Методология Форсайт в долгосрочной социально-экономической политике

Л.Г. Лагутина

Старший преподаватель кафедры «Прикладной экономики и управления»

Московского института экономики, менеджмента и права

Москва

Методология Форсайт в долгосрочной социально-экономической политике

В условиях современности успешное развитие национальной экономики связано с переходом к инновационной парадигме социально-экономического развития. Инновации становятся не только показателем устойчивого развития экономики и уровня благосостояния общества, но и решающим фактором глобальной конкуренции. В силу своей социальной, экономической и политической значимости, «инновационный вызов» требует выработки адекватной государственной стратегии.

Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, установившей в качестве целевого ориентира переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития экономики, к ключевым фактором инновационного развития отнесен интеллектуальный потенциал: «Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности»1. Таким образом, эффективность использования интеллектуального потенциала и создание условий для его воспроизводства становится приоритетным направлением макроэкономической политики.

Сложность решения этой проблемы обусловлена тем, что за годы становления рыночной экономики в России не было создано действенных экономических механизмов, способствующих воспроизводству и эффективному использованию интеллектуального потенциала. Наука и образование, то есть те сферы, в которых формируется интеллектуальный потенциал, оказались в сложном экономическом положении. В тоже время что неразрывная взаимосвязь в развитии образования, науки и производства является источником активизации инновационной деятельности в регионе. Поэтому развитие интегративной связи «образование» - «наука» - «производство» является важным шагом на пути решения задачи эффективного формирования и использования интеллектуального потенциала. В решении данной проблемы на уровне национальной экономики особенно важно учитывать специфику каждого региона и использовать меры, соответствующие реальным потребностям региональных экономик.

Современная государственная региональная политика ориентирована не столько на развитие регионов, сколько на их поддержку, на решение текущих задач, а не долгосрочных. Кроме того, действия органов власти нередко не соответствуют потребностям экономики региона. Общенациональные доктрины, концепции направлены на реализацию однотипных мер реформирования российской экономики. Следствием во многих случаях является нереализуемость макроэкономического сценария в силу неоднородности экономического пространства и регионального многообразия. В такой ситуации необходимо изменение характера проводимой в регионе политики, в основе которой должны находиться меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия органов власти и региональных сообществ. Также необходимо наличие устойчивой стратегии, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности за счет осуществления исследований и разработок на частной и государственной основе и наличия спроса на производимые продукты или услуги.

На сегодняшний день сложность при разработке региональной стратегии государства представляет недостаточное методическое и инструментальное обеспечение прогнозирования экономического развития регионов. В связи с этим неотъемлемой частью стратегии государства должно стать внедрение новых методических подходов к прогнозированию развития регионов страны.

В современных условиях управление социально-экономическими системами, опирающееся на традиционные методы прогнозирования, не способно обеспечить необходимую эффективность. Традиционное прогнозирование представляет собой конкретные предположения о будущем изучаемой системы на основе анализа ее состояния в прошлом и настоящем, на которые невозможно оказать влияние лицам, принимающим решения. Таким образом, получение прогнозов не позволяет оказать никакого воздействия на реальный ход событий.

На стадии ускоренных технологических и социальных изменений наибольшее значение приобретают такие аспекты реальности, как неопределенность и нестабильность, которые находят выражение в том, что:

  • окружающая действительность изменяется слишком быстро;
  • регионы являются открытыми системами, и непредсказуемые внешние события могут потребовать изменить принятые планы;
  • действия, предпринятые для достижения определенных целей на основе простой причинно-следственной связи, зачастую ведут к неожиданным последствиям.

Соответственно в экономической и социальной сферах зачастую возникают кризисы, разрушения, что неизбежно формирует потребность в таких прогнозах, которые создают предпосылки для обеспечения определенности и предсказуемости общественных процессов. В такой ситуации прогнозировать события в инновационной экономике практически невозможно. Поэтому процесс управления экономическими системами резко усложняется и возникает необходимость перехода от управления на основе прошлого опыта к стратегическому управлению, выявляющему внешние тенденции, риски, опасности, шансы, которые способны не только изменить сложившуюся ситуацию, но и вызвать новые направления развития в будущем. Это позволяет существенно сократить риски и уменьшить вероятность принятия неверных решений.

В таких условиях важная роль отводится процессу целеполагания, связанному с участием активных хозяйствующих субъектов в формировании целей развития через реализацию своих интересов. Как известно, в любой момент времени любая сложная система имеет множество различных вариантов развития, которые не всегда прогнозируются, даже в самых общих чертах. В то же время повышение роли человеческого фактора на этапе целеполагания обусловлено тем, что каждому человеку свойственны свои внутренние представления и знания (картины, модели мира) о ситуации. Различные представления и точки зрения, убеждения и интересы приводят к разному видению направлений развития. Управление какой-либо социально-экономической системой требует наличия в объединенном сознании группы управляющих модели объекта управления, будущее состояние которого необходимо достичь, а также модели его окружающей среды, чтобы убедиться в том, что изменяемый или вновь создаваемый объект реализуем, сможет существовать и будет оптимальным. Таким образом, сущность процесса управления заключается в создании субъектами управления образов желательного будущего или планов, в которых описывается, как будет изменяться регион, как должно измениться его положение в окружающем мире и т.д. При этом важно не только выявление желаемого будущего, но и анализ рисков, системы вызовов, связанных с предполагаемым изменением условий развития. Это позволит целенаправленно достигать отдаленных, разнообразных и сложных целей.

В связи с этим возникает потребность в новой методологии коллективного предвидения будущего, формирования его образа и координации шагов по его достижению. В этих целях в настоящее время в ведущих странах мира активно применяется методология Форсайт (от англ. Foresight – предвидение). Форсайт - это систематический, совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и ускорение совместных действий2.

Согласно Проекту долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) Форсайт – это «методология организации процесса, направленного на создание общего у участников видения будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими сегодняшними действиями»3.

Задачей Форсайта является выявление перспективных научных и технологических направлений, которые могут стать основой долгосрочной научной и инновационной политики развития региона, повышения конкурентоспособности региональной экономики и достижения высоких социально-экономических показателей. Дело в том, что, как указывает М. Портер, «нововведение не ограничиваются достижениями науки и технологии, а включают в себя выявление и удовлетворение нужд потребителей, улучшения в мониторинге, распределении и услугах, что не менее важно, чем новшества, возникающие в научных лабораториях»4

Целью Форсайта является создание долгосрочных прогнозов инновационного, социально-экономического развития региона с горизонтом видения 15-30 лет. Долгосрочное видение перспектив социально-экономического развития региона способствует повышению качества управленческих решений органами власти. Форсайт позволяет сосредоточиться именно на процессе целеполагания, тогда как ранее основные усилия направлялись на достижение поставленных целей.

Необходимым условием долгосрочного прогноза является формирование «видения» целостной непротиворечивой картины будущего, отражающей перспективы развития региона, изменение показателей социально-экономического развития, изменение положения региона в стране и в мире. Это позволяет определить, какие действия необходимо предпринять для достижения цели, каким образом необходимо воздействовать на интеллектуальный потенциал.

Эффективность Форсайта обеспечивается участием экспертов и сужения области предсказаний только их профессиональной областью, где их интуитивные способности принимают направленное действие и могут дать максимальный результат. При этом для выхода на интегральную и непротиворечивую картину результаты опросов экспертов обрабатываются по различным методикам.

В отличие от прогнозирования (таблица 1), методология Форсайт заключается в обобщении разрозненно существующих экспертных позиций, что позволяет наметить наиболее возможные траектории научного и технологического прогресса в будущем, а значит использовать результаты прогнозов в политике5. Поэтому Форсайт является предвидением и предполагает те или иные варианты будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий, правильности определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору того или иного сценария, принятых мер по его реализации.

Таблица 16.

Сравнение Форсайта и прогнозирования

Форсайт

Традиционное прогнозирование

Представляет собой анализ информации о будущем с целью выявления приоритетных направлений и создания образов желательного будущего

Представляет собой конкретные предположения о будущем, сделанные на основании текущей ситуации

Возможно формирование долгосрочных прогнозов в горизонтом видения до 30 лет

Возможно формирование долгосрочных прогнозов с горизонтом видения до 15 лет

Важная роль принадлежит человеческому фактору

Требует жесткого следования методикам и не зависит от субъективных мнений

Необходимо достижение консенсуса между всеми заинтересованными в окончательных результатах лицами

Достижение консенсуса не является принципиальным

Строго определяется направление движения, жестко привязанное к определенному, зафиксированному образу будущего, но допускается возможность корректив

Окончательный выбор не сделан до тех пор, пока возможно несколько различных сценариев развития

Таким образом, эта методология связана не с предсказанием будущего, а скорее, с его формированием, что позволяет считать Форсайт специфическим инструментом управления социально-экономическим и инновационным развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру7.

Реализация Форсайта в регионе может стать незаменимым элементом в среднесрочной и долгосрочной макроэкономической политике в области научно-технологического и социально-экономического развития страны, так как Форсайт - «уникальный способ почти автоматической трансляции результатов прогнозирования в управленческие решения его участников и согласование их действий»8.

Применение Форсайта позволяет принципиальным образом изменить содержание государственной инновационной политики. При этом усилия должны направляться не на поддержку отдельных предприятий, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками ресурсов и производителями товаров и услуг, между конечными потребителями и производителями, между производителями и производственными институтами.

В соответствии с данной методологией разработка образа будущего заключается в обосновании списка приоритетов, ограниченного набора целей, последовательная реализация которых приведет к его формированию. Таким образом, долгосрочный прогноз – это фактически предвидение влияния на экономическое развитие новых факторов и тенденций.

Форсайт может служить основой для конструктивного диалога между основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной социально-ориентированной экономике, к числу которых относятся не только занятые в экономике знаний и высоких технологий, но и широкие слои бизнеса, сталкивающиеся с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждающиеся в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях, а также государство.

Исторически сложилось так, что в основе региональной экономики находились федеральные приоритеты. Именно они долгое время определяли направления научных исследований и разработок. Форсайт позволяет изменить сложившуюся тенденцию, учитывать изменения во всех сферах общественной деятельности региона: науке и технологиях, экономике, общественных отношениях, культуре. Это обеспечивается участием в Форсайте всех заинтересованных лиц (органов исполнительной и законодательной власти, организациями бизнеса, научными организациями, ведущими экспертами) и достижением консенсуса между ними при принятии окончательных решений, что позволяет обеспечить валидность прогнозов и эффективное использование их результатов.

Для повышения эффективности вклада всех заинтересованных лиц в общественное развитие и улучшения диалога между ними необходимо стремиться к созданию постоянно действующих и институционально оформленных практических механизмов такого взаимодействия.

Благодаря выявлению перспективных технологий становится возможным установить профессиональные запросы к будущим работникам, соответственно к образованию и научным исследованиям. По мнению С.В. Твороговой, «задачу определения перспективных потребностей в квалифицированных кадрах можно решить через выявление возможных направлений развития технологий и установление потенциальных запросов к кадрам, включенных в использование этих новых технологий»9. Эту задачу позволяет решать Форсайт. Такая же мысль содержится и в докладе «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», где сказано, что «прогнозы перспективной структуры образования и модернизация его содержания (особенно в профессиональном образовании) могут опираться на результаты технологического и научного Форсайта»10.

Применение Форсайта позволяет прогнозировать развитие системы высшего образования, в том числе определять наиболее востребованные специальности, требования, предъявляемые работодателем к квалификации, базовым умениям и навыкам по группам специальностей и уровням образования, тенденции развития рынка образовательных услуг.

За счет формирования организационной и институциональной среды взаимодействия различных заинтересованных сообществ оказывается возможным не только создать условия для реализации интеллектуального потенциала, развивая инновационный сектор экономики региона, но за счет организации взаимодействия системы образования и производства влиять на процесс его формирования.

Результаты долгосрочного прогнозирования развития экономики региона посредством разработки пакета нормативных правовых документов, реализующих выбранные приоритеты научно-технического развития в конкретные управленческие действия, могут быть интегрированы в единую систему стратегического управления экономикой, в том числе интеллектуальным потенциалом.

Таким образом, применение методологии Форсайт в экономической политике государства позволит:

  • максимально задействовать интеллектуальный потенциал в региональной экономике;
  • обеспечить вовлечение бизнеса и региональных сообществ в процесс формирования приоритетов регионального развития;
  • содействовать развитию системы горизонтальных связей между образованием, наукой и производством при реализации приоритетов экономического, технологического и социального развития;
  • обеспечить целостную открытую оценку достигнутых результатов.

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р

2 Gavigan J.P., Scapolo F. and other, FOREN Guide-Foresight for Regional Development Network - A Practical Guide to Regional Foresight, December 2001, http://forlearn.jrc.ec.europa.eu/guide/7_references/foren.htm

3 «Проект Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года», Материалы рабочей группы, М.: 2006.

4 Porter M., Stern S. The New Challenge to Amerika’s Prosperity: Finding from the Innovation Index. Wash., 1999. P.12.

5 Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Государственный университет Высшая школа экономки, - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. – 39с.

6 Таблица составлена автором.

7 «Проект Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года», Материалы рабочей группы, М.: 2006

8 Белоусов Д.Р., Солнцев О.Г., Хромов М.Ю. Построение долгосрочного научно-технологического прогноза для России методом «Форсайт» // Проблемы прогнозирования, №1, 2008.

9 Творогова С.В. От гадания на кофейной гуще к определению перспектив // Форсайт, 2007, №2 (2), с. 18.

10 Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Государственный университет Высшая школа экономки, - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008, с. 8-9.

PAGE \* MERGEFORMAT 5

Методология Форсайт в долгосрочной социально-экономической политике