Антикризисные налоговые меры в РФ: реалии и перспективы
Антикризисные налоговые меры в РФ: реалии и перспективы
студентка 2 курса Финакадемии
Романова Марина
научн. руководитель к.э.н., доцент М.А.Екатериновская
Финакадемия
В условиях кризиса особенно актуализируется проблема поиска рычагов воздействия на стабилизацию и развитие экономики. В этой связи справедливо обратиться к анализу налоговых мер как инструменту государственного регулирования предпринимательской активности и поступлений доходов в государственный бюджет.
1.Антикризисные налоговые поправки: первый опыт применения в РФ.
В целях обеспечения поддержки отечественного бизнеса в конце 2008 г. был принят ряд налоговых законов, которые могли снизить налоговое бремя и повысить предпринимательскую активность. Однако недостаточная проработка привела к сложностям в их применении налогоплательщиками.
1.Федеральный закон от 27 ноября 2008 г. разрешил уплачивать авансы по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли, при том, что срок уплаты очередного авансового платежа приходился на 28 ноября 2008 г. Закон не успели прочитать ни налогоплательщики, ни налоговые инспекторы, а первые разъяснения по применению нового порядка на практике появились лишь в декабре 2008 г. Закон предоставил возможность организациям уплачивать авансовые платежи исходя из фактической прибыли лишь на 4 квартал 2008 г., а на 2009 г. этот новый порядок уже не распространялся.
Не все налогоплательщики внимательно прочитали статью 3 закона о сроке действия новой нормы и оказались обманутыми, т.к. не успели до 31.12.2008 г. подать уведомление в ИФНС (инспекцию Федеральной налоговой службы) о переходе на уплату налога исходя из фактической прибыли по ст. 286 НК РФ (о порядоке исчисления налога и авансовых платежей), и вынуждены были платить авансовые платежи по несуществующей прибыли 1 квартала 2009 г. исходя из суммы прибыли за 9 месяцев 2008 г., кстати, применяя старую ставку налога 24% и истощая собственные оборотные средства.
Совершенно неясно, зачем законодатель вводил налоговую норму, которую организации могли применять лишь 1 месяц, причем налоговые органы потребовали еще дополнительной сдачи налоговой декларации для подтверждения суммы авансового платежа при том, что закон не содержал таких требований.
2. Снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль, но это порадовало бы предпринимателей в докризисный период, а в настоящее время не является актуальным, т.к. большинство предприятий работает с убытком, или на грани рентабельности.
3. С 1 января 2009 г. действует другое антикризисное изменение, связанное с повышением амортизационной премии до 30% по основным средствам 3-7 амортизационных групп. Это изменение выгодно налогоплательщикам, но в настоящее время неактуально, т.к. немногие организации сейчас озабочены техническим перевооружением основных фондов.
4. По 244 Федеральному закону увеличен коэффициент нормирования процентов по кредитам и займам для целей налогообложения прибыли с 1,1 до 1,5, однако, к сожалению, кредиты в реальном секторе экономики практически отсутствуют, а если появляются, то по ставке 28%, а не 22,5% исходя из предела норматива.
5. Новый нелинейный метод амортизации основных средств по гл. 25 НК РФ, действующий с 01.01.2009, применяют единицы российских компаний, т.к. это привело к тому, что расчет амортизации стал более трудоемким. И возникает вопрос, зачем было пониженные сроки использования объектов амортизируемого имущества привязывать к котловому методу расчета амортизации и круто менять установленный многими годами пообъектный порядок расчета амортизации и в налоговом, и в бухгалтерском учете.
Многие эксперты уверены, что если бы порядок применения нелинейного метода остался в 2009 г. таким же, каким он был в 2008 г., многие организации воспользовались бы возможностью скорейшего списания стоимости амортизируемого имущества в налоговом учете.
6.Предполагалась отмена НДС с авансов. Однако НДС с авансов полученных не отменили, зато разрешили применять вычет налога с авансов выданных, что совсем не одно и то же. Процедура налоговых вычетов очень туманно описана в законе, что в начале года применить ее на практике было практически невозможно, а подзаконные акты и разъяснения начали появляться только сейчас. Налогоплательщики мечтают работать «по-старому» и не применять новый порядок, чтобы не получить дополнительные издержки в виде пени, которые организация обязана заплатить в бюджет, если «не угадает» ассортимент оплаченного авансом товара, и вынуждена будет сдавать уточненную налоговую декларацию по НДС, а также во избежание нового усложненного документооборота.
В проекте бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. описаны основные направления реформирования налоговой системы России, в частности, реформирование ЕСН, которое проведет к существенному росту зарплатных налогов (34% в 2010 г. вместо существующих в настоящее время 26%), в т.ч. у субъектов применяющих спецрежимы, которые платят сейчас 14% взносов в Пенсионный фонд РФ с ФОТ. Понятно, что эти новации уведут часть заработной платы работников «в тень» и ухудшится социальная ситуация.
Также проектом предлагается постепенный отказ от применения специальных налоговых режимов: УСНО (упрощенная система налогообложения) и ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Указанные перспективы прямо противоречат сегодняшним бизнес-реалиям, усилиям Правительства РФ по поддержке предпринимательства, в т.ч. малого, а также социальной политике государства. Остается надежда, что проект, принятый в докризисное время, будет приостановлен до лучших времен.
Недостаточная проработка и низкое качество налоговых законов неизбежно приводит к неразберихе в правоприменении, разногласиям с налоговыми инспекторами, налоговым разбирательствам в арбитражном суде, и в конечном итоге, к многочисленным трудовым и финансовым издержкам для участников бизнес-среды. У всех, кто прямо или косвенно связан с налогами (кстати, включая налоговиков, которые также вынуждены работать в условиях неопределенности), крепнет понимание необходимости серьезной и комплексной проработки изменений в налоговое законодательство с привлечением специалистов по налогам и с обязательным расчетом последствий влияния новых норм на бизнес.
Для сопоставления с отечественным опытом рассмотрим американский подход к трансформации налогообложения в антикризисном формате.
2. Анализ антикризисных новаций в налоговом законодательстве США.
В США в марте 2009 г. была начата разработка мер по стимулированию экономики, которые вступили в силу (Американский акт восстановления и реинвестиций). Основными направлениями этого закона являются:
1.Налоговые меры для индивидуальных налогоплательщиков:
- вычет налога с продаж при приобретении нового автомобиля.
- вычет налога при покупке жилья в первый раз. Налогоплательщик, который покупает жилье в США впервые, может воспользоваться правом возвратного налогового вычета до 10 % от суммы покупной цены, в размере до 8 000 долларов.
- налоговый вычет для образования (позволяет получать образование лицам с низкими и средними доходами)
2.Налоговое обеспечение бизнеса:
- дополнительная амортизация
- увеличение расходов малого бизнеса
- отсроченное признание дохода от аннулирования долга.
- увеличение периода переноса чистых операционных убытков1 для предприятий малого бизнеса.
- серия налоговых мер в отношении необлагаемых операций с облигациями, предназначенными для оказания помощи правительствам Штатов и муниципалитетов.
3.Налоговые стимулы в сфере энергетики:
Как показал анализ нововведений, закон о восстановлении и реинвестировании включает в себя пакет мер налогового стимулирования для поощрения инвестиций в проекты возобновляемой энергетики и более эффективных технологий. Например, новый закон предусматривает налоговые вычеты при покупке электромобилей и увеличивает вычеты при улучшении энергоэффективности существующих домов. К сожалению, слишком рано говорить о том, насколько эти меры помогут Правительству США завершить экономический кризис. Тем не менее, предпринятые меры уже повлекли ряд значительных политических последствий в ряде областей. Одна из наиболее актуальных политических тем касается компании AIG.
В этой обстановке Президент предложил серию налоговых мер в своем проекте бюджета. Этот бюджет одно из самых амбициозных политических изменений за десятилетия, включающих реорганизацию федерального правительства в целях обеспечения оздоровительных программ, перевод энергетики на источники энергии, альтернативные нефти и газу, рост федеральной помощи в сфере образования. Принимая во внимание озабоченность Конгресса ростом федерального бюджетного дефицита, выглядит реальным смещение внимания законодателей на возможные меры, связанные с ростом доходов, которые помогут покрыть сокращения налогов.
1.Повышение налогов на лиц, получающих большие доходы
Президентский бюджет включает повышение налоговых ставок для богатейших американцев. Президент предложил поднять две главные налоговые ставки для этой категории в 2011 году, с 33 и 35 процентов до 36 и 39.6 процентов соответственно.
2. Налоговое администрирование
Другая идея по поводу потенциального источника дохода совершенствование налогового администрирования. Президент и лидеры обеих партий выразили заинтересованность в сокращении неуплаты налогов («налоговых брешей»), а также в упразднении «налоговых гаваней».2
Анализируя сегодняшние инструменты преобразований в налогообложении и первые результаты их внедрения в России и за рубежом, представляется необходимым обозначить наиболее результативные направления налоговой политики в России на перспективу.
3. Разработка перспективных направлений налоговой политики России.
Перспективными направлениями налоговой политики России в условиях финансового кризиса являются: налоговое стимулирование промышленного развития и инновационной деятельности, предоставление налоговых преференций и «налоговых каникул» малым и средним предприятиям, принятие ряда мер, направленных на упрощение получения рассрочки или отсрочки по налогам, сокращение документооборота и др.
Налоговая политика по-прежнему преимущественно носит фискальный характер. Более того, сейчас финансовые ведомства все больше говорят о необходимости жесткой экономии средств, ужесточении налогового администрирования, отказах в возмещении налога на добавленную стоимость и др. Отчасти это оправданно в условиях кризиса, однако, предприятиям от этого не лучше, учитывая, что непродуманная налоговая политика прошлых лет не позволила им накопить определенный «запас прочности», рассчитаться по кредитам, обновить основные фонды и расширить персонал и т.д. Государство поддерживают ту или иную сферу экономики, субъекты РФ простым «закачиванием» бюджетных денег, перекройкой межбюджетных отношений (новый законопроект о поправках в БК РФ принят Госдумой в первом чтении) и другими мерами.
Иными словами, регулирующая и стимулирующая функция налогов практически не используется. О социальной функции налогов и вообще забыли. В условиях финансового кризиса особенно нужно подумать о самых незащищенных слоях населения, ввести по налогу на доходы с физических лиц необлагаемый минимум. Необходимо также ввести мораторий на увеличение единого социального налога.
Анализ Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год позволяет сделать вывод, что в отношении мер налогового регулирования данный документ носит поверхностный характер и в основном сводится к перечислению тех решений в налоговой сфере, которые были реализованы в 2007, 2008 годах (ФЗ № 224 от 26.11. 2008 года и др.).
Можно выделить следующие основные предложения по корректировке указанной Программы:
- предусмотреть увеличение налоговых вычетов по НДФЛ для лиц с низким уровнем доходов (вывод из налогооблагаемой базы доходов ниже прожиточного минимума);
- распространить налоговый вычет по НДФЛ не только на средства, израсходованные на обучение и лечение, но и на санаторно-курортные путевки в отечественные здравницы;
- предоставление малым и средним предприятиям на срок до одного года отсрочки или рассрочки по уплате налогов при сумме задолженности свыше 1 млн. рублей по решению руководителя регионального финансового органа по согласованию с Министерством финансов РФ;
- провести мониторинг и оценить эффективность введения для промышленных и иных предприятий 30 % «амортизационной премии», рассмотрев вопрос о введении «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль организаций;
- в целях обновления основных фондов промышленных предприятий рассмотреть вопрос о предоставлении льготы по налогу на имущество организаций по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее чем 100 млн. руб. на срок не менее 5 лет;
- изменить порядок применения специальных режимов налогообложения малого бизнеса, имея в виду дальнейшее увеличение предельного объема годового оборота, дающего право применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн. руб., для малых инновационных предприятий до 100 млн. руб.;
- принять пакет законодательных актов, направленных на эффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности;
- рассмотреть вопрос об обеспечении льгот для инвесторов в части запрета на ухудшение условий налогообложения, предусмотренных Федеральными законами «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Утвердить порядок определения и регистрации инвестиционных проектов.
Бизнесу могут помочь такие антикризисные налоговые поправки, которые смогут поддержать российского предпринимателя:
налоговые каникулы и налоговые отсрочки для организаций, в т.ч. для субъектов малого предпринимательства;
отказ от сужения круга лиц для применения спецрежимов;
«замораживание» роста налоговых ставок, в т.ч. ЕСН, ПФ, НДФЛ;
мораторий на налоговые проверки малых и средних предприятий;
полный запрет налоговых комиссий по «выбиванию» налогов докризисного уровня.3
Итак, реализация предложенных мероприятий позволит снять противоречия в существующем налогообложении, что может значительно повысить предпринимательскую активность, в т.ч. и в сфере инновационной деятельности важнейшему источнику экономического роста. Кроме того, требуют особо внимания и меры по оптимизации налогообложения в санаторно-курортной сфере, что позволит развить социальный блок.
Системное же внедрение предлагаемых мер может дать синергетический эффект в развитии российской экономики, что позволит в кратчайшие сроки выйти ей из кризиса.
1 Чистые операционные убытки - превышение издержек над доходами в течение отчетного (налогового) периода, уменьшают налогооблагаемую прибыль компании.
2 http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=1726 «Американский ответ на экономический кризис с точки зрения налоговой перспективы» Марлен Ларо, налоговый адвокат (США)
3 http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=1726 «Антикризисные налоговые поправки: первый опыт и первые проблемы» Ирина Леонидовна Мамина, ген. директор ООО АФ «Аудиторское партнерство» (г. Екатеринбург)
Антикризисные налоговые меры в РФ: реалии и перспективы