Экономические предпосылки изменения стратегического управления энергосбережением и энергетическим контроллингом в РФ

Лакербай В. И.

Экономические предпосылки изменения стратегического

управления энергосбережением и энергетическим контроллингом в РФ

Законодательная база в энергетической сфере Российской Федерации продолжает активно развиваться1, но в настоящее время для реализации комплекса мер в области энергоэффективности и развития региональной энергетической системы необходимо принять: региональную энергетическую стратегию, Федеральные законы об обеспечении потребителей тепловой и электрической энергией на территории региона, об использовании газа на территории региона, об энергетическом заказе, о принципах тарифной политики в области снабжения топливом, электрической и тепловой энергией на территории региона и ряд других.

Наглядно формирование комплекса энергоэффективных мероприятий и проектов представлено на рисунке 1. 2

Рис. 1. Схема законодательного формирования региональной политики энергоэффективности

Формирование комплекса энергоэффективных мероприятий и проектов позволит:

  • законодательно закрепить приоритетные направления осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности в регионе;
  • обеспечить соответствие региональной политики энергоэффективности особенностям функционирования топливно-энергетического комплекса региона и потребностям его развития;
  • определить права, обязанности и ответственность участников энергетической системы региона при разработке и реализации мероприятий по повышению энергоэффективности.

Следует подчеркнуть, что региональная энергетическая стратегия может существенно отличаться от аналогичной стратегии федерального уровня, поскольку обязательными условиями ее формирования являются:

- создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения процесса разработки и реализации стратегии;

- учет местных источников топливно-энергетических ресурсов, включая возможности привлечения возобновляемых источников энергии в данном регионе и уход от монобаланса;

- опора на существующую технико-технологическую базу и оценки экспертов по эффективности ее функционирования;

- наличие в регионе финансовых ресурсов и возможностей по их привлечению из внешних и внутренних источников для реализации энергоэффективных проектов;

- создание соответствующей кадровой базы для внедрения предусмотренных в стратегии мероприятий;

- формирование спроса у потребителей региона на альтернативные виды энергии и топливных ресурсов.

Таким образом, на региональном уровне актуальным является вопрос выбора варианта стратегии энергетического развития региональной экономики. При этом возникает дилемма выбора между вводом новых или повышением уровня энергоэффективности уже имеющихся энергетических мощностей. В таблице 1. представлены положительные и отрицательные стороны этих стратегий.

Фактически, реализация стратегии повышения энергосбережения в отрасли практически не несет в себе отрицательных сторон, однако следует отметить, что она должна реализовываться параллельно с инвестированием в отрасль.

В процессе решения задач энергетического обеспечения устойчивого развития приоритетная цель состоит в том, чтобы идентифицировать различных участников системы генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии и определить их роли на энергетической «арене». Группировка участников позволяет применить системный подход к формированию условий для устойчивого развития региона.

Таблица 1.3

Интенсивная и экстенсивная стратегии использования энергоресурсов

Наименование стратегии

Положительные
аспекты

Отрицательные
аспекты

Интенсивная стратегия

Ввод новых энергетических мощностей

  1. Формирование новых рабочих мест, дополнительных налоговых отчислений
  2. Обновление основных фондов, снижение вероятности аварий, сбоев и проч.
  3. Повышение нового качества энергоносителей
  1. Отвлечение значительного количества финансовых ресурсов вследствие капиталоемкости проектов и, невозможность их использования в других отраслях экономики
  2. Недостаточный уровень повышения энергоэффективности в регионе
  3. Возможное повышение тарифов в кратко- и среднесрочной перспективе

Экстенсивная стратегия

Повышение энергоэффективности в регионе на действующих мощностях

  1. Снижение удельных затрат на производство энергии
  2. Внедрение новых современных энергосберегающих технологий
  3. Существенное повышение энергоэффективности в регионе
  1. Повышение трудоемкости проектирования реконструкции действующих объектов
  2. Повышение затрат на проведение реконструкции действующих систем
  3. Усложнение организации работ на действующих объектах.

Как видно из таблицы 1. положительные аспекты экстенсивной и интенсивной стратегии связаны в направлениях, касающихся обновления основных фондов, снижении доли затрат на производство энергии, созданием нового качества энергоносителей, в результате чего происходит повышения энергоэффективности региона. Рассматривая отрицательные аспекты, можно сделать вывод, что при интенсивной стратегии происходит отвлечение значительного количества финансовых ресурсов вследствие капиталоемкости проектов и длительности реализации, невозможность их использования в других отраслях экономики, недостаточного уровня повышения энергоэффективности и увеличении тарифов, а экстенсивный аспект предполагает использование прежней материально-технической базы, что приводит к повышению трудоемкости, увеличению затрат на проведение реконструкций и усложнение организации работ.

Одним из главных условий перехода к устойчивому социально-экономическому развитию Российской Федерации является существенное повышение энергоэффективности отечественной экономики. Энергосбережение представляет собой важнейший фактор повышения энергоэффективности, экономической эффективности и экономической безопасности промышленных предприятий и комплексов, а также результативности реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день потенциал энергосбережения в нашей стране очень велик, поскольку Россия имеет высокий уровень энергоемкости экономики, превышающий в несколько раз аналогичные показатели в развитых странах. В тоже время нехватка энергетических ресурсов является сдерживающим фактором развития экономики, а эра дешевых и неучтенных энергоресурсов канула в далекое прошлое. С учетом паритета покупательной способности данный показатель вдвое превышает аналогичный показатель в США, в 2,3 раза – в целом по мировому сообществу и в 3 раза – в развитых странах Европы и в Японии. Для производства товаров и услуг стоимостью одна тысяча долларов в России тратится 0,89 тонн условного топлива (т.у.т.), а в Норвегии и Швеции, находящихся в схожих климатических условиях, только 0,36 т.у.т. и 0,26 т.у.т. соответственно.

Целесообразность применения стратегического подхода к управлению развитием рынка энергоресурсов также вызвана необходимостью проведения эффективной энергетической политики, возрастающей экономической самостоятельностью российских регионов и переводом на качественно новый уровень ответственности органов власти субъектов РФ.

В таких условиях на федеральный и региональный уровень развития энергетики ложится задача эффективного использования энергоресурсов и проведение энергетического контроллинга, что позволит предпринять определенные организационно-экономические и административно-управленческие действия по повышению показателей энергоэффективности.

Развитие регионального рынка энергоресурсов в значительной степени обусловливается качеством управления на местном уровне, зависит от способности управленческих кадров эффективно использовать имеющиеся ресурсы и решать существующие проблемы. С практической точки зрения, применение стратегического управления развитием рынка энергоресурсов является действенным энергетической средством политики, формирования эффективной государственной плотики, сочетающим опору на рыночные механизмы с мерами государственного воздействия и позволяющим обеспечить сочетание федеральных и региональных интересов, разработку оптимальных вариантов структурных преобразований экономики страны, мобилизовать необходимые для осуществления структурных изменений ресурсы.

Очевидно, что важная социально-экономическая проблема повышения показателей энергоэффективности не может решаться без учета специфических особенностей социально-экономического развития регионов, в ряде которых создана определенная инфраструктура энергосбережения. В тоже время, несмотря на наличие ряда достижений в сфере повышения показателей энергосбережения именно на региональном уровне, в большинстве субъектов РФ не используется системный подход к разработке энергосберегающей политики и стратегии управления энергоэффективностью экономики. Внедрение и использование ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий должно быть увязано со стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и учитываться при разработке стратегических планов развития региональных промышленных комплексов (РПК), отдельных промышленных предприятий и производств (см. рис.2.).

Рис.2. Взаимосвязь региональной стратегии энергосбережения с энергетической стратегией региона4

Однако на практике большинство разработанных стратегических программ развития регионов даже не содержат разделы по обеспечению энергосбережения. Это обусловлено отсутствием методологии системного подхода к решению проблемы организации инвестиционной деятельности в области повышения энергоэффективности и, соответственно, конкурентоспособности экономики субъектов РФ.

Для более тесной взаимосвязи региональной стратегии энергосбережения и социально-экономической стратегией региона необходима релевантная информация для обеспечения принятия качественных управленческих решений в энергетической сфере. Данной цели способствует развития контроллинга энергетической сферы «как системы интегрированного информационно-методического обеспечения принятия управленческих решений»5

Энергетический контроллинг ориентирован на повышение качества принимаемых управленческих решений в энергетической сфере на всех уровнях ее управления (макро-, мезо- и микроэкономическом) в процессе планирования, организации, мотивации и контроля использования энергоресурсов с целью принятия энергоэффективной политики хозяйствующих субъектов и устойчивого развития энергетического рынка.

Как показывает мировой опыт, экономические предпосылки и необходимость появления энергетического контроллинга, можно объяснить следующими причинами:

- необходимостью в непрерывном отслеживании изменений и мониторинга энергетической сферы как единого объекта управления в межрегиональном и национальном экономическом пространстве;

-усложнением систем управления энергетической сферы, требующих интегрированного механизма координации взаимодействий между потребителями, производителями и предприятиями, передающими энергоресурсы;

- спецификой дуальной природы энергетического рынка, с одной стороны его в структуре есть черты конкурентного рынка между потребителями и производителями энергоресурсов, а с другой стороны в нем присутствуют черты рынка естественной монополии для предприятий, передающих энергоресурсы;

-недостатком релевантной (существенной, значимой) информации для принятия управленческих решений в сере тарифной политики на энергетическом рынке, что требует внедрения системы внешнего и внутреннего энергоаудита хозяйствующих субъектов на микро и мезоэкономических уровнях;

-потребностью повышения качества управленческих решений в энергетической сфере в условиях нестабильности внешней среды и смещения акцента аналитического контроля с текущей энергетической политики хозяйствующих субъектов на стратегические аспекты их деятельности;

-необходимостью повышения гибкости и формирования системы раннего предупреждения кризисных ситуаций в энергетической сфере и недобросовестной конкуренции на энергетическом рынке.

Энергетический контроллинг призван обеспечивать гласность, прозрачность и доступность аналитической информации об энергетической сфере как едином объекте управления на всех уровнях взаимодействия экономических субъектов. Одной из важнейших стратегических задач энергетического контроллинга является диагностика эффективности энергосберегающей стратегии хозяйствующих субъектов. Энергетический котролинг осуществляется во внешней и внутренней среде хозяйствования экономических субъектов через проведение энергетических обследований в рамках внешнего и внутреннего энергоаудита посредством деятельности саморегулируемых организаций в данной сфере экономики.

Существует несколько факторов, доказывающих, что к настоящему времени в России сложилась благоприятная ситуация для развития энергетического контроллинга, а именно:

Во-первых, в стране наблюдается быстрый рост потребностей в энергии и энергетических услугах, что является необходимым условием для успешного технологического совершенствования. Кроме того, Россия имеет большой внутренний рынок, отдельные секторы которого, включая энергетику, находятся в стадии реформирования.

Во-вторых, Россия нуждается в новых технологиях, отличных от существующих в промышленно развитых странах. Например, многие регионы находится в стадии развития энергетической инфраструктуры. Они имеют огромные потребности в основных материалах и энергии, и нуждаются в инновационных технологиях, которые облегчат развитие инфраструктуры.

В-третьих, внедрение новых энергетических технологий позволит снизить нагрузку на окружающую природную среду и уменьшить ее загрязнение, то есть решить одну из актуальных проблем для многих регионов России.


Стратегия социально-экономического развития региона

Региональная энергетическая

стратегия

егиональная стратегия энергосбережения

Производители

(поставщики) ТЭР

Потребители

ТЭР

Региональный промышленный комплекс

Конкурентоспособность региона, рациональное природопользование и охрана ОПС, повышение качества жизни населения

энергоэффективность

энергосбережение

Федеральное законодательство в области энергоэффективности

Федеральные
законодательные органы

Комплекс энергоэффективных мероприятий и проектов региона

Местное законодательство в области энергоэффективности

Муниципальные
законодательные органы

Региональное законодательство в области энергоэффективности

Региональные
законодательные органы

1 Принципиальное значение для организации разработки комплексной системы мероприятий по энергосбережению имеют указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» от 4 июня 2008 г. № 889; «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р и Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

2 Маркин В.В. Формирование региональной системы стратегического управления энергоэффективностью/ Автореф. на соискание ученой степени д.э.н. – Спб. – 2008 г. – С. 11

3 Маркин В.В. Формирование региональной системы стратегического управления энергоэффективностью/ Автореф. на соискание ученой степени д.э.н. – Спб. – 2008 г. – С. 19-20

4 Михайлов С.А. Методологические основы стратегического управления энергосбережением в региональных промышленных комплексах: Автореф. на соискание ученой степени д.э.н. – Москва, 2010 г. – С.18

5 Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. И с предисл. А.А. Турчака, Л. Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997, 800 с

Экономические предпосылки изменения стратегического управления энергосбережением и энергетическим контроллингом в РФ