МОДЕРНИЗАЦИЯ МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО КОМПЛЕКСА

МОДЕРНИЗАЦИЯ МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО КОМПЛЕКСА

В.А. Волкогон, Н.А. Кострикова, А.Я. Яфасов

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

г. Калининград, Россия

В Морской доктрине Российской Федерации освоение ресурсов Мирового океана отнесено к одной из главных направлений развития мировой цивилизации в этом тысячелетии. При этом подчеркивается необходимость обеспечения экономической и продовольственной независимости страны, нашедшая свое продолжение в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации: «определяющая роль в обеспечении продовольственной безопасности отводится сельскому и рыбному хозяйству и пищевой промышленности страны». Засушливое лето 2010 года на обширных территориях России, занятых под производство агрокультур, приведет по прогнозам экспертов к снижению ожидаемого урожая зерновых до 60-62 млн тонн, - менее 2/3 урожая, собранного в прошлом году (96 млн тонн). Недостаток фуражного зерна в свою очередь ведет к снижению производства мясо-молочной продукции и нарастанию дефицита полноценного белкового питания для населения, который может быть в определенной мере компенсирован повышением производства морепродуктов.

Рыбная отрасль является стратегическим сектором российской экономики, задача которого не только обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, но и реализация государственных интересов в освоении пространств и ресурсов Мирового океана, гармоничное развитие прибрежных регионов, поскольку рыболовство способствует их заселенности и социально-экономическому развитию.

Освоение ресурсов Мирового океана связано с решением комплекса проблем, решение которых необходимо проводить синхронно:

  • возрождение судостроительной промышленности и судоремонта, строительство и эксплуатация современных судов для рыбной отрасли в масштабах, сравнимых с объемами строительства судов во второй половине прошлого века с применением новейших материалов и технологий судостроения;
  • модернизация существующих портовых комплексов и строительство новых;
  • восстановление объемов НИР, исследований океана, ОКР и подготовка кадров рыбопромышленного комплекса;
  • техническое и технологическое переоснащение судов и промышленных предприятий рыбной отрасли;
  • формирование правового поля и новых финансово-экономических подходов, способствующих развитию судостроения и судоремонта, рыбной отрасли, включая государственную протекционистскую политику в международной деятельности.

Учитывая, что Россия исторически является ведущей морской державой быстрейшее восстановление рыбохозяйственного комплекса и морской индустрии страны с учетом нарастающей глобализации и сложной перманентно-кризисной картины мирового хозяйства и экономики России может стать одним из наиболее эффективных и сравнительно менее затратных проектов модернизации России, способным дать ощутимый социально-экономический эффект уже в ближайшем будущем, в частности на территории Калининградской области.

Развитие экономики российского анклава необходимо рассматривать в контексте развития экономики России и европейских стран одновременно не только в силу глобализации, а просто по той причине, что область находится внутри ЕС, регион Южной Балтики играет важную роль своеобразных ворот между Скандинавией, континентальной Европой и Россией. Поэтому территория анклава представляет отличный полигон для трансфера промышленных технологий, организации современных производств продуктов питания на основе морепродуктов, встроенных в международные кластеры, рынок интермодальных транспортных услуг, в котором важную роль играют незамерзающие порты Калининграда. Российский анклав имеет богатые традиции рыбной отрасли: его рыбаками в прошлом веке добывалось св.1 млн тонн рыбы в год, – более четверти рыбодобычи в целом по стране. Сегодня ещё сохранилась необходимая производственно-портовая, научная и образовательная инфраструктура, которая при определенных весьма разумных инвестициях может обеспечить не только конкурентоспособность отрасли на международном рынке рыбной продукции, но и лидерство в морской индустрии в регионе Балтийского моря. К ней относятся морской и рыбный порты Калининграда, порты Балтийска, Светлого и Мамоново, причалы предприятий «Лукойл», «Содружество-Соя», «Балт-Нафта» и др., судостроительный и судоремонтные заводы, проектные и конструкторские организации, рыбодобывающие компании, консервные заводы, некогда мощный научный комплекс АтлантНИРО, АО ИО им.Ширшова, система образовательных учреждений - БГАРФ и КГТУ, морской лицей и рыбопромысловый колледж и др.

Разветвленная инфраструктура имеет важную примечательность: более чем полувековые традиции морской индустрии, рыбного промысла и переработки морепродуктов, на которых выросли несколько поколений мореходов и рыбопромышленников. То есть, пока еще не потеряна профессиональная среда, способная питать морскую индустрию и рыбохозяйственный комплекс и внести весомый вклад в обеспечение Продовольственной Доктрины России. К сожалению, развитие рыбной отрасли не входит в перечень приоритетов, сформулированных региональным правительством на ближайшее десятилетие, которое увлеклось пробиванием и реализацией мегапроектов наподобие игровой зоны. Возможно, ситуация изменится с назначением нового губернатора.

Важную роль в полноценном возвращении в мировой океан и развитии рыбохозяйственного комплекса России имеет подготовка кадров. Она осуществляется системой рыбохозяйственных образовательных учреждений, включающей 6 ВУЗов, 11 ССУЗов, институт повышения квалификации и Центральный учебно-методический кабинет по рыбохозяйственному образованию. На балансе ВУЗов Росрыболовства находятся 3 учебно-парусных судна - «Крузенштерн», «Седов», «Паллада».

В отраслевых образовательных учреждениях обучается 60,6 тысяч студентов и курсантов, из них в ВУЗах - 48,2 тысяч человек по 82 направлениям и специальностям, в ССУЗах 12,4 тысяч человек по 27 специальностям, в том числе: «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Техника и физика низких температур», «Судостроение и судоремонт» и др. Из общего числа обучающихся в ВУЗах и ССУЗах 7,6 тысяч человек составляют курсанты, обучающиеся по специальностям плавсостава. Основой современной системы образования является научная и инновационная деятельность. В ведении Росрыболовства находятся свыше 20 научно-исследовательских организаций в форме ФГУП, ФГУ, НПЦ и их филиалов, на содержании которых находятся 45 научно-исследовательских судов, малотоннажных рыбодобывающих судов, теплоходов и других плавсредств. Общая численность работников всех организаций составляет порядка 5, 8 тыс. человек, из них кандидатов наук - св.700 человек, докторов наук - 125 человек.

Имеющиеся в настоящее время на балансе отраслевых образовательных учреждений 3 учебно-парусных и 2 учебно-производственных судна, способных одновременно обеспечить прохождение плавательной практики 563 курсантов и студентов, не могут в полной мере удовлетворить потребности в практике курсантов и студентов. Недостаток производственной практики на море снижает качество подготовки специалистов и повышает риск аварий.

Решение проблемы состоит в строительстве учебно-производственных судов и создании отрядов учебно-производственных судов в основных центрах дислокации рыбопромыслового флота, на которых смогут ежегодно проходить плавательную практику курсанты, обучающиеся по специальностям подготовки плавсостава. Чрезвычайно актуальным является вопрос закрепления выпускников образовательных учреждений в плавсоставе судов рыбопромыслового флота. Наибольшая эффективность привлечения выпускников образовательных учреждений к работе на судах рыбопромыслового флота достигается за счет использования целевой контрактной подготовки.

Специфика отрасли предъявляет особые требования к подготовке и переподготовке профессиональных кадров, обеспечения ими рыбопромысловых судов и береговой инфраструктуры. Кроме общей профессиональной подготовкой в объемах ВУЗовских или ССУЗовских программ, выпускники должны пройти специальную практику на судах, получить международный диплом моряка, обладать повышенными знаниями иностранных языков, необходимой физической подготовкой и морально-волевыми качествами. Океан, как и горы, формирует личности. За 3 месяца обязательного плавания на учебном судне курсанты проходят школу жизни, не уступающую сроку срочной службы в армии, но без дедовщины. Приобретаемые профессиональные знания непосредственно используются и закрепляются на практике.

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота в течение последних 3-х лет последовательно реализует идею и воплощает модель организации вертикально и горизонтально интегрированного Балтийского академического рыбопромыслового комплекса (БАРК).

Предпосылки и необходимость создания БАРКа: 

-мировой опыт ступенчатой подготовки плавсостава;

-гармоничное сочетание науки, образования и генерации инноваций, обеспечение всеми этими компонентами рыбохозяйственного комплекса;

-повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности рыбной отрасли;

-возможность формирования инновационной и научно-образовательной среды, ориентированной на конечный результат;

-необходимость качественной компенсации демографического спада в стране;

-сохранение и развитие на новом уровне отраслевых ВУЗов, ССУЗов, НИИ и КБ в ведении Росрыболовства;

-органичное сочетание с моделью распределенного рыбного технопарка, идея которого родилась в Академии;

- развитие рыбохозяйственного комплекса региона на системной основе.

В предлагаемой модели организации профессионального образования научно-образовательные, технико-технологические, производственно-экономические вопросы и непрерывный маркетинговый мониторинг рынка решаются в единой интегрированной цепи взаимодействия технический ВУЗ – НИС – производство, ставящей целью организацию профессиональной подготовки и переподготовки кадров для рыбной отрасли страны с использованием процесса создания и реализации инновационной продукции. В основании модели - кадетские и профильные классы общеобразовательных школ. Комплекс включает ССУЗы, ВУЗы, базовые кафедры, бакалавриат, специалитет и магистратуру, аспирантуру и докторантуру, конвенционную подготовку и систему непрерывной профессиональной переподготовки кадров с одной стороны и научно-учебные суда, базовые лаборатории, тренажерные центры, студенческое КБ, малые предприятия, маркетинговый, инновационный, трансфера технологий и иные центры - с другой, включая ситуационный «Центр безопасности мореплавания». Развиваемый комплекс позволил за последние 2 года создать 4 малых инновационных предприятия, 9 курсантов Академии стали победителями всероссийского конкурса «У.М.Н.И.К», 3 группы сотрудников – победителями конкурса «СТАРТ».

Одним из важных преимуществ рассматриваемого комплекса является помимо объемно интегрированной структуры, его ассоциативная динамичность, позволяющая быстро развивать новые направления с использованием создания различного рода ассоциаций и соответствующих режимов работы. В силу специфики ВУЗы Росрыболовства не могут быть отнесены ни к федеральным университетам, ни к исследовательским. Поэтому есть необходимость рассмотреть создание ВУЗов нового типа – «Морских академических (университетских) комплексов», в Калининградской области - БАРК.

Достоинством предлагаемой модели является реализация на базе БАРКа государственно - частного партнерства. Первыми шагами в этом направлении являются расширение сотрудничества между БГАРФ и «Рыбным портом», ПБСЗ «Янтарь», "Светловским судоремонтом", АтлантНИРО, Музеем Мирового океана. Из 15 предлагаемых на первом этапе основных структурных единиц БАРК сегодня реализованы с использованием технологии ассоциативного подхода 12; 3 – в стадии реализации. Юридическое оформление ассоциации дает возможность безарендного использования учебных и лабораторных мощностей и площадей по договоренности руководителей. Создаются единые службы ГО, трудоустройства, организации проведения конкурсов котировок и аукционов, по обмену ППС и др.

Обеспечивая комплексный подход в современной логистике образовательного процесса при подготовке специалистов для рыбного комплекса Российской федерации, следует отметить несколько важных моментов.

1. Рыбная отрасль и морская индустрия в целом предъявляет особые требования к организации подготовки кадров, важнейшими элементами которой являются помимо профессиональных знаний, высокая общая эрудиция, наличие обязательной практики на судах, повышенный уровень знаний иностранных языков, умение быстро принимать решение в экстремальных случаях. В связи с этим представляется необходимым при введении 2-х уровневой системы высшего образования в стране сохранение специалитета, так как 4-года, отведенные на подготовку бакалавра не позволяют готовить высококлассного специалиста для морской индустрии.

2.Весьма важно развитие в ВУЗах рыбной отрасли научной и инновационной среды, технологической и тренажерной базы, отражающей современный уровень мирового судостроения и рыбохозяйственного комплекса, позволяющих готовить специалистов, соответствующих требованиям ведущей морской мировой державы XXI века, какой позиционируется Россия в Концепции долгосрочного развития на период до 2020 года. Морское образование, формируя морское сообщество страны, должно не только возродить лучшие отечественные традиции подготовки морских специалистов, но и стать одной из привлекательных сторон России в 21 веке.

3.Процессы развития образовательной системы морской индустрии и ускоренной модернизации технологической базы судостроительной отрасли, освоения новых технологий судостроения, строительство нового рыболовного флота и развитие современной логистики добычи, доставки, переработки и поставки на мировой и внутренний рынок России рыбной и иной морепродукции должны протекать синхронно, генерируя синергетический эффект развития отрасли.

4. В рамках рыбной отрасли необходимо развитие крупных многоуровневых университетских (академических) комплексов, объединяющих рыбохозяйственные ВУЗы и СУЗы, НИИ и КБ, малые предприятия при ВУЗах, базовые кафедры и лаборатории на крупнейших преприятиях региона, микро-научно-производственные комплексы, восстановление специальных производственных училищ для подготовки рабочих (сварщиков, станочников, слесарей и т.п.) высокой квалификации.

5.Необходимо сохранение конкуренции между вузами страны, региона, так как монопольные тенденции, наблюдаемые в организации федеральных университетов, могут существенным образом сказаться на развитии отраслевых вузов, а, следовательно, - на развитии конкретных производств, в частности, - в судостроительном и рыбохозяйственном комплексах Российской Федерации.

МОДЕРНИЗАЦИЯ МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО КОМПЛЕКСА