Экономика культуры: международное развитие рынков культурных благ (на примере рынка книг)

Растягаева М.А.

УрГУ им. А.М. Горького, г. Екатеринбург

Экономика культуры: международное развитие рынков культурных благ (на примере рынка книг)

На современном этапе развития экономических отношений, как на национальном, так и на мировом уровне, значительную роль играют секторы культуры, знаний и доступ к информации. Экономика культуры как определенная хозяйственная деятельность признается движущей силой экономического роста и прогресса в глобализирующемся мире.

Как отмечает Юрий Автономов, «люди, имеющие дело с произведениями искусства и культуры, действуют в рамках определенной экономической системы и вынуждены подчиняться ее логике точно так же, как и все остальные»2, в частности, поэтому экономика культуры как отрасль современной экономической теории (с точки зрения методологии и моделей) и как практическая деятельность является уже более 40 лет объектом пристального внимания ученых США, ЕС и стран Юго-Восточной Азии. В последние годы и в России активизировалась исследовательская деятельность в области экономики культуры.

В данной статье мы будем акцентировать внимание на деятельности в рамках одной из культурных индустрий –издательской деятельности, стоящей на первых местах в классификациях различных организаций, занимающихся комплексными исследованиями в области экономики культуры, культурных индустрий в частности. Так, например, по модели концентрических кругов, которая в свою очередь основывается на вкладе культурной ценности в культурное благо, в «ядре» располагаются такие культурные индустрии, как издание, музыка, зрелищные и изобразительные искусства, в первом концентрическом круге – кино, музеи и библиотеки. Эта модель разработана и используется Европейской комиссией3.

Сужая область рассмотрения с анализа экономики культуры в целом до анализа функционирования в рамках культурных индустрий, мы снимаем некоторые теоретико-методологические проблемы, сосредоточиваясь на определении специфики взаимодействия экономических агентов на рынках культурных благ, особенно, в международном аспекте.

Прежде всего, необходимо дать определение культурных благ и культурной индустрии, для того чтобы методологически очертить круг рассмотрения и анализа.

По методологии UNCTAD, культурные блага характеризуются следующим образом: (1) они требуют некоторых затрат человеческой «креативности», (2) они несут в себе символическую информацию для тех, кто потребляет эти блага, (3) они являются интеллектуальной собственностью. Российские ученые расширяют эту концепцию, включая в характеристику несоответствие свойств блага при производстве и последующем распространении: «все большая часть культурной продукции утрачивает свойство редкости (оставаясь по замыслу уникальной)»4. Именно в этих аспектах важна книга как особый товар, который функционирует, то есть производится, распространяется и потребляется, на рынке культурных благ и определенным образом конкурирует с кино, музыкой, телевидением за потребителя.

Термин же «культурные индустрии» (cultural industries) появился после Второй мировой войны, был введен членами франкфуртской школы Теодором Адорно и Максом Хоркхаймером. В настоящее время существуют разные интерпретации культуры как индустрии. В основном, понятие «культурные индустрии» стало определять совокупность отраслей, производящих культурные блага, и, для некоторых, обозначило противопоставление элитарного массовому, высокое искусству популярному. По методологии ЮНЕСКО, культурные индустрии комбинируют создание, производство и коммерциализацию творческого содержания, которое является неосязаемым и культурным по природе, обычно это содержание защищается авторским правом и принимает форму товара или услуги5

.

В данной статье мы будем рассматривать рынок книг относительно международной торговли книгами в рамках рынков, хотя существует и второе - анализ рынка книг в разных странах и соответственно их сравнение. Второе направление рассмотрения рынка книг связано с анализом его конъюнктуры в разных странах и попыткой определения общих и специфических характеристик. В рамках статьи более-менее полно нет возможности осветить этот вопрос.

Кроме того, неоднократно будет затрагиваться вопрос о влиянии дигитализации на формы оперирования на рынке книг, на его конъюнктуру, так как сегодня это важный фактор развития для данного отраслевого рынка.

Вовлечение в систему мирохозяйственных связей издательств как экономических агентов, аккумулирующих возможности интеграции наций в культурологическом аспекте с использованием рыночных механизмов для (в то же время) получения прибыли, формирует толерантный характер отношений «культура –экономика», которые определяются через особый набор концептов национальной культуры и совокупность западноевропейской и североамериканской доминант в мировой экономике. При этом возникают два направления развития рынка печатной продукции в условиях глобализации. Первое связано с созданием представительств издательств за рубежом с целью установления тесного сотрудничества с писателями, деятельность которых удовлетворяет требованиям издателей в качественном и тематическом аспектах. В «Энциклопедии книжного дела» написан подраздел со списком литературных агентств, представляющих в своих странах интересы иностранных авторов и иностранных издательств; в этом списке есть информация об агентствах в Бразилии, Великобритании, Германии, Израиля, Испании, Италии, Польши, России и США.

Второе же определяется только увеличением объемов продаж за счет расширения рынка в территориальном отношении, часто в данном случае качество печатной продукции не учитывается. В данном случае существует несколько барьеров, в первую очередь – языковой, поэтому, если издательский дом преследует такие цели, то он сразу же ориентирован на перевод книг, в первую очередь, запрограммированных на популярность. Кроме того, в рамках второго направления необходимо говорить о международной торговле этими культурными благами. Технологически издательская деятельность книг в бумажном формате противостоит новым электронным способом производства (книг в цифровом формате) и распространения (на дисковых носителях, через Интернет). Несмотря на это, электронные и печатные СМИ могут сосуществовать в одном социо-экономическом поле, но статистические подтверждения взаимного влияния с точки зрения экономических показателей трудно отыскать, так как отсутствуют количественные данные об электронных СМИ. Дигитализация также является искажающим аналитическую картину относительно благ, производимых издательствами, так как также нет статистических данных. А тенденция увеличения потребления благ в такой форме присутствует.

Мировой рынок торгуемых благ, производимых издательствами (книги и периодические издания), составляет около 44,3 млрд. долл. в 2005г., по сравнению с 32,1 млрд. долл. в 1996г. Ежегодный темп прироста в этих отраслях составил примерно 6,3% в течение периода 1996-2005гг. Наиболее продаваемыми товарами стали блага из категории «другие печатные издания», экспорт которых удвоился с 8,7 млрд. долл. в 1996г. до 16,1 млрд. долл. в 2005г. В эту категорию входят каталоги, брошюры, рекламные материалы, эмблемы календари, карты, поздравительные открытки и др.

Мировая торговля печатными СМИ имела прирост за десять рассматриваемых лет в 3%. Общий объем экспорта печатных СМИ в 2005г. достиг уровня в 15,3 млрд. долл., несмотря на появление новых СМИ и тот факт, что каждая газета имеет свой сайт в сети Интернет. Подобная тенденция наблюдается относительно книжной продукции. Объем мировой торговли книгами в 2005г. составил 12,8 млрд. долл., что на 30% выше уровня 2000г.

Развитые экономики стоят на лидирующих позициях в этом секторе, их доля в мировой торговле достигает 83% в 2005г. Европейский экспорт составил 24,2 млрд. долл. в 2005г. В десятку лидеров-экспортеров вошли восемь стран: Германия (5894 млн. долл.), Великобритания (4134 млн. долл.), Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швеция и Голландия. Канада и Германия заняли первые места с примерно одним уровнем объема экспорта; обе страны имеют 13% долю рынка товаров культурных индустрий. В терминах рыночных стратегий Германия считается страной с высокой степенью дифференциации экспорта, в то время как Канада концентрируется на малом количестве рынков и торгует небольшим по ассортименту количеству товаров.

Развивающиеся страны, несмотря на свое небольшое участие на мировых рынках, показывают динамику роста экспорта относительно продуктов издательской деятельности. За 10 лет объем их экспорта многократно увеличился с 1,7 млрд. долл. в 1996г. до 6,6 млрд. долл. в 2005г. В результате их доля на рынке достигла 15%, в основном за счет экспортных операций Китая.

Несмотря на сложность, а иногда и невозможность количественно посчитать объем продаж книг в цифровом формате, исследователи и журналисты и участники отраслевого рынка, в большей степени, говорят об активно формирующемся рынке электронных книг. Эта сфера стала еще более исследуема и, с точки зрения бизнеса, еще более заполняема из-за кризисной ситуации, так как цены электронных книг намного ниже тех, по которым продают бумажные издания.

Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в мире, книгоиздатели и книгораспространители не стоят на месте в своих стремлениях поднять объем продаж книг на фоне падающих тиражей бумажных книг. Они модернизируют свои рыночные стратегии оперирование на отраслевом рынке и активно используют при этом информационные технологии: если российские участники рынка внедряют их в свое производство и распространение, то их зарубежные коллеги идут дальше, привлекая новейшие технические разработки, правда, порой нарушая законы, в особенности законы об авторских правах.

2Автономов Ю. Экономика культуры в цифрах и фактах / Ю. Автономов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artpragmatica.ru/analitics/?uid=120

3Creative economy report 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unctad.org/Templates/webflyer.asp?docid=9750&intItemID=13978&lang=1

4Долгин А. Экономика символического обмена / А. Долгин. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 17.

5 Understanding creative industries: cultural statistics for public-policy making [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.unesco.org/culture/es/files/30297/11942616973cultural_stat_EN.pdf/cultural_stat_EN.pdf

3

Экономика культуры: международное развитие рынков культурных благ (на примере рынка книг)