE и дополнительный спрос на продукцию РЭК со стороны сектора ИКТ может составить до 50% от общего уровня затрат на строительство сетей (т.е. 350-400 млрд руб. до 2019 г.). Большая часть этого спроса будет удовлетворяться за счет продукции, производимой на совместных предприятиях российских компаний с ведущими зарубежными производителями оборудования, уровень локализации которого постепенно будет повышаться (с 10% в 2012 г. до 30% в 2030 г). Также предполагается, что еще порядка 100 млрд руб. будет затрачено на покупку "100%-отечественного" радиоэлектронного оборудования специального назначения в рамках конверсии радиочастотного спектра.

Реализация масштабной программы импортозамещения в сегменте оборудования LTE позволит увеличить общий объем выпуска российской радиоэлектронной промышленности до 2030 г. почти на треть по отношению к сценарию, предусматривающему использование исключительно импортного оборудования. Результат прогнозных расчетов при "оптимистичном сценарии" в сравнении с "базовым" сценарием, не предполагающим использования отечественного оборудования, представлены на рис. 4.

Рис. 4. Оптимистический сценарий инновационного развития сектор ИКТ-услуг и РЭК

Однако необходимо отметить, что условия "оптимистического" сценария формировавшиеся в начале т.г. в значительно степени потеряли актуальность после того, из конкурсов на федеральные сети LTE был исключен пункт обязательного использовании отечественного оборудования, а также стали известны окончательные критерии определения такого оборудования. Кроме того, государственного финансирования на развитие сетей LTE не предвидится. Что же касается частных компаний, то для них вложения в развитии таких сетей могут оказаться неоправданными и непосильными, в результате общий объем затрат на строительство сетей LTE будет значительно меньше чем предполагается. Во-первых, сети LTE в силу ряда объективных технологический ограничений не смогут обеспечить скачкообразный прирост скорости передачи данных который от них ожидают (декларируется превышение скорости передачи данных в 4,5 раза [12]9), а следовательно, и экономический эффект на который рассчитывают операторы10. Общая востребованность скоростного интернета предоставляемого по технологии LTE, также будет достаточно низкой. Только около трети регионов РФ перспективны для внедрения беспроводных технологий связи в остальных ее внедрение пока экономически неоправданно [13]. Кроме того, осуществлять масштабные инвестиции в строительство новых сетей российские операторы, скорее всего, просто не смогут, из-за недостатка средств. Они до сих пор не окупили инвестиции в развитие мобильных сетей третьего поколения. За 2009-2011 гг. операторы "большой тройки" вложили в развитие таких сетей ок. 244 млрд руб., а доходы от услуг по предоставлению беспроводного широкополосного доступа в Интернет составили 153,2 млрд руб. [14]. В этих условиях велика вероятность того, что операторы будут стремиться минимизировать реальные инвестиции в развитие сетей и стремиться создать лишь "видимость" активной работы в этом направлении. Процесс внедрения сетей будут затягиваться под различными предлогами: конверсия, военные, авиация, согласования, трудности взаимодействия и отсутствие процедур.

Еще одной проблемой является методика определения "отечественного оборудования утвержденная совместным приказом Минпромторга и Минэкономразвития РФ [15]. Основной критерий, по которому телекоммуникационное оборудование может быть отнесено к российскому, — это уровень локализации в 60-70%. Однако, согласно принятой методике определения уровня локализации при вычислении доли импортных комплектующих будут учитываться не все импортные детали и материалы, а только те, аналоги которых выпускаются в России. В результате, по утвержденным критериям "российским" может признаваться оборудование просто собранное из импортных деталей, аналогов которых не производится в России, при условии, что затраты производственные затраты в виде расхода электроэнергии и заработной платы рабочих составят не менее 60%.

С учетом этих ограничений введенных в "реалистический" прогнозный сценарии, потенциал роста РЭК за счет развития сетей мобильной связи четвертого поколения будет существенно меньше (рис. 6).

Рис. 6. Реалистический сценарий инновационного развития РЭК до 2030 г.

Как видно создание сетей мобильной связи четвертого поколение способно оказать мощное стимулирующщие воздействие не только на сектор ИКТ-услуг, но и на РЭК. Если хотя бы половина затрат на строительство сетей LTE будет направлена на закупку отечественного оборудования это позволит увеличить общий объем выпуска РЭК до 2030 г. почти на треть по отношению к сценарию, предусматривающему использование исключительно импортного оборудования. Однако конкурсные условия для развития сетей LTE и существующая нормативно-правовая база касающаяся определения "отечественного оборудования" в значительной степени ограничивают потенциал развития РЭК. Чтобы максимально использовать инновационное развитие сектора ИКТ-услуг необходимо принять комплекс мер, направленных на поддержку отечественных производителей оборудования, пока ведущие мировые вендоры полностью не заняли российский рынок. Также необходимо обеспечить распределение частотного ресурса, которое позволит задействовать под сети LTE полосу частот в 20 Мгц, поскольку без этого строительство такой сети не даст серьезного выигрыша по скорости и будет экономически неоправданным.

Литература:

  1. Государственная политика в области формирования национальной инновационной системы: Проблемы и решения. - М.: ИПРАН РАН, 2008;
  2. Инновации в России. - М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
  3. Фролов И.Э., Ципко В.А., Кошовец О.Б., Ганичев Н.А. Анализ управления и контроля бюджетными ресурсами в условиях финансово-экономического кризиса: зарубежный опыт и уроки для России. - М.: Изд. Счетной палаты РФ, 2011
  4. Ганичев Н.А., Кошовец О.Б. Долгосрочный прогноз российского инфокоммуникационного комплекса // Проблемы прогнозирования, 2011, № 6, с. 54-71.
  5. Базовыйы доклад "Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ" к обзору ОЭСР, подготовленным Министерство образования и науки Российской Федерации в 2009 г.
  6. Технико-экономические показатели развития высокотехнологичных отраслей в 2003-2010 гг. Ч. 1: Основные ТЭП ВПК России в 2003-2011 гг. // Совместная НИР Агентства ТС ВПК и ИНП РАН. - М.: ИНП РАН, 2011.
  7. Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010-2015 гг. Аналитическое исследование Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий. - М. 2010.
  8. Отчет агентства Advanced Communications and Media (AC&M) от 23 мая 2012г.; "Телеком 2011" – отраслевой обзор агентства CNews. http://www.cnews.ru/reviews/free/telecom2011/.
  9. Перспективы внедрения LTE в Российской Федерации – доклад председателя Союза операторов Связи LTE Г.Хасьяновой на расширенном заседании коллегии Минкомсвязи РФ в мае 2012 г.
  10. Low LTE penetration rate impedes replacement demand for smartphones in Europe // digitimes.com 30 Jul 2012.
  11. Ганичев Н.А., Фролов И.Э. Долгосрочное развитие российского высокотехнологичного комплекса в условиях нестабильного роста мировой экономики (модель и прогноз) // Проблемы прогнозирования, 2010, № 6, с. 3-22.
  12. Доклад министра связи и массовых коммуникаций РФ Н.Никифорова на заседании Правительства РФ 13 июля 2012г.
  13. "Телеком 2011" – отраслевой обзор агентства CNews. http://www.cnews.ru/reviews/free/telecom2011/.
  14. А. Павлюц Почему LTE будет, а счастье – нет, или о перспективах LTE в России // NAG.RU, 27.07.2012.
  15. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2011 г. N 1032/397.

1 В качестве показателей характеризующих объем валового выпуска (оказания услуг) выделяемого агрегированного сектор высокотехнологичных ИКТ-услуг в российской экономике, рассматриваются сумма следующих рынков: "Рынок программных средств" (входит в 72 раздел по ОКВЭД); "Рынок ИТ-услуг", включая услуги доступа в Интернет (входит в 64.20.5 и 72 разделы по ОКВЭД); "Услуги по предоставлению подвижной (мобильной) электросвязи" (64.20.12 по ОКВЭД); "Услуги радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи" (64.20.12 по ОКВЭД); "Услуги междугородней и международной связи" (64.20.11 по ОКВЭД); "Услуги по присоединению и пропуску трафика" (64.20.3 по ОКВЭД); "Услуги по предоставлению документарной электросвязи" (64.20.12 по ОКВЭД).

2 К радиоэлектронному комплексу в данной работе относятся следующие виды деятельности по ОКВЭД: 30.02 "производство электронных вычислительных машин и прочего оборудования для обработки информации"; 31.62 "Производство прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки, кроме электрооборудования для двигателей и транспортных средств"; 32 "Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи", "Производство электро- и радиоэлементов, электровакуумных приборов"; 33.20 "Производство контрольно-измерительных приборов".

3 Минкомсвязи РФ относит к ИКТ также проводную, почтовую и другие виды связи, которые не относятся не относящиеся к высокотехнологичным и поэтому исключены из используемой классификации.

4 Данные Минкомсвязи РФ.

5 Расчеты автора по данным Минкомсвязи, Росстата и МЭР РФ, с учетом индекса тарифов на услуги электросвязи

6 Доля этого вида услуг в общем объеме VAS увеличилась с 20% в начале 2008 г. до более чем 40% в начале 2012 г. При этом ежемесячная аудитория мобильного интернета достигла к 2011 г. 58 миллионов абонентов (в 2010г. 49 млн.), т.е. уровень охвата населен я РФ данным видом услуг составил 26%. Данные AC&M.

7 Это стандарт теоретически обеспечивает пиковую скорость передачи данных до 326,4 Мбит/с от базовой станции к пользователю и до 172,8 Мбит/с в обратном направлении. Де-факто реальная скорость в таких сетях даже при самых благоприятных условиях не превышает 5-10 Мбит/с, что всеравно значительно больше чем в сетях, построенных по технологиям 3G, максимальная скорость передачи данных ограничена 3,5-3,6 Мбит/с.

8 Услуга передачи данных "должна предоставляться с минимальной скоростью передачи данных от абонентских станций к базовым станциям при максимальной загрузке сети связи — 1 Мбит/с во всех средних и высших учебных заведениях в границах населенного пункта".

9 Из презентации к докладу министра связи и массовых коммуникаций РФ Н.Никифорова на заседании Правительства РФ 13 июля 2012г.

10 Каждый из операторов, планирующих строить сети-LTE получит по две полосы частот шириной в 7,5 Мгц в "нижнем" диапазоне (790-862 МГц ) и по две полосы шириной в 10 Мгц в "верхнем" диапазоне (2,5-2,69 МГц). При этом стандартом LTE определена возможность работы оборудования только на определенных, "фиксированных" полосах частот: 1.4, 3, 5, 10, 15 и 20 МГц причем скорость работы сетей LTE напрямую зависит от ширины канала. Теоретический прирост скорости в 4,5 раза по отношению к 3G возможен, во-первых, только по отношению к не самым современным стандартам 3G, а во-вторых, только на полосе шириной в 20 Мгц. Реальный же выигрыш по скорости сети LTE на полосе в 10 Мгц. у самых современных сетей 3G (стандарт HSPA+ R7) будет в районе 20% , а на полосе в 5 Мгц еще меньше.

Сценарии инновационного развития российского инфокоммуникационного сектора