Пространственная экономика и качество

Окрепилов Владимир Валентинович,

д.э.н., профессор,

член-корреспондент РАН,

генеральный директор

ФГУ «Тест-С.-Петербург»,

Санкт-Петербург

Пространственная экономика и качество

Отличительной особенностью России является огромное пространство – это самое большое по площади государство мира, поэтому для нашей страны принципиальное значение имеет пространственное развитие, проблема экономической организации территорий.

Пространственное развитие представляет собой комплекс организационных, нормативных и институциональных действий, выражающихся в управлении пространственными изменениями и направленных на повышение качества жизни.

Региональная политика Российской Федерации должна учитывать большое разнообразие регионов, отличающихся размерами территорий, численностью населения, величиной экономического, научного, социального и природного потенциалов.

В оценке регионов особое значение приобретают вопросы качества, охватывающие все пространство жизнедеятельности человеческого общества. Ибо как следует из философского определения понятия «качество», оно является сущностью любого объекта. Без качества не существует сам объект. Более того, качество не имеет границ. Требования к качеству продукции, услуг, работ гармонизированы на всей территории, как на уровне мирового рынка, так и страны, и региона.

Качество представляет собой, прежде всего экономическую категорию. Но изучение проблемы качества требует применения на практике всего арсенала научных дисциплин. Только при этих условиях можно получить объективный и достоверный результат.

Одним из принципов междисциплинарного синтеза знаний о пространственном развитии является выявление структурного сходства законов, действующих в различных дисциплинах и установление на этой основе общих закономерностей функционирования разнородных систем, задействованных на конкретном пространстве и затрагивающих различные комплексы и проблемные территории. Системой же, обеспечивающей координацию усилий, может стать многоуровневая система управления качеством.

Данная система охватывает все уровни управления – от предприятий и организаций до страны в целом и как нельзя лучше соответствует созданию экономического, экологического и информационного пространства.

Функционирование многоуровневой системы будет способствовать устранению межрегиональной дифференциации, что позволит избежать разрывов в региональном пространстве и не допускать выпадения отдельных территорий из системы межрегионального обмена.

О необходимости организации работ по устойчивому пространственному развитию территорий свидетельствует опыт Евросоюза, провозгласившего, в частности, такие принципы, как:

  • развитие сбалансированной и полицентрической городской системы и новых сельско-городских отношений;
    • обеспечение равенства в доступности инфраструктуры и знаний;
    • устойчивое развитие, благоразумное управление и защита природы и культурного наследия.

Исследования проблем пространственной экономики с учетом качества базируются на результатах нашей многолетней работы в Санкт-Петербурге.

В 1990-е годы специалистами Тест-С.-Петербург совместно с учеными и в тесном контакте с Правительством Санкт-Петербурга была разработана Концепция развития работ по качеству.

В соответствии с этой Концепцией работы в области повышения качества проводятся на системной основе, включающей следующие системы:

  • система технического регулирования – законодательное нормирование отношений всех участников рынка в области установления и применения требований к продукции, процессам выполнения работ и оценки соответствия;
  • система стандартизации – взаимосвязанные нормативные документы, определяющие требования к продукции, процессам, услугам, методам их испытаний и контроля, порядку разработки и пересмотра действующих документов;
  • системы оценки и подтверждения соответствия (сертификации) – совокупности организационной структуры, правил, процедур и конкретных участников;
  • система обучения (подготовки, переподготовки и регистрации) специалистов по качеству;
  • система информации – накопление и обмена ею с целью обеспечения прозрачности действий всех участников рынка, информированности общества.

Только согласованные действия всех перечисленных систем позволяют обеспечить эффективность основной системы управления качеством.

Современное состояние систем характеризуется

- универсальностью построения, которая подтверждается

общими принципами (роль руководства, взаимовыгодное партнерство, управление процессами, ориентация на потребителя и т.д.),

единой организационной структурой управления,

едиными требованиями к проведению работ, изложенными в международных стандартах;

- универсальностью применения, когда единые методы управления качеством в соответствии с принципом «качество не имеет границ» применяются в любом виде деятельности, для предприятий и организаций любых размеров и любой формы собственности, охватывают все экономическое пространство;

- созданием необходимой организационной базы для инновационного пространственного развития.

В июле 2007 года Правительство Санкт-Петербурга утвердило Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, которой предусмотрено внедрение «систем управления достижением заданных результатов».

Элементами системы выступают:

  • процесс планирования – определение целей и задач деятельности государственного органа, а также способов их достижения;
  • процесс измерения результатов – систематический сбор и предоставление информации о затраченных ресурсах, произведенном объеме работ и достигнутых результатах;
  • процесс оценки - систематический сбор и анализ информации в целях определения результатов деятельности и обстоятельств, обосновывающих достижение определенного уровня результатов;
  • процесс целевого планирования бюджета Санкт-Петербурга – систематическое включение данных о достигнутых результатах в бюджетный процесс.

Исходя из изложенного нами была предложена следующая организационная схема функционирования системы управления качеством в Санкт-Петербурге (рис. 1).

Целями региональной системы (левая часть рис.1) являются интересы города, в которых решающую роль играют вопросы качества: экономические, социальные, демографические и др. Это можно расценивать как потребности населения города.

Результаты реализации указанных выше интересов (правая часть рис. 1) показывают степень удовлетворенности населения и выполнения поставленных целей, а именно: обеспечение конкурентоспособности, повышение качества жизни населения (здравоохранение, жилье, образование), улучшение экологической обстановки и др.

Структура механизма системы управления качеством представляет собой совокупность трех блоков.

Первый блок – Организационный. Он включает в себя органы управления системой, осуществляющие общее руководство и контроль за эффективным функционированием системы.

Второй блок – Механизм функционирования системы. Он основан

на цикле PDCA и состоит из четырех частей.

- определение целевых показателей развития (P – Plan - планирование);

- реализация целевых научно-технических и социально-экономических программ по приоритетным направлениям исследований и разработок, региональных программ «Качество» ( (D –Do - сделать, производство);

- мониторинг и анализ целевых показателей (С – Check – проверка, контроль);

- Корректирующие действия (A – Action –действие).

Третий блок – Обеспечивающая подсистема (инфраструктура). В традиционном понимании к инфраструктуре принято относить отрасли транспорта и связи, энерго- и водоснабжения, жилья. В системе же управления качеством понятие инфраструктуры расширено. В данном случае инфраструктура состоит из совокупности взаимодополняющих организаций и учреждений, действующих в различных сферах и создающих необходимое финансовое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения работы механизма системы. Ввиду многочисленности участников системы они объединены в три группы, в зависимости от их отношения к главным целям системы:

I группа: организации, создаваемые или уже функционирующие в рамках системы. К ним относятся организации, чья деятельность непосредственно влияет на достижение целей и выполнение задач системы, а именно: Центр мониторинга качества, Центры стандартизации и метрологии, органы по сертификации, испытательные лаборатории и отделы госнадзора;

II группа: организации, обеспечивающие выполнение основных работ в системе. К ним относятся организации, которые помимо непосредственного влияния на достижение целей и задач системы, способствуют определению стратегии развития системы, ее перспектив, а именно: организации по стандартизации, институты и службы метрологии, аккредитирующие и лицензирующие организации;

III группа: организации общего профиля. К ним относятся организации, которые наряду с другими функциями, выполняют и определенные мероприятия в рамках системы, а именно: органы управления экономикой администраций субъектов Федерации СЗФО, органы государственной статистики, научные учреждения (академической, отраслевой и ВУЗовской науки), образовательные учреждения, инжиниринговые и консалтинговые организации, юридические организации, включая арбитраж, организации информационного обеспечения (включая СМИ), общества защиты прав потребителей и другие общественные организации.

Задачей инфраструктуры является содействие функционированию механизма системы управления качеством на государственном и региональном уровнях, в том числе проведение всесторонней и объективной оценки результатов и состояния дел для принятия обоснованных стратегических решений.

Инфраструктура системы менеджмента качества должна отвечать требованиям пространственного развития. При этом она создается на единой методической и нормативной основе и обеспечивает равный и всеобщий доступ к информации о качестве, его оценке и подтверждении.

Цикл функционирования многоуровневой системы управления качества начинается с определения целевых показателей развития по различным направлениям и сферам деятельности, влияющим на качественные результаты социально-экономического развития региона и качество жизни населения. Эти показатели должны определяться с участием научных организаций. Кроме того, в число показателей мы предлагаем включить и нормативы так называемых стандартов проживания, которые определяют экономическую и демографическую составляющие качества жизни населения, качество жилья, окружающей среды и услуг.

Ядром региональной системы являются целевые научно-технические и социально-экономические программы, региональные программы «Качество», планы работы по качеству на уровне предприятий, муниципальных образований, городов и региона в целом.

В перечень целевые научно-технических программ, в которых участвуют организации Санкт-Петербурга, входят такие программы федерального уровня, как космическая, «Глонасс», «Развитие гражданской морской техники», а также приоритетные тематические направления исследований и разработок в области экологической генетики, создания метакомпьютера, формирование кластера предприятий радиоэлектронной промышленности и др.

Социально-экономические программы связаны с решением проблем образования, транспорта, жилья, здравоохранения и т.д.

Программы «Качество» включают все виды деятельности и оказывают влияние на качество продукции. Они разрабатываются на разных уровнях: предприятий и организаций, региональном, федеральном.

Целевые научно-технические и социально-экономические программы, региональные программы «Качество» позволяют определить, что, кто и когда должен сделать. Их реализация позволяет достичь определенных ранее целевых показателей развития.

Процедуры контроля выполнения программ и достижения целевых показателей, а также требования к их проведению подробно изложены в международных стандартах. Ими предусматривается использование широкого арсенала методов и средств экономического анализа достигнутого результата (включая такой прогрессивный метод, как самооценка деятельности на соответствие критериям «делового совершенства») и принятия управленческих решений. Мониторинг и анализ существующей ситуации позволяют обеспечить сбор и обработку данных, характеризующих социально-экономические процессы в регионе с точки зрения демографической, макроэкономической и организационно-управленческой составляющих, что дает необходимую информационную основу для принятия обоснованных стратегических решений и формирования городского бюджета по соответствующим статьям.

Результаты проведения мониторинга и анализа являются основой для проведения необходимых корректирующих действий, которыми заканчивается один цикл функционирования механизма системы управления качеством и начинается следующий.

В настоящее время в России реализуется Программа фундаментальных исследований Президиума РАН, связанная с проблемами развития социально-экономического пространства Российской Федерации (координатор - академик Гранберг А.Г.).

Одним из проектов Программы является формирование многоуровневой системы управления качеством в Северо-Западном регионе, целью которого является определить перспективы применения системного подхода к управлению качеством в условиях пространственного развития.

Для создания указанной системы, с участием всех заинтересованных ведомств и органов исполнительной власти субъектов Федерации, нами разработан четкий план. Согласно плану, процесс создания данной системы включает четыре основных направления:

- подготовка проектов законодательных актов и иных документов;

- подготовка организационно-методических документов;

- разработка, согласование и утверждение целевых научно-технических, социально-экономических программ и программ «Качество»;

- определение набора и конкретных величин целевых показателей для каждой территории и каждого уровня управления.

Система, созданная на вышеизложенных принципах и подходах, по нашему мнению, позволит эффективно управлять пространственным развитием, экономическими и социальными процессами в Северо-Западном регионе с учетом вопросов качества.


Пространственная экономика и качество