Формирование инновационного законодательства как инструмент модернизации экономики России
Степаненко Дмитрий Михайлович,
Белорусско-Российский университет, Могилев
Формирование инновационного законодательства как инструмент модернизации экономики России
На современном этапе развития общества право (в объективном смысле) рассматривается как система исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных, формально определенных норм, выражающих в концентрированном виде согласованную волю, баланс интересов всех слоев общества и предназначенных для регулирования общественных отношений.
Функции права, репрезентируя собой основные направления его воздействия на общественные отношения, не являются чем-то статичным, застывшим, данным раз и навсегда. Напротив, они находятся в динамике, характер которой предопределяется как развитием права, так и развитием самого общества. По мере развития общественных отношений, перехода их с более низкой ступени на более высокую имеет место и совершенствование правового воздействия на указанные отношения, и, в частности, появление новых направлений такого воздействия, которые можно отнести к основным.
Прогресс общества и права как всеобщего регулятора его жизнедеятельности вызывает к жизни новые функции права, присущие ему на более высоких стадиях развития.
Развитие общества в современных условиях так или иначе связывается с активизацией инновационной деятельности, которая охватывает собой процессы создания и внедрения в жизнь прогрессивных нововведений в различных областях общественной жизни.
Право, будучи всеобщим универсальным регулятором общественного развития, способно и должно выступать в качестве катализатора прогресса общества на инновационной основе. Указанная посылка позволяет выделить инновационную функцию права как одно из ключевых направлений правового воздействия на общественные отношения в начале XXI века.
Суть инновационной функции права в концентрированном виде может быть обозначена следующим образом: правовые предписания должны всячески способствовать созданию и внедрению инноваций в стране, стимулировать физических и юридических лиц осуществлять инновационную деятельность, всесторонне защищать интересы инноваторов.
В наиболее общем виде могут быть выделены следующие направления правового воздействия на общественные отношения в рамках реализации выделенной инновационной функции права:
1)закрепление на высшем правовом уровне ориентации государства на развитие на инновационной основе;
2)законодательное закрепление налоговых льгот для субъектов, осуществляющих инновационную деятельность;
3)правовое закрепление возможностей и условий целевой финансовой поддержки за счет средств государства реализации предприятиями инновационных проектов;
4)закрепление на законодательном уровне норм, регламентирующих заключение и исполнение договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ;
5)законодательное закрепление норм, регламентирующих гражданско-правовую защиту объектов интеллектуальной собственности;
6)правовое закрепление норм, регламентирующих вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение прав на интеллектуальную собственность;
7)закрепление норм, регламентирующих функционирование в стране специальной инновационной инфраструктуры, под которой следует понимать совокупность субъектов, осуществляющих материально-техническое, финансовое, правовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности;
8)законодательное закрепление норм, стимулирующих внедрение прогрессивных нововведений в социальной сфере, в сфере государственного управления, в сфере обороны и безопасности;
9)формирование в стране специального законодательства, целевым образом ориентированного на интенсивное развитие на ее территории науки и образования, в том числе посредством закрепления в рамках такого законодательства нормы о том, что минимальная заработная плата в указанных сферах устанавливается на уровне не менее средней по стране;
10)планирование на научной основе самого процесса правотворчества, что способно вызвать к жизни многие потенциальные инновации государственно-правового характера;
11)целевое влияние посредством соответствующей правовой пропаганды на состояние как общественного правосознания, так и индивидуального правосознания отдельных граждан страны с целью обеспечения встраивания в него элементов позитивного отношения к инновациям и инновационной деятельности;
12)ориентация на сращивание воедино правовой культуры и инновационной культуры общества.
Вместе с тем, выполнение правом инновационной функции объективно предполагает соответствующую правотворческую деятельность государства, формирование в стране специального законодательства об инновационной деятельности. Именно такое законодательство способно выступать в качестве своего рода острия инновационной функции права, создавая предпосылки и давая необходимый толчок для качественной модернизации общества на инновационной основе.
Таким образом, реализация в Российской Федерации курса на модернизацию объективно требует формирования соответствующего требованиям времени и интересам достижения максимально возможных объемов новаторской активности национального законодательства об инновационной деятельности.
Для обеспечения большей устойчивости, стабильности и надежности такого законодательства необходимо, чтобы основные его нормы были сосредоточены не в подзаконных нормативных правовых актах, а в нормативных правовых актах более высокого юридического статуса законодательных актах.
Наиболее оптимальным вариантом решения отмеченной задачи представляется кодификация национального законодательства об инновационной деятельности, результатом которой призвано стать принятие Инновационного кодекса Российской Федерации, который должен являться основополагающим нормативным правовым актом государства, регулирующим отношения в инновационной сфере.
Инновационный кодекс России, будучи основой национального инновационного законодательства, призван предстать в качестве важного институционального механизма, целевым образом ориентированного на активизацию новаторской деятельности на ее территории. Он должен:
1)давать трактовку на законодательном уровне основополагающим понятиям, связанным с инновационной деятельностью (инновации, инновационная деятельность, инновационная политика, инновационный процесс, инновационный проект, инновационный потенциал);
2)фиксировать активизацию инновационной деятельности в качестве долгосрочной основы экономической стратегии страны;
3)законодательно четко и оптимально распределять полномочия государственных органов, реализующих инновационную политику;
4)закреплять на законодательном уровне основные критерии инновационных проектов, имеющих наиболее важное для страны значение, при соблюдении которых возможно финансирование из государственного бюджета их реализации;
5)определять мероприятия по привлечению в страну инновационно ориентированных иностранных инвестиций;
6)законодательно фиксировать национальные приоритеты в области развития высокотехнологичных производств;
7)формулировать конкретные мероприятия, направленные на обеспечение ускоренного развития в стране высокотехнологичных отраслей исходя из определенных приоритетов;
8)обеспечивать при прочих равных условиях инвестирования соответствующее стимулирование осуществления инвестиций в инновации;
9)законодательно закреплять критерии отнесения субъектов хозяйствования к инновационно активным и перечень мер соответствующего стимулирования такого рода предприятий.
Кроме этого, для обеспечения большей простоты и прозрачности реализации налогового стимулирования инновационной деятельности представляется целесообразным сосредоточение всех (или по крайней мере большинства) законодательных норм, предусматривающих льготы субъектам новаторской деятельности в сфере налогообложения, в рамках Инновационного кодекса Российской Федерации.
Трактовка на законодательном уровне значений основополагающих понятий, связанных с инновационной деятельностью, необходима для обеспечения высокого уровня эффективности работы государственных органов по стимулированию в стране новаторской активности. Это прежде всего связано с тем, что сотрудники органов власти и управления должны иметь исчерпывающее представление о параметрах деятельности, считающейся с точки зрения государства инновационной и являющейся объектом воздействия в рамках практической реализации соответствующих стимулирующих механизмов.
Важность законодательной фиксации активизации новаторской деятельности в качестве долгосрочной основы национальной экономической стратегии обусловливается необходимостью задания всему государственному аппарату страны четкой установки на осуществление всяческого содействия внедрению инноваций как стратегического направления всей государственной экономической политики. Более того, в Инновационном кодексе России следует предусматривать меры ответственности в отношении чиновников, умышленно или вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей препятствующих реализации инновационных проектов, игнорирующих требования соответствующего национального законодательства.
В свою очередь, законодательное закрепление четкого распределения полномочий между государственными органами, реализующими инновационную политику, также необходимо для повышения эффективности их указанной деятельности. Претворение в жизнь обозначенного предложения позволит:
1)устранить дублирование тех или иных функций и действий со стороны различных органов власти и управления в процессе их работы по реализации государственной инновационной политики;
2)сделать невозможным наличие противоречащих друг другу подходов со стороны различных национальных государственных органов применительно к тем или иным инновационным проектам на определенной стадии их реализации;
3)обеспечить высокий уровень взаимодополняемости в деятельности органов власти и управления страны по стимулированию новаторской активности на ее территории.
Регламентирование на законодательном уровне основных критериев инновационных проектов, при соблюдении которых возможно финансирование из государственного бюджета их реализации, необходимо для того, чтобы соответствующую поддержку со стороны государства получали прежде всего те проекты, которые имеют стратегически важное значение в общенациональном масштабе. Такой подход позволит, в свою очередь, по возможности максимизировать отдачу для развития народного хозяйства страны от государственного финансирования инновационных проектов.
К числу первоочередных критериев инновационных проектов, удовлетворение которым должно позволять рассчитывать на их финансирование со стороны государства, следует отнести:
1)недостаточность средств у инициаторов инновационного проекта для его самостоятельного финансирования (в случае, если инициаторами проекта выступают субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности, индивидуальные предприниматели или физические лица);
2)осуществление инновационного проекта в отраслях, относящихся к высокотехнологичным;
3)возможность завоевания новых зарубежных рынков в случае успешной реализации инновационного проекта;
4)возможность в результате успешного осуществления инновационного проекта налаживания выпуска в стране продукции, не имеющей аналогов в мире, при наличии достаточных оснований полагать о существенной величине спроса на нее в процессе ее последующей реализации потенциальным потребителям;
5)возможность создания на территории страны в результате реализации инновационного проекта производственных подразделений зарубежных транснациональных корпораций, фокусирующих большую часть своей активности в высокотехнологичных отраслях;
6)высокий, но рационально обоснованный уровень риска, имеющего место в процессе реализации инновационного проекта. Речь в данном случае идет о том, чтобы выгоды для страны в случае его успешной реализации были по крайней мере в несколько раз выше потерь в случае провала проекта;
7)возможность создания в стране в результате осуществления инновационного проекта новых производств, предполагающих использование технологических процессов, обладающих высокой степенью новизны в мировом масштабе;
8)осуществление инновационного проекта, основанного на задействовании объекта интеллектуальной собственности, запатентованного как в стране, так и за рубежом, и имеющего высокий потенциал своей реализации.
Огромную значимость для стимулирования новаторской активности внутри страны имеет и фиксация на законодательном уровне критериев отнесения субъектов хозяйствования к инновационно активным. Обозначенная фиксация позволит, в частности, выделить ряд групп предприятий в зависимости от масштабов указанной активности, а также сделает возможным отнесение каждого из действующих в стране субъектов хозяйствования к одной из данных групп и применение исходя из этого по отношению к нему стимулирующего воздействия на уровне, адекватном объему реализуемых им инноваций.
При этом к числу основных критериев, определяющих инновационную активность предприятий, которые видится целесообразным закрепить в Инновационном кодексе Российской Федерации, следует отнести:
1)степень новизны используемых на предприятии технологических процессов;
2)обладание предприятием объектами интеллектуальной собственности и эффективность их использования;
3)интенсивность внедрения на предприятии новых технологий;
4)наукоемкость продукции субъекта хозяйствования;
5)удельный вес инновационной продукции предприятия в общем объеме всей его продукции;
6)интенсивность внедрения субъектом хозяйствования в производство новых видов продукции;
7)интенсивность внедрения на предприятии организационных и экономических инноваций;
8)масштабы осуществляемых субъектом хозяйствования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, а также степень задействования результатов указанных работ в производственном процессе.
PAGE 5
Формирование инновационного законодательства как инструмент модернизации экономики России