Тенденции развития современного наукоемкого производства

Тенденции развития современного наукоемкого производства

Введение.

Анализ путей развития российской экономики требует учета состояния и мировой экономики, т.к. в настоящее время огромное число товаров импортировано из-за рубежа. Это влияет на формы ведения бизнеса в России. Организация маркетинговых исследований имеют русскую специфику, однако, товаров, персонализированных в большой степени с учетов национальных особенностей (в том числе географических, учитывающих климатический условия), пока очень мало. В то же время, компании, занимающиеся производством товаров и услуг, постепенно изменяют стиль ведения бизнеса на западный, поскольку во многих случаях это действительно себя оправдывает. Таким образом, можно сделать вывод, что такие изменения будут носить перманентный характер, и продолжат развитие. Основные черты, которые можно выделить в современной экономике, определены в следующих положениях.

1. Сегодня в экономике многих стран происходят постоянные изменения. Уже давно идет процесс запуска массового производства наиболее значимых для человека товаров и услуг, которые еще совсем недавно обладали свойством большой редкости и были предметами роскоши. Благодаря техническому прогрессу и развитию организации экономических взаимоотношений стало возможным производить товары более выгодным способом, привлекая оптимальное количество ресурсов и размещая их в наиболее благоприятных географических районах.

2. Это позволило наладить и запустить трудоемкое производство товаров и услуг, средняя стоимость которых теперь снижается с ростом выпуска. Поэтому с каждым годом доступ к этим товарам имеет меньше барьеров, и необходимость в общественных товарах и услугах в этой связи тоже постепенно уменьшается. Имеется достаточно много современных технологических возможностей, чтобы в будущем обеспечить каждого человека персональным набором товаров, необходимых для удовлетворения его нужд.

3. Таким образом, современная роль государства также претерпевает изменения. Страны сегодня взаимосвязаны через сети экономических взаимоотношений, и нередко большие транснациональные компании (ТНК) имеют филиалы и подразделения в разных странах. Поэтому, с одной стороны, существует потребность в их государственном регулировании, однако, с другой стороны, те страны, в которых большая часть бюджета формируется из дохода этих ТНК, могут сократить государственный сектор экономики по мере роста своего ВВП.

4. В результате таких изменений изменяются и взаимоотношения между экономическими агентами. Современные информационные технологии позволяют сократить расстояние и ускорить процесс обмена информацией, а также упростить работу крупных организаций. Развитие компьютерной отрасли является одним из самых перспективных, поскольку позволяет принять на себя огромный объем работы, который и далее увеличивается с ростом населения и появлением новых способов производства и организации экономических взаимоотношений и функционирования. В производстве компьютерные технологии используются как для самовоспроизводства,  ибо применяются для сверхточного копирования сложных наукоемких продуктов, таких как микрочипы и интегральные схемы,  так и для обеспечения безошибочной работы человека, например, в авиации, автомобилях и других отраслях.

5. Такая зрелая, развитая система, вбирающая в себя все взаимоотношения между экономическими агентами, система функционирования экономики, безусловно, требует обслуживания. С одной стороны, человечество занимается разработкой оптимальных способов организации предприятий, с другой стороны, сами физические средства требуют обслуживания.

6. Сегодня сервисное обслуживание капитальных товаров имеет большое число видов и разделяется по этапам срока службы. Производство не только самих товаров приобрело массовый характер, но и производство средств и материалов для обслуживания этих товаров тоже достигает примерно такого же массового уровня. Все производители автомобилей имеют более или менее отлаженную систему сервисного обслуживания своих проданных машин, производители компьютерной техники имеют еще более развитую (в силу пока все еще большей доступности) систему послепродажного обслуживания и ремонта своей продукции. При этом имеет место тенденция к снижению затрат на сервисное обслуживание, во-первых, за счет такого же массового производства запчастей, во-вторых, за счет организации массового сервисного обслуживания, обеспечивая все большую долю занятости в этом секторе.

7. Однако развитие технических возможностей производства имеет и другую особенность. Увеличение объемов выпускаемой продукции влечет за собой удешевление средней цены, в результате чего относительная стоимость обслуживания техники постепенно увеличивается.

8. Технологический прогресс при производстве наукоемких товаров требует значительных инвестиций в разработку, тестирование, маркетинг и другие аспекты их подготовки к внедрению. Однако зачастую, когда такой наукоемкий товар уже существует и пользуется успехом на рынке, производство каждого следующего поколения такого товара имеет высокую степень диффузии при внедрении и стоимость производства значительно снижается.

9. Другим свойством производства, ведущим к изменению стоимости товаров, является обобществление способа производства частей и комплектующих этих продуктов. Одни и те же предприятия могут производить комплектующие для разных компаний, которые уже под своим брендом и дизайном конечной продукции выпускают продукт на рынок (Вендоры). Таким образом, в результате применения одних и тех же комплектующих в производстве товаров смежных отраслей или даже соседствующих компаний, снижаются затраты на обучение обслуживающего персонала. При этом производители запчастей также инвестируют в разработку дизайна своей продукции таким образом, чтобы эти комплектующие можно было с минимальными издержками установить или заменить, что является одним из средств конкуренции между производителями.

10. До тех пор пока мы не задумываемся о конечном потребителе этих товаров и услуг, ценовая конкуренция имеет большое значение в организации производства. Однако, как уже было описано выше, доступность товаров, производимых на массовый спрос, растет огромными темпами, и соответственно доходы от обеспечения людей этими товарами снижаются. Возникают новые потребности, удовлетворение которых требует осуществления больших инвестиций в разработку новых качеств товаров, а также полностью новых товаров. Например, к автомобилю сегодня уже предъявляются требования не только по быстрому и комфортному перемещению, но и главным образом, по безопасности. Это означает инвестиции со стороны производителей в разработку систем отслеживания и оповещения о положении автомобиля относительно других участников движения и других систем, повышающих безопасность человека при движении в автомобиле.

11. Другим критерием выбора среди товаров уже становится дизайн и бренд компании-производителя. Методы неценовой конкуренции становятся более эффективными. Здесь, в зависимости от отрасли, можно рассмотреть два случая. Например, в авиации, выбор о том, какие самолеты закупить, имеет большее влияние на организацию авиакомпании, чем на конечных потребителей услуг по перевозке – пассажиров и транспортные компании. Сегодня работают несколько крупных авиапроизводителей, главные два из которых – Boeing и Airbus. Имеются и другие, менее крупные, такие как Bombardier или ATR, а также отечественные, однако механизм неценовой конкуренции максимально явно можно увидеть при анализе свойств и характеристик продукции Boeing и Airbus.

12. Эти две корпорации – имеют значимые различия в подходе к дизайну кокпита самолета. Компания Boeing конструирует средства управления самолетом так, чтобы пилот имел максимальную информацию и максимальный контроль над самолетом, принимая решение, какие из систем будут работать под управлением компьютера. При должной подготовке и правильном использовании самолеты Boeing имеют очень высокую конкурентоспособность внутри своего класса, однако, у компании Airbus иной подход.

13. Инженеры корпорации Airbus имеют целью при дизайне кокпита самолета минимизировать человеческий фактор, который может привести к ошибочному управлению самолетом. Поэтому многие системы функционируют самостоятельно, компьютер сообщает информацию о части из них. Таким же образом, без команды пилота, системы начинают и заканчивают свою работу, пилот же контролирует основные органы управления самолетом. Это позволяет обеспечить значительную экономию на обучении пилотов, однако все же существует риск отказа систем, в истории присутствуют такие случаи, и количество их наравне с проявлением человеческого фактора. Обе компании имеют примерно одинаковую стоимость воздушных судов и примерно одинаковый рейтинг безопасности.

14. Таким образом, выбор компании-производителя определяет структуру расходов и организационные свойства авиакомпаний, занимающихся перевозкой людей и грузов. И методы конкуренции по цене могут быть эффективны, только если компания является одной из крупнейших, такой как Ryan Air. Однако эта компания смогла добиться таких низких цен в основном из-за наличия у нее воздушного флота, состоящего из одной модели самолетов – свыше 270 штук Boeing 737 New Generation Series, сократив, таким образом, значительно издержки по сервисному обслуживанию своих самолетов.

Заключение

В результате анализа изменений, которые происходят в способе ведения бизнеса, как в России, так и в других странах, можно сделать вывод о том, что сегодня высока степень перехода бизнеса от анализа производственных возможностей к более детальному анализу потребностей покупателей. Таким образом, тенденции к реорганизации рынков, вероятно, будут сохраняться и дальше, даже на фоне экономического кризиса. Это приведет к постепенному переходу бизнеса больше на проектную работу, при взаимодействии с крупными производителями.

Перспективы развития новой экономической системы сложно оценить однозначно, и как именно может повлиять изменение организации производства и потребления в будущем, будет зависеть не только от разработки и внедрения новых технологий, но и политики взаимодействия стран между собой.

В России наблюдается, с одной стороны, политика укрупнения бизнеса, создание синергетического эффекта, в том числе в случаях, когда это может быть ребрендинг и корректировка положения компании на рынке. С другой стороны, более крупные компании имеют возможность передать больше областей своей деятельности в аутсорсинг, тем самым проявляя гибкость на рынке. Сегодня это заметно уже во многих отраслях, начиная с контрактов между поставщиками, заканчивая контрактами по привлечению персонала. Однако, для точного определения оптимальной организации компании на рынке нужны обязательно более детальные исследования, связанные уже с конкретной отраслью, в которой она работает.

Список использованной литературы:

Дементьев, В. Е. 2011. Инвестиционные проблемы инновационной паузы в экономике / В. Е. Дементьев // Проблемы прогнозирования. - 2011. - N 4. - С. 13-27. - Библиогр.: с. 26-27 (44 назв.) - ISSN 0868-63512.

Гринин Л. Е. 2007. Производственные революции и периодизация истории. Вестник Российской Академии наук 77(4): 309–315.

Гринин Л. Е. 2003. Производительные силы и исторический процесс. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Волгоград: Учитель.

Гринин Л. Е. 2006а. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига/URSS.

Полтерович В. 2009. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации. Вопросы экономики 6: 4–23.

Cipolla C. M. (Ed.) 1976. The Industrial Revolution. 1700–1914. London; New York: Har-vester Press, Barnes & Noble.

Дементьев В.Е. Ловушка технологических заимствований и условия ее преодоления в

двухсекторной модели экономики // Экономика и математические методы, 2006, №4, с.

17-32.

Портер Майкл. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

Тенденции развития современного наукоемкого производства