Социальные инвестиции в инвестиционном портфеле компании

И.Д. Аникина

Волгоградский государственный университет, Волгоград

Социальные инвестиции в инвестиционном портфеле компании

Эффективная социальная политика бизнеса в условиях усиления значения человеческого капитала как основного фактора конкурентоспособности экономики, создает основу для развития инноваций и роста инвестиционной привлекательности и компаний, и страны в целом. Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что в условиях недостаточной социальной активности российского бизнеса необходимо создание методологических основ системного управления социальными инвестициями бизнеса. Несмотря на большие внимание к проблемам корпоративной социальной ответственности, недостаточно изучено воздействие социальных инвестиций на формирование интеллектуального капитала и стоимость компании.

Корпоративная социальная ответственность - одно из актуальных направлений в управлении компанией в настоящее время, а социальные инвестиции – один из основных показателей социальной ответственности бизнеса. В России социальная политика для крупных компаний является необходимостью и относится к факторам, непосредственно влияющим на экономическую эффективность корпораций. Корпорации поставлены перед необходимостью уделять внимание социальной политике, так как в первую очередь от качества интеллектуального капитала зависит их собственная эффективность. Проводя ответственную корпоративную социальную политику, компания обеспечивает устойчивость своего бизнеса и может надеяться на помощь государства и лояльность работников в кризисных ситуациях.

Социальные инвестиции как форма реализации корпоративной социальной ответственности - это инвестиции, направленные на развитие творческого и трудового потенциала людей на основе повышения качества жизни населения посредством формирования и развития социальной и экологической инфраструктуры, институтов гражданского общества с целью повышения устойчивости бизнеса и уменьшения его рисков. Целью социального инвестирования бизнеса является повышение инвестиционной привлекательности компании и региона путем увеличения человеческого капитала и минимизации социальных рисков. Главный критерий эффективности социальных инвестиций бизнеса - рост его инвестиционной стоимости в долгосрочном периоде. Но реализация социальных проектов бизнеса воздействует не только на эффективность предприятия, но и на экономическое и социальное развитие общества в целом, приводя к изменению структуры общественного производства на микро-, мезо- и макроуровнях, способствуя росту инновационного потенциала компании и экономики страны в целом, повышению инвестиционной привлекательности компании, региона, страны.

Социальные инвестиции не ставят своей целью непосредственно увеличение доходов компании, но уменьшают как систематический, так и несистематический риск деятельности предприятия. Уменьшение систематического риска происходит путем:

- снижения социальной напряженности в регионе;

- улучшения инвестиционного климата в регионе посредством обеспечения высокого качества средового обустройства жизни населения путем развития региональной инфраструктуры (транспортной, социальной, экологической), что приводит к снижению инвестиционных рисков предприятий.

Компании, вкладывая средства в социальные инвестиции, уменьшают свои несистематические риски путем снижения вариации денежных потоков компании, увеличения предсказуемости и стабильности рентабельности своей деятельности, так как формируют высокопрофессиональный состав работников предприятия и увеличивают как их лояльность, так и лояльность всего населения и администрации региона.

Компании начинают заниматься социальным инвестированием на стадии юности, когда у них появляются стабильные денежные потоки, на стадии расцвета при максимуме денежных потоков социальные инвестиции достигнут максимума. В периоды спада и реорганизации предприятия будут минимизировать вложения в социальные инвестиции, так как такие периоды характеризуются отрицательными потоками денежных средств, и задача предприятий – выживание, а не развитие.

Основа инвестиционного портфеля предприятий – эффективные проекты, с доходностью выше стоимости привлеченных источников финансирования (WACC) и положительной чистой приведенной стоимостью (NPV). Но отдельные проекты, если оценивать их с точки зрения традиционных показателей инвестиционной привлекательности проектов могут быть признаны неэффективными, т.е. они могут иметь: 1) отрицательную доходность; 2) доходность, меньше стоимости привлеченных источников финансирования; 3) нулевую доходность.

К таким некоммерческим инвестициям чаще всего относятся и инвестиции в социальные проекты. Несмотря на низкие или отрицательные значения доходности по социальным проектам, большинство из них можно назвать «условно неэффективными», так как эти проекты формируют, поддерживают или стабилизируют конкурентные преимущества компании, без которых невозможно было бы осуществление доходных инвестиционных проектов, они создают возможности для получения будущих доходов компании, уменьшают ее риски. Влияние социальных инвестиций на изменение стоимости компании представлено в табл.1.

Таблица 1 - Влияние социальных инвестиций на факторы стоимости компании

Стоимость компании

Денежный поток

Выручка

Увеличение, которое обеспечивает рост качества продукции, постоянные покупатели

Затраты

Увеличение общего объема ввиду роста затрат на охрану труда, безопасность труда, заработную плату,

Но уменьшение на единицу продукции т.к. растет производительность труда

Капитальные вложения

Увеличение, ввиду роста направлений инвестиций

Чистый

оборотный капитал

Уменьшение - улучшается культура труда (улучшение нормирования),

обеспечиваются оптимальные условия расчетов с дебиторами и кредиторами

Ставка

дисконти-

рования

Уменьшение, которое обеспечивает уменьшение риска компании

Темпы

роста

Увеличение - улучшаются взаимоотношения со стейкхолдерами, что приводит к увеличению возможностей компании, связанных с новыми рынками, удержанием на существующих рынках.

Социальные инвестиции, как видно из таблицы 1, оказывают различное влияние на изменение факторов стоимости компании: наряду с положительными влияниями (увеличение выручки, уменьшение затрат, рисков, увеличение темпов роста), может происходить и негативное воздействие на стоимость компании: увеличение общих затрат, рост капиталовложений. Итак, с точки зрения изменения стоимости, социальные инвестиции могут оказывать неоднозначное влияние, приводить как к уменьшению стоимости, так быть и мощным источником ее роста. В настоящее время многие направления социальных инвестиций носят для компаний «вынужденный» характер: например, соблюдение экологических норм требует инвестиций в природоохранные сооружения, в разработку «зеленых» технологий и.т.п., без чего невозможно выходить на международные рынки. Если не проводить анализ эффективности социальных инвестиций, а также не определять максимальный (предельный) объем капиталовложений, направляемых на финансирование инвестиционных проектов, то вместо ожидаемого роста стоимости компании, компания может оказаться обремененной непосильными для нее социальными обязательствами, которые будут увеличивать финансовые риски компании и уменьшать ее стоимость.

Для повышения эффективности социальных инвестиций компании должны принимать решения о формировании портфеля инвестиционных социальных программ на основе системы показателей, которая учитывает интересы и бизнеса, и стейкхолдеров компании. В настоящее время российские компании не уделяют необходимого внимания оценке эффективности социальных инвестиций, что связано со сложностями оценки. В развитие методологии управления социальными инвестициями бизнеса автором представлена методика оценки эффективности социальных инвестиций компаний, позволяющая оценить рост конкурентоспособности компании и увеличение стоимости бизнеса, учитывая состояние человеческого капитала.

Для оценки эффективности социальной политики компании предлагается расчет следующего коэффициента:

, (1)

где: Keff – коэффициент эффективности социальных инвестиций компании;

IN – индекс результата социальных инвестиций компании, %;

Tsi – темп прироста инвестиций в социальные проекты компании, %.

Для определения индекса результата IN необходимо определить показатели, характеризующие цели и задачи социальной политики компании. Например, производительность труда, уд. заработная плата (в расчете на себестоимость ед. продукции), коэффициент текучести кадров, сумма социальных льгот в расчете на одного работника, др. Для объективного анализа результатов и эффективности социальной политики компании необходимо разработать показатели, характеризующие цели и задачи направлений социальной политики компании, единицы из измерения, нормативы, плановые и фактические показатели. Далее рассчитывается темп прироста анализируемого показателя. На основе расчета значения темпа прироста показателя формируется балльная оценка индикатора (Bi) в диапазоне от -100 до +100 (например, темп прироста 20 %, балльная оценка - 20 баллов).

Индекс результата социальных инвестиций компании рассчитывается по формуле:

IN = Bi * Vi , (2)

где Bi - балльная оценка i-ого показателя;

Vi - удельный вес i-ого показателя; удельный вес присваивается экспертным путем по каждому показателю в зависимости от значимости целей и задач социальной политики компании, сумма удельных весов по цели и задачам по каждому направлению социальной политики компании равна 1,0.

n – количество показателей.

Тогда, на основе сравнения динамики индекса результата социальных инвестиций компании и темпа прироста инвестиций в социальные проекты компании, можно выделить различные области изменения эффективности социальных инвестиций компании и оценить, таким образом, эффективность использованных ресурсов. Результаты сопоставления и качественной оценки динамики представлены в таблице 2.

Таблица 2. Возможные варианты оценки эффективности социальных инвестиций компании

Индекс результата

Темп прироста инвестиций в социальные проекты компании

IN > 0

IN 0

IN < 0

Tsi >0

1.

2.

3.

Tsi 0

4.

5.

6.

Tsi <0

7.

8.

9.

При уточнении значений квадратов 1 и 9 можно сделать следующие выводы:

1.1. Значение индекса результата больше нуля и больше темпа прироста инвестиций в социальные проекты: IN > Tsi > 0. Область интенсивного роста эффективности социальной политики компании, характеризующая повышение результатов над расходами.

1.2. Значение индекса результата больше нуля и равно (разница в пределах 1-2 %) темпу прироста инвестиций в социальные проекты: IN Tsi > 0. Область стабильного роста эффективности социальной политики компании, которая означает, что приложенные затраты приносят адекватный результат.

1.3. Значение индекса результата больше нуля и меньше темпа прироста инвестиций в социальные проекты: IN < Tsi > 0; IN > 0. Область экстенсивного роста эффективности социальной политики компании, показывает, что рост результатов в социальной политики компании происходит в основном за счет увеличения объемов социальных инвестиций, а не их более действенного использования.

9.1. Значение качественного индекса результата больше нуля и больше темпов прироста инвестиций в социальные проекты: IN > Tsi < 0; IN < 0. Область интенсивного спада эффективности, при которой результат ухудшается быстрее спада инвестиций.

9.2. Значение качественного индекса результата больше нуля % и равно (разница в пределах 1-2 %) темпу прироста инвестиций в социальные проекты: IN Tg < 0. Область стабильного спада, при котором результаты уменьшаются пропорционально уменьшения инвестиций.

9.3. Значение качественного индекса результата больше нуля и меньше темпа прироста инвестиций в социальные проекты: IN < Tg < 0. Область экстенсивного спада эффективности: результат падает медленнее спада инвестиций, происходит инерция результатов, полученная за счет инвестиций в предыдущих периодах.

По результатам анализа эффективности социальных инвестиций могут быть сделаны следующие выводы:

- эффективность социальных инвестиций увеличилась (квадраты 1,4,7,8);

- эффективность социальных инвестиций стабильна (квадраты 5);

- эффективность социальных инвестиций снизилась (квадраты 2,3,6,9).

Следует отметить, что данная методика оценки эффективности социальных инвестиций компании может быть использована как на этапе анализа уже принятых инвестиционных проектов, так и для формирования пакета социальных инвестиций. Это достигается путем анализа достигнутых результатов, формулирования целей и задач, которые являются приоритетными для компании на данном этапе развития и формирования проектов, которые обеспечивают достижение целей и задач социальной политики компании в максимальной степени. Для этого приоритетным проектам присваивается максимальный балл важности, который учитывается при принятии инвестиционной программы компании.

Предложенная методика позволит компании:

- осуществлять мониторинг эффективности использования средств, выделяемых на социальную политику компании в целом и по отдельным направлениям использования средств;

- формировать направления расходов на социальные нужды компании;

- оптимизировать бюджет капиталовложений на социальную политику компании;

- выявлять неэффективное использование средств и принимать меры, направление на предотвращение и устранение их неэффективного использования.

5

Социальные инвестиции в инвестиционном портфеле компании