Экономическая политика России в Восточной Азии

Суслов Д.В.,

Институт Экономических Исследований ДВО РАН,

Хабаровск

Экономическая политика России в Восточной Азии

Рассматриваемой в моем докладе проблемой являются интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе и Восточной Азии и связанные с этим возможности участия в них России при проведении собственной экономической политики.

К началу 3-го тысячелетия АТР превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мира. На долю стран этого региона, который включает в себя две наиболее крупные экономики мира (США, Япония), а также ряд наиболее динамично растущих экономик (Китай, “новые индустриальные страны”, а также государства АСЕАН) приходится порядка 60% мирового ВНП, 50% внешнеторгового оборота и почти 40% валовых инвестиций в мировой экономике. Входящие в АТЭС развивающиеся страны Восточной Азии представляют собой один из общепризнанных полюсов роста мировой экономики в целом.

С интеграционной точки зрения АТР представляет собой разнородную систему стран. Учитывая количество и масштаб стран, а также их различия в экономической и политической системах, интеграционные процессы в АТР развиваются совершенно по иной модели в сравнении с Европой и Северной Америкой.

В отличие от Европейского союза, примера классической интеграции, в АТР пока не существует общерегиональных таможенных союзов и попыток установления единой политики регулирования интеграционных процессов. Здесь есть как межправительственные органы, так и объединения деловых кругов, а основа интеграционных процессов лежит в экономической плоскости, нежели в политической.

Уже продолжительное время страны АТР показывают высокие темпы экономического развития. Так, по мнению экспертов Мирового банка, МВФ, Азиатского банка развития, темпы экономического роста некоторых стран Восточной Азии (таких как Китай и др.) выше среднемирового уровня будут наблюдаться как минимум в среднесрочной перспективе даже в условиях кризисных явлений в мировой экономике.

До кризиса 2008 г. такая динамика обеспечивалась благодаря расширению экспорта и масштабов привлечения иностранных инвестиций. При этом странами проводилась эффективная экономическая политика, основными направлениями которой были приватизация и либерализация в национальных экономиках, а также в сфере внешней торговли и движения капитала.

Если к концу 1990-х годов доля экспорта азиатских стран в мировом экспорте составляла менее 20%, то к 2007 г. этот показатель увеличился до 28%, а по импорту – до 25%. США остаются основным рынком экспорта для азиатских экономик (на долю которых в 2007 г. приходилось 30% их общего экспорта). При этом доля внутрирегионального экспорта стран Азии в 2007 г. составила почти 50%.

Следует отметить, что, развивающиеся экономики АТР демонстрируют более высокие темпы и объемы привлечения иностранных инвестиций, чем прочие развивающиеся страны вне региона.

Усиление взаимозависимости во внешнеторговой сфере происходило сразу по нескольким направлениям. Во-первых, происходит рост взаимной торговли на уровне крупнейших субрегионов АТР (Восточная Азия и Океания, с одной стороны, и Северная и Южная Америка, с другой). Во-вторых, растет доля взаимной торговли и между странами внутри этих двух крупных субрегионов.

Важной тенденцией современного развития стран АТР является рост взаимозависимости и в сфере международного движения капиталов, прежде всего это касается прямых и портфельных инвестиций. Например, внутрирегиональная доля накопленных прямых иностранных инвестиций для стран АТР превышает 50%.

Дальнейшее развитие интеграции в АТР связывается с претворением в жизнь так называемой “Богорской декларации” стран АТЭС от 1994 г., предусматривающей создание зоны свободной торговли между развитыми странами АТЭС к 2010 г. и между всеми государствами-членами организации – к 2020 г. По мнению экспертов, это может поддержать экономический динамизм как региона, так и всей мировой экономики в среднесрочной и в долгосрочной перспективе, что и было подтверждено в декларациях последнего саммита АТЭС в Сингапуре (ноябрь 2009 г.)

В настоящее время в АТР функционирует множество зон свободной торговли в рамках заключенных дву- и многосторонних соглашений о свободной торговле (ССТ), наиболее крупной и известной из которых является Североамериканская зона свободной торговли между США, Канадой и Мексикой (НАФТА). Несмотря на определенные трудности, страны АСЕАН уже давно сформировали свою зону свободной торговли. Также к настоящему времени заключены соглашения о свободной торговле АСЕАН-Япония, АСЕАН-Корея, АСЕАН-Китай и более того активно ведутся двух- и трехсторонние переговоры по поиску оптимальных форм субрегиональных союзов и перспективного взаимодействия.

Таким образом, интеграционные процессы в АТР развиваются в основном на субрегиональном уровне, охватывая группы стран, достаточно однородных с экономической точки зрения, имеющих достаточно обширную базу взаимодействий в различных областях.

Так, без участия России ее ближайшие соседи Китай, Япония и Республика Корея уже приступили к формированию подходов и механизмов будущей интеграции в Северо-восточной Азии (СВА). Так, были созданы трехсторонние аналитические группы, предоставляющие правительствам этих стран согласованные рекомендации по координации экономической и финансовой политики, а также развитию торгового и инвестиционного сотрудничества между ними. В этих странах на академическом и деловом уровне прорабатываются такие вопросы, как создание в регионе единого энергетического кольца и транспортных коридоров в Европу (в частности и через Россию), образование зон свободной торговли, валютного союза и т.п.

Что означают все эти процессы для России и ее экономической политики в регионе сегодня и в будущем?

Формально Россия участвует в работе межправительственных и бизнес объединений стран АТР и Восточной Азии, но реально не играет сколько-нибудь существенной роли в торговом и инвестиционном взаимодействии с ними.

Так, в 2008 г. на долю стран АТР пришлось примерно 13% российского экспорта и 33% импорта страны, объемы которого в последние годы значительно повысились. При этом внешнеторговый оборот России со странами АТР только за 2008 г. увеличился на 40%. Этот было обеспечено как расширением объемов экспорта, так импортных поставок из стран региона. При этом структура экспорта насчитывает около 3-5 крупных статей, что делает неудовлетворительной всю структуру товарооборота.

Ведущими экономическими партнерами России в азиатской части АТР традиционно являются страны Северо-восточной Азии: Китай, Япония и Республика Корея. Так, на долю КНР в 2008 г. пришлось только 4,5% российского экспорта и 13% импорта. При этом масштабы российско-китайских связей значительно уступают объемам операций китайской стороны с другими государствами АТР. Так, Россия во внешней торговле КНР в 2007 г. по экспорту занимала 2,3%, в то время как Республика Корея – 4,6%, Япония – 8,4%, США – 19,1%, ЕС(25 стран) – 20%.

Что же касается объемов привлекаемых прямых иностранных инвестиций из стран АТР, то в число относительно значимых инвесторов в Россию входят только США и Япония. Так, на конец марта 2009 г. объем накопленных прямых инвестиций этих двух стран составил 2,9 млрд долл и 688 млн долл. соответственно. При этом отметим, что за последние три года китайские инвесторы вложили 442 млн. долл. прямых инвестиций в российскую экономику, хотя еще 5 лет назад общий объем китайских прямых инвестиций в России лишь немногим превышал 100 млн. долл.

Таким образом, опыт внешнего взаимодействия России со странами АТР и Восточной Азии показывает, что используемая модель внешнего сотрудничества требует изменений.

Хотя в последнее время Россия все активнее начинает использовать т.н. восточный вектор в вопросах проведения собственной экономической политике, кроме желания участия в региональных интеграционных процессах до настоящего времени не сформирована устойчиво развивающаяся экономическая база этого сотрудничества. При этом не выработаны стратегия этого взаимодействия, направления и механизмы реализации российской экономической политики со всеми странами региона в целом, и в рамках Северо-восточной Азии (СВА) в частности, как в политической плоскости, так и со стороны крупного бизнеса.

Учитывая то, что интеграционные взаимодействия более активно начали развертываться в Северо-восточной Азии только в начале 21 века, и которые все еще характеризуются значительно более низкими темпами, чем в Юго-восточной Азии, у России остаются шансы принять активное участие в формировании новой архитектуры этой регионализации.

Но этого будет нельзя сделать без создания новых направлений сотрудничества, без диверсификации существующих торговых взаимодействий, прежде всего, со странами т.н. большой тройки СВА (Япония, КНР, Республика Корея).

По нашему мнению необходима активная работа по созданию условий и механизмов, в первую очередь внутри самой России для реализации и продвижения крупных международных проектов на субрегиональном уровне Северо-восточной Азии, к которому естественно примыкает российский Дальний Восток.

Наиболее перспективными сферами для таких проектов представляется топливно-энергетический и транспортный комплекс. При этом уже сегодня можно активнее использовать существующие неправительственные институты такого сотрудничества – это: Экономический форум СВА, Газовый форум и Экономическая конференция СВА.

Кроме того, по нашему мнению реального участия России при выстраивании новой системы интеграционных взаимодействий в Восточной Азии будет трудно достичь без:

- выработки четкой стратегической линии как официальных, так и крупных бизнес кругов в отношении экономического взаимодействия в восточноазиатском регионе;

– гарантий поддержки и содействия со стороны российского правительства крупных международных проектов в топливно-энергетической и транспортной сферах;

– привлечения как крупных отечественных, так и иностранных инвестиций, прежде всего в международные проекты, которые по нашему мнению могут вызвать определенный мультиплицирующий эффект для развития смежных секторов и повышения экономической активности в субрегионе в целом.

3

Экономическая политика России в Восточной Азии