Управление качеством образования – основа инновационного развития экономики

Максимцев И.А., ректор

Горбашко Е.А., проректор

Санкт-Петербургский государственный

университет экономики и финансов

Управление качеством образования – основа инновационного развития экономики

Важнейшей составляющей экономического и социального развития страны выступает ее интеллектуальный потенциал, который непосредственно определяется качеством образования.

Развитие технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становится важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Инновационная экономическая система построена на комплексе процессов интенсивного получения и использования новых знаний как результата научной деятельности. Чем быстрее будут появляться на рынке инновационные продукты, ориентированные на использование новых знаний, тем выше будет уровень конкурентоспособности, то есть возможности реализации максимального объема продукции, привлечения потенциальных потребителей из других секторов рынка, максимизации объема прибыли и т.д. Получение экономикой возможности использования новых знаний, а особенно в части результатов прикладных исследований и разработок возможно двумя путями: во-первых, инвестированием в научную сферу с последующим использованием собственных достижении; во-вторых, покупкой уже готовых результатов в виде интеллектуальной собственности. И в первом, и во втором случаях успешность инновационной деятельности определяется уровнем квалификации работников, располагаемого человеческого потенциала. Соответствие квалификации работников потребностям научной, инновационной или производственной деятельности определяется соответствием содержания и форм первичного высшего профессионального образования этим требованиям, а также тщательной селекцией и обеспечением послевузовского обучения персонала.

Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого образовательного учреждения, а требует целенаправленных и скоординированных усилий как государства и общества, так и самих образовательных учреждений. Изменения, произошедшие в системе российского образования за последнее десятилетие, остро поставили задачу постоянного повышения его качества как стратегического фактора развития страны, обеспечения воспроизводства и накопления образовательных ресурсов, внедрения инноваций, как в сам процесс обучения, так и в процессы управления образовательными учреждениями.

С повышением роли образования в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого экономического развития государств в России и зарубежных странах происходят существенные изменения в сфере образования, затронувшие как саму философию образования, его глобальные цели и задачи, организационные структуры, так и содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения качества образования.

Значительную роль в решении данной проблемы сыграло подписание Россией в 2003 году Болонской декларации, реализация которой направлена на создание единого европейского образовательного пространства и обеспечение гарантий качества образования на основе разработки и реализации сопоставимых критериев и методологий.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, определена главная задача российской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Вхождение России в мировое образовательное сообщество, ее участие в Болонском процессе, социально-экономические реалии XXI века выдвигают новые требования к национальной системе образования - создания новой системы образования, которая соответствовала бы провозглашенному курсу на инновационное развитие страны. При этом необходимо не только сохранить весь накопленный положительный опыт, но и принять во внимание современные методы управления и совершенствования деятельности.

В современных условиях качество образования определено как основополагающая позиция в формировании общеевропейского пространства высшего образования. В этой связи странами-участницами Болонского процесса принято обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем обеспечения качества образования на уровне ВУЗов, национальном и европейском уровне. При этом подчеркивается необходимость создания общих критериев и методик оценки качества.

Проводимые в рамках Болонского процесса мероприятия в перспективе имеют далеко идущие последствия. Постоянно инициируемая и поддерживаемая на институциональном уровне прозрачность, сопоставимость и условия взаимной приемлемости образовательных программ и их отдельных модулей (при условии сохранения ответственности базового образовательного учреждения за качество полученного образования в целом) постепенно трансформирует конвергентные процессы и явления в национальных образовательных системах, вызванные и регламентированные Болонским процессом, в общеевропейские унифицированные образовательные системы образовательные программы, учебные планы, критерии качества и др..

Соответственно в этих условиях важное значение имеет международное сотрудничество российских вузов с зарубежными партнерами в области обеспечения качества образования. Последнее может быть реализовано в рамках следующих основных направлений: создание совместных (международных) образовательных программ и их аккредитация на национальном и международном уровне; проведение совместных научных исследований в области обеспечения качества образования и выполнение международных проектов; подготовка бакалавров и магистров по направлению «Управление качеством» в рамках международных образовательных программ; участие университетов в международных организациях, занимающихся вопросами обеспечения качества образования; участие преподавателей, сотрудников и университетов в международных конференциях в области обеспечения качества образования.

В соответствии с Концепцией стратегического развития международного сотрудничества Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ) активно реализует вышеназванные направления в области обеспечения качества образования.

Формирование международных образовательных программ в Университете базируется на основных положениях Болонского процесса, «дублинских дескрипторах» по присуждению квалификаций бакалавра и магистра, требованиях ENQA.

В настоящее время в Университете реализуются семь международных образовательных программ, предусматривающих выдачу дипломов бакалавра и магистра. Развивая направление интернационализации образовательных программ, СПбГУЭФ создал условия для подготовки высококвалифицированных кадров (бакалавров, магистров) в рамках совместных образовательных программам и возможность получения по завершению обучения двух дипломов – российского и европейского.

Постоянно развивающееся сотрудничество с европейскими университетами позволяет обеспечить подготовку и реализацию ряда международных проектов: TEMPUS, Erasmus Mundus и др. Так, например, в рамках проекта TEMPUS была подготовлена международная образовательная программа «Экономика предприятия и международная интеграция», включающая специализацию «Управления качеством и инновации» совместно с римским университетом Сапьенца.

СПбГУЭФ и Стокгольмской школой экономики в России было проведено совместное эмпирическое исследование в целях построения ключевых компетенций профессорско-преподавательского состава экономического вуза. СПбГУЭФ был выбран СШЭ в качестве «эталона» для разработки компетенций европейского уровня качества основных категорий профессорско-преподавательского состава (зав.кафедрой, профессора, доцента, ассистента). Полученные инновационные разработки в данной области позволяют СПбГУЭФ обоснованно подходить к формированию ключевых компетенций должностных категорий преподавателей и осуществлять оценку качества претендентов на занимаемые должности с учетом требований ведущих европейских экономических вузов.

Имеющийся в СПбГУЭФ опыт в области программного и институционального обеспечения качества образования позволил разработать и реализовать ряд программ повышения квалификации, в том числе с международным участием. Так, в 2008- 2009 г.г. в СПбГУЭФ разработана и прошла успешную апробацию программа повышения квалификации «Обеспечения качества образования в условиях Болонского процесса», предлагаемая вузам России и стран СНГ. В дальнейшем предполагается развитие данной программы с привлечение ряда зарубежных вузов.

СПбГУЭФ участвует в разработке методических материалов и реализации принципов обеспечения качества образования как составляющей Болонского процесса на уровне европейских стран, участников Университетского Агенства Франкофонии (AUF – Agence Universitaire de la Francophonie). В октябре 2009 г. в СПбГУЭФ прошла первая в России конференция по инновационному обеспечению качества образования с участием франкофонных университетов мира.

Удачным примером стратегического сотрудничества является взаимодействие СПбГУЭФ и ряда вузов Санкт-Петербурга и Финляндии в рамках Финско-Российского инновационного университета (ФРИУ), соглашение о создании которого было подписано в марте 2009 г. Стратегическая цель создания университета – развитие совместной образовательной и научно-инновационной деятельности в условиях:

  • единых подходов к построению региональных инновационных систем;
  • формирования общеевропейского образовательного пространства;
  • широкого использования информационно-коммуникационных технологий.

Миссия ФРИУ: обеспечить высокий уровень качества образования на основе открытой инновационной платформы сотрудничества университетов России, Финляндии и других стран ЕС.

В соответствии со стратегической целью и миссией ФРИУ выделяются следующие основные направления сотрудничества участников проекта:

  • инновационное развитие технологий;
  • экономика инноваций;
  • образование и межкультурные коммуникации.

В рамках этих направлений предполагается проведение научных исследований, создание совместных образовательных и научных продуктов, проведение образовательной деятельности.

Дальнейшие перспективы стратегического сотрудничества университетов в области обеспечения качества образования в рамках ФРИУ могут быть связаны с разработкой критериев оценки и мониторинга качества совместных образовательных программ, обмена лучшими практиками в области разработки систем менеджмента качества и подготовки их к сертификации, обучения бакалавров, магистров и аспирантов (докторантов) в области управления качеством.

В настоящее время именно системы качества, создаваемые и функционирующие в образовательных учреждениях, выступают основным организационным механизмом обеспечения качества образования в вузах. Сегодня не возникает сомнений в необходимости интегрирования системы качества в систему управления образовательным учреждением. В этой связи значительные перспективы для реализации вышеназванных задач содержатся в различных моделях управления качеством, которые могут быть использованы для формирования систем управления качеством в ВУЗах.

Формирование системы качества (СК) является одним из приоритетных направлений деятельности СПбГУЭФ, определенных в Стратегическом плане развития СПбГУЭФ на 2007-2011 г.г. Разработка СК в СПбГУЭФ ведется в соответствии с требованиями Типовой модели системы качества образовательного учреждения, рекомендованной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Формирование СК в СПбГУЭФ базируется на многолетнем опыте работы университета в области управления качеством в образовании, включающем участие в конкурсе на получение премии Санкт-Петербурга в области качества в 2000 г., по результатам которого вуз стал лауреатом, а также создании системы менеджмента качества вуза на соответствие ГОСТ-Р ИСО 9001.

При разработке системы качества была проведена аналитическая работа по сравнительному анализу опыта ряда ведущих зарубежных университетов – партнеров СПбГУЭФ в области создания систем управления качеством (Франции, Германии, Финляндии, Италии). Это позволило значительно повысить качество управления образовательной и научно-исследовательской деятельностью в СПБГУЭФ, в том числе процессом создания и функционирования международных образовательных программ.

В 2006 году специалистами СПбГУЭФ разработан комплекс предложений и рекомендаций по проекту ГОСТ Р «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования»( IWA 2: 2004), которые были приняты Техническим комитетом 125 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии при подготовке второй редакции проекта ГОСТ Р IWA 2 .

Внедрение и функционирование систем управления деятельностью ВУЗов, ориентированных на качество образования, будет способствовать обеспечению конкурентоспособности российской системы высшего образования в целом и повышению конкурентоспособности отдельных высших учебных заведений, в частности. Соответственно подобный подход обеспечит подготовку квалифицированных кадров, способных эффективно работать в условиях современной инновационной экономики, обеспечивая ее устойчивое функционирование и развитие.

5

Управление качеством образования – основа инновационного развития экономики