Перспективы и приоритеты инновационного развития регионов ЮФО (На примере Волгоградской области)
Курченков В.В.,
Волгоградский государственный университет,
г. Волгоград
Перспективы и приоритеты инновационного развития регионов ЮФО
(На примере Волгоградской области)
Развитие инновационной сферы, активизация инновационной деятельности являются важным приоритетом развития России на ближайшие десятилетия. Глобализация мировой экономики, обострение конкурентной борьбы на главных рынках передовых технологий требуют от отечественных предприятий коренной модернизации существующей системы производства и перехода на новые технологии. Инновационная доктрина становится важной в повышении конкурентоспособности национальной экономики.
Опыт зарубежных стран показывает, что развитие передовых технологий является важным факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики. Благодаря ориентации на инновационный путь развития, за последние десятилетия многие страны вышли в лидеры по выпуску и реализации высокотехнологической продукции, машиностроения, приборостроения и др. В частности, Китай, Южная Корея, Индия и др. В развитых странах доля инновационной продукции составляет 80%. Около 70% предприятий от общего числа осуществляют технологические инновации.
К сожалению, Россия на сегодняшний день значительно отстает от ведущих стран мира по показателям развития инновационного потенциала. Накопленный в советский период значительный научно-технический потенциал, в последние десятилетия экономических реформ оказался рассеянным. Сократился объем финансирования НИОКР. Доля финансирования инновационной деятельности из федерального бюджета составляет 0,36% от ВВП, что значительно ниже, чем в других странах.
Большая часть научного персонала эмигрировала за границу или перешла на работу в другие отрасли, несвязанные с научными разработками. В целом экономика страны приобрела сырьевую ориентацию, значительно сократились производства, связанные с высокими переделами, а именно машиностроение, авиастроение, приборостроение, фармацевтическая промышленность и др. Подверглись реорганизации многие отраслевые НИИ и КБ.
Так с 2000 г. их число сократилось с 4099 до 3622. Вместе с тем сократилось количество организаций предпринимательского сектора, выполнявших исследования и разработки (ИР). С 1995 г. их число сократилось с 2345 до 1682 в 2006 г. по России, и с 63 организаций до 42 за тот же период по Волгоградской области.
Соответственно сократился объем НИОКР. Если раньше основной объем новых разработок и их внедрения приходился на ВПК, то сегодня из-за существенного снижения оборонного заказа многие разработки и проекты оказались нереализованными. Из-за недостатка финансирования доля инновационно-активных предприятий остается крайне низкой, многие предприятия ведущих отраслей металлургии, машиностроения остаются невосприимчивыми к инновациям.
Все это указывает на необходимость разработки целостной единой стратегии инновационного развитии РФ на долгосрочную перспективу, которая станет основой для увеличения темпов экономического роста посредством активизации инновационной сферы российской экономики. Подобная стратегия станет залогом получения высоких показателей инновационного развития, обновления производства, увеличения объема научно-технических разработок, расширение рынков высокотехнологической продукции.
Руководством страны подготовлен проект такой стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный в порядке реализации «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576, установок Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ 2003 г. Подобного рода стратегия в настоящее время необходима и для отдельных регионов, в частности Волгоградской области.
Несмотря на то, что Волгоградская область традиционно не входит в число лидеров по инновационному развитию (по показателям наукоемкости, локализации научного потенциала, инновационной и инвестиционной активности), она все же обладает достаточно высоким инновационным потенциалом, который определяется в первую очередь высокой концентрацией образовательных и научно-исследовательских учреждений (12 государственных вузов и 6 филиалов вузов, 5 лицензированных негосударственных вузов и 11 филиалов, 6 академических НИИ и отделов РАН, РАМН, РАСХН, а также 35 отраслевых НИИ и научно-исследовательских центров). Начинает формироваться инфраструктура инновационной деятельности.
Вместе с этим эффективность практического использования научно-технического и образовательного потенциала области явно недостаточна, а формирование инновационной инфраструктуры находится еще только на начальной стадии. Проведенный анализ показал, что в последнее время происходит заметное снижение показателей инновационной активности. В частности, объем собственных НИОКР на промышленных предприятиях снизился с 125 млн. руб. в 2005 году до 52 млн. руб. в 2006 году. Из 51 инновационно-активной организации области ИР осуществляли лишь 7 предприятий. Из всего объёма затрат на инновации доля затрат на исследования и разработки равнялась лишь 1%. При этом за счёт средств федерального бюджета было профинансировано только 0,03% исследований и разработок.
Все это свидетельствует о крайне низкой инновационной активности предприятий, что обусловлено с одной стороны недостатком инвестиционных ресурсов, с другой стороны неопределенностью в плане реализации на рынке (изменение условий, сокращение государственного заказа и др., неопределенность контрактных обязательств).
Таким образом, в области складывается крайне неблагоприятная ситуация в инновационной сфере, и без целенаправленной инновационной политики как на уровне РФ, так и на уровне Волгоградской области невозможно преодолеть сложившиеся тенденции стагнации и распада. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка стратегии инновационного развития области в долгосрочной перспективе, которая будет способствовать формированию и эффективному использованию инновационного потенциала.
Активизация инновационной деятельности в регионе как условие повышение его конкурентоспособности связана не только с интенсификацией научно-технических разработок, но и активизацией внедренческой деятельности поскольку под инновацией понимают новый коммерциализированный продукт.
Большое значение в этой связи приобретает процесс внедрения и диффузии инноваций, которым ранее уделялось недостаточное значение, и большая часть научно-технических разработок пока остается на бумаге из-за недостатка средств на технологическую доводку, испытания и постановку на серийное производство, а как показывает практика, этот процесс оказывается более дорогостоящим, чем процесс разработки новой технологии или продукта.
В связи с этим, главной задачей стратегии инновационного развития региона является гармоничное и скоординированное развитие инновационной системы области, обеспечивающей полный цикл инноваций от разработки новшества до его внедрения. Это обеспечивается в рамках оптимальной структуры региональной инновационной системы.
В соответствии с этим основными приоритетами инновационного развития будут развитие инфраструктуры, повышение инновационной активности предприятий, улучшение инвестиционного климата, формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, увеличение затрат на НИОКР.
Разработка стратегии инновационного развития опирается на анализ внешних и внутренних условий инновационной деятельности с последующим проведением SWOT-анализа, анализ благоприятных и неблагоприятных факторов инновационного развития. При анализе инновационной деятельности учитываются не только научные разработки, но проектные работы, которые являются необъемлемой частью внедрения, а также мероприятия по продвижению нового товара на рынки.
В целом система анализа, которая используется при разработке стратегии, опирается на систему показателей оценки инновационной деятельности в регионе, которая применятся в официальной статистике.
Однако нужно отметить, что показатели, традиционно применяемые в статистике, не дают возможности проведения сравнительного анализа инновационной деятельности в полном объеме. В частности, в статистике науки не отражаются объемы ИР, выполненных для собственных нужд субъекта Федерации или федерального округа и для внешних заказчиков. Инфраструктура РИС вообще не является объектом статистического учета.
В связи, с этим наряду с традиционными статистическими показателями, в целях углубления сравнительного анализа необходимо ввести агрегированные (интегральные) относительные показатели, которые дают возможность сравнить инновационную активность основных отраслей промышленности и АПК, а также провести комплексный сравнительный анализ по инновационной активности регионов ЮФО, провести их группировку по основным 3-м группам: инновационно-активные, умеренной инновационной активности и низкой инновационной активности. А также дать сравнение с общероссийским показателем.
К1 интегральный показатель инновационной активности
Рис. 1. Группировка регионов ЮФО по уровню инновационной активности.
Результаты анализа позволяют выделить основные приоритеты и перспективы инновационного развития для каждого региона, направленные на создание эффективной инновационной системы региона, повышение инновационной активности предприятий и учреждений, увеличение доли инновационной продукции и услуг, инновационное обновление основных фондов, и как следствие повышение производительности труда, подготовка кадров для инновационной сферы.
PAGE 1
Регионы с высокой инновационной активностью
К1 >1
Регионы с умеренной инновационной активностью
К1=1
Регионы с низкой инновационной активностью
К1<1
Перспективы и приоритеты инновационного развития регионов ЮФО (На примере Волгоградской области)