Проблемы ЖКХ в условиях снижения уровня жизни населения

Проблемы ЖКХ в условиях снижения уровня жизни населения

В условиях экономического кризиса исследование проблем ЖКХ, связанных с уровнем жизни населения, является актуальным, т.к. основная доля затрат из бюджетов семей дотационных регионов РФ приходится на ЖКУ.

Сфера ЖКХ, накопленная множеством проблем, представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария. Однако на сегодняшний день эта сфера остается убыточной и неэффективной сферой экономики нашей страны. Сложившаяся ситуация связана с целым рядом проблем, которые требуют безотлагательного решения. Вместо ожидаемого прогресса, вся система жизнеобеспечения городов и населенных пунктов находится на критической отметке, прежде всего, потому что средний уровень износа инженерных коммуникаций составляет порядка 60% и около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок.

Основные тенденции и особенности изменения качества (уровня) жизни населения Чувашской Республики характеризуются снижением реальных денежных доходов, ростом дифференциации доходов различных групп населения (в 2007 г. доля доходов 20% населения с наименьшими доходами составляла 8,7% от общего объема денежных доходов населения, доля доходов 20% населения с наибольшими доходами - 42,5%), среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций по видам экономической деятельности (в 2007 г. - финансовая деятельность - 18775,5 руб., здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование - 6819,1; 5719,6 руб. соответственно), увеличением числа бедных семей, низким уровнем среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, установленного прожиточного минимума (размер установленного прожиточного минимума в 2007 г. составил 3098 руб. при среднемесячной номинальной заработной плате 8703 руб.) и, отсюда, необъективных показателей уровня жизни. С 1995 г. до 2007 г. степень неравенства между различными группами населения увеличилась (рис. 1; коэффициент дифференциации доходов составлял 6,4 и 10,4 соответственно).

Рис. 1. Кривая распределения доходов населения Чувашской Республики

(лук Лоренца)

Индекс Джини, характеризующий неравенство в распределении доходов в Чувашской Республике, за 2007 г. составил 0,355 против 0,284 в 1995 г. (рис. 2), [статистический ежегодник Чувашской Республики. – 2008.].

Рис. 2. Индекс концентрации денежных доходов населения

(коэффициент Джини) в Чувашской Республике

Несмотря на снижение жизненного уровни населения Чувашской Республики расходы на жилищно-коммунальное хозяйство постоянно растут. В республике с 01.01.2009 г. введена 100%-ная оплата населением услуг по обслуживанию, ремонту и содержанию. По официальным данным рост тарифов в 2009 г. к 2008 г.  на 1 кв.м. составил в среднем 23,8%. Наши исследования и анализ квитанций по услугам ЖКХ в г. Новочебоксарске ЧР за декабрь 2008 – февраль 2009 гг. показали на необоснованный, не привязанный к росту доходов населения рост тарифов на: • отопление – 54,35 %; • холодную воду – 22,0 %; • канализацию – 59,9 %; • электроэнергию – 24,3 %, • содержание жилья + ремонт жилья – 50,0% (в то же время среднемесячная заработная плата в ЧР за январь-март 2009 г. снизилась на 17% по сравнению с январем-ноябрем 2008 г., составив 10956,5 руб.)[www. cap.ru/]. Таким образом, увеличение расходов на ЖКУ в структуре семейных расходов ведет к снижению реальных доходов граждан и росту социальной незащищенности населения ЧР, что в конечном итоге приводит к дополнительным ассигнованиям бюджетных средств в виде льгот и субсидий, которые представляют собой выпадающие доходы жилищно-коммунальных предприятий.

Другим следствием роста тарифов является рост дебиторской задолженности жилищно-коммунальных предприятий и, как следствие, их убыточность. Покрытие роста убытков ЖКХ из бюджетных источников является второй стороной проблемы, связанной с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В условиях, когда предприятия жилищно-коммунального хозяйства экономически не заинтересованы в снижении издержек, т. к. полученные в результате экономии ресурсы будут изъяты в форме недоплаты из местного бюджета и практически полностью уйдут на уплату налогов и погашение кредиторской задолженности, необходимы меры по стимулированию и оздоровлению предприятий системы ЖКХ.

Мы считаем, что ликвидировать высокую затратность ЖКХ необходимо на основе кардинальных наукоемких преобразований в отрасли. Решение проблемы затратности жилищно-коммунального хозяйства только с помощью такого маркетингового инструмента как ценообразование в виде повышения доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, не приводит к желаемому результату. Вследствие роста тарифов и, в лучшем случае, при тех же потребительских свойствах качество жилищно-коммунальных услуг как соотношение «ценность к цене» ухудшается. Потребительские свойства оказываемых услуг (надежность, экологическая безопасность и устойчивость городской инфраструктуры) можно повысить лишь с помощью инвестиций на реновацию.

Следует отметить, что на содержание жилищно-коммунального хозяйства расходуются значительные бюджетные средства, однако управление финансовыми потоками происходит рассогласованно. Если доходные полномочия практически целиком принадлежат ведению субъектов Федерации, то основная тяжесть расходов ЖКХ ложится на местные бюджеты (от 1/3 до 2/3 местных бюджетов). Региональные бюджеты являются лишь «буфером» для перераспределения средств между федеральным и местными бюджетам, что особенно негативно сказывается на жизненном уровне населения такого дотационного региона, как Чувашская Республика.

В настоящее время в целом деятельность коммунального комплекса Российской Федерации и Чувашской Республики характеризуется невысоким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Причинами возникновения этих проблем являются:

- высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;

- низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики;

- несовершенные основы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

- преобладание административных методов хозяйствования.

Если официальные данные по росту тарифов за услуги ЖКХ в декабре 2008 г. – феврале 2009 г. составлял 23,8%, то наш анализ квитанций по услугам ЖКХ в г.Чебоксары за декабрь 2008 – февраль 2009 гг. показал на более высокий рост тарифов, что подтверждает необоснованный, не привязанный к росту доходов населения рост тарифов на:

• отопление – 54,35 %;

• холодную воду – 22,0 %;

• канализацию – 59,9 %;

• электроэнергию – 24,3 %,

• содержание жилья + ремонт жилья – 50,0%

( в то же время среднемесячная заработная плата в Чувашской Республике за январь-март 2009 г. снизилась на 17% по сравнению с январем-ноябрем 2008 г., составив 10956,5 руб. (стр. 51-52 ДР).

Эффективные методы финансирования ЖКХ предложены на рис. 3. При внедрении этих принципов будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования ЖКХ. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственно потребители их услуг – граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено).

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики. Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов. Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию.

Рис3. Изменение механизмов финансирования ЖКХ

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации.

Таким образом, перевод отношений между предприятиями ЖКХ и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволит:

  • перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;
  • потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;
  • производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;
  • стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно- коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);
  • стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Проблемы ЖКХ в условиях снижения уровня жизни населения