Инновационная организация рынка транспортных услуг на основе единой информационной системы
Брусов Александр Сергеевич
Магистрант 2 курса,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Высшая школа государственного администрирования
г. Москва
Инновационная организация рынка транспортных услуг на основе единой информационной системы
Транспорт является стратегически важным комплексом, в значительной степени определяющим мощь государства, так как обеспечивает нужды общества в перевозке грузов и пассажиров. Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов или пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления.
Транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одним из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для продажи.
Темпы развития транспорта должны несколько опережать потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики.
Потребность в совершенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки, в свою очередь, позволяет транспорту оказывать услуги на более высоком уровне при уменьшении затрат.
Важно отметить, что в рыночных условиях несколько изменился подход к единой транспортной системе. Появившуюся сегодня конкуренцию нужно рассматривать не как противопоставление одного вида транспорта другому, а как явление, стимулирующее развитие транспорта, поиск новых прогрессивных технологий транспортировки для снижения стоимости транспортных услуг и повышения скорости доставки.
Для эффективной роли транспорта в развитии экономики нашей страны особо необходимо решить задачи по обновлению современного автопарка и подготовке квалифицированных специалистов, также необходимо развитие современной инфраструктуры.
В условиях российского рынка транспортных услуг характерен недостаток информации о действующих на рынке грузоотправителях, грузополучателях и грузоперевозчиках. Участники рынка транспортных услуг не имеют достаточной возможности использовать комплексные критерии оценки, одним из которых является ценовой. При этом в ряде случаев не учитывается репутация участников на рынке.
Сегодня российские предприниматели начинают достаточно четко осознавать необходимость консолидации участников товародвижения. В этих условиях транспортным организациям придется объединить локальные силы путем создания единой информационной системы и объединения усилий и средств для получения синергетического эффекта. Данные изменения в любом случае изменят взаимодействие людей и организаций, поэтому это является организационной инновацией.
Предпосылкой создания единой информационной системы является то, что информация слабо представлена для доступа по телекоммуникационным каналам, хотя в некоторых транспортных организациях проведена работа по публикации в сети Интернет. При этом имеющиеся в разных организациях представления информационных ресурсов (Web-сайты) преимущественно статические, плохо структурированы, не поддерживают средств интеграции и поиска.
Для совершенствования и систематизации транспортной системы, необходимо создать единую информационную базу, где должны быть отражены участники транспортного процесса, дислокация грузовладельцев, особенности транспортного процесса, грузопотоки и их структура, оперативные данные. В базе данных должна быть отражена информация: кому, какой груз, в каком количестве, откуда и куда, в какие сроки необходимо перевезти. Необходимо структурировать информацию о грузовладельцах, в частности, о наличии у них механизмов для погрузо-разгрузочных работ, времени работы складов и т.д.
Одновременно от Гидрометцентра России, дорожных и иных учреждений (для автотранспорта, например, от ГИБДД, Транспортной инспекции) необходимо получать оперативную информацию об определенных изменениях на трассе следования (ремонт дорог, закрытие отдельного участка дороги и т.п.).
При работе с постоянной клиентурой желательно создавать банки данных об особенностях взаимоотношений с клиентурой.
Инновационная организация рынка транспортных услуг заключается в создании единой информационной системы, которая должна объединить в интегрированное информационное пространство организации, участвующие в транспортном процессе (грузоотправителей, грузополучателей и грузоперевозчиков). В рамках единой информационной системы предполагается создание комплекса технических средств, обеспечивающего использование информационных ресурсов и полнофункциональное управление ими. Важнейшей составной частью проекта является создание информационного Web-портала, первоочередной задачей которого является объединение транспортных организаций в единую транспортную информационную систему.
Web-портал предполагает содержание существенных объемов представляющей интерес информации в структурированном виде. Использование системы управления базами данных для представления и обработки информации обеспечит высокую релевантность результатов поисковых запросов.
Цели создания единой информационной системы направлены на эффективное обеспечение и организацию транспортного процесса за счет использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники и автоматизации, создания, развития и интеграции информационных ресурсов транспортных организаций в единое пространство в электронном виде.
Главная задача, решаемая инфраструктурой единой информационной системы, - обеспечить интеграцию распределенных ресурсов для их непротиворечивого представления через единый интерфейс.
Единая информационная система предполагает объединение транспортных организаций с очень широким географическим распределением. Задача объединения транспортных организаций в интегрированное информационное пространство заключается в эффективном использовании информации, в частности: для повышения качества услуг, что является необходимым условием для дальнейшего развития российской транспортной системы.
Интеграция в единую транспортную информационную систему дает возможность транспортным организациям не только увеличить клиентскую базу, но и значительно расширить географию своей деятельности.
Хорошо отлаженная единая информационная система позволит транспортным организациям минимизировать риски, а клиентам, со своей стороны, сократить число необходимых визитов в офисы транспортных организаций. Этот фактор экономии времени клиента является очень важным конкурентным преимуществом.
Использование информационных технологий в организации транспортного процесса окажет влияние на снижение трансакционных издержек (информационные издержки, издержки ведения переговоров и принятия решения, издержки мониторинга и обеспечение контракта) при взаимодействии фирм грузоотправителей, грузополучателей и грузоперевозчиков друг с другом на рынке. Положительным влиянием информационной системы является возможность снижения неопределенности (а не ее увеличение как это обычно бывает) при снижении трансакционных издержек.
Одним из самых перспективных направлений является: онлайн-управление, обеспечивающее транспортный процесс. Такая система предоставляет клиентам возможность проводить весь цикл операций, связанных с обеспечением транспортного процесса, от оформления заявки на услугу до ее оплаты - через Интернет. Таким образом, упрощается процедура заказа, резко сокращается документооборот.
Особенностью транспортной продукции является тот факт, что ее производство проходит вне транспортного предприятия. А так как транспортные средства обладают повышенной мобильностью, то контроль за производством транспортной продукции затруднен и не всегда есть возможность осуществления обратной связи, т.е. воздействия на процесс производства продукции. Поэтому, для выхода из данного положения необходимо развивать информационные операционные системы (например, системы спутниковой навигации, мобильной телефонной связи). Это дает объективную картину фактических условий протекания процессов. Это позволяет в последующем учитывать выявленные особенности и устранять допущенные ошибки.
В случае наличия множества организаций, участвующих в транспортном процессе, в рамках единой информационной системы обеспечивается конкуренция между данными организациями, приводящая к снижению цен, более быстрому удовлетворению изменяющегося спроса. В данных условиях возникает большая вероятность поощрения инноваций и усовершенствований, обеспечивается доступ к большему объему информации.
Таким образом, данная единая информационная база позволит более эффективно управлять транспортным процессом, снизить затраты на перевозки путем комбинации различных видов транспорта, основываясь на научном расчете и принятии на этой основе более эффективного маршрута движения, более эффективного распределения потоков. Единая информационная система способствует большей открытости рынка транспортных услуг, дает возможность его изучения для потребителей услуг, повышает конкурентоспособность рынка в целом, а также способствует инновационному развитию рынка транспортных услуг.
Литература
- Троицкая Н.А. Единая транспортная система. М., 2007.
- Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. Пер. с англ. СПб: Издательский дом СПбГУ, 2005.
- Концепция создания единой информационной системы Российской академии наук http://ras.ru/scientificactivity/eis/eisconception.aspx.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Инновационная организация рынка транспортных услуг на основе единой информационной системы