Муниципальное развитие и местное самоуправление в мегаполисах

Татьяна Арториджевна Портнова,

депутат Московской городской Думы,

г.Москва

Муниципальное развитие и местное самоуправление в мегаполисах

Одним из главных принципов демократического общества и важнейшей формой народовластия в современной России является местное самоуправление. Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их неотложных повседневных проблем. Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по насущным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В законе местное самоуправление в Российской Федерации рассматривается как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Особое место в действующем законе отводится вопросам организации местного самоуправления в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург. Как города федерального значения они могут самостоятельно принимать законы, регламентирующие деятельность муниципальной власти, исходя из особенностей развития города и выполняемых ими функций.

В период формирования органов местного самоуправления в столичном мегаполисе органы местного самоуправления были наделены задачами по вопросам местного значения и государственными полномочиями. На первом этапе возникал вопрос о том, справится ли с ними местная власть в городе Москве. Выделение полномочий органам местного самоуправления осуществлялось путем делегирования достаточно обоснованных государственных полномочий, чтобы не было упреков в том, что одни вопросы не переданы, из-за боязни нарушить единство городского хозяйства, а другие – не нарушают это единство. Такую тенденцию –передавать вопросы городского значения и вопросы субъекта Федерации в органы местного самоуправления на наш взгляд можно считать чрезвычайно важным. При этом государственная власть должна оставлять за собой контроль над реализацией этих вопросов.

На сегодняшний день в Москве созданы и функционируют 250 органов местного самоуправления в 125 внутригородских муниципальных образованиях, которые решают вопросы местного значения и обеспечивают реализацию переданных государственных полномочий.

В сферу деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве входят вопросы местного значения, определенные законом города Москвы от 06.10.2002 г. № 56, а также переданные им дополнительными законами города Москвы отдельные государственные полномочия: в сфере опеки и попечительства (Закон города Москвы от 26.12.2007 г. № 51), досуга, спорта (Закон города Москвы от 25.10.2006 г. № 53) и организации комиссий по делам несовершеннолетних (Закон города Москвы от 28.09.2005 г. № 47). Основным программным документом, определяющим направления развития местного самоуправления в столице на ближайшую перспективу является Городская целевая программа государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве на 2008-2010 годы.

Несмотря на то, что действующая муниципальная власть справляется с решением поставленных задач, тем не менее анализ функционирования существующей системы местного самоуправления и ее организационной структуры выявил ряд недостатков, устранение которых значительно повлияло бы на результативность ее деятельности. К числу наиболее существенных недостатков можно отнести:

- внутригородские муниципальные образования не имеют значимой сферы собственной ответственности и не решают многие важные вопросы жизнедеятельности населения;

- отсутствует возможность долгосрочного планирования развития внутригородского муниципального образования в городе Москве (в настоящее время планирование осуществляется на три года);

- отсутствуют организационно правовые и экономические возможности эффективного регулирования развитием сферы платных муниципальных услуг, в том числе оказываемых для социально-незащищенных слоев населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.);

- слабое взаимодействие между органами местного самоуправления;

- недостаточная координация деятельности и взаимодействия между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.

Исходя из реального состояния дела в части местного самоуправления в Московском мегаполисе возможно сформировать стратегическую цель по его развитию — создание совершенной и высокоэффективной системы местного самоуправления, направленной на повышение качества жизни населения столичного мегаполиса.

Данная стратегическая цель может быть успешно реализована на основе полномасштабного охвата проблем. Важнейшими проблемами являются:

  • развитие взаимодействия между органами местного самоуправления
  • совершенствование координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
  • оптимальное распределение полномочий по уровням: государственная власть - местное самоуправление
  • развитие различных форм местного самоуправления
  • обеспечение условий для реализации населения на участие в местном самоуправлении
  • повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления
  • развитие ресурсной базы местного самоуправления
  • развитие системы контроля за решением вопросов местного значения и переданных государственных полномочий
  • расширение функций и полномочий органов местного самоуправления
  • создание системы измерения, мониторинга и оценки деятельности органов местного самоуправления
  • оптимизация организационной структуры управления городом и местного самоуправления
  • улучшение процессов деятельности органов местного самоуправления
  • совершенствование финансирования органов местного самоуправления.

Данные проблемы связаны с решением ряда задач, таких как:

  • разработка нормативов потребления муниципальных услуг
  • разработка показателей оценки результативности (эффективности) работы органов местного самоуправления
  • разработка и внедрение различных форм оценки соответствия, в т.ч. сертификации, категорирования, проведение стандартизации деятельности органов МСУ
  • разработка конкурсных программ для выявления лучших органов местного самоуправления
  • разработка систем менеджмента качества муниципалитетов
  • разработка системы сбалансированного выделения средств органам местного самоуправления
  • совершенствование системы стимулирования деятельности органов местного самоуправления

Долгосрочная стратегия развития местного самоуправления в столичном мегаполисе может быть реализована в два этапа.

На первом этапе реализации стратегии (до 2015) целесообразно:

  • разработать нормативные документы, регламентирующие нормы и требования к муниципальным услугам, гарантирующие качество и безопасность проживания населения на территории города Москвы;
  • определить весь спектр государственных полномочий передаваемых органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в целях обеспечения эффективного управления городом Москвой как городом Федерального значения и столицей Российской Федерации;
  • повысить степень информированности жителей внутригородских муниципальных образований в городе Москве о деятельности органов местного самоуправления на основе расширения форм и методов предоставления информации и повышения ее качества;
  • повысить вовлеченность населения внутригородских муниципальных образований в решении вопросов местного значения путем проведения референдумов, опросов по инициативе жителей и др.
  • провести работу по максимальному охвату детей, оставшихся без попечения родителей, такой формой поддержки как усыновление и передача для воспитания в семейный дом;
  • значительно повысить доступность культурно-досуговых и физкультурно-спортивных мероприятий для социально незащищенных слоев населения внутригородских муниципальных образований в городе Москве;
  • разработать и ввести систему оценки качества (в том числе сертификации и категорирования органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве.

Важной задачей успешной реализации стратегии становится установление законодательных границ местного самоуправления. Для этого нужно сформировать законодательную базу, обеспечивающую возможность правового регулирования всех вопросов местного значения, вопросов, связанных с выполнением государственных полномочий, а также оценить результативность (эффективность) деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Предложения по структуре и составу правового и нормативного обеспечения органов местного самоуправления приведены на рисунке.

На втором этапе реализации стратегии (до 2025 года) целесообразно:

  • обеспечить качественное и количественное развитие инфраструктуры органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве;
  • ускорить и развить механизмы финансирования деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, обеспечивающих их максимальную заинтересованность в достижении комфортного пребывания жителей столицы на своей территории;
  • осуществить перестройку организованной структуры управления городом Москвой, передав полностью выполнение функций управы района в ведение органов местного самоуправления и реконструировать состав и структуру управления территорией административных округов;

добиться на основе вышеперечисленных и других мер значительного повышения качества жизни населения столицы, максимально приблизив его уровень к уровню в ведущих столичных городах Европы и США.