Проблемы совершенствования регулирования мирового финансового рынка
Лепёшкина К.Н.
Финансовая академия при Пр-ве РФ
Москва
Проблемы совершенствования регулирования мирового финансового рынка
Бурный рост мирового финансового рынка в докризисный период привел к возникновению на нем ряда новых явлений, таких как: функциональная интеграция участников и новые глобальные игроки (финансовые конгломераты, хедж-фонды, суверенные инвестиционные фонды), разработка сложных инновационных инструментов, усиление взаимосвязей между сегментами финансового рынка, преобладание спекулятивных виртуальных сделок и снижение воспроизводственной основы возврата заемного капитала, а также новые риски в финансовой сфере, в том числе риск системного кризиса.
Современный финансовый кризис привел к дестабилизации системы отношений между участниками финансового рынка, ухудшению их платежеспособности, снижению стоимости и ликвидности финансовых инструментов, обострению проблемы информационной асимметрии. Кризис выразился в неспособности финансового рынка эффективно выполнять свои функции привлечения и перераспределения капитала в целях поддержания воспроизводственного процесса, что повлекло серьезные отрицательные социально-экономические последствия.
В то же время есть и положительный аспект кризиса он обнаружил противоречия современного финансового рынка, через разрешение которых происходит диалектическое развитие, в т.ч. по линии санации. Кризис доказал необходимость совершенствования существующего регулирования деятельности на финансовом рынке в целях снижения рисков.
На наш взгляд, требуется оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования, соотношение которых должно меняться в зависимости от ситуации. При стабильном функционировании рынков преимущество следует отдавать рыночным методам регулирования на основе конкуренции, законов спроса и предложения. При перекредитовании, увеличении уровня левериджа1 участников рынка, резком снижении премии за риск и всплеске активности на фондовом рынке и рынке недвижимости, целесообразно вмешательство государственных органов в рыночные операции с целью снижения рисков кризисных потрясений.
Перед регулирующими органами стоят задачи усилить воздействие на спекулятивные, рискованные, теневые операции, более реально оценивать финансовые активы, обеспечить симметричность информации и тем самым способствовать оздоровлению финансового рынка. Для достижения этой цели необходим консенсус между обеспечением финансовой стабильности и финансовой инновацией.
Инновационные финансовые инструменты способствуют развитию рынка, перераспределению и управлению рисками, снижению транзакционных издержек, однако нуждаются в соответствующем регулировании и разработке эффективного корпоративного управления и риск-менеджмента со стороны участников финансового рынка. Поэтому на наш взгляд, некоторые предложения касательно совершенствования регулирования на финансовом рынке, такие как введение прямых ограничений в торговле и разработке финансовых деривативов, налога на финансовые операции, деструктивны с точки зрения развития рынка. Напротив, следует создавать расчетную, юридическую и операционную инфраструктуру для внебиржевых деривативов, в том числе центры клиринговых расчетов.
Требуется качественно новый подход к регулированию при сохранении традиционных инструментов (требования достаточности капитала, нормы резервирования, лимиты и ограничения по определенным категориям займов и пр.). На наш взгляд, целесообразно внедрение принципа системности организации регулирования финансового рынка. Необходимо оценивать системные риски на финансовом рынке с учетом взаимосвязей между его сегментами: ценовой риск (взаимное влияние падения цен на фондовом рынке на кредитный рынок), валютный риск (степень влияния динамики валютного курса на фондовый, кредитный, страховой рынки и финансовое состояние экономических субъектов), риск ликвидности (степень расхождения активов и обязательств финансового сектора по срокам погашения), кредитный риск (концентрация кредитов в определенных сферах экономики), риск системного левериджа (накопление высокой долговой нагрузки финансовых институтов).
На наш взгляд, целесообразно выделить следующие направления совершенствования регулирования финансового рынка:
- Сочетание институционального (ведомственного) регулирования и функционального (содержательного).
Поскольку отдельные регулирующие органы ограничиваются деятельностью определенного сегмента финансового рынка, это не позволяют осуществлять комплексное регулирование операций участников, зачастую одновременно действующих в нескольких сегментах.
- Применение мер усиленного пруденциального надзора по отношению к системообразующим финансовым институтам, несостоятельность которых может создать угрозу какому-либо сегменту финансового рынка. Критерии отнесения к этой категории должны быть четко определены и включать не только масштаб деятельности, но и степень взаимосвязи с другими участниками рынка.
Регулирование системообразующих участников финансового рынка может включать ограничения по левериджу, повышенные требования к капиталу и поддержанию определенного уровня ликвидности, максимальные расхождения активов и обязательств по срокам, надзор за практикой корпоративного управления, методикой оценки рисков и систем вознаграждения топ-менеджеров.
- Повышение прозрачности и подотчетности деятельности всех участников финансового рынка, в том числе крупных инвестиционных и хедж-фондов, а также предоставление информации по операциям с внебалансовыми инструментами.
Работа по этому направлению уже ведется. Согласно плану Вашингтонского саммита «Группы 20» разработчики финансовой отчетности обязались усовершенствовать требования к раскрытию информации, в том числе в отношении внебалансовых механизмов инвестирования. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) обязался завершить разработку новых стандартов консолидированной финансовой отчетности к 2010 г.
Вопрос регулирования хедж-фондов в мировом сообществе также поднимался неоднократно. В плане реформы финансового регулирования США, представленной администрацией Обамы в июне 2009г., предлагается ввести государственную регистрацию хедж-фондов в Комиссии по ценным бумагам. Хедж-фонды, использующие высокий уровень заемных средств и рискованные бизнес-стратегии, оперируют огромными средствами на международном уровне и способны подорвать стабильность финансовых рынков.
В рамках Питсбургского саммита было решено ввести к 2012 г. новые международные правила, в которых будут повышены требования к размеру собственного капитала банков и ужесточены ограничения на размер заемных средств. На наш взгляд, перспективной представляется увязка требований достаточности капитала с принимаемыми рисками, с учетом новых рисков - риска разрывов ликвидности, репутационного риска и пр., и распространение этих требований на небанковские институты. Базельский комитет по банковскому надзору также обязался к 2010 г. разработать механизм стимулирования финансовых институтов в отношении создания более надежных резервов ликвидности.
- Повышение прозрачности инновационных финансовых инструментов, разработка методик по оценке доходности и ценообразованию, определение конечных держателей рисков сложных продуктов.
Форум финансовой стабильности, реорганизованный в рамках Лондонского саммита в Совет по финансовой стабильности, изложил свои предложения по раскрытию информации по сложным финансовым инструментам, которые постепенно принимаются национальными финансовыми регуляторами. Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) и Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) также ведут работу по данному вопросу.
- Следующим направлением совершенствования финансового рынка является борьба с асимметрией информации, поощрение аналитических исследований по оценке финансовых инструментов, информирование участников о накоплении системных рисков на финансовом рынке.
- Важное значение имеет институциональный аспект совершенствования регулирования четкие цели деятельности органов надзора и регулирования и ответственность за их выполнение, наличие средств и инструментов для быстрого реагирования, механизмы взаимодействия со слабыми финансовыми институтами. Усиление регулирования должно сопровождаться упрощением процедур регулирования и контроля, четкостью и прозрачностью правил.
На наш взгляд, государство не должно снимать с рыночных субъектов ответственность за принимаемые решения, не должно брать на себя рыночные риски и их оценку это дело рыночных агентов. Поэтому задачи развития технологий оценки сложных финансовых продуктов, разработки адекватных систем управления рисками, связанными с деривативами, определения премии за риск следует возложить на участников рынка и саморегулируемые организации. В настоящий момент, потенциал саморегулируемых организаций на мировом финансовом рынке не используется в полном объеме, хотя они могли бы заняться повышением стандартов деятельности на финансовом рынке.
Требуется совершенствование регулирования не только на национальном, но и на международном уровне по линии координации и согласованности действий регулирующих органов всех стран, включая обмен информацией, сотрудничество по вопросам надзора за финансовым рынком, гармонизированный подход к регулированию субъектов финансового рынка, разработка международных стандартов по финансовым инструментам, а также совместная политика по отношению к офшорным юрисдикциям и разработка более эффективной системы раннего предупреждения кризисов на международном уровне.
Учитывая глобальный характер рисков деятельности финансового рынка и взаимозависимость национальных финансовых систем, представляется целесообразным создание мегарегулятора - наднационального органа регулирования мирового финансового рынка, осуществляющего постоянный мониторинг и надзор за рисками. Наднациональный орган должен проводить взвешенную оценку состояния каждого сегмента глобального финансового рынка, динамики цен на важнейшие активы и темпов роста кредитного предложения в целях недопущения кризисных потрясений.
Тем не менее, в ближайшей перспективе создание глобального регулирующего органа с серьезными полномочиями представляется маловероятным вследствие несогласованности интересов и политики разных стран. Даже в рамках Европейского сообщества, успешно прошедшего этапы экономической интеграции, отсутствует единая система финансового надзора, хотя об этом ведутся дискуссии. В случае развития региональных финансовых центров в условиях полицентричного мира вполне вероятно создание региональных регуляторов финансового сектора.
Эффективное разрешение проблем и противоречий развития финансового рынка, выявленных кризисом, требует тесного взаимодействия национальных регуляторов и разработки глобальных стандартов регулирования и надзора. Повышение результативности деятельности международных и национальных органов регулирования создаст стимулы к рациональному поведению участников мирового финансового рынка, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей, снизит информационную асимметрию и создаст предпосылки для устойчивого развития мирового финансового рынка.
1 Соотношение заемного и собственного капитала
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Проблемы совершенствования регулирования мирового финансового рынка