Научно-образовательный потенциал Северо-Западного федерального округа
Щеглова Анна Николаевна
ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» Кольский филиал
г. Апатиты, Мурманской области
Старший преподаватель
научно-образовательный потенциал
Северо-Западного федерального округа
Социально-экономическое развитие как России в целом, так и отдельных регионов страны зависит в первую очередь от рационального использования научно-образовательного потенциала.
Термин «потенциал» (от лат. potentia - сила), в широком смысле обозначает, имеющиеся в наличии средства, запасы, источники, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели или решения какой-либо задачи [1]. Таким образом, структуру научно-образовательного потенциала составляют учреждения высшего профессионального образования и научные организации, выполняющие исследования и разработки. Акцент на высшее образование сделан неслучайно, это связано, прежде всего, с тем, что именно на вузы ложится ответственность за подготовку профессиональных кадров, являющихся основой инновационного развития России.
Необходимым условием, обеспечивающим полноценное развитие и научной, и образовательной деятельности является их эффективное и устойчивое взаимодействие.
Для количественной оценки научного и образовательного потенциала Северо-Западного федерального округа были использованы следующие показатели: количество высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций по федеральным округам, численность населения и студентов в регионе, численность персонала, занятого исследованиями и разработками.
В целом по количеству высших учебных заведений и научных организаций СЗФО занимает в России 3 место [2]. Научно-образовательный потенциал СЗФО включает 311 высших учебных заведений, в т.ч. 132 самостоятельных вуза и 179 филиалов (по состоянию на 2008/2009 уч. год), 533 научно-исследовательские организации. Однако образовательные и научные учреждения неравномерно распределены по территориям.
Абсолютным лидером в федеральном округе по количеству высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций является Санкт-Петербург, что свидетельствует о специализации города на научно-образовательной деятельности. На втором месте по числу высших учебных заведений находится Ленинградская область - 39 вузов, далее Калининградская область - 30 и Мурманская область - 29. По числу организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, в число лидеров вошли (кроме Санкт-Петербурга): Архангельская область (32), Республика Коми (25) и Мурманская область (24).
Количество высших учебных заведений к 2008 г. как в России в целом, так и в Северо-Западном федеральном округе по сравнению с 1995 годом выросло более чем в 1,5 раза, а численность студентов увеличилась почти в 2,5 (с 317,4 тыс. чел. до 761,4 тыс. чел. соответственно). В целом по округу численность студентов вузов в расчете на 1000 населения выше среднего показателя по России - 57 чел., при 53 чел. в РФ, что свидетельствует о доступности высшего образования в регионе и привлекательности этих вузов для молодежи. Данную тенденцию можно объяснить, прежде всего, наличием в составе округа второго по величине города в России Санкт-Петербург, исторически являвшегося крупнейшим научным и образовательным центром.
Доля занятого в экономике населения, имеющего высшее и незаконченное высшее образование в СЗФО также выше среднего показателя по стране (31,2%, при 28,7 по РФ).
Число научных организаций, выполняющих исследования и разработки в Северо-Западном федеральном округе (как и по стране в целом), напротив ежегодно сокращалось. Это связано, прежде всего, в значительном сокращении финансирования фундаментальных и прикладных исследований. В результате непродуманных реформ в России в 1990-е годы резко сократилось бюджетное финансирование НИОКР, уменьшилась почти в 3 раза численность научных исследователей, произошла утрата целых научных школ [3].
Количество научных организаций в СЗФО с 1995 г. по 2008 г. уменьшилось с 642 до 533, соответственно уменьшилась и численность персонала, занятого исследованиями и разработками - с 162,3 тыс. чел. до 99,7 тыс. чел. Однако, по числу персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 1000 населения, показатель в СЗФО выше среднего показателя по России. Так, в 2008 г. данный показатель в среднем по России составлял 5 чел. на 1000 населения, а в СЗФО 7 чел.
В последние десятилетия распространяется опыт построения и использования в аналитической работе ученых и практиков интегральных показателей социального направления, с помощью которых в том числе можно более детально оценить научный и образовательный потенциал общества. Так, в начале 1990-х гг. экспертами Программы развития ООН (ПРООН) для количественного сопоставления социального развития стран был разработан специальный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) основными составляющими которого являются следующие компоненты: долголетие, образованность, уровень жизни (ВВП на душу населения) [4].
Для оценки и сопоставления научно-технологического и инновационного развития стран используются такие показатели как: показатель внутренних затрат на исследования и разработки (в т.ч. по источникам финансирования и секторам деятельности), численность исследователей (в т.ч. по категориям и секторам деятельности) и т.д. [5]
Однако данные показатели характеризуют отдельно научную и образовательную сферу. Поскольку полноценное развитие и науки, и образования невозможно без их эффективного и устойчивого взаимодействия, целью данного исследования являлась апробация показателя - Индекса научно-образовательной потенциала, который позволил бы в целом оценить научно-образовательный потенциал региона.
Индекс рассчитывается как среднее арифметическое из отклонений фактических значений показателей региона от наилучших значений показателей по исследуемой совокупности регионов:
, (1)
где Ii Индекс научно-образовательного потенциала j го региона;
i номер показателя, i = 1,2…, n;
n количество показателей;
j номер региона, j = 1,2…, k;
Xi j значение i го показателя для j го региона;
Xi max наилучшее значение i го показателя по исследуемой совокупности регионов [6].
Для расчета Индекса научно-образовательного потенциала региона использованы следующие показатели:
- X1 количество вузов на 1000 населения,
- X2 количество научных организаций на 1000 населения,
- X3 численность студентов на 1000 населения,
- X4 численность исследователей на 1000 населения,
- X5 численность защитившихся аспирантов на 1000 населения,
- X6 внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на 1000 населения,
- X7 затраты на технологические инновации в расчете на 1000 населения.
При расчете Индекса из поля исследования был исключен Санкт-Петербург как явный экстремум. Полученные в процессе расчетов результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Научно-образовательный потенциал Северо-Западного федерального округа
Регионы |
2005 |
2007 |
2008 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Республика Карелия |
0,40 |
0,54 |
0,54 |
Республика Коми |
0,56 |
0,51 |
0,47 |
Архангельская область |
0,45 |
0,48 |
0,45 |
Вологодская область |
0,44 |
0,48 |
0,40 |
Калининградская область |
0,62 |
0,60 |
0,56 |
Ленинградская область |
0,42 |
0,45 |
0,39 |
Мурманская область |
0,75 |
0,77 |
0,71 |
Новгородская область |
0,53 |
0,44 |
0,50 |
Псковская область |
0,32 |
0,33 |
0,36 |
МАКСИМУМ |
0,75 |
0,77 |
0,71 |
МИНИМУМ |
0,32 |
0,33 |
0,36 |
На основе полученных данных было проведено ранжирование регионов. В результате они распределились на три группы по следующим критериям:
если Ij . 0,70, то уровень высокий,
если 0,50 Ij 0,60 , то уровень средний,
если Ij .< 0,50, то уровень низкий (табл. 2).
Таблица 2
Ранжирование регионов по уровню Индекса научно-образовательного потенциала, 2008 г.
Регионы |
|
Высокий уровень |
Мурманская область |
Средний уровень |
Республика Карелия, Калининградская область, Новгородская область |
Низкий уровень |
Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Ленинградская область, Псковская область |
Проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы.
Наибольшее значение Индекса по всем трём исследуемым годам имеет Мурманская область. Происходит это в основном за счет следующих факторов:
- показатель внутренних затрат на исследования и разработки (является главным при проведении международных сопоставлений научно-технического и инновационного развития стран1) в расчете на 1000 населения в течение трех исследуемых лет значительно превышал объём тех же затрат по другим субъектам региона и с каждым годом устойчиво возрастал;
- затраты на технологические инновации в расчете на 1000 населения также в разы выше, чем в других субъектах региона, причем данный показатель превысил даже значение показателя по Санкт-Петербургу, ранее взятому за экстремум.
Таким образом, использование данного Индекса позволяет выявлять различия в научно-образовательном потенциале регионов и формировать мероприятия, направленные на улучшение ситуации, а, следовательно, и на создание основы равномерного социально-экономического развития регионов.
Литература
- Большая советская энциклопедия Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.
- Ротов, Р. Альтернатива примитиву /Р. Ротов // Еженедельная газета научного сообщества «Поиск» № 12 (1086) 19 марта 2010 г. стр. 6-7
- Официальный портал Организации объединенных наций / Доклад о развитии человека 2007/2008 - Режим доступа: http://www.un.org/russian/esa/hdr/2007/
- Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. Москва 2009 г.
- Олейник, О.С. Оценка социальной обеспеченности жителей региона // Реструктурирование экономики : ресурсы и механизмы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. С.83-84.
1 Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. Москва 2009 г.
Научно-образовательный потенциал Северо-Западного федерального округа