Расчёт элементов привода (аппарата, устройства)

Перв. примен.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Прикладная механика»

тема: «Расчёт элементов привода (аппарата, устройства)»

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв.№пол.

Перв. примен.

Содержание:

Исходные данные для расчёта курсовой работы…………3

Введение…………………………………………………….3

Заключение………………………..………………………...14

Список используемой литературы………………………...15

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Содержание

Лист

2

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

Исходные данные для расчета курсовой работы.

Вариант

Нагрузка Т4,

Нм

4, с-1

К

18

4,5

4

1,6

Введение.

Прикладная механика - это область науки и техники, которая включает совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение новой техники, машин, конструкций, сооружений, приборов, технических систем и технологий новых материалов. Она интегрирует с одной стороны циклы общеобразовательных дисциплин таких как: физика, математика, теоретическая механика, материаловедение, инженерная графика, а с другой стороны - это первая инженерная дисциплина, которая преподается студентам технических специальностей.

И не случайно курсовая работа по прикладной механике является первой значительной по всем параметрам расчетно-графической работой в плане подготовки будущих специалистов. Зачастую объектами курсового проектирования являются приводы различных машин и механизмов (например, ленточных и цепных конвейеров, индивидуальные, испытательных стендов), использующие большинство деталей и узлов общемашиностроительного применения.
Конструирование — процесс творческий. Известно, что каждая конструкторская задача может иметь несколько решений. Важно по определенным критериям сопоставить конкурирующие варианты и выбрать один из них — оптимальный для данных конкретных условий.

При выполнении курсового проекта студент последовательно проходит от выбора схемы механизма через многовариантность проектных решений до его воплощения в рабочих чертежах; приобщаясь к инженерному творчеству, осваивая предшествующий опыт, учится предвидеть новые идеи в создании машин, надежных и долговечных, экономичных в изготовлении и эксплуатации, удобных и безопасных в обслуживании.

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Введение

Лист

3

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

1. Расчёт и выбор электродвигателя.

Согласно исходным данным определяется мощность
Р4=Т4w4, а Р3=KP4,

где Т4 – нагрузка (крутящий момент на выходе);

– угловая скорость;

К – коэффициент нагрузки на третьем валу.

P4=4,5*4=18 Вт,

P3=1,6*18=28,8 Вт.

Для проектируемого механизма при параллельном разветвлении потока мощность на входе P1 равна:

,

где и – полезная мощность на выходе редуктора, соответственно на валах 4 и 3;

и – Общие КПД передачи от двигателя до объекта потребления мощности.

и

где , , – КПД соответственно пары конических и цилиндрических колёс и пары подшипников качения,

hк=0,96...0,98,

hц=0,97...0,99,

hп=0,98...0,995.

.

.

Pдвиг =P1=(18/0,941431)+(28,8/0,95572)=49,259 Вт

По таблице 1 выбираем двигатель, мощность которого близка к расчётной. Данному значению мощности удовлетворяет двигатель АПН-011-4, полезная мощность 50 Вт, скорость вращения 1390 об/мин, пусковой момент 0,45 Нм.

Напряжение питания у данного двигателя стандартное для России (220 В).

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Выбор электродвигателя

Лист

4

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

2. Определение общего передаточного числа.

;

;

где и – соответственно угловые скорости ведущего и ведомого звеньев;

и – техническая угловая скорость, мин-1.

1 =

i14=

3. Проверка числа ступеней механизма.

q=1,85*lg i14,

где – передаточное число редуктора.

q=1,85*lg(36,37)=2,89.

Принимаем q = 3.

4. Определение передаточных чисел по номограмме.

По номограмме определяем передаточное число каждой ступени.

i12=2,45

Передаточное отношение оставшихся двух ступеней:

i23=3,4

Эта методика даёт возможность разработать кинематическую схему механизма с малым приведённым моментом инерции, малым мёртвым ходом при умеренных его габаритах:

.

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Определение передаточных чисел ступеней механизма

Лист

5

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

5. Определение числа зубьев по ступеням.

Общее передаточное число редуктора:

.

Передаточные числа определяем по номограмме:

; ; ,

принимаем zmin=20

Тогда ; ; .

6. Определение диаметров делительных окружностей колёс и геометрических размеров зубчатого колеса на последнем валу.

Принимаем модуль m=1

Тогда: D1=m*z1=1*20=20

D2=1*49=49

D3=1*20=20

D4=1*68=68

D5=1*20=20

D6=1*88=88

Эскиз зубчатого колеса

По таблице для m=1 подбираем размеры колеса.

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Расчёт общего передаточного числа механизма и распределение его по ступеням.

Лист

6

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

7. Уточнённый расчёт мощности двигателя.

Аналогично:

Pдвиг=

Уточненный расчёт двигателя показал, что выбранный ранее двигатель, подходит для этого механизма.

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Уточнённый расчёт мощности двигателя.

Лист

7

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

8. Определение геометрических размеров вала и расчёт на прочность.

Оси и валы предназначены для крепления вращающихся деталей механизмов.

Осью называют деталь, поддерживающую часть механизма; валом – деталь, вращающуюся в опорах и предназначенную для передачи крутящих моментов. Главным отличием оси от вала является то, что она, поддерживая деталь, не участвует в передаче механической энергии. При работе ось испытывает только деформацию изгиба, тогда как вал подвергается ещё и деформации кручения. Вал всегда вращается.

Ось же может быть как вращающейся, так и неподвижной. Конструктивно оси можно разделить на сплошные и полые. Валы различают по следующим признакам: по конструкции (жесткие и гибкие) и по нагрузкам (легко и тяжело нагруженные). Жесткие валы, так же как оси, бывают сплошные и полые. Так как валы передают крутящие моменты, то они испытывают напряжение от совместного действия изгиба и кручения. Легко нагруженными валами считают такие, у которых крутящие моменты значительно больше изгибающих, а тяжело нагруженными – такие, у которых крутящие и изгибающие моменты соизмеримы.

8.1. Расчёт валов на прочность.

8.1.1. Предварительный расчёт.

Исходя из расчёта на прочность, производим расчёт только на кручение при пониженном допускающем напряжении:

,

где T – крутящий момент, действующий в расчётном сечении вала;

– допускаемое касательное напряжение при кручении (для стальных валов = 20 МПа);

– момент сопротивления кручению.

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Определение геометрических размеров вала и расчёт вала на прочность

Лист

8

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

откуда

.

Выбираем ближайший стандартный подшипник.

Это подшипник с внутренним диаметром кольца 12 мм.

8.1.2. Уточнённый расчёт на прочность.

При передаче движения от шестерни 9 к колесу 4 от силы движения по линии зацепления действуют силы:

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Расчёт валов на прочность

Лист

9

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

Рассчитаем точный диаметр подшипника.

Ближайший стандарт 12 мм.

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Расчёт валов на прочность

Лист

10

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

8.2 Расчёт валов на жесткость.

Жесткость

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Расчёт валов на жёсткость

Лист

11

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата

Перв. примен.

9. Подбор подшипников качения.

d=12 мм;

Подшипник №201

d=12 мм (внутренний диаметр)

D=32 мм (внешний диаметр)

B=10 мм (ширина подшипника)

Грузоподъёмность

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Подбор подшипников качения

Лист

12

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата


Перв. примен.

10. Расчёт штифта.

Ближайший стандарт штифта dшт=1,2 мм. Выбираем его.

Справ. №

Подп. и дата

Инв. № дубл.

Взам. инв. №

Подп. и дата

Инв. № Подл.

Расчёт штифта

Лист

13

Изм.

Лист.

№ Докум

Подпись

Дата


Заключение

Осью называют деталь, поддерживающую часть механизма; валом – деталь, вращающуюся в опорах и предназначенную для передачи крутящих моментов. Главным отличием оси от вала является то, что она, поддерживая деталь, не участвует в передаче механической энергии. При работе ось испытывает только деформацию изгиба, тогда как вал подвергается ещё и деформации кручения. Вал всегда вращается. Ось же может быть как вращающейся, так и неподвижной. Конструктивно оси можно разделить на сплошные и полые. Валы различают по следующим признакам: по конструкции (жесткие и гибкие) и по нагрузкам (легко и тяжело нагруженные). Жесткие валы, так же как оси, бывают сплошные и полые. Так как валы передают крутящие моменты, то они испытывают напряжение от совместного действия изгиба и кручения. Легко нагруженными валами считают такие, у которых крутящие моменты значительно больше изгибающих, а тяжело нагруженными – такие, у которых крутящие и изгибающие моменты соизмеримы.

Курсовая работа по прикладной механике является первой значительной по всем параметрам расчетно-графической работой в плане подготовки будущих специалистов. Зачастую объектами курсового проектирования являются приводы различных машин и механизмов (например, ленточных и цепных конвейеров, индивидуальные, испытательных стендов), использующие большинство деталей и узлов общемашиностроительного применения.

При выполнении курсового проекта студент последовательно проходит от выбора схемы механизма через многовариантность проектных решений до его воплощения в рабочих чертежах; приобщаясь к инженерному творчеству, осваивая предшествующий опыт, учится предвидеть новые идеи в создании машин, надежных и долговечных, экономичных в изготовлении и эксплуатации, удобных и безопасных в обслуживании.


Список используемой литературы:

  1. Вопилкин Е. А. Расчёт и конструирование механизмов приборов и систем. М.:Высшая школа, 2010.
  2. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин 5 изд. 2008.
  3. Красковский Е. Я., Дружинин Ю. А., Филатова Е. М. Расчёт и конструирование механизмов приборов и вычислительных систем. М.:Высшая школа, 1983.
  4. Рощин Г. И. Несущие конструкции и механизмы РЭА. М.:Высшая школа, 2009.
Расчёт элементов привода (аппарата, устройства)