Компоненты индекса экономической свободы

Хромаев Роман Юрьевич

Студент Московского государственного университета

экономики, статистики, информатики (МЭСИ)

г. Москва.

Компоненты индекса экономической свободы.

Тема экономической, предпринимательской свободы, инновационной деятельности особенно актуальна в связи с нынешним мировым финансовым кризисом. Правительства большинства стран, ведущие экономисты, аналитики ломают голову над тем, как выйти из рецессии, восстановить экономику.

Как скоро конкретной стране удастся реанимировать экономику, зависит от большого числа факторов: как внутренних, так и внешних. Некоторые факторы, а точнее – компоненты, являются составляющей индекса экономической свободы.

В статье я собираюсь рассмотреть понятие индекса экономической свободы, из каких компонентов он состоит, как они высчитываются. Рассмотреть десять стран – лидеров по индексу экономической свободы. Проанализировать положение России по отношению к странам - конкурентам.

Индекс экономической свободы – это показатель, ежегодно рассчитываемый Wall Street Journal1 и Heritage Foundation2 по большинству стран мира с 1995 года.

Экономическая свобода – это одно из основополагающих прав каждого человека на свободный труд и на свободу распоряжения своим имуществом. В экономически свободном обществе индивидуумы в праве работать или нет, производить, потреблять и инвестировать средства по своему усмотрению.

В экономически свободном обществе государство воздерживается от ограничений и позволяет капиталу и товарам свободно перемещаться.

Индекс Экономической Свободы основан на либеральных экономических теориях Адама Смита и Фридриха Хайека. В основе Индекса лежит экономическая политика, в которой на первом месте стоят права человека: человек сам решает, что лучше для него и его семьи; есть осознание того, что только свободный рынок может устанавливать цены на товары, труд и капитал; государство формирует справедливую и безопасную экономическую среду, защищает права собственности и поддерживает национальную валюту, обеспечивает соблюдение условий контрактов, стимулирует конкуренцию, но не занимается производством товаров и услуг. Так же государство должно уделять особое внимание вопросам открытости внутреннего рынка для международной торговли и инвестиций, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост.

Правительство, которое ограничивает свое присутствие в экономике и соблюдает вышеперечисленные принципы, помогает человеку развиваться как предпринимателю и улучшает уровень его жизни и общества в целом.

Индекс экономической свободы 2009 года включает 183 страны3. Он состоит из 10 компонентов, каждый из которых замеряется по шкале от 0 до 100. Затем высчитывается среднее значение – это и есть оценка экономической свободы для каждой страны. Далее страны распределяются на пять групп: Свободные (80 – 100), Практически свободные (70 – 79.9), Умеренно свободные (60 – 69.9), Практически несвободные (50 – 59.9), Подавленные (0 – 49.9).

Индекс включает следующие составляющие: свобода предпринимательской деятельности;

свобода торговли; фискальная свобода; размеры госзатрат; монетарная свобода; инвестиционная свобода; финансовая свобода; соблюдение прав собственности; коррупция; свобода трудовых отношений. Пятнадцатилетние систематические исследования индекса в 183 странах показали, что экономическая свобода – это ключ к созданию среды, в которой процветают предпринимательство и инновационная деятельность. Это ведет к быстрому экономическому росту и стабильному развитию страны (см. приложения, рис. 1).

Рассмотрим компоненты индекса экономической свободы подробнее.

Свобода предпринимательской деятельности - это право человека заниматься предпринимательством без вмешательства со стороны государства. Чаще всего государственные регулятивные нормы являются избыточными, препятствуют свободной предпринимательской деятельности. Высокие налоговые ставки не позволяют предпринимателям устанавливать низкую стоимость на товары и услуги. Существует еще одна очень важная проблема – получения лицензии для компании или бизнеса. В некоторых странах, к примеру США, получение лицензии упрощено до предела и производится за минимальную плату. В Гонконге этот процесс занимает несколько часов – все сводится к заполнению единственной формы. В городах других же стран, получение лицензии может затянуться на большой срок, вплоть до года и выше.

В некоторых странах контроль со стороны государственный сокращается, что благоприятно действует на развитие бизнеса в долгосрочной перспективе. Когда же государственный контроль усиливается – это создает малопредсказуемую бизнес-среду. Делается ставка на краткосрочные прогнозы, долгосрочные инвестиции же - сокращаются.

Так же регулятивные нормы государства усложняют процедуру закрытия предприятия, она становится сложной и дорогостоящей. Это отталкивает предпринимателей.

Следующее - это свобода торговли. Свобода торговли отражает открытость внутреннего рынка страны для импорта товаров и услуг со всего мира; свободный товарооборот на международном рынке. Существуют как косвенные торговые ограничения (налоги на экспорт и импорт, квоты), так и прямые запрещения. Политика государства по отношению к новым иностранным игрокам на рынке оказывает непосредственное влияние на экономику страны. Некоторые торговые ограничения приводят к тому, что импортные высокотехнологичные товары и услуги вытесняют местных производителей с рынка.

Далее – фискальная свобода. Это свобода физических и юридических лиц распоряжаться своими доходами и сбережениями по своему усмотрению, извлекать прибыль. Налоговая политика государства может как стимулировать развитие экономики, так и сказаться на ней негативно.

Одними из инструментов фискальной политики являются: налог на доход физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизные марки. Их увеличение приводит к снижению прибыли предпринимателей, и соответственно – к нежеланию работать и инвестировать средства на данном рынке.

Далее – размер госзатрат. В мире существует тенденция, что государственные расходы на «общественные блага» значительно превосходят эти же расходы со стороны рынка. Государственные расходы могут оказывать огромное влияние на экономику страны. Государственные закупки могут поддержать крупных производителей, стабилизировать рынок. К сожалению, недоверие к рыночным механизмам со стороны государства ведет к снижению производительности рынка и бюрократии. В некоторых случаях государственные расходы конкурируют с частными, что ведет к перегреву спроса.

Все это в целом влияет как на экономическую свободу, так и на экономический рост. Посредством увеличения государственных затрат жестко – регулируемая правительством экономика в краткосрочном периоде может продемонстрировать быстрый рост. Однако, скорее всего негативно скажется на экономике в долгосрочном периоде.

Следующее – это монетарная свобода. Она заключается в стабильной национальной валюте; в низкой инфляции; в ценах, которые устанавливаются рынком; в свободе слова и демократии и в независимости центрального банка.

Стоимость национальной валюты, в основном, контролируется монетарной политикой государства. При стабильном курсе национальной валюты люди стараются осуществлять долгосрочные инвестиции, прочие вложения, откладывать сбережения.

При неграмотной монетарной политике возникает высокая инфляция. Она не только «съедает» сбережения, как невидимый налог, но и искажает цены.

До сих пор ведутся споры о «идеальной» монетарной политике, которая удовлетворяла бы потребностям экономически – свободного общества.

Далее хотелось бы поговорить об инвестиционной свободе. Ограничение иностранных инвестиций пагубно влияет на экономику страны. В свободной экономической зоне рыночные механизмы самостоятельно распределяют капитал. Он «перемещается» туда, где он востребован и приносит наибольшую выгоду. Государственные действия по перенаправлению потоков капитала невыгодны как для инвесторов, так и так и для предпринимателей, которым требуются инвестиции. Чем больше страна ограничивает приток инвестиций, тем ниже активность предпринимательской деятельности и уровня экономического роста.

Следующий компонент – это финансовая свобода. Очевидно, что правительство старается контролировать банковскую систему и услуги на финансовом рынке, ведь банковская система – одна из опор экономики страны. Контроль преследует две цели. Во – первых - обеспечить безопасность и гласность финансовой системы; во – вторых, следить за тем, чтобы компании, предоставляющие финансовые услуги, соблюдали условия контрактов и обеспечивали хотя бы элементарные гарантии.

Чрезмерное регулирование деятельности банковской системы и финансовых рынков, доминирующее положение государства среди акционеров крупнейших коммерческих банков ведет к ограничению конкуренции, снижению их эффективности, усложнению и увеличению стоимости предоставления финансовых услуг конечному потребителю.

Современный рынок финансовых услуг все чаще дополняют финансовые компании, которые предлагают альтернативные инструменты для инвестиций, как то управляющие компании, паевые инвестиционные фонды и другие. Однако и в этом развивающемся секторе финансового рынка существуют практически те же проблемы: активное вмешательство со стороны государства и всевозможное финансовые махинации. Все это снижает эффективность финансовых корпораций в поддержке и содействии развития экономики.

Еще одной важной составляющей финансовой системы является фондовый рынок. Котировки фондовых рынков очень важны: они являются индикаторами ожидаемых прибылей и убытков компаний. Происходит один из наиболее важных рыночных процессов - ценообразование на капитал. Вмешиваясь в деятельность фондовых бирж правительство нарушает рыночные механизмы, что приводит к неблагопрятным последствиям.

Аналогична ситуация и в секторе страховых услуг.

Далее поговорим о гарантировании прав собственности. При рыночной экономике одной из главных мотивирующих факторов является возможность накапливать собственность. Охрана прав частной собственности государством дает гражданам уверенность в том, что они могут брать на себя риски предпринимательской деятельности, в том, что их доход защищен, и они могут строить долгосрочные планы. Для защиты частной собственности прежде всего необходимо верховенство закона, эффективная и беспристрастная судебная система, которая доступна для всех в равной мере.

Следующий компонент – это коррупция. Политическая коррупция включает в себя взяточничество, вымогательство взяток, лоббизм, хищение денежных средств из государственных фондов. Пока на рынке не будут проводиться прозрачные сделки и операции, коррупция, скорее всего, будет процветать и пагубно влиять на все отрасли экономики.

Государственные ограничения в одной из отраслей могут привести к возникновению теневых рынков. Страна, в которой государство активно защищает внутренний рынок от импорта товаров, появляются стимулы для ведения контрабандистской деятельности и для теневого рынка.

И последний компонент – это гибкость рынка труда. Ключевым компонентом индекса экономической свободы является возможность человека на самостоятельно выбирать место и время работы. Предприятиям должна быть предоставлена возможность как свободно нанимать работников, так и свободно увольнять, когда в их услугах отпадает необходимость – увеличивает производительность и поддерживает экономический рост.

Государственное вмешательство порождает проблемы на рынке труде, так же, как и на других секторах рынка. Существуют различные способы регулирования в данной области: контроль уровня зарплат, определенные ограничения на наем и увольнение работников. Чем выше уровень свободы рынка труда в конкретной стране, тем меньше количество безработных.

Десять стран лидеров4 по индексу экономической свободы это: Гонконг, Сингапур, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия, США, Канада, Дания, Швейцария, Великобритания.

Индекс лидера – Гонконга составляет 90.0, индекс России составляет 50.8. C этим результатом наша страна оказалась на 146 месте, в группе «практически несвободные».

Кратко остановимся на ключевых компонентах индекса экономической свободы России.

Свобода предпринимательской деятельности - 54.0. Основные проблемы - это бюрократия, коррупция; очень долгое оформление лицензий на деятельность. Важно и то, что по нашему законодательству процедура банкротства осложнена и занимает длительное время.

Свобода торговли - 60.8. Существует ряд проблем, как то: чрезмерно высокие тарифы, квоты и иные барьеры для выхода на рынок товаров и услуг; дискриминационные налоги на экспорт и импорт, завышенные сборы и пошлины; непрозрачность таможенных квот, регистрации и сертификации; практически отсутствует защита прав интеллектуальной собственности.

Инвестиционная свобода - 30.0. С инвестициями тоже не все так радужно. Инвестиции во многие сферы ограниченны5; требуется согласие правительства на все инвестиции, превышающие 50 млн. руб., инвестиции в жилищное строительство и иные строительные проекты; исполнение контрактов не гарантированно; процветает коррупция.

Финансовая свобода 40.0. Финансовый сектор недостаточно развит и подвержен сильному влиянию правительства; банковская система слабо развита; в банковском секторе доминируют 2 банка6, контрольный пакет акций которых принадлежит государству; фондовые рынки находятся на низкой ступени развития.

Соблюдение прав собственности - 25.0. Один из самых низких показателей. Откровенно слабое соблюдение прав собственности.

Другие компоненты индекса экономической свободы так же находятся не самом высоком уровне. Основные проблемы нашей страны это коррупция, бюрократия, чрезмерное вмешательство государства в экономику, малая привлекательность для инвестиций, а так же малоэффективная, ненадежная судебная система. До экономической свободы нам еще очень далеко, есть к чему стремиться.

Подводя некий итог, хотелось бы сказать, что не смотря на прогресс, который очевиден за последние 15 лет7 (в течение которых ежегодно рассчитывается индекс экономической свободы), борьба между государством и свободным рынком продолжается. Правительства многих стран целенаправленно движутся к свободному рынку, другие же – наоборот – удаляются. К сожалению, популистские выпады в адрес свободного рынка, экономический спад и вмешательство государства в рыночные механизмы для поддержания стабильности, ощутимо сказались на экономической свободе. Однако, несмотря на это в странах, которые были включены в прошлогодний список8, экономическая свобода улучшилась со среднего значения в 60.2 до 60.39. Рост минимален, однако если учесть тот факт, что в этом году всю мировую финансовую систему лихорадило: крупнейшие банки разорились, началась глубокая рецессия, многие предприятия по всему миру были национализированы, то результат более, чем хороший.

1 http://europe.wsj.com/home-page

2 http://www.heritage.org/

3 http://www.heritage.org/Index/Explore.aspx

4 http://www.heritage.org/Index/TopTen.aspx

5 Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях» от 09.07.1999 № 160-ФЗ. Опубликован: «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, N 28, ст. 3493

6 Сбербанк России, Внешторгбанк

7 http://www.heritage.org/Index/pdf/Index09_ExecSum.pdf

8 Index of Economic Freedom 2008

9 http://www.heritage.org/Index/PDF/09Index_pamphlet.pdf


Приложения.


Рис. 1. ВВП на душу населения за 2008 год.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Компоненты индекса экономической свободы