Организация информационной политики муниципальных образований России

Скотников Михаил Эдуардович

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета,

г. Новокузнецк

Научный руководитель: к.с.н., доц. Н.В. Демчук

Организация информационной политики муниципальных образований России

Уровень муниципального образования в соответствии с представлениями о правовом обществе является наиболее приближенным к населению уровнем власти. В связи с этим, информационная политика властей на этом уровне власти в отличие от федерального и регионального уровней максимально ориентирована на местные сообщества, и именно информационная политика местных властей является одним из важнейших компонентов вовлеченности населения в местное самоуправление. Однако, сегодня в связи с несовершенством законодательного обеспечения информационной политики, данному направлению муниципальной деятельности не уделяется должного внимания. Настоящее исследование посвящено анализу организации информационной политики в российских муниципальных образованиях. На основе нормативно-правового обеспечения информационной политики различных по размерам и статусу городов, таких как Нижневартовск, Владимир, Новочебоксарск, Губкинский, Ставрополь, Тамбов, Томск и пр. проанализированы основные подходы к видению информационной политики на местном уровне.

Сегодня не существует единого подхода к определению информационной политики (ИП). Основополагающими нормативными документами России в сфере ИП государства и органов местного самоуправления являются Доктрина информационной безопасности, Концепция информационной безопасности, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Документом, закладывающим основные принципы ИП остается Концепция государственной информационной политики в России 1999 г. Несмотря на возраст, эта Концепция не теряет актуальности, но сегодня видение местной ИП в связи с реформой местного самоуправления подверглось значительной трансформации.

На федеральном и региональном уровнях власти в соответствии с Концепцией ИП представляется в законодательстве как политический процесс, в котором главными участниками являются государственные властные субъекты, реализующие посредством ИП свои цели и интересы. На местном уровне, по мнению исследователей ИП (Хайруллиной Л.И.), ее особенностями является включение в ее состав общественных сил (местных сообществ), ограниченность информационного пространства (распространяется на территории муниципального образования), акцент на управленческой составляющей ИП (управление местным направленным информационным обменом (информационными потоками) с целью удовлетворения потребностей населения в информации)1. При этом содержательно ИП сегодня необходимо рассматривать как с позиции процесса информатизации – формирования информационной инфраструктуры, внедрения информационных технологий, так и с позиции организационного взаимодействия субъекта со СМИ, информирования населения, PR-деятельностью.

На основе этого можно сформулировать следующее определение ИП муниципального образования. Информационная политика муниципального образования – комплексный управленческий процесс субъектов информационного взаимодействия на муниципальном информационном пространстве связанный с формированием и развитием информационных потоков и ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения и иных местных сообществ в информации.

В данное определение входят следующие понятия:

  • субъект информационного взаимодействия – лицо или группа лиц, которые обмениваются информацией с иными субъектами;
  • информационный поток – направленный информационный обмен субъектов информационного взаимодействия2;
  • информационные ресурсы – совокупность организационных, технических, технологических и иных средств, обеспечивающих функционирование информационных потоков;
  • муниципальное информационное пространство – пространство, на котором осуществляется информационное взаимодействие субъектов информационной политики муниципального образования, сфера отношений между субъектами по поводу информации.

Рассматривая ИП муниципального образования с широкой позиции, ее субъектами являются как органы местной власти, так и местные сообщества – бизнес, некоммерческие организации, население и пр. В этом случае управление ИП трансформируется в самоуправление, поскольку цель ИП лежит внутри управляющей системы – потребности населения как одного из управляющих субъектов. Такой подход к субъекту с одной стороны отражает сущность местной ИП как особого управленческого процесса, в котором субъект одновременно является объектом, но с другой стороны существенно осложняет анализ результативности и эффективности ИП из-за многоплановости субъекта-объекта. Поэтому более приемлемым является подход, согласно которому ведущим субъектом ИП муниципального образования являются органы местной власти, а потребности населения и местных сообществ в информации являются целью ИП местных властей. Объектом ИП в данном случае является все информационное пространство муниципального образования, как система взаимоотношений органов местной власти, населения и местных сообществ.

Целью ИП муниципального образования является удовлетворение потребностей населения и местных сообществ в информации. Потребность в информации определяется как потребность в снижении неопределенности о состоянии муниципального образования, в т.ч.:

  • о деятельности органов местного самоуправления;
  • о социально-экономическом развитии территории;
  • об актуальных вопросах жизнедеятельности (о магазинах, кулинарии, местах досуга и отдыха и пр.).

Достижение данной цели возможно за счет решения двух групп стратегических задач3: организации информационных потоков и организации информационных ресурсов, как ресурсов обеспечивающих функционирование информационных потоков. На практике реализация первой задачи связана с вопросами обеспечения граждан общественно значимой информацией, обеспечением широкого, свободного доступа к ней, формированием электронного правительства и пр., второй задачи – с организацией работы пресс-служб муниципальных образований, интернет порталов, компьютеризации работы органов местного самоуправления, созданием эффективной нормативной правовой базы в сфере информационной политики и пр.

Практика российских городов отличается от совокупности теоретических представлений об ИП. Анализ собранной информации показал, что в основе ИП муниципальных образований России лежит несколько подходов, согласно которым они разрабатывают цели, задачи, направления ИП:

  1. Информационно-технический подход – рассмотрение информационной политики как совокупности программно-технических средств по информатизации населения.
  2. Информационно-организационный подход – рассмотрение информационной политики как системы целей муниципального образования по обеспечению прозрачности политики местной власти.
  3. Комплексный подход, сочетающий в себе как техническую, так и организационную сторону информационной политики.

Несмотря на очевидные преимущества комплексного подхода, большинство муниципальных образований узко рассматривает содержание ИП с технической стороны – поддержания информационных потоков внутри органов местной власти: компьютеризации органов власти, создания баз данных и т.п. При этом комплексный подход требует разграничения полномочий по организационным и техническим вопросам ИП, что нередко сложно осуществить в небольших муниципальных образованиях. Как следствие определения содержания ИП различаются по тем же подходам ее методы и средства.

Нормативное обеспечение ИП в настоящее время построено по двум подходам:

  1. Нормативное обеспечение, представленное в виде специализированных нормативных актов об ИП.
  2. Нормативное обеспечение, представленное в виде только внутренних документов Администраций.

В первом случае ИП, как правило, является высокоструктурированной, целенаправленной. Во втором случае – она стихийно формируется исходя из текущих нужд органов власти.

Анализ показал, что главной проблемой российских муниципалитетов является непонимание важности проведения системной ИП, которая могла бы обеспечить декларируемую на всех уровнях власти страны прозрачность деятельности органов местного самоуправления. Для совершенствования ИП муниципальных образований автором разработаны направления работы, которые должны рассматриваться на федеральном уровне власти для обеспечения возможности разработки системной ИП на местном уровне:

  1. Для разработки самостоятельной ИП муниципальным образованиям требуется наличие разработанной и действующей на федеральном и субфедеральном уровнях власти ИП.
  2. Для совершенствования ИП муниципальных образований необходимо обеспечение иерархичности ИП в стране.
  3. Для обеспечения разработки и реализации ИП муниципальным образованиям необходимо разрабатывать Программы ИП, которые регламентировали бы основные принципы и методологическую базу осуществления ИП.
  4. Необходимым элементом ИП муниципальных образований в России должна являться система оценки, включающая критерии оценки ИП.
  5. Возможность реализации эффективной ИП муниципальных образований не должна зависеть от их размера и статуса.
  6. Любые инициативы муниципальных образований в сфере ИП должны публиковаться на официальных сайтах местных Администраций.
  7. Нормативное обеспечение ИП муниципального образования должно актуализироваться в современных условиях, при этом сохраняя прежний уровень разработки ИП.

Дополнение данными направлениями приоритетов федеральной ИП позволит создать условия для разработки органами местного самоуправления системной местной ИП.

1 Хайруллина Л.И. Теоретико-методологические основы изучения информационной политики муниципальных образований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://db.inforeg.ru/eni/artList.asp?j=24&id=0220611123&idfull=0420900014. – 01.10.2009

2 Исмаилов Р.А. Обобщённая теория 4d информационных потоков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.igstab.ru/index.htm. - 01.10.2009

3 Теория менеджмента: учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения / под ред. А.М. Ляпина. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с., С. 205-220

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Организация информационной политики муниципальных образований России