Разработка урока ОРКСЭ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №3
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(Модуль « Основы мировых религиозных культур»)
Разработчик: учитель начальных классов
Капланова Курманбийке Узбековна
Г. Сургут, 2014
Конспект урока
Курс: Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль: Основы мировых религиозных культур.
Класс: 4
№ Урока: 8
Тема: Хранители в религиях мира.
Цель: Сформировать представление о хранителях предания в религиях мира.
Задачи:
- знакомить учащимися с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;
- формировать у учащихся основные понятия: Жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама;
- организовать совместную поисковую работу для сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста;
- воспитывать уважительное отношение к мировым религиям, толерантность.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
-знакомство учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;
-развитие мотивации к самореализации в познавательной и практической деятельности;
- воспитание уважительного отношения к мировым религиям.
Основные понятия: Жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, имам, хафиз, сангха, лама.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Ресурсы: презентация, карточки с заданиями, статьи о хранителях преданий в мировых религиях.
Формы и виды учебной деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в парах.
Содержание урока |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
||||
I.Организационный Момент Цель: настроить учеников на учебную деятельность. |
Тренинг « Импульс» Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу. |
Встают, берутся за руки по парте с соседом, передают импульс. ( В классе создан благоприятный психологический настрой). |
|||
II. Проверка Домашнего задания Цели: -проверка усвоения материала; - развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение. |
Интерактивная игра ( работа в парах). У вас в руках карточки, на которых записаны основатели религий или названия священных книг. На доске – таблички с надписями «Христианство», « Ислам», « Иудаизм», « Буддизм». Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках. (Карточки со словами: Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Трипитака, Иисус Христос, Мухаммад, Скрижали, Апокалипсис, Будда « Три корзины», Аллах, Сотворение мира мудрости, Гаутама, Ангел, « Пятикнижие Моисея», Джабраил.) Проверка соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже ( Слайд 3). |
Учащиеся раскладывают карточки по столбикам. Учащиеся проверяют свои работы. |
|||
III. Сообщение темы и целей урока Цель: создание проблемной ситуации. |
1.- Есть ли священные книги у вас дома? Какие? - Где вы могли видеть священные книги? -Рассказывал ли вам дома о священных книгах религий мира? - Что особенно заинтересовало вас? -Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет? 2.- Посмотрим на фотографии ( Слайд 4). - Кто изображен на них? -Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия, как Жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама. |
- В церкви, по телевизору… -Кто-то о них заботился и передавал из поколения в поколение. -Мудрецы, монахи… |
|||
IV.Изучение нового материала Цели: - развитие умения анализировать делать вывод; -развитие мышления и грамотной речи учащихся; -воспитание уважения к профессиональным священнослужителям (духовенству). |
1.Работа с понятием «хранитель». - Разберите по составу слово « хранитель». -От какого слово оно образовано? -Что оно обозначает? - У древних людей хранителей называли Жрецами. Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек? 2.Работа в группах. - Сейчас мы будем выполнять поисковую работу. Для этого разделимся на группы. Каждой группе достанется небольшая статья о хранителях предания в религиях. Прочитайте её и выполните задания ( Слайд 5). Задание для 1 группы: ( учебник стр. 22) 1. Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций. 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Как верующие евреи называли хранителей предания? Чем занимались хранители иудейской религиозной традиции? Задание для второй группы: (учебник стр.22) 1. Прочитайте статью « Христианские священнослужители». 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Кто является хранителем предания в христианском учении? Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве? Задание для 3 группы: ( учебник стр.23) 1.Прочитайте статью « Мусульманская община». 2. Отметьте. Что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Как в исламе называется церковная организация? Кого мусульмане называете « имамом», а кого « хафизмом»? Задание для 4 группы: ( учебник стр.23) 1.Прочитайте статью « Буддийская община». 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Что в буддизме называется « сангхой»? Кто хранит религиозные традиции буддистов? 3.Проверка - выступления детей ( слайды 6-9). - |
- От слова « хранить» -Хранитель - это человек, который что бережет, хранит. - Религиозные традиции, ритуалы, предания. Дети делятся на группы, распределяют обязанности и выполняют задания самостоятельно. Чтение текста в учебнике на стр. 22-23 Выступление одного ученика из каждой группы, сопровождаемое презентацией. |
|||
V.Физкультминутка |
Включаем физкультминутку. |
Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем. |
|||
VI.Первичное закрепление Цель: -закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. |
Беседа ( слайд 10). - Как вы думайте, почему во всех религиях мира существуют хранители предания? -Как называли служителей в древних религиях? -Кого и почему называют мудрецами в иудаизме? -Что в переводе с греческого обозначает слово « надсматривающий»? -Каких людей и почему особо почитают мусульмане? -Кого можно назвать хранителем религии в буддизме? и т. д. |
-Чтобы не потерялись никакие традиции. - Жрецами. - Раввинов. - Епископ. - Мулла, хафиз, имам. - Лама. |
|||
VII. Самостоятельная работа Цель: способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся. |
Задание: просмотр и комментирование иллюстраций в учебнике. Стр.22-23. Задание: заполните таблицу ( Слайд 11). Хранители предания в религиях мира Проверка самостоятельной работы ( Слайд 12). Задание: составьте четыре предложения по данным иллюстрациям, используя слова с которыми вы познакомились на том и предыдущем уроках. Запишите предложения в тетрадь ( Слайд 13). |
Комментарии по мере просмотра иллюстраций. Учащиеся работают на карточках самостоятельно. Самопроверка. Дети составляют и записывают предложения с изученными словами. |
|||
VIII.Рефлексия. Итог урока Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса. |
( Слайд 14) Продолжите предложения: Сегодня я познакомился (узнал)…. Самым интересным для меня … Мне непонятно… Я ещё хотел бы узнать… Можно составить синквейм « Хранители предания» |
Ответы учащихся с примерами. Принимают участие в составлении синквейна. |
|||
IX.Домашнее Задание Цели: -закрепить знания учащихся по пройденной теме; -организация самостоятельной и творческой работы учащихся. |
Прочитайте в учебнике материалы к уроку №8 (стр.22-23), ответить на вопросы на стр.23 ( Слайд 15). Узнайте у родителей, старших( или найти в дополнительной литературе, Интернете) , знают ли они о религиозных обрядах христианства, ислама, иудаизма, буддизма ( по выбору). Индивидуальные занятия и задания по желанию: - сделать на альбомном листе рисунок по теме урока; -приготовить сообщение о каком-нибудь празднике, традиции христианства, ислама. Иудаизма, буддизма ( по выбору). До свидания. |
Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. |