СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИК РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНОВ

Котов А. В.

аспирант Московского государственного университета

геодезии и картографии, г. Москва

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИК РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНОВ

  1. ВВЕДЕНИЕ

Особенностью полярных регионов является то, что, они в одно и тоже время являются неотъемлемыми частями экономических пространств северных государств и составляют единый макрорегион, изменения в экологическом балансе которого не имеют национальных границ. Объективно возникает потребность в изучении и систематизации опыта государственного регулирования промышленного освоения циркумполярных территорий, которое является одной из основ северной экономики.

Сегодня исследовательская парадигма североведения меняется. Акцент ставится не только и не столько на освоении северных территорий, сколько на разработке комплексных социально-экономических мер по их обживанию. Подобная методологическая позиция актуальна для России, северные и арктические регионы которой в ближайшей и далеко обозримой перспективе останутся крупнейшей минерально-сырьевой базой для отечественной промышленности.

Говоря об иностранном опыте развития Севера, необходимо отметить работы Аграната Г. А., Григорьева Ю. Г., Черкасова А. И. и др., создавших фундаментальные труды по «северному измерению» зарубежных экономик. [1]

В настоящем докладе представлена попытка обобщения и систематизации новаций в государственном регулировании промышленного развития полярных районов в Норвегии, США и Канаде, в предкризисные (2006-2008 гг.) и тенденциям в региональной политике в 2009 г.

  1. ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОГО СЕВЕРА

Хозяйственная деятельность циркумполярных стран основывается на приоритете ресурсообрабатывающих и ресурсодобывающих принципов, поскольку отрасли специализации пространств зарубежного Севера аналогичны сферам хозяйственной деятельности подобных российских территорий: ими являются горная, лесная промышленность, добыча углеводородного сырья. Ключевыми моментами государственного регулирования развития северных территорий являются, во-первых, преобладающая деятельность в северных экономиках крупных корпораций, и, во-вторых, сильное государственное участие, выражающее в постоянном мониторинге и совершенствовании «северного» законодательства, которое создаёт преференции организациям, ведущим хозяйственную деятельность в труднодоступных районах. Вместе с тем, на компании возлагается ответственность за экологическое состояние территорий, негативные последствия освоения природных ресурсов, сохранение территорий традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

В бюджетах слабоосвоенных территорий значительную роль играют государственные дотации. Они могут составлять от 50% до 75% расходной части бюджетов. Так, например, годовые дотации Аляске, в которой проживает приблизительно полмиллиона человек, составляют около 300 млн. долларов и, по прогнозам, в ближайшие годы увеличатся в 2 раза.

«Провалы» рыночной системы в условиях северной экономики, с её суровыми климатическими условиями, повышенной энергозатратностью, объективно требуют централизованных усилий государства по обжитию таких территорий. Его усилия направлены на достижение справедливого распределения природной ренты, добываемой на Севере, потому что например, изучая канадский опыт, нельзя не отметить, что там «ресурсы Севера содержатся...для всей Канады. Все канадцы…имеют право в равной мере делить…выгоды от развития Севера». [2]

Государство берёт на себя работы по созданию инженерно-транспортной, социальной инфраструктуры, помогая корпорациям, частному бизнесу сгладить последствия высоких транспортных и производственных издержек. Большое применение на зарубежном Севере получило создание целевых региональных программ, направленных соответственно или на освоение, индустриализацию, реструктуризацию хозяйства слаборазвитых районов. Так, региональное развитие Норвегии на 90% осуществляется за счёт правительственных программ.

Неоднозначный взгляд сложился на проблему диверсификации монопрофильных экономик зарубежного Севера. Признавая, что процесс диверсификации создаёт предпосылки для устойчивого развития территории и снижает сырьевую зависимость, отмечается, что подобное приводит к снижению прибыльности северного предпринимательства, или даже убыточности. Эта проблема требует сбалансированного решения, сочетающего традиционные методы рыночного механизма и общенациональных и непосредственно территориальных интересов. Выход видится в развитии сектора переработки сырья и прочих отраслей обрабатывающей промышленности, стимулирования местной инициативы и сферы услуг, то есть тех сфер, которые непосредственно бы работали на экономику региона, а не обеспечивали выполнение интересов основных потребителей сырья, лежащих за пределами северных территорий.[3]

  1. ОБЗОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НОРВЕГИИ, США И КАНАДЫ В ОТНОШЕНИИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В 2006-2009 ГГ.

Для всех исследуемых стран в предкризисное и посткризисное время росло признание важности северных регионов для стран. Так, например для Норвегии, развитие полярных территорий (Тромсе, Финнмарк, Нурланд, Свальбард-Шпицберген) охарактеризовано как стратегическое. В скандинавской стране сохраняется особая политика государственного протекционизма с учётом национальной безопасности этих регионов. Подобный подход, основанный на представлении экономики не как монолитной структуры, а взаимосвязанной системе регионов и дифференцированной политики, представляется верным, поскольку реализация государственных задач в региональном измерении есть первоочередной национальный вклад в вопросы обеспечения качества жизни людей, экономики, образования, культуры.

В период кризиса особое внимание привлекает согласование интересов всех хозяйствующих субъектов на Севере: государства, регионов, муниципалитетов, корпораций. Стратегия норвежского правительства заключается в координации всех действий и усилий в области экономики и промышленного развития и осуществлении их в одном направлении. Финансовая помощь северным регионам законодательно закрепляется в приложении к государственному бюджету. Для Тромсе, Финнмарк и Нурланд устанавливаются дифференцированные ставки налогов. [4]

Знаковым моментом норвежской политики природопользования остаётся сочетание активного государственного вмешательства и международного сотрудничества. На государственном, региональном, местном уровне жестко регулируется ответственность недропользователей за сохранение окружающей среды не только как среды пребывания человека, но и как среды, в которой осуществляются иные виды хозяйственной деятельности.

Итогом подобной позиции, например, стала новая посылка в промышленной политике: рассматривать территории прибрежного рыболовства как пространства комплексного хозяйства, эксплуатирующего весь спектр ресурсов.

Политика федерального правительства Канады в отношении северных территорий (Юкон, Северо-Западные территории и Нунавут) отличается стратегическими инвестициями в социальную и экономическую инфраструктуру, чему способствует обеспечение согласования интересов с провинциальными и территориальными партнёрами и коренными народами. В целях обеспечения устойчивого промышленного развития региона Нунавут решающее значение приобретают инициативы в области обеспечения контроля за использованием природных ресурсов.

В период падения финансовых рынков, правительство Нунавута выбрало стратегическим направлением своей деятельности диверсификацию экономики, разработку долгосрочных стратегий. Несмотря на то, что добывающие компании сталкиваются в проблеме в финансировании в разведке месторождений, стратегические инвестиции государства в инфраструктуру территорий продолжают идти. Для того чтобы вырастить в посткризисное время диверсифицированную экономику, территориальные власти наращивают строительства социального жилья, увеличивают число рабочих мест на общественных работах. Цели роста в ряде традиционных секторов, как горнодобывающая промышленность, нефть и газ, рыболовство сформулированы таким образом, чтобы обеспечить их выполнение наряду с сохранением традиционного образа жизни коренных народов. В целом, в период кризиса правительство Канады демонстрирует приверженность идеям устойчивого развития в отношении северных территорий. Необходимое сбалансированное развитие для достижения экономического роста выступает как совокупность динамики четырех основных факторов:

- физического капитала (транспортная инфраструктура, системы связи, жилищный фонд);

- человеческого капитала (труд, образование и квалификация, здоровье);

- природного капитала (добыча и переработка сырья);

- организационного капитала (среду, в которой природный, человеческий и природный капиталы взаимодействуют в целях создания материальных благ).[5]

Экономика Аляски основывается на природных ресурсах: нефти, газе, морепродуктах, древесине. Нефтегазовый сектор доминирует в экономической базе, на которые приходится примерно половины всей промышленности штата. Региональная политика на Аляске выражается в трёх плоскостях: поддержке собственно промышленной базы, осуществления частного и государственного / муниципального управления. Основное внимание уделяется экономической базе, поскольку она создаёт и приносит основные доходы в бюджет. Частный сектор обеспечивает поддержку услуг в отраслях экономики. Он включает в себя строительство, транспорт, связь, коммунальные услуги, розничную торговлю, услуги, финансы, страхование и недвижимость.

На Аляске в пред- и пост кризисный период актуальной задачей государственного регулирования стало создание более диверсифицированной и устойчивой местной экономики. Поиск экономических возможностей для территориальных сообществ ведется на основе теоретической концепции «саморазвития т.е. когда территории зарабатывают деньги на основе индивидуальной программы или плана действий. Экономические возможности могут быть найдены в области организации этнографического туризма, развития ремесёл на основе малых предприятий Кризис, повышение стоимости коммунальных услуг и на энергоносители на северных территориях препятствуют диверсификации экономики. [6]

Основной момент региональной политики в этой области состоит в поиске путей оптимизации государственного и регионального участия в деле эксплуатации и технического обслуживания электрических сооружений. Перспективными формами для сокращения расходов на энергию является создание кооперативов и консолидация энергетических объектов внутри или между территориальными сообществами.

  1. ЗАДАЧИ ДЛЯ РОССИИ

В России в связи рыночными преобразованиями, с развитием преимущественно промышленного комплекса добычи углеводородного сырья на северных территориях произошел резкий спад развития традиционных отраслей, были созданы совершенно новые условия для традиционной деятельности всех регионов России и проживающего в них населения. В 1990-е годы удалось избежать резкого падения производства ценой усиления экспортной составляющей. С другой – сохранилась высокая сырьевая направленность экономики и значительная степень монополизации, что постепенно привело к консервации отраслевой структуры промышленности.

Следует отметить, что действующие законодательные акты в области промышленной политики государства почти не учитывают специфические особенности функционирования экономики в северных условиях, повышенные по сравнению с другими районами страны издержки производства, вызванные объективными природно-климатическими факторами, транспортной удаленностью. В том числе недостаточно учитываются такие факторы как ускоренный износ основных фондов, повышенная энергоемкость продукции, необходимость наличия большого объема оборотных средств и длительный цикл их обращения.

Требует совершенствование законодательство в области налоговой и бюджетной политики, инвестиционной деятельности и промышленной политики и других сфер экономической политики государства.

Приоритетом бюджетно-налоговой политики должно стать обеспечение заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в развитии экономики на территории субъектов и низовых районов.

Следует думать, что обобщение мер государственной политики зарубежных стран в отношении циркумполярных территорий позволит более точно выбирать механизмы (и сравнивать их эффективность) в целях развития северных регионов. Образно говоря, можно сказать, что «поле игры общее, а судейства нет». Предполагаем, особенно актуально для российских полярных регионов в целях совершенствования промышленной политики, рационализации отраслевой структуры хозяйства.

Литература

  1. Зарубежный опыт региональной политики приполярных государств//Москва, 2004 г.
  2. Истомин А. В.. Стратегия экономического развития регионов Севера (Методология формирования) : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 : Апатиты, 2003 357 c. РГБ ОД, 71:04-8/316
  3. Агранат Г. А. «Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки» Сер. Теоретические и общие вопросы географии,ВИНИТИ, 1999. – Т. 10. – 190 с.
  4. Стратегия правительства Норвегии в северных регионах //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regjeringen.no/upload/kilde/ud/rap/2006/0185/ddd/pdfv/30292nstrategi06ru.pdf, свободный. – Загл. с экрана
  5. Budget Adress 2006-2010 of Nunavut //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gov.nu.ca/finance/mainbudgets/2009.shtml., свободный. – Загл. с экрана.
  6. Информационная система Alaska Economic Information System (AEIS) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dced.state.ak.us/cbd/AEIS/AEIS_Home.htm., свободный. – Загл. с экрана

PAGE 5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИК РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНОВ