Развитие методологии управления социальными проектами
Куликова Надежда Владимировна
НП «Коллегия аналитиков»
Г.Москва
Тел. (495)-22-55-812; 8-916-426-78-77
Доклад на первый Российский экономический конгресс (РЭК-2009)
«Развитие методологии управления социальными проектами»
Актуальность:
В последнее время отмечается повышенный интерес к вопросам управления социальными проектами в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, обусловленный рядом факторов:
- декларациями органов гос.власти и управления о социальной ориентированности государственной политики при снижении социального бремени и переходе к решению социальных проблем путем реализации национальных проектов (и как следствие снятие социальной напряженности и повышение социальной благополучности населения);
- растущим количеством и масштабностью нерешенных социальных проблем в обществе, приводящих к поиску новых способов и форм самоорганизации граждан и необходимости приобретения ими управленческих компетенций (и как следствие повышение самостоятельности и независимости от государства);
- повышением интереса существующих НКО к знаниям по управлению проектами в социальной сфере, необходимых им для успешной реализации социальных проектов и программ (и как следствие выживания организации в условиях непрекращающихся кризисов);
- повышением зависимости успешности и эффективности бизнеса от человеческого фактора и возрастающей ролью социальных инноваций в управлении предприятиями (и как следствие повышение конкурентоспособности в условиях высокой скорости изменений на рынке);
Удовлетворение своих потребностей в знаниях такого рода организации и отдельные специалисты осуществляют, как правило, методом поиска в Интернете документов по методологии управления социальными проектами, в которых они надеются найти ответ на вопрос «Как управлять социальными проектами», подразумевая иногда совершенно разное содержание этих ответов: от «где найти деньги на проект, который не приносит прибыли?» до «как организовать процесс внедрения социальных инноваций с учетом сопротивления изменениям?».
Проблема:
В этих попытках найти ответы на «свои» вопросы люди, как правило, сталкиваются с огромным массивом данных, с помощью которых нельзя построить реальные рекомендации по преодолению проблем. И проблема заключается не в том, что отсутствует как таковая методология управления социальными проектами (научных знаний в области социального управления и социального проектирования накоплено предостаточно), а в том, что трудно в каждом конкретном случае (при реализации социальных проектов и программ в государстве, обществе или бизнесе) требуется своя методология, в зависимости от специфики объекта, целей и задач, а также особенностей инструментов и ресурсов, применение которых обеспечит результат.
Методология управления проектами, как известно, представляет собой набор документов:
1. Корневой документ, содержащий в себе описание общих принципов проектного управления, классификатор проектов, описание ролей участников проектной деятельности, общую карту процессов по управлению проектами.
2. Подробное описание всех процессов управления проектами, положений, шаблонов, должностных инструкций и других необходимых регламентных документов.
Разработка методологии управления проектом осуществляется в соответствии с принципами управления проектами, стандартизованными PMI и PMBOK. Однако, когда речь заходит об управлении социальными проектами (независимо от сфер их реализации), мы видим, что отраслевой стандарт как таковой отсутствует, а существующие стандарты общего назначения не применяются (как в силу сложности их применения, так и из-за отсутствия у специалистов соответствующих компетенций).
Генеральное противоречие, на мой взгляд, заключается в том, что отсутствует единое представление о методологии управления социальными проектами и единство подходов, позволяющих использовать накопленный опыт из разных областей практики для построения стандарта, который мог бы быть использован для повышения эффективности управления социальными проектами в разных сферах применения (государственной, общественной и коммерческой).
Пути и способы решения:
Разрешение данного противоречия видится создании такого «интерфейса» знаний из разных предметных областей, который позволил бы построить грамотные научные основания и единую концептуально-понятийную платформу для дальнейшей разработки междисциплинарной методологии управления социальными проектами, пригодной для всех сфер прикладного применения.
Решить данную задачу позволяет применение системно-эталонного подхода и применяемых в его рамках методов концептуального моделирования, позволяющих разрабатывать онто-терминологические и концептуальные модели сложных объектов и процессов управления.
Существует и другая проблема. Сегодня деятельность в области управления социальными проектами (с учетом различных сфер их применения) требует от специалистов глубокой теоретической подготовки и уверенных практических навыков в различных областях знаний, что требует междисциплинарности профессиональной подготовки, которую в реальности весьма трудно обеспечить. Управление социальными проектами, как правило, осуществляют неподготовленные и непрофессиональные кадры, от которых априори нельзя ожидать эффективной деятельности и грамотных решений.
Данная проблема может быть решена путем обеспечения (с дальнейшим кратковременным обучением) специалистов стандартом по управлению социальными проектами, который можно было бы использовать в качестве регламентирующей процесс управления технологии. В свою очередь, такой стандарт должен быть создан на основе междисциплинарной методологии управления социальными проектами, которая в настоящий момент отсутствует и ее появление требует объединения усилий специалистов из разных областей науки и практики.
Так или иначе, необходимость в развитии методологии управления социальными проектами очевидна и, на мой взгляд, начинать ее развитие следует с решения вопросов концептуально-понятийного и модельного обеспечения данной «предметной» области.
Базовые положения:
Вначале обратимся к современной трактовке ключевых понятий, составляющих выражение «методология управления социальными проектами»:
Методология (от учение о методах) это система принципов, методов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности1.
Проект (от лат. projectus брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска2.
Социальный проект это проект, реализуемый в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, результатом которого является изменение социального субъекта, объекта, процесса или явления в сторону наилучшего варианта будущего (например: создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д., приводящих к тем или иным социальным изменениям). Социальный проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностического, но и организационно-управленческого (технологического) обеспечения. Проект является социальным, если его результатом является изменение социального субъекта, объекта, процесса или явления. Например: создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д., приводящих к тем или иным социальным изменениям3.
Проектирование социальных процессов (в любых сферах применения) направлено на внесение изменений в социальную среду человека и в своей идеальной форме (эталонной модели будущего) оно задаёт эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. Целью проектной деятельности, как вида социального творчества, является разработка социального проекта. Наиболее простыми являются проекты принятия решений, наиболее сложными - проекты будущих состояний социальных систем, процессов, отношений. Причем, социальное проектирование тесно связано с технологией реализации социального проекта, который должен иметь продуманное инструментальное обеспечение, что позволяет избежать превращения социальных проектов в утопии, подмены их социальными манифестациями или социальными фантазиями. Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений, важное как для государственных и общественных институтов, так и для коммерческих структур4.
Особо следует отметить, что при разработке социальных проектов нужно учитывать неоднозначность, многовекторность развития социальных объектов, принципиальную (но относительную!) неформализуемость, динамичность и сложность социального объекта, влияние субъективных факторов на его существование и еще множество других аспектов, влияющих на изменение состояния управляемого объекта.
Основными элементами проектной деятельности являются: система, объект и субъект проектирования, социальная технология (как совокупность операций), методы и условия проектирования. Отсюда, социальный проект можно рассматривать как разновидность программы, в которой отражены не только актуальные ориентиры и общие задачи, но уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования социальных нормативов.
Итак, очевидно, что социальный проект, прежде всего, определяет будущее желаемое состояние системы, которое возникает вследствие определённых действий людей при наличии определённых финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов.
Принципиальные отличия социальных проектов:
Несмотря на сходство основных положений, составляющих содержание (контекст) любого проекта, социальный проект обладает отличительными особенностями:
- При постановке целей обязательно прорабатываются такие позиции, как социальная полезность, социальная значимость и социальные последствия СП; Кроме того, целеполагание должно основываться на четко формализованной модели будущего, а цели соответствовать вектору эволюционного развития.
- При разработке стратегии обязательно учитываются особенности социокультурного пространства (в т.ч. - субъектов и объектов, находящихся в нем) и специфика социальной ситуации на территории; Кроме того, стратегия и тактика целедостижения должна основываться на реальных потребностях и возможностях объекта управления.
- При проектировании СП учитывается большее число аспектов, чем в бизнес-проекте; Кроме того, необходимо согласовывать цели и интересы всех социальных групп, государственных и общественных институтов, коммерческих организаций, находящихся в зоне действия проекта;
- При реализации СП необходимо проводить сопровождение проекта, его социализацию и мониторинг.
Последствиями любого социального проекта, независимо от формулировки целей и предполагаемых результатов, всегда являются социальные изменения, влияющие на текущее состояние объекта и общий вектор социального развития. Отсюда, при осуществлении работ по целеполаганию и разработки программы целедостижения необходимо учитывать серьезное значение предварительного анализа и прогноза социальных изменений, включающего экспертную оценку реальных потребностей и интересов интересантов, ресурсных возможностей для реализации проекта и его отдаленных последствий.
Социальный проект от других типов проектов отличается также и тем, что:
- обладает наибольшей неопределенностью по целям и последствиям, а также по рискам и искажениям целеопределенной деятельности, возникающим в процессе его реализации.
- цели должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов;
- количественная и качественная оценка процессов и результатов затруднена;
- сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и в последствии подлежат уточнению;
- расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
- ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного;
- вызывает большее сопротивление изменениям;
Отсюда возникают особые требования к социальным проектам.
Требования к социальным проектам
При всём разнообразии содержания социальный проект должен удовлетворять ряд требований к нему:
1) его содержание не должно противоречить общепринятым социальным и нравственным нормам общества.
2) он не должен быть внутренне противоречив.
3) проект должен быть предназначен для реализации.
Также следует учитывать, что спектр компонентов ресурсного обеспечения в СП значительно шире, чем традиционные финансовые (акционерный капитал, налоговые поступления, привлечение инвестиций, арендные отношения, передел собственности) и материально-технические ресурсы (земля, производственная инфраструктура, транспортная инфраструктура, структура застройки территории). При реализации СП все более значимую роль играют ресурсы, которые в той или иной мере относятся к нематериальным активам. Это структура и потенциал людских ресурсов, информационное, организационное и социальное обеспечение управления.
Кроме того, при реализации социального проекта необходимо согласовывать разные по целям, характеру деятельности и содержанию познавательные (научно-исследовательские) и проектные (управленческо-конструкторские) процессы, что требует построения структуры социального проекта как сложной, многоуровневой системы «подпроектов», каждый из которых является относительно самостоятельной часть целого, требует для своей реализации разного рода и объемов ресурсы, обладает своей спецификой процессов, своеобразностью технологического режима и различной длительностью жизненного цикла и пр.
Глубина проработки социального проекта и реализация социальной программы зависят от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов, рассчитанных по каждому из подпроектов, для которых необходимо согласовать цели и жизненные циклы.
Отсюда, важно, чтобы деятельность по управлению социальными проектами (а по сути по управлению социальными изменениями) была:
- Целе и ценностно- ориентирована на повышение благосостояния и удовлетворенности (человека, социальной группы, общества в целом). Это требует учета человеческого фактора и разработки Homo-центрических моделей.
- Направлена на обеспечение не только экономической, но и морально-этической обоснованности самого этого процесса. Это требует оценки вектора развития объекта (соц.группы, коллектива или общества в целом) и мониторинга его состояния (оценка динамики изменений).
- Ориентирована на корпоративные ценности и социально-этические идеалы гуманного демократического общества [общества будущего]. Это требует принципиального перенесения акцентов управления проектом с «фактов целедостижения» на механизмы (способы) достижения целей.
- Направлена на совершенствование коммуникационного поля, связей и отношений между субъектами социального процесса. Это требует учета специфики информационно-коммуникационной и социокультурной среды, в которой реализуется СП.
Высокий уровень сложности социальных проектов и зависимость процесса реализации от скорости социальных изменений предъявляют особые требования к информационно-аналитическому и модельному обеспечению на всех этапах: исследования, проектирования и управления. Это требует единой методологической подготовки участников проекта и вооружением их достаточным количеством средств экспертно-аналитической и управленческой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, стандарт по управлению социальными проектами должен, помимо общих положений, составляющих содержание методологии управления социальными проектами, должен включать и такие вопросы, как:
- принципы разработки социальных проектов
- методы оценки эффективности СП
- правила контроля исполнения
- распределение социальной ответственности между субъектами.
Разработанное в рамках Евразийского стандарта управления проектами, отраслевое расширение для управления социальными проектами, учитывает вышеизложенные требования, что может служить основой для дальнейшего развития методологии управления социальными проектами.
Комплекс моделей и социальных технологий, разработанных экспертами НП «Коллегия аналитиков» для обеспечения процессов управления сложными системами, также может служить основой для дальнейшего развития методологии управления социальными проектами с учетом требований междисциплинарности и системности.
Огромное количество наработанных в рамках российской школы управленческих наук знаний и технологий также может служить базой для разработки такой методологии.
Однако, для того, чтобы данная методология приобрела прагматическую ценность и прикладное значение для различных сфер применения (а значит была востребована потенциальными потребителями данного продукта), она нуждается в существенной доработке, которую без объединения усилий специалистов высокого уровня, работающих в сфере данной проблематики, не осуществить.
Отсюда конкретное предложение к коллегам, заинтересованным в развитии методологии управления социальными проектами: объединить усилия и создать специальную межведомственную и межотраслевую группу для разработки практико-ориентированного полезного продукта полной версии отраслевого стандарта по управлению проектами для различных сфер применения.
Обращаться по вопросам включения в состав группы можно к Куликовой Надежде Владимировне (по тел. 8-916-426-78-77 или по e-mael: knv@collegian.ru )
.
1 http://ru.wikipedia.org
2 http://ru.wikipedia.org
3 Евразийский стандарт управления проектами (корпоративная версия)/Расширение для социальных проектов (Версия 1.1/080908). Коллегия аналитиков. М:-, 2007.
4 Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. -М: 2001
Развитие методологии управления социальными проектами