Экономические проблемы страховой пенсионной реформы в условиях негативной макроэкономической и демографической динамики

PAGE 8

Проф. Соловьев А. К.,

Коржов М.А.,

Курманов А.М.

Экономические проблемы страховой пенсионной реформы

в условиях негативной макроэкономической и демографической динамики

Страховые механизмы пенсионного обеспечения, положенные в основу пенсионной реформы, принципиально отличаются от нестраховых, т.е. основанных на бюджетно-налоговом механизме финансирования).

Реализация страховых принципов пенсионного обеспечения должна осуществляться по двум основным направлениям:

- регулирование формирования пенсионных прав застрахованных лиц;

- финансовое обеспечение реализации накопленных государственных пенсионных обязательств (по экономическому содержанию – это соответствует внутреннему государственному пенсионному долгу).

Базовым условием совершенствования пенсионной системы является актуарная оптимизация механизма формирования пенсионных прав, поскольку именно он определяет размеры пенсий, объемы и структуру расходов на их выплату, потребность в тарифе страховых взносов в течение всего страхового пенсионного цикла (период формирования прав + период их реализации).

Однако, существующий механизм формирования пенсионных прав в распределительной системе по условно-накопительной формуле с уравнительным базовым элементом (фиксированным базовым размером – ФБР) не позволяет установить регулятивный механизм между правами застрахованных лиц и обязательствами пенсионеров.

Но гораздо более важно, что госбюджету и ПФР как в долгосрочной перспективе, так и в текущем периоде невозможно формировать финансовые ресурсы в необходимом объеме, т.к. современный экономический механизм не предусматривает учета всех возможных факторов, влияющих на состояние пенсионной системы, объемы поступления страховых взносов, индексации назначенных пенсий и т.п.

Устранить недостатки существующего механизма формирования пенсионных прав позволяет переход к балансово-страховой формуле (БСФ) исчисления пенсии в солидарно-распределительной системе, в основе которой заложен экономический механизм страхового баланса прав и обязательств. Экономический механизм страхового баланса наиболее широко распространен в мировой практике обязательного пенсионного обеспечения, но способы его применения отличаются большим разнообразием в зависимости от конкретных исторических, демографических и макроэкономических особенностей страны. В зависимости от способа учета влияния этих особенностей на формирование пенсионных прав можно выделить стажево-зарплатную, балльную и др. виды формулы. Однако их объединяет требование строго учета личного вклада каждого застрахованного лица не только в формирование собственных пенсионных прав, но и в полное и своевременное выполнение солидарных обязательств перед предшествующим поколением застрахованных лиц. В целях обоснования позитивных и негативных факторов выбора пенсионной формулы, адекватной российской пенсионной системе рассмотрим в качестве примеров несколько типичных моделей.

Стажево-зарплатная формула позволяет как страховщику, так и застрахованному лицу на каждой стадии формирования пенсионных прав и выполнения пенсионных обязательств осуществлять их учет, оперативное и долгосрочное регулирование с целью обеспечения максимальной эффективности для каждого участника.

Чтобы устранить недостатки нынешней пенсионной формулы, в новой модели исчисления обязательной солидарно-страховой трудовой пенсии должны быть учтены:

- продолжительность страхового стажа и размеры страхуемого заработка,

- требования и ограничения по формированию пенсионных прав (нормативный стаж и нормативная цена года страхового стажа);

- минимальные нормы социального обеспечения (международные социальные стандарты);

- количественное влияние изменения макроэкономических и демографических условий формирования пенсионных прав будущих пенсионеров по сравнению с текущим состоянием (внешних факторов)

. нормативы и условия солидарного перераспределения государственных пенсионных обязательств в рамках страховой пенсионной системы и степень участия нестраховых источников их финансирования.

Чтобы устранить противоречие между нестраховым механизмом формирования и страховым источником финансирования, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии (ФБР) должен быть конвертирован на основе общестраховых принципов, т.е. исходя из требований по стажу и заработку застрахованного лица.

Конвертация ФБР в ее страховой эквивалент позволит воссоединить с солидарно-страховой частью пенсии реально, а не номинально, как это было сделано в период пенсионной реформы 2010 г. путем формального включения фиксированного базового размера в страховую солидарную составляющую трудовой пенсии без страхового источника финансирования. Это создало условия для хронического дефицита бюджета ПФР (0,45% ВВП), что составляет более трети его общего размера.

Исчисление конвертированного эквивалента ФБР должно производиться как и солидарно-распределительной части пенсии по принципиально новой пенсионной формуле. В процессе конвертации ФБР и пересчете солидарно-распределительной части пенсии по новой формуле весь объем реализованных пенсионных обязательств полностью сохраняется.

Балансово-страховая модель, которая как показывает практика большинства социально развитых государств, в максимальной степени отражает весь комплекс страховых принципов и обеспечивает не только учет индивидуальных пенсионных прав застрахованного лица, но и его солидарный вклад в исполнение пенсионных обязательств перед предыдущими поколениями пенсионеров, что позволяет осуществлять социально-справедливое перераспределение.

Функция солидарно-страхового перераспределения выполняется в данной модели с помощью актуарного коэффициента, который обеспечивает учет увеличения/уменьшения демографической нагрузки на пенсионную систему и изменения макроэкономических параметров развития страны.

Одним из наиболее распространенных примеров балансово-страховой модели является т.н. балльная пенсионная формула, которая в самой доступной форме для человека любого уровня образования контролировать процесс формирования своей пенсии с первого дня трудовой деятельности. Для этого самому застрахованному лицу достаточно знать количество накопленных за его трудовую жизнь баллов и «цену балла» (актуальную стоимость текущего года, которая утверждается в бюджете), которые должны высылаться каждому в «письме счастья»), а для страховщика - общее количество накопленных индивидуальных баллов всех застрахованных лна каждый год выполнения государственных пенсионных обязательств и соотносить их с планируемыми источниками формирования бюджета.

Институциональная структура трудовой пенсии трансформируется из смешанной (нестраховой фиксированный базовый размер + страховая часть + накопительная часть) в трехуровневую страховую:

1 уровень – обязательная солидарно-страховая;

2 уровень – обязательная накопительно-страховая;

3 уровень – добровольно-накопительная.

Не менее принципиальной альтернативой является выбор объекта «замещения», т.е. заработка: собственного заработка застрахованного лица либо среднего заработка по стране, установленного статистикой. Учитывая неблагополучное положение на рынке наемного труда и в секторе самозанятого населения представляется обоснованным ориентация для каждого застрахованного лица в системе ОПС именно на средний заработок по стране, а не на индивидуальный заработок, поскольку практически 70% общей численности наемных работников (а с учетом самозанятых и малого бизнеса – это 80-87%) получают доходы ниже среднестатистической зарплаты. Поэтому замещение столь низкого заработка исходя из 40%-ного показателя не может обеспечивать даже минимальный уровень выживания.

Очевидно, что для указанных низкодоходных категории граждан при условии выработки ими нормативного стажа должны быть созданы объективные экономические механизмы для получения трудовой пенсии в размере не ниже прожиточного минимума. Учитывая большую численность данной категории застрахованных лиц необходимо установить минимально допустимый размер трудовой пенсии, финансовое обеспечение которой должно осуществляться в страховой пенсионной системе за счет страхового перераспределения, а в течение переходного периода – за счет средств федерального бюджета (в части бюджетной «доплаты» к размеру их собственных пенсионных прав до уровня превышающего ПМП. По актуарным расчетам, на переходный период минимальный размер трудовой пенсии должен составлять 1,27 ПМП (при том, что размер социальной пенсии, установленный действующим законодательством составляет 1,0 ПМП).

Предлагаемый временной интервал для оценки влияния демографических и макроэкономических факторов на размер пенсионных прав обусловлен, во-первых, гарантированным наличием по состоянию на 01.01.2014 необходимой информации в системе персучета ПФР, а во-вторых, является эквивалентом продолжительности минимального страхового стажа для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с нормами Конвенции МОТ №102.

Минимальную продолжительность страхового стажа предлагается постепенно увеличить (ежегодно на 1 год) до 15 лет, и, соответственно, на 1 год будет ежегодно увеличиваться интервал для оценки влияния демографических и макроэкономических факторов.

Актуарный прогноз на основе демографических и макроэкономических факторов показывает, что объем пенсионных прав застрахованных лиц в долгосрочной перспективе сохранит устойчивую тенденцию к сокращению. Поэтому в целях поддержания пенсионных прав актуарная модель предусматривает если застрахованное лицо не выработало требуемый стаж, и остается неизменным, если его фактический стаж равен или выше нормативного (т.е. Кст при этом принимается 1).

Предлагаемый механизм исчисления размера трудовой пенсии решает задачи обеспечения коэффициента замещения не только в момент назначения пенсии, но и в течение всего периода ее получения, учитывает продолжительность стажа застрахованного, а не только размер его заработка и сумму взносов, прозрачна для исчисления пенсии в любой момент времени до ее назначения, вследствие чего позволит повысить заинтересованность застрахованных лиц в активном формировании своих пенсионных прав и устраняет основные недостатки ранее действовавших пенсионных законов (№340-1, №113-ФЗ и №173-ФЗ).

Кроме того, балансово-страховая модель исчисления пенсии позволяет оформировать пенсионные права таким образом, чтобы при назначении трудовой пенсии человек, привыкший к определенному образу жизни, мог получить коэффициент замещения от своей легальной заработной платы не менее 40% (при условии страхового стажа с 2010 по 2040 гг.).

Однако обеспечение коэффициента замещения к индивидуальной зарплате не является абсолютной защитой от бедной старости, т.к. низкие заработки в течение трудовой деятельности не гарантируют достойного соотношения пенсии с ПМП, являющегося чертой абсолютной бедности для получателей пенсии является ПМП. Так, в частности, для застрахованного лица с заработком 15-17 тыс.руб. (это примерно соответствует медианному размеру начисленной зарплаты) в месяц пенсия на уровне 40% утраченного заработка составит 6000-6500 руб., что лишь немногим выше ПМП по стране, и в полтора раза ниже среднестатистической пенсии. Учитывая, что заработную плату менее 15 тыс. руб. получают без малого половина наемных работников, формальное выполнение нормативных требований международных конвенций по коэффициенту замещения недостаточно.

Поэтому в целях предотвращения деградации пенсионных прав для низкодоходных групп населения, в первую очередь, необходимо увеличение их заработков, как в части повышения доли фонда заработной платы в ВВП, так и в части изменения сложившихся пропорций оплаты труда разных видов и сфер хозяйственной деятельности (бюджетная сфера, сельское хозяйство, добывающие монополии, госкорпорации, финансово-кредитный сектор и др.).

Другим критерием регулирования и контроля проблемы низких пенсий является создание экономического механизма для обеспечения постоянного увеличения соотношения пенсии с ПМП (с учетом систематического повышения состава и размера потребительской корзины до уровня социально приемлемого) на уровне не ниже 3,5-4,0 к 2035-2040 гг.

Для этого должна быть восстановлена законодательная норма минимального размера страховой трудовой пенсии. Актуарные расчеты показывают, что на переходный период минимальный размер должен составить не менее уровня 1,27 ПМП.

При этом минимальный размер социальной пенсии (для граждан, не обеспечивших свои пенсионные права в системе обязательного пенсионного страхования) сохраняется на уровне 1,0 ПМП.

Формирование пенсионных прав самозанятых категорий населения должно формироваться на обще страховых основаниях, однако целевым ориентиром для исчисления им стоимости страхового года в рамках государственной системы ОПС должен служить минимальный размер трудовой пенсии по старости.

В то же время для отдельных категорий самозанятых лиц стоимость страхового года может устанавливаться не в минимальном, а в «максимальном» размере (т.е. исходя из 40%-ного критерия замещения утраченного дохода, принятого на уровне среднего заработка). Уплата стоимости страхового года в максимальном размере в течение 30 лет гарантирует представителям самозанятых категорий получение трудовой пенсии в размере 40% среднемесячной облагаемой заработной платы в стране.

Уплата стоимости страхового года в минимальном размере в течение 30 лет гарантирует представителям самозанятых категорий получение минимального размера страховой трудовой пенсии на уровне 1,27 ПМП

Размер пенсии по инвалидности (в т.ч. получателям пенсии в возрасте старше общеустановленного пенсионного возраста) и по случаю потери кормильца исчисляется по формуле, аналогичной пенсии по старости.

Стажевый коэффициент получателя пенсии по инвалидности и получателя пенсии по случаю потери кормильца при стаже, находящемся в интервале между 15 и 30 годами, устанавливается равным 1, что позволяет обеспечить назначение пенсии в размере 40% облагаемой заработной платы.

При большем стаже он исчисляется так же как стажевый коэффициент для пенсии по старости.

Для обеспечения страхового механизма финансирования пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в установленном размере пенсии (40% облагаемой заработной платы) выделяется часть, сформированная с учетом фактической продолжительности страхового стажа и суммы индивидуальных коэффициентов застрахованного лица, и доплата к пенсии до уровня 40% облагаемого заработка.

Финансирование части трудовой пенсии, сформированной с учетом фактического стажа и суммы индивидуальных коэффициентов, осуществляется за счет текущих страховых взносов.

Финансирование доплаты к пенсии осуществляется за счет средств резервного фонда, сформированного за счет профицита бюджета или дополнительного тарифа страхового взноса со всех работодателей.

Альтернативным вариантом формирования трудовых прав на основе экономической модели страхового баланса предлагается рассматриваться балансово-страховую формулу исчисления пенсии

Стоимость 1 года уплаты взносов (1,33 процентных пунктов) определяется исходя из социальных нормативов МОТ по минимальному уровню пенсионного обеспечения (соотношение размера выплаты не менее 40% утраченного заработка при условии 30-летнего трудового периода (коэффициент замещения трудовой пенсии по старости - КЗст) и продолжительности страхового стажа 30 лет (40% / 30 лет страхового стажа = 1,33 % за каждый год стажа).

Расчеты показывают, что минимальный коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в размере 40% достигается только при уплате застрахованным лицом (при сложившихся в настоящее время макроэкономических и демографических параметров) страховых взносов в размере 26,6% в течение 30 лет с заработка равного среднемесячной заработной плате в экономике и ожидаемом периоде выплаты пенсии 20 лет

В целях поддержания солидарной эквивалентности пенсионных прав между поколениями застрахованных и пенсионеров индексация назначенной трудовой пенсии должна проводиться ежегодно по отчету прошедшего года по темпу роста среднемесячной заработной платы в экономике.

Темп роста среднемесячной заработной платы в экономике рассчитывается как частное от деления среднемесячной заработной платы в экономике (в среднегодовом исчислении) прогнозируемой в текущем финансовом году на среднемесячную заработную плату в экономике в отчетном финансовом году (в среднегодовом исчислении).

Применение предлагаемого механизма позволит оперативно контролировать и предотвращать отставание размера трудовых пенсий от динамики заработной платы в экономике и, как следствие, потери накопленных пенсионных прав, что получит отражение в коэффициенте замещения трудовой пенсии по старости.

В результате перехода к балансово-страховой формуле исчисления пенсии для лиц, вступающих в трудовую деятельность на условиях балансово-страховой пенсионной формулы коэффициент замещения трудовой пенсии по старости при установленном тарифе страхового взноса 26,6%, и заработке равном средней заработной платы в экономике составит при 30-летнем стаже 40%. При большей продолжительности стажа - от 50% до 67%. При выработке минимального нормативного стажа 20 лет коэффициент замещения составит - 27%.

Для застрахованных лиц с заработками 0,5 средней зарплаты в экономике коэффициент замещения аналогично дифференцирован от продолжительности страхового стажа и составит от 13% до 33%. Для лиц с заработками в 2,5 раза превышающими среднюю зарплату в экономике коэффициент замещения составит более 60% и будет дифференцирован от продолжительности страхового стажа.

Таким образом, балансово-страховая пенсионная формула позволяет:

ежегодно учитывать нормативную продолжительность стажа, размер тарифа страхового взноса, размер учитываемой заработной платы, обеспечивать транспарентность порядка исчисления пенсии, усилить ее дифференциацию в зависимости от заработка и стажа застрахованного лица, а также в автоматическом режиме проводить индексацию (корректировку) назначенных пенсий посредством ежегодного установления темпа роста среднемесячной зарплаты в экономике.

Предлагаемый экономический механизм регулирования формированием пенсионных прав застрахованных лиц решает основной комплекс проблем реализации страховых принципов: устанавливает непосредственную зависимость размера трудовой пенсии от накопленных пенсионных прав, обеспечивает получение пенсии с коэффициентом замещения на уровне международных стандартов, делает формирование пенсионных прав прозрачным для всех участников пенсионной системы и гарантирует для низкодоходных категорий застрахованных лиц минимальный прожиточный уровень.

Список литературы

Агапцов С.А., Дегтярев Г.П. Пенсионная реформа в России: цели и результаты. – М.: Тиссо-Полиграф, 2008.

Актуарный сборник ПФР № 14 «Актуарный прогноз развития Пенсионного фонда Российской Федерации» / под ред. А.К. Соловьева. – М.: ФУ ИЦПУ ПФР, 2011.

Аналитическая записка Счетной палаты РФ по результатам оценки достижения целей пенсионной реформы // Бюллетень Счетной палаты РФ. – 2007. – № 1 (109).

Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса. Аналитический доклад Минздравсоцразвития России. Проект «Стратегия-2020», раздел «Пенсионная реформа». 2010. – http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/6

Гурвич Е.Т. Принципы новой пенсионной реформы // Вопросы экономики. – 2011. – № 4.

Предложения по развитию пенсионной системы в Российской Федерации. Доклад ЦСР (2011). – М.: ИД «Ваш полиграфический партнер», 2011. – Апрель.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития (2008). Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3388.

Дмитриева О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности // Вопросы экономики. – 2010. – № 4.

Экономические проблемы страховой пенсионной реформы в условиях негативной макроэкономической и демографической динамики