Рыночное доминирование и отношенческие ренты
Третьяк О.А., НИУ ВШЭ, Москва
Рыночное доминирование и отношенческие ренты
В течение последних двух десятилетий наблюдается исключительное увеличение числа альянсов, стратегических сетей [Dyer, Singh, Kale, 2008], все чаше внимание практиков и исследователей сосредоточивается на различных межфирменных взаимоотношениях и их координации. Многочисленные виды деятельности активно выводятся за пределы компании, зачастую в другие страны и на различные континенты, ресурсы для создания ценности для клиента привлекаются извне. Этот процесс продолжается и во время кризиса, когда в поисках сокращения затрат на различные виды деятельности вдоль цепочки создания ценностей компании перемещают целые отделы в страны с дешевыми ресурсами, рабочей силой. По признанию многих, альянсы, опирающиеся на неоклассические или отношенческие контракты, превратились в одну из наиболее важных организационных форм в различных рыночных экономиках. Новые организационные формы требуют новых единиц анализа, новых подходов к объяснению успешности их функционирования, более высоких прибылей и конкурентных преимуществ в них возникающих. Идея о том, что альянсы генерируют отношенческие ренты и являются важным средством создания экономической ценности, находит поддержку во многочисленных исследованиях [Dyer, Singh, 1998; McConell, Nantel, 1985; Koh, Venkatraman, 1991; Anand, Khanna, 2000; Kale et al., 2002]. В результате сформировался новый подход в анализе конкурентных преимуществ и объяснении успехов деятельности фирм и стратегий их развития. Этот подход получил название «отношенческий» (RV), и в качестве основной единицы анализа он предлагает отношения в диадах (дуальные отношения) и сетях фирм, во взаимодействии которых авторы видят источники межорганизационных конкурентных преимуществ.
Д. Дайер и Х. Сингх определили отношенческую ренту как «сверхприбыль, совместно извлекаемую в результате взаимоотношений обмена, которую нельзя получить любой из фирм изолированно друг от друга и которая может быть создана только путем совместных идиосинкразических усилий партнеров, специализированных относительно их альянсов» [Dyer, Singh, 1998, 662]. Детерминантами отношенческих рент они назвали специфичные для конкретных взаимосвязей активы, процедуры совместного использования знаний, комплементарные ресурсы и способности, а также эффективное управление межфирменными взаимодействиями. В то время как первые три источника достаточно подробно были раскрыты экономистами, особая роль эффективных форм координации взаимоотношений [Dyer, Singh, 1998, pp. 669-671] требовала дальнейших исследований и разъяснений.
Отметим, что другие подходы, конкурирующие с отношенческим с точки зрения объяснения источников конкурентных преимуществ, зачастую приводили к противоположным практическим рекомендациям. Так, согласно ресурсному подходу (RBV)1 фирма должна тщательно оберегать и защищать такие ценные ресурсы как ее исследования и разработки, ноу-хау, знания, накопленные внутри фирмы для укрепления и сохранения конкурентных преимуществ. Вместе с тем для лучшей координации деятельности в сети, организации совместного планирования и достижения более высоких межорганизационных эффектов становится очевидной необходимость распространения знаний и навыков в сети взаимодействующих организаций. Поэтому приверженцы различных подходов (RV и RBV) дадут противоречивые рекомендации практикам относительно их ценнейших нематериальных активов.
Что же касается другого не менее известного подхода - отраслевой структуры (IS)2, объясняющего источники конкурентных преимуществ [Porter, 1980], следование ему в рекомендациях практикам, разрабатывающим стратегии отдельных фирм, также может оказаться крайне противоречивым. Так согласно подходу отраслевой структуры фирмам следует увеличивать число своих поставщиков для повышения переговорной силы и своих доходов [Porter, 1980,123]. Совершенно противоположные рекомендации следуют из отношенческого (RV) подхода, согласно которому фирма может повысить свои доходы, одновременно увеличивая свою зависимость от меньшего числа поставщиков, активно способствуя обмену знаниями и инвестируя в специфические отношенческие активы. Тем самым, способствуя росту межорганизационных, коллективных конкурентных преимуществ, компания участвует в создании значительно большего «пирога». И еще не известно, что оказывается наиболее выигрышным небольшая доля значительного по размерам «пирога» или, напротив, большая маленького. Таким образом, отношенческий подход отличается от ранее разработанных, не только по основным объектам анализа и базовым предпосылкам, но и приводит к противоположным рекомендациям в практике. Такие противоречия между существовавшими ранее подходами еще раз подчеркивают их неготовность объяснять можорганизационные стратегии и конкурентные преимущества, обслуживать новые формы организации бизнеса, получающие столь широкое распространение в практике.
Наиболее полное системное описание концептуальной базы отношненческого подхода, воспроизводящее механизм создания и удержания отношенческих рент, приведено в работе Дж.Х.Дайера и Х.Сингха «Отношенческий подход: кооперативная стратегия и источники межорганизационных конкурентных преимуществ». В ней структурированы и детально представлены основные источники отношенческих рент, разобраны механизмы их сохранения. Что привело авторов к написанию этой работы? Следует отметить, что написанию этой работы предшествовал целый ряд исследований, проведенных авторами. Побудительными мотивами для ее написания, по мнению авторов, послужили следующие три обстоятельства: первое - литература по альянсам вплоть до этой работы фактически не касалась вопросов дополнительных рент, возникающих в результате деятельности альянса, второе Дж.Даер предпринял отдельное исследование по вертикально интегрированным альянсам, которое показало возможные источники и механизмы возникновения рент (и конкурентных преимуществ) от альянса как такового. Третье Х.Сингх изучал природу эффектов синергии и условия, при которых фирма может создавать совместную ценность посредством межфирменных трансакций. Согласно первому обстоятельству недостаточной освещенности вопросов в литературе, львиная доля литературы по альянсам, опубликованной до выхода данной работы в свет, фокусируется на анализе элементов контракта и взаимоотношениях взаимодействующих сторон, особое внимание уделяется при этом контролю оппортунистического поведения. Поэтому статья, прежде всего, была направлена на создание концептуальной основы для выявления условий, в которых альянсы могут создавать совместную экономическую ценность для обеих (или всех) членов, взаимодействующих в альянсе.
Значительное влияние на формирование отношенческого подхода оказало сравнительное исследование Тoyota и ее взаимоотношений с поставщиками по отношению к конкурентам. Дж.Даер, работая консультантом в Bain&Company проводил обследование (бенчмаркинг) для компании Crysler, сравнивая издержки, качество, время разработки и вывода на рынок небольшой модели компании по отношению к аналогичным показателям компании Тoyota. Исследование показало, что Тoyota имела преимущества по издержкам 30%; почти 50% - по наличию дефектов; 33% - по скорости разработки новых моделей, разрабатывая новую модель за 4 года, против 6 у Crysler. [Dayer&Ouchi, 1993]. Это исследование побудило в дальнейшем, с одной стороны, расширить границы сравнительного анализа, распространив его на других конкурентов отрасли Nissan, GM, Ford, с другой, - детализировать исследование, акцентируя внимание на источниках выявленных конкурентных преимуществах компании Тoyota.
Развивая далее отношенческую концепцию Дж.Х.Дайер, Х.Сингх, П.Кейл [Dyer J. H, Singh H., Kale P. 2008], затрагивают столь болезненные вопросы распределения совместно создаваемых рент и получения общих и частных выгод. В ней поднимается целый спектр пока еще мало исследованных проблем. Вместе с тем, что характерно для данных авторов, они и здесь убедительно формируют теоретический контекст возможного обоснования распределения совокупных и частных отношенческих рент. Предположения, сформулированные в работе, представляют непосредственный интерес для будущих исследований и структурируют направления их развития.
Вместе с тем, по нашему мнению, сложности, которые явно возникнут при практическом применении этого подхода распределения совокупных выгод, частных и общих, заставляют обратить более пристальное внимание на механизм этого распределения, формирующийся в настоящее время в практике хозяйствования. В этом контексте особый интерес представляют «практики» рыночного доминирования и проявления рыночной власти во взаимоотношениях розничных сетей с поставщиками.
Динамика этих взаимоотношений четко прослеживается на российских потребительских рынках в 2000-е гг. заметно трансформируются отношения в цепях поставок. Направление этой трансформации от примата производства (поставщика) к усилению рыночной власти розничного продавца. Эта трансформация отмечается как в специальных исследованиях [Радаев В.В.2009, Олейник А.Н. 2009], так и в периодических изданиях [Канунников С. 2006]. Растущая рыночная власть розничных сетей обусловлена, во-первых, опережающими темпами их роста и возрастающей концентрацией торгового капитала, во-вторых, активным использованием современных торговых форматов, эффективных как с точки зрения управления поставками, так и в обслуживании конечного потребителя. Как реализуется такая рыночная власть? Прежде всего, и это лишь видимая часть айсберга в возможности диктовать условия обмена без разрыва межфирменных отношений. Но, что значительно более существенно в перераспределении добавленной стоимости и коллективно созданных рент в пользу более сильного участника взаимодействия.
В результате специального исследования [Радаев В.В.2009], было показано, что механизм управления поставщиками, многие управленческие рутины которого были взяты из практики вошедших на российский рынок глобальных операторов, активно воплощается в жизнь розничными сетями. Фактически розничные сети управляют триадой отношений: поставщики розничная сеть клиентский поток. И, следовательно, получают и распределяют отношенческие ренты. Элементами этого механизма управления поставщиками, механизма межфирменной координации, подтвержденными результатами исследования являются следующие: ценовые обязательства поставщика, связанные с гарантированием доходов розничной сети; бонусные обязательства поставщика, связанные с платой за вход в розничную сеть, присутствием товара на магазинных полках и приращением объема продаж. Кроме того в этот механизм входят требования, связанные с предоставлением поставщиками за свой счет дополнительных услуг для розничной сети и обязательствами по качеству работы поставщиков под угрозой штрафных санкций. Создавая механизм координации отношений по цепочке вверх и вниз, розничные сети тем самым контролируют эти цепочки. Вместе с тем, было обнаружено, что на российском рынке в секторе бытовой техники и электроники цепи поставок в большей мере контролируются поставщиками.
Власть и доминирование пронизывают рыночные отношения, они структурируют трансакции в различных сферах. Борьба за власть и доминирование, более корректно отображает реальность, чем ситуация двойного выигрыша. Игнорирование наличия доминирующей фирмы в цепочке создания ценности и тех структурных искажений, которые она привносит, чревато искажением реального механизма координации взаимодействующих на рынке фирм.
Интересно отметить, что особые креативные формы включения потребителя в процесс создания ценности могут стать реальным основанием для достижения фирмой доминирующего положения на рынке. Так, IKEA нашла эти формы в создании особого маршрута, следуя которым потребитель может подобрать себе необходимую мебель, самостоятельно составить ее комплектацию, украсить сопутствующими предметами интерьера и т. д.. Эта игра с потребителем тщательно продумана в комплексной модели управления компанией IKEA, которая и представляет ее самый дорогой нематериальный актив. Вовлечение потребителей в выбор, комплектацию, транспортировку и сборку играет в ней значительную роль. Компания нашла удачную и принципиально отличную от ранее существовавших форму взаимодействия с клиентами. Непосредственное общение с индивидуальными клиентами и выполнение их заказов активно начинают использовать интернет-магазины. Поиск различных форм вовлечения клиентов в непосредственное взаимодействие в цепочке создания ценности имеет большое будущее. Именно эти формы усиливают клиентоориентированность, обеспечивают фирме доминирующее положение не за счет выдавливания или просто устранения конкурентов, а за счет повышения ее конкурентоспособности.
Усиление рыночной силы потребителя в различных ее проявлениях будет способствовать более сбалансированной координации в цепочке создания ценностей. Поэтому активный поиск форм непосредственного включения потребителя в цепочку ценностей и создание условий для консолидации власти потребителя на рынке могут стать основанием для появления иных методов распределения отношенческих рент.
Литература
Канунников С.2006. Сегодняшние отношения диктат ритейлеров. Бизнес №16 (1февраля).
Олейник А.Н. Доминирование как результат сочетания интересов: бизнес-стратегии в ритейле и цепях поставок.2009. Российский журнал менеджмента 7(3): 21-44.
Радаев В.В. 2009. Рыночная власть и рыночный обмен: отношения розничных сетей с поставщиками. Российский журнал менеджмента 7(2): 3-30.
Третьяк О.А. Развитие управления цепочкой спроса на новых основаниях. 2008. Российский журнал менеджмента 6(4): 141-148.
Anand B, Khanna T. 2000. Do firms learn to create value? Strategic Management Journal 21: 295316.
Dyer JH,Chu W. 2003. The Role of Trustworthiness in Reducing Transaction Costs and Increasing Information Sharing: Empirical Evidence from the United States, Japan and Korea. Organizational Science 14 (1): 57-68.
Dyer JH, Hatch. 2006 Relation-Specific Capabilities and Barriers to Knowledge Transfers: Creating Advantage through Network Relationships Strategic Management Journal 27: 701-719.
Dyer JH, Nobeoka K. 2000. Creating and Managing a High Performance Knowledge-Sharing Network. The Toyota Case. Strategic Management Journal 21: 345-367.
Dyer JH, Ouchi WG. 1993. Japanese-style partnerships: giving companies a competitive edge. Sloan Management Review 35(1): 5163.
Dyer JH, Singh H. 1998. The relational view: cooperative strategy, sources of interorganizational competitive advantage. Academy of Management Review 23: 660679.
Dyer J. H, Singh H., Kale P. 2008. Splitting the Pie: Rent Distribution in Alliances and Networks. Managerial and Decisions Economics 29: 137148.
Kale P, Dyer JH, Singh H. 2002. Alliance capability, stock market response,, long term alliance success: the role of the alliance function. Strategic Management Journal 23: 747767.
Koh J, Venkatraman N. 1991. Joint venture formations, stock market reactions: an assessment in the information technology sector. Academy of Management Journal 34: 869892
McConnell J, Nantell J. 1985. Common stock returns, corporate combinations: the case of joint ventures. Journal of Finance 40: 519536.
Peteraf M. 1994. Commentary. Advances in Strategic Management 10B: 153158.
Rumelt RP. 1974. Strategy, Structure, Economic Performance. Harvard Business School Press: Boston.
1 Ресурсный подход утверждает, что различные результаты деятельности фирм объясняются в большей степени неоднородностью самих фирм, нежели отраслевой структурой [Barney, 1991; Rumelt, 1984; 1991; Wernerfelt, 1984]. Согласно этому подходу фирмы, способные аккумулировать ресурсы и способности, которые являются редкими, ценными, незаменимыми и трудноимитируемыми, будут обладать бльшими конкурентными преимуществами [Barney, 1991; Dierickx, Cool, 1989; Rumelt, 1984]. Таким образом, ресурсный подход в качестве основной единицы анализа рассматривает фирму.
2 Подход отраслевой структуры предполагает, что сверхприбыль главным образом зависит от позиционирования фирмы в отрасли с благоприятными структурными характеристиками (такими как относительная переговорная сила, барьеры входа и т. д.) Следуя этому предположению, многие исследователи выбирают отрасль в качестве единицы анализа.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Рыночное доминирование и отношенческие ренты