Развитие кластерных взаимоотношений в ИТ-секторе Нижнего Новгорода

Михайлова Людмила Олеговна

Государственный Университет Высшая Школа Экономики

Нижегородский филиал

Развитие кластерных взаимоотношений в ИТ-секторе Нижнего Новгорода

Общая характеристика сектора IT в Нижнем Новгороде

Кластер – это сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков, покупателей, региональных властей, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

В Нижнем Новгороде ИТ-сектор представлен разработкой и продажей программного обеспечения, а также системной интеграцией. Бизнес представлен в регионе международными корпорациями (например, АО «Интел») и компаниями, которые возникли в Нижнем Новгороде, но осуществляют продажу программного обеспечения в другие страны (ООО «Мера-НН», ООО «Теком», ООО «Тэлма-НН», ООО «Аурига») или в другие регионы России (ООО «МФИ-Софт»).

В исследовательском проекте «Инновационные кластеры и структурные изменения в российской экономике» (№ 09-08-0006, руководитель Голованова Светлана Викторовна, финансируется Научным Фондом ГУ ВШЭ) изучается существование и возможности развития кластера информационных технологий в Нижегородском регионе. Методология проведения проекта подразумевает проведение интервью с предполагаемыми участниками сектора. Основная задача исследования - систематизация и анализ полученных в ходе интервью данных и выявление связей между участниками рынка типа кластерных. Отбор предприятий-респондентов проводился в соответствии с критерием производства программного обеспечения. В Нижегородской области было выявлено 8 производителей разных размеров, по экспертным оценкам выпускающих не менее 80% всего программного обеспечения, разрабатываемого в области. С тремя из них интервью не состоялись по разным причинам. Кроме того, в состав респондентов было включено одно предприятие, являющееся крупным дилером программного обеспечения и работающее со всеми крупнейшими разработчиками ПО в области.

В результате проведенных интервью с руководителями IT-компаний было выявлено, что половина компаний сектора небольшие – менее 100 человек, а свыше 1000 сотрудников имеет только одна компания. В основном все компании работают на зарубежный рынок. До середины 2008 года оборот компаний в основном показывал рост свыше 20% в год (больше, чем в других отраслях). Высокий спрос на продукты нижегородских разработчиков программного обеспечения объясняется наличием высококвалифицированных специалистов и востребованностью российских разработок в сфере программного обеспечения.

Компании принимают решения о размещении производства в регионе исходя из определенных факторов привлекательности региона. Для развития IT-сектора наиболее важным фактором является наличие трудовых ресурсов. Нижегородский рынок информационных технологий отличается наличием большого числа высококвалифицированных специалистов. Регион обладает богатыми научно-образовательными традициями. Кроме того, очень важным фактором было и остается соотношение цена – качество местного квалифицированного персонала. Между компаниями часто происходит конкурентная борьба за трудовые ресурсы.

Многими также отмечается наличие смежных отраслей и развитая бизнес-инфраструктура.

2. Особенности взаимодействия компаний с окружением

2.1. Взаимодействие с поставщиками

Специфика разработки программного обеспечения состоит в том числе и в свободе во взаимоотношениях с поставщиками, любой поставщик может быть легко заменен на другого, т.к. для разработки программного обеспечения требуется, как правило, немного материальных ресурсов. Тем не менее, взаимоотношения с поставщиками у предприятий этого сектора выглядят достаточно устойчивыми и, что также важно, географически сконцентрированными.

В то же время, интересен тот факт, что, несмотря на легкость смены поставщика, больше половины респондентов IT-сектора заявляют о своей готовности оказать помощь поставщику при неудовлетворительном качестве поставляемой продукции.

2.2. Взаимодействие с покупателями

Взаимодействие с заказчиками – самый важный момент для IT компании. Типичным является наличие одного или нескольких крупных заказчиков за рубежом, для которого и выполняется разработка. Заказчик определяет характер производимого программного обеспечения. Описание производимого продукта происходит с помощью технического задания, которое получается в результате тесного взаимодействия между компанией-разработчиком и заказчиком.

2.3. Взаимодействие с образовательными учреждениями

Все представители ИТ-сектора принимают участие в образовательном процессе, тесно взаимодействуя с учреждениями высшего образования (ННГУ им. Лобачевского, НГТУ, НФ ГУ ВШЭ) или создавая собственные методики повышения уровня образования своих специалистов.

83 % респондентов IT сектора Нижнего Новгорода в целом удовлетворены уровнем образования. Речь идет о высшем образовании, т.к. эти предприятия привлекают преимущественно работников, закончивших ВУЗы. 67% компаний тесно взаимодействует с образовательными учреждениями.

Основные формы взаимодействия предприятий с образовательными учреждениями:

  1. Предоставление рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики, набирает стажеров (5);
  2. Повышение квалификации сотрудников (6);
  3. Взаимодействие с учебными заведениями с целью адаптации учебных программ к потребностям компании: базовые школы, техникумы, кафедры Вузов;
  4. Проведение семинаров и мастер-классов (3);
  5. Совместные лаборатории (1) и совместные проекты (2);

Таким образом, в Нижегородской области хорошо развито взаимодействие производства и образования в обоих секторах. Однако, большей частью это взаимодействие имеет традиционный характер привлечения студентов в качестве рабочей силы на период прохождения производственной или преддипломной практики и курсов повышения квалификации сотрудников.

2.4. Взаимодействие с конкурентами

Почти все виды кооперации рассматриваются респондентами как возможные в обоих секторах. На практике, однако, всестороннее сотрудничество отсутствует. Большинство респондентов отмечают, что кооперация возможна при осуществлении государственных проектов и при совместном использовании активов, например, на базе технопарков.

В секторе IT взаимодействие между конкурентами осуществляется в рамках совместных проектов, направленных прежде всего на улучшение уровня образования. Также взаимодействие осуществляется при обсуждении планов развития кластера.

2.5. Взаимодействие с региональными органами власти

Со стороны ИТ-компаний наблюдается повышенный интерес к взаимодействию с органами государственной власти. Важной частью взаимоотношений государства и бизнеса является постоянный диалог. Большинство компаний открыты для взаимодействия с органами государственной власти.

Необходимость обсуждать с региональными властями напрямую проблемы развития бизнеса отмечают 83% респондентов IT-сектора (все последние – нижегородские производители ПО).

Взаимодействие предприятий с региональными органами власти в Нижегородской области развито достаточно хорошо. Анализ интервью позволяет заметить, что в IT-секторе это взаимодействие осуществляется преимущественно по вопросам, непосредственно связанным с хозяйственной деятельностью предприятий.

Почти все компании согласны с тем, что одним из способов поддержки со стороны региональных властей в период кризиса является привлечение компаний (особенно малого бизнеса) к участию в различных государственных проектах. Все названные респондентами меры государственной поддержки применяются в Нижегородской области. Эффективными меры государственных властей, направленные на поддержку предприятий отрасли считают только 17% респондентов и 33% не эффективными, остальные затруднились ответить.

3. Развитие кластера в IT секторе Нижнего Новгорода

Знакомство с концепцией кластера (способность дать определение термина) демонстрируют 83% респондентов IT-сектора. Некоторые так или иначе участвовали в обсуждении создания кластера в Нижнем Новгороде и знакомы с планами развития сектора. Однако, в большинстве своем, понимание кластера ограничивается территориальной концентрацией предприятий одной отрасли. Об активном взаимодействии между участниками экономической деятельности и синергетическом эффекте упоминают далеко не все.

В существовании кластера в отрасли респондента или в смежных отраслях уверены лишь 50% респондентов IT-сектора.

Предприятия IT-сектора отмечают важность взаимодействия с покупателями и региональными органами государственной власти. Предприятия отмечают важную роль частно-государственного партнерства. В то же время высока роль межфирменной кооперации. Это очень близко к идее кластеров.


4. Инновационная активность предприятий

Инновации – основа деятельности любой компании в IT секторе. Все респонденты отметили, что их компании постоянно занимаются инновационной деятельностью: 67% разрабатывает новые продукты, 67% новые технологии и 17% проводят исследования рынка. Таким образом, можно сделать вывод об инновационной активности всех компаний IT сектора Нижнего Новгорода.

Основным источником инноваций являются внутренние ресурсы компаний, что косвенно свидетельствует о низкой активности взаимодействия в сфере исследований и разработок. В условиях кризиса сдерживаются, прежде всего, направления модернизации, предполагающие привлечение финансовых ресурсов, особенно в отношении крупных проектов, что не удивительно. В период кризиса актуальным стал поиск новых направлений деятельности (50%) и управление издержками и качеством (67%).

Результаты подтверждают тот тезис, что кризис является стимулом для инновационного развития экономики: в условиях ограниченности финансовых ресурсов предприятия начинают активно искать возможности повышения эффективности своей деятельности, в том числе путем переключения на более перспективные направления производственной деятельности.

Вывод

В целом, результаты интервью свидетельствуют о том, что в Нижегородской области имеются предпосылки для формирования IT-кластера как сети активно взаимодействующих предприятий, учебных и научных учреждений при поддержке региональных органов власти (прежде всего в сфере развития инфраструктуры). Благоприятный прогноз можно сделать относительно взаимодействия региональных органов государственной власти, образовательных учреждений и компаний сектора. Что касается взаимодействия с конкурентами, можно заметить напряженность в отношениях между компаниями. Основная сфера конкуренции – конкуренция за рабочую силу и пересечение интересов происходит в отношениях с образовательными учреждениями, т.к. все участникам рынка выгодно поддерживать высокий образовательный уровень специалистов. В то же время, компании не отрицают возможности сотрудничества при наличии государственного проекта или создания технопарка.

С концепцией кластера знакомо большинство респондентов, в то же время не все согласны с существованием кластера в Нижегородской области, т.к. сохраняется низкий уровень взаимодействия между участниками. Также респонденты отмечают невысокую активность органов государственной власти при реализации планов развития кластера, но респонденты проявили готовность участвовать в проектах, которые позволят создать кластер информационных систем в регионе.

Развитие кластерных взаимоотношений в ИТ-секторе Нижнего Новгорода