Законодательные возможности диверсификации источников финансирования культуры в России
Хаунина Екатерина Андреевна
ФГНИУ «Государственный институт искусствознания», отдел экономики
искусства и культурной политики,
г. Москва.
Законодательные возможности диверсификации источников финансирования культуры в России
В России одна из ключевых проблем современного развития культуры это нехватка финансовых средств на всех уровнях от федерального до муниципального. Снижение бюджетного финансирования учреждений культуры и искусства происходит и в странах со стабильными политическими институтами, сбалансированной экономикой, высокой деловой активностью и низким уровнем инфляции. В связи с этим культурная политика социального государства наряду с другими важнейшими задачами, должна быть направлена на диверсификацию каналов финансирования, при сохранении обязательной государственной поддержки из бюджетов всех уровней. В западных странах успешно функционируют разнообразные модели дополнительного финансирования культурной деятельности, среди них государственные лотереи и фонды целевого капитала (эндаументы). В России с учетом анализа практики этих институтов была разработана нормативно-правовая база, позволяющая расширить финансовые возможности социально-культурной сферы. Речь идет о двух законодательных актах: ФЗ «О лотереях» от 11.11. 2003 г. № 138-ФЗ и ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ.
Государственные лотереи как дополнительный источник финансирования культуры
Государственная лотерея является эффективным инструментом для добровольного привлечения средств населения на финансирование социально-культурных проектов. В настоящее время в 17 европейских странах часть средств от проводимых лотерей направляется на культуру, искусство и культурное наследие. Масштабы этих лотерей сильно различаются: от крайне успешных и доходных в Великобритании, Италии и Финляндии, до скромных - в Болгарии и Польше. Как правило, в европейских странах распределением доходов от лотерей занимаются существующие или специально созданные правительственные органы.
Опыт организации и проведения Национальной лотереи в Великобритании является примером весьма успешного и эффективного механизма привлечения дополнительных средств на финансирование широкого спектра т.н. «благих целей» (good causes), в числе которых благотворительность, искусство и культурное наследие. За 15 лет существования Национальной лотереи на финансирование социально-значимых проектов было направлено 23 млрд. фунтов стерлингов. Проведение лотереи осуществляется частным оператором, который выбирается на основе тендера. Основополагающим принципом финансовой поддержки учреждений культуры и искусства из средств Национальной лотереи является предоставление «равных возможностей» для всех находящихся на территории определенного региона театров, художественных коллективов, музеев, концертных и выставочных залов. Хорошо продуманная стратегия и эффективная управленческая структура Национальной лотереи позволила в течение сравнительно короткого периода создать в стране независимый, мощный источник финансирования общенациональных и региональных социальных программ.
В Италии с 1996 г. фиксированная часть средств от государственной лотереи передается в Министерство культурного наследия для дальнейшего распределения на реставрационные и восстановительные работы. Это дополнительное финансирование способствовало осуществлению масштабных проектов по сохранению особо значимых объектов культуры, развитию туристической инфраструктуры в разных регионах Италии.
Положительный опыт организации лотерей в России, главным образом, относится к советскому периоду, когда проводимая лотерея «Спортлото» имела целевую направленность и кроме бюджета, часть ее доходов шла на развитие спорта. Вступление в силу ФЗ «О лотереях» в 2004 г. создало предпосылки для проведения государственных лотерей в соответствии с мировыми стандартами. Законом предусматриваются целевые отчисления, которые должны использоваться на финансирование социально значимых объектов и мероприятий, направленных на развитие культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, а также осуществление благотворительной деятельности. Размеры целевых отчислений (в пределах установленных 10 %) и мероприятия, на которые они направляются, утверждает организатор лотереи. Целевые отчисления от проведения лотереи зачисляются в доход соответствующего бюджета Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Законодательство устанавливает необходимость обеспечения финансового контроля и информационной прозрачности государственной лотереи.
В начале 2000-х гг. в недрах Министерства культуры РФ предпринимались попытки организации всероссийской целевой лотереи «Культурное наследие России» с целью добровольного привлечения средств населения на нужды отечественной культуры в рамках реализации ФЦП «Культура России (2001-2005 гг.)», однако разработанные проекты не получили практической реализации, в т.ч. и из-за нехватки управленческих навыков, необходимых для внедрения новой формы финансирования. Подчеркнем еще раз, в перспективе отчисления на культуру от гослотереи должны стать именно дополнительным, а не замещающим бюджетное финансирование источником, что, к сожалению, происходит в некоторых европейских странах.
Институт целевого капитала как новый ресурс финансирования социально-культурной сферы в России.
Целевой капитал (или эндаумент) как форма привлечения финансовых ресурсов получил большое распространение в развитых странах и позволил многим некоммерческим и государственным организациям сформировать дополнительные резервы для поддержания и развития своей деятельности в долгосрочной перспективе. В России с принятием ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» был сформирован институциональный каркас новой модели финансирования социально-культурной сферы.
Задача целевого капитала обеспечить финансирование некоммерческой организации для выполнения ею своей миссии. Целевой капитал формируется за счет активов самого различного рода. Некоммерческие организации имеют право передавать капитал в доверительное управление с целью извлечения дохода. Как правило, эндаумент формируется и пополняется на протяжении многих лет. Родиной эндаумента считается США - именно там этот институт получил наибольшее распространение. На сегодняшний день в США зарегистрированы самые крупные эндаумент-фонды, большинство из которых поддерживает образовательные учреждения. К выдающимся примерам технологии эндаумента относят Национальный фонд искусств (НФИ) и эндаумент-фонды в крупных музеях страны, где они обеспечивают около 30-40 % текущего бюджета музея.
В отечественном законодательстве фонды, схожие с западным эндаументом и ресурсным капиталом получили название «целевой капитал некоммерческих организаций». С 2007 г. началась работа по созданию первых фондов целевого капитала в России, в основном в сфере высшего образования. В области культуры первый эндаумент был сформирован для Государственного музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина.
Право формировать и быть собственником целевого капитала НКО предусмотрено в строго определенных законом организационно-правовых формах. При формировании целевого капитала его минимальный размер должен составлять 3 млн. руб., минимальный срок, на который может быть создан целевой капитал, - 10 лет. Бюджетные учреждения, в т.ч. и в сфере культуры, не могут самостоятельно собирать средства на формирование целевого капитала, передавать их в доверительное управление и получать доходы непосредственно от управляющей компании. Для этого им необходимо создавать специализированный фонд для управления целевым капиталом, что сопряжено с рядом организационных трудностей.
Институт эндаумента обладает рядом несомненных достоинств: он способствует повышению финансовой самостоятельности НКО в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем объеме доходов, создает возможность для долгосрочного планирования деятельности организации. Преимущество рассматриваемой модели состоит в ее прозрачности, она обеспечивает гарантии для доноров в целевом расходовании средств. Существенные поправки вместе с принятием закона о целевом капитале были внесены в Налоговый кодекс РФ. В соответствии с ними, налогом на прибыль не облагаются как доходы, получаемые от благотворителей на формирование и пополнение целевого капитала, так и доходы от использования целевого капитала управляющей компанией.
Несмотря на свой инновационный характер для нашей страны, закон о целевом капитале имеет ряд недостатков из-за излишней детализации, перегруженности правовыми ограничениями и специальными техническими правилами. Российский перечень видов деятельности с использованием средств целевого капитала значительно уже аналогичного перечня в других европейских странах и в США. Перечисление финансовых средств на формирование целевого капитала НКО жертвователи юридические лица, как и раньше, осуществляют за счёт чистой прибыли, оставшейся у них после уплаты налога на прибыль. Отсутствие налоговых льгот для доноров идет вразрез с практикой принятой в США, Великобритании и Франции, где существующая система привилегий для жертвователей позволяет организациям, обладающим целевыми капиталами, работать наиболее эффективно.
Целевой капитал это серьезный профессиональный инструмент финансирования деятельности НКО. В связи с этим, создание специализированных организаций управления целевым капиталом и формирование целевого капитала непосредственно в некоммерческих организациях потребует немалых организационных и финансовых ресурсов. Эндаумент явление не изолированное, а тесно связанное с уровнем развития всего спектра благотворительности в стране. Поэтому в России главная трудность становления института эндаумента сопряжена со слабостью развития благотворительности. Создание общественной престижности вложений в социально-культурную сферу, налоговое стимулирование доноров создаст условия для появления все новых фондов целевого капитала в нашей стране.
Литература:
1. Федеральный закон «О лотереях» от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ.
2. Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ.
3. Марцинкевич В.И. Целевой научно-образовательный капитал на Западе и в России // Мировая экономика и международные отношения. 2008 г. № 4.
4. Шекова Е.Л. Проблемы и перспективы развития благотворительной деятельности российских компаний (на примере Северо-Западного региона) // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2007. Вып. 2.
5. Gambling on culture. State lotteries as a source of funding for Culture - the Arts and Heritage. Amsterdam: Boekmanstudies, 2004.
6. Schuster M. Hypotheses on hypothecation: the use of dedicated state lotteries to fund the arts & culture, presentation at CIRCLE conference, Rome, 2002.
PAGE \* MERGEFORMAT 3
Законодательные возможности диверсификации источников финансирования культуры в России