Научно-образовательный потенциал Северо-Западного федерального округа

PAGE 7

научно-образовательный потенциал

Северо-Западного федерального округа

Щеглова Анна Николаевна

ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» Кольский филиал

Старший преподаватель

Социально-экономическое развитие как России в целом, так и отдельных регионов страны зависит в первую очередь от рационального использования научно-образовательного потенциала.

Термин «потенциал» (от лат. potentia - сила), в широком смысле обозначает, имеющиеся в наличии средства, запасы, источники, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели или решения какой-либо задачи [1]. Таким образом, структуру научно-образовательного потенциала составляют учреждения высшего профессионального образования и научные организации, выполняющие исследования и разработки. Акцент на высшее образование сделан неслучайно, это связано, прежде всего, с тем, что именно на вузы ложится ответственность за подготовку профессиональных кадров, являющихся основой инновационного развития России.

Необходимым условием, обеспечивающим полноценное развитие и научной, и образовательной деятельности является их эффективное и устойчивое взаимодействие.

Для количественной оценки научного и образовательного потенциала Северо-Западного федерального округа были использованы следующие показатели: количество высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций по федеральным округам, численность населения и студентов в регионе, численность персонала, занятого исследованиями и разработками.

В целом по количеству высших учебных заведений и научных организаций СЗФО занимает в России 3 место [2]. Научно-образовательный потенциал СЗФО включает 311 высших учебных заведений, в т.ч. 132 самостоятельных вуза и 179 филиалов (по состоянию на 2008/2009 уч. год), 533 научно-исследовательские организации. Однако образовательные и научные учреждения неравномерно распределены по территориям.

Абсолютным лидером в федеральном округе по количеству высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций является Санкт-Петербург, что свидетельствует о специализации города на научно-образовательной деятельности. На втором месте по числу высших учебных заведений находится Ленинградская область - 39 вузов, далее Калининградская область - 30 и Мурманская область - 29. По числу организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, в число лидеров вошли (кроме Санкт-Петербурга): Архангельская область (32), Республика Коми (25) и Мурманская область (24).

Количество высших учебных заведений к 2008 г. как в России в целом, так и в Северо-Западном федеральном округе по сравнению с 1995 годом выросло более чем в 1,5 раза, а численность студентов увеличилась почти в 2,5 (с 317,4 тыс. чел. до 761,4 тыс. чел. соответственно). В целом по округу численность студентов вузов в расчете на 1000 населения выше среднего показателя по России - 57 чел., при 53 чел. в РФ, что свидетельствует о доступности высшего образования в регионе и привлекательности этих вузов для молодежи. Данную тенденцию можно объяснить, прежде всего, наличием в составе округа второго по величине города в России – Санкт-Петербург, исторически являвшегося крупнейшим научным и образовательным центром.

Доля занятого в экономике населения, имеющего высшее и незаконченное высшее образование в СЗФО также выше среднего показателя по стране (31,2%, при 28,7 по РФ).

Число научных организаций, выполняющих исследования и разработки в Северо-Западном федеральном округе (как и по стране в целом), напротив ежегодно сокращалось. Это связано, прежде всего, в значительном сокращении финансирования фундаментальных и прикладных исследований. В результате непродуманных реформ в России в 1990-е годы резко сократилось бюджетное финансирование НИОКР, уменьшилась почти в 3 раза численность научных исследователей, произошла утрата целых научных школ [3].

Количество научных организаций в СЗФО с 1995 г. по 2008 г. уменьшилось с 642 до 533, соответственно уменьшилась и численность персонала, занятого исследованиями и разработками - с 162,3 тыс. чел. до 99,7 тыс. чел. Однако, по числу персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 1000 населения, показатель в СЗФО выше среднего показателя по России. Так, в 2008 г. данный показатель в среднем по России составлял 5 чел. на 1000 населения, а в СЗФО – 7 чел.

В последние десятилетия распространяется опыт построения и использования в аналитической работе ученых и практиков интегральных показателей социального направления, с помощью которых в том числе можно более детально оценить научный и образовательный потенциал общества. Так, в начале 1990-х гг. экспертами Программы развития ООН (ПРООН) для количественного сопоставления социального развития стран был разработан специальный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – основными составляющими которого являются следующие компоненты: долголетие, образованность, уровень жизни (ВВП на душу населения) [4].

Для оценки и сопоставления научно-технологического и инновационного развития стран используются такие показатели как: показатель внутренних затрат на исследования и разработки (в т.ч. по источникам финансирования и секторам деятельности), численность исследователей (в т.ч. по категориям и секторам деятельности) и т.д. [5]

Однако данные показатели характеризуют отдельно научную и образовательную сферу. Поскольку полноценное развитие и науки, и образования невозможно без их эффективного и устойчивого взаимодействия, целью данного исследования являлась апробация показателя - Индекса научно-образовательной потенциала, который позволил бы в целом оценить научно-образовательный потенциал региона.

Индекс рассчитывается как среднее арифметическое из отклонений фактических значений показателей региона от наилучших значений показателей по исследуемой совокупности регионов:

, (1)

где Ii – Индекс научно-образовательного потенциала j – го региона;

i – номер показателя, i = 1,2…, n;

n – количество показателей;

j – номер региона, j = 1,2…, k;

Xi j – значение i – го показателя для j – го региона;

Xi max – наилучшее значение i – го показателя по исследуемой совокупности регионов [6].

Для расчета Индекса научно-образовательного потенциала региона использованы следующие показатели:

- X1 – количество вузов на 1000 населения,

- X2 – количество научных организаций на 1000 населения,

- X3 – численность студентов на 1000 населения,

- X4 – численность исследователей на 1000 населения,

- X5 – численность защитившихся аспирантов на 1000 населения,

- X6 – внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на 1000 населения,

- X7 –затраты на технологические инновации в расчете на 1000 населения.

При расчете Индекса из поля исследования был исключен Санкт-Петербург как явный экстремум. Полученные в процессе расчетов результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Научно-образовательный потенциал Северо-Западного федерального округа

Регионы

2005

2007

2008

1

2

3

4

Республика Карелия

0,40

0,54

0,54

Республика Коми

0,56

0,51

0,47

Архангельская область

0,45

0,48

0,45

Вологодская область

0,44

0,48

0,40

Калининградская область

0,62

0,60

0,56

Ленинградская область

0,42

0,45

0,39

Мурманская область

0,75

0,77

0,71

Новгородская область

0,53

0,44

0,50

Псковская область

0,32

0,33

0,36

МАКСИМУМ

0,75

0,77

0,71

МИНИМУМ

0,32

0,33

0,36

На основе полученных данных было проведено ранжирование регионов. В результате они распределились на три группы по следующим критериям:

если Ij . 0,70, то уровень высокий,

если 0,50 Ij 0,60 , то уровень средний,

если Ij .< 0,50, то уровень низкий (табл. 2).


Таблица 2

Ранжирование регионов по уровню Индекса научно-образовательного потенциала, 2008 г.

Регионы

Высокий уровень

Мурманская область

Средний уровень

Республика Карелия, Калининградская область, Новгородская область

Низкий уровень

Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Ленинградская область, Псковская область

Проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы.

Наибольшее значение Индекса по всем трём исследуемым годам имеет Мурманская область. Происходит это в основном за счет следующих факторов:

  1. показатель внутренних затрат на исследования и разработки (является главным при проведении международных сопоставлений научно-технического и инновационного развития стран1) в расчете на 1000 населения в течение трех исследуемых лет значительно превышал объём тех же затрат по другим субъектам региона и с каждым годом устойчиво возрастал;
  2. затраты на технологические инновации в расчете на 1000 населения также в разы выше, чем в других субъектах региона, причем данный показатель превысил даже значение показателя по Санкт-Петербургу, ранее взятому за экстремум.

Таким образом, использование данного Индекса позволяет выявлять различия в научно-образовательном потенциале регионов и формировать мероприятия, направленные на улучшение ситуации, а, следовательно, и на создание основы равномерного социально-экономического развития регионов.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse
  2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.
  3. Ротов, Р. Альтернатива примитиву /Р. Ротов // Еженедельная газета научного сообщества «Поиск» № 12 (1086) 19 марта 2010 г. стр. 6-7
  4. Официальный портал Организации объединенных наций / Доклад о развитии человека 2007/2008 - Режим доступа: http://www.un.org/russian/esa/hdr/2007/
  5. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. Москва 2009 г.
  6. Олейник, О.С. Оценка социальной обеспеченности жителей региона // Реструктурирование экономики : ресурсы и механизмы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – С.83-84.

1 Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. Москва 2009 г.

Научно-образовательный потенциал Северо-Западного федерального округа