Проблема эффективного механизма государственного регулирования внешней торговли

Гоголева Т.Н.

Государственный университет, г.Воронеж

Проблема эффективного механизма государственного

регулирования внешней торговли

Введение. В современных условиях ни у кого не вызывает сомнения необходимость вмешательства государства в осуществление внешнеторгового обмена в любой стране. Однако нельзя считать решенным вопрос о характере такого вмешательства. Но при этом предполагается, что государственное регулирование должно способствовать повышению эффективности функционирования национальной экономики. Механизм государственного регулирования, способствующий решению данной задачи, мы называем эффективным.

Теория и внешнеторговая практика знает несколько попыток разработки подобного механизм. Вариант 1 основан на политике поддержки промышленного развития национальной экономики (вариант импортозамещающей индустриализации, теоретически обоснован в работах Р.Пребиша1).

Вариант 2 основан на стратегической торговой политике, которая предполагает, что страна может продвигать свою экономику к достижению международной конкурентоспособности путем закрепления своего положения как «доминирующей фирмы» в мировом рыночном окружении (это вариант внешней ориентации, теоретические исследования П.Кругмана и А.Хелпмена2

Вариант 3 исходит из теоретических предпосылок теории эндогенного роста3 и рекомендует экспортоориентированную торговую политику. Каждый из названных вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны, однако не предполагает систему оценки результатов государственного влияния на национальную экономику, что позволило бы определять его как эффективный. В данной статье предлагается комплексный подход к оценке эффективного механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Теоретическими источниками данного анализа являются:

  • теория работающей конкуренции (Clark J.M4., Markham J.W.5, Ferguson C.E.6);
  • теория эндогенного роста ( Lucas R.E., Rodric D., Romer P.M. [3] );
  • эмпирические исследования, определившие основные тенденции развития национальных экономических систем, вставших на путь внешнеторговой специализации ( Bhagwati J.7, Edwards S.8, Fagerberg J.9, Kruger А.10).

1. Взаимосвязь рыночных процессов и государственного регулирования. Проведенное исследование опирается на следующие положения:

- государственное регулирование, рынок и конкуренция вне зависимости от масштабов экономической системы не должны быть антиподами, поскольку государственное регулирования направлено на то, что препятствует развитию рынка и эффективной конкуренции;

- под эффективной конкуренцией понимается такое взаимодействие рыночных субъектов, при котором соблюдается условие, что нет каких-либо субъективных сил, воздействующих на рынок с целью добиться больших выигрышей или потерь в отношении каких-либо рыночных агентов («условие отсутствия субъективных привилегий»);

- рыночная система будет соответствовать условиям развития эффективной конкуренции только тогда, когда

а) на рынке существует «условие отсутствия субъективных привилегий»;

б) взаимодействие рыночного саморегулирования, государственного регулирования экономики и внутрифирменного регулирования осуществляется на основе одновременного соблюдения следующих принципов:

- принципа самостоятельности;

- принципа невмешательства;

- принципа единства и взаимодействия.

Содержание эффективного государственного механизма регулирования внешней торговли. Каждая историческая эпоха предполагает особые формы взаимосвязи государства и рынка. Принимая во внимание современные особенности развития экономических систем в условиях усиления мирохозяйственных связей, определим содержание эффективного государственного механизма регулирования внешней торговли эпохи глобализации. Это совокупность методов и инструментов, ориентированных на достижение долгосрочного экономического роста национальной экономики при существовании на национальном рынке эффективной конкуренции как в отношении национальных, так и в отношении иностранных его участников.

Подобный подход ставит вопрос о количественных характеристиках экономического роста национальной экономики в эпоху глобализации. Исходя из особенностей современной международной специализации и разделения труда, на наш взгляд, это

а) опережающие темпы роста экспорта и импорта в сопоставлении с темпами роста ВВП;

б) возрастающая динамика инновационной активности национальной экономической системы в сопоставлении с аналогичными процессами мирового хозяйства в целом;

в) сдвиги в структуре экспорта в направлении развития специализации и взаимозависимости национальной и мировой экономических систем, связанной с развитием наукоемкого производства.

Характеристика методов и инструментов эффективного государственного механизма регулирования внешней торговли применительно к условиям глобализации связана с их направленностью на либерализацию экономических отношений, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Если государство, воздействуя на национальную экономику, способствует усилению открытости национальной экономики и, соответственно, снижению протекционистской защиты, то такое регулирование может быть названы эффективным. Важнейшими показателями либерализации являются

а) динамика индекса антиэкспортного влияния;

б) прохождение страной через фазы трансформации методов регулирования внешней торговли («фазы либерализации»).

В качестве основы анализа процесса либерализации можно использовать индекс антиэкспортного влияния (В) (А.Крюгер [10] и Д.Бхагвати [10]), который представляет собой оценку влияния, которую может оказывать структура протекционистской защиты импорта на экспорт страны, предполагая их тесную взаимосвязь.

B = EERm / EERx = [Em (1+t+n+PR)] / [Ex (1+s+r)], (1)

где EERx –эффективный уровень обмена, с которым встречается экспортер, Ex – номинальный уровень обмена, возможный для экспортера, скорректированный на экспортные субсидии (s) и другие способы стимулирования экспорта (r).

EERm – эффективный уровень обмена для импортера, Ех номинальный уровень обмена, возможный для импортера, скорректированный на средний (эффективный) импортный тариф (t), другие импортные ограничения (n) и премию (ренту), получаемую национальными производителями при существовании количественных ограничений (PR).

Если В меньше 1, то страна может быть определена, как имеющая стратегию продвижения экспорта; если В равен 1, это отражает существование в ней нейтральной внешнеторговой политики; если В больше 1, это подчеркивает тот факт, что страна проводит политику импортозамещения.

Учитывая дополнительные факторы, влияющие на национальную экономическую систему России (как внутренние, так и внешние) требуется дополнить индекс Крюгер-Бхагвати возможным влиянием на него существующих в России экспортных ограничений и ценовым фактором, который благоприятствовал продвижению российского экспорта, но не являлся результатом государственного регулирования.

Уточненный введением ценового и валютного фактора индекс В представляет собой следующее:

В = EERm / EERx = [Em (1+t+n+PR)] / Ex [1- (te + ne + Ут)],

где EERx= Ex [1- (te + ne + Ут) – эффективный уровень обмена, с которым встречается экспортер, Ex – номинальный уровень обмена, возможный для экспортера, скорректированный на te – экспортную пошлину, ne – другие экспортные ограничения (акцизы, дополнительные налоги на экспорт), Ут - изменения условий торговли страны, происходящие под влиянием ценового фактора и девальвации валюты.

Нами была проведена оценка факторов, определяющих индекс В, а также расчет самого индекса на протяжении 1997-2000 гг., когда наиболее сильно сказывались влияния рыночных факторов, что позволило определить необходимость проведенной корректировки расчетов (см таблицу 1.)

Таблица 6.

Индекс антиэкспортного влияния во внешней торговле России*

Показатели

1997

1999

2000

Еm (млрд.долл.)

77,4

40,7

44,2

Ex (млрд.долл.)

89,0

73,5

105,2

Импортные ограничения (тариф, акцизы, НДС) по абсолютному значению (млрд.долл.)

11,8

4,9

5,26

Экспортные ограничения (тариф, акцизы на нефть) по абсолютному значению (млрд.долл.)

0,0172

1,88

5,56

Валютный курс (руб./долл.)

5,8

24,6

28,1

Ут - изменения в условиях торговли по сравнению с 1997 г., в %

0

4,3

37,1

«В» - индекс антиэкспортного влияния, расчетная величина, по методике Крюгер-Бхагвати

1,01

0,64

0,49

«В» - индекс антиэкспортного влияния с учетом изменений валютного курса и цен

1,02

0,66

0,81

*Рассчитано по: Вопросы экономики.- 2001.- № 4.- С.5, 20; Проблемы прогнозирования.- 2001.- №9.- С.57-59.

Расчеты индекса антиэкспортного влияния и анализ факторов, на него влияющих, показали, что общее снижение его уровня произошло не в результате либерализации внешнеторговой политики государства, а благодаря действию рыночного механизма саморегулирования конкуренции, создавшему благоприятные ценовые условия для российского экспорта

Другой подход к оценке государственного регулирования внешней торговли предполагает в качестве критерия использовать прохождение страной последовательно через пять фаз либерализации. Первая начальная фаза развития внешнеторговой политики связана с кризисом платежного баланса, что требует жестких мер государственного регулирования с цель обеспечения баланса экспорта и импорта.

На второй фазе под влиянием внешних или внутренних факторов, ухудшающих экономическую конъюнктуру, система контроля становится более сложной и дискриминационной, а антиэкспортное влияние, как и протекционизм в целом усиливается.

С третьей фазы начинается процесс внешнеторговой либерализации, характеризующийся осуществлением номинальной девальвации национальной валюты и ослаблением количественных ограничений, а тарифные ограничения остаются на прежнем уровне.

Четвертая фаза представляет собой дальнейшие шаги в сторону либерализации, связанные с полной заменой количественных ограничений тарифами, постепенным снижением тарифов, либерализацией счета текущих операций.

На пятой фазе экономика становится полностью свободной: трансакции текущего счета полностью конвертируемы, а количественные ограничения вообще отсутствуют.

Проведенный анализ внешнеторговой политики России (1992-2008 гг, графическая интерпретация представлена на рис.1) позволяет сделать вывод об отсутствие тенденции к либерализации внешнеторгового регулирования.

Рисунок 1. Динамика уровня протекционизма в российской внешнеторговой

политике

Кроме двух изложенных выше направлений анализа была осуществлена количественная оценка экономического роста России с целью определения его соответствия характеристикам экономического роста эпохи глобализации по трем направлениям:

- показатели, демонстрирующие углубление специализации (соотношение индексов объема экспорта, импорта и ВВП);

- показатели, свидетельствующие о характере зависимости национальной экономики от мирового хозяйства (изменение удельного веса одного и трех основных экспортных товаров в общем объеме экспорта);

- показатели, характеризующие инновационную активность российской экономики (динамика созданных и используемых технологий, патентная активность)

Характеристики экономического роста России демонстрируют усиление однопродуктовой специализации, увеличение зависимости от мирового рынка, падение инновационно-технологической активности в российской промышленности.

Проведенный анализ не позволяет характеризовать механизм государственного регулирования внешней торговли в России как эффективный.

1 Prebish R. Five Stages in My Thinking on Development / In: Pioneers in Development. Eds.G.Meier and D.Seers. – New York: Oxford University Press for World Bank, 1984, p.173-196.

2 Helpman E. , Krugman P. Trade Policy and Market Structure / Cambridge, MA: The MIT Press, 1989 . – 191 p.;

3 Rodric D. Understanding Economic Policy Reform / D.Rodric // Journal of Economic Literature. – 1996. - № 34. – P.9-41; Romer P.M. Trade and Industrial Policy Reform in Countries: A Review of Recent Theory and Evidence //NBER Working Paper №4417, National Bureau of Economic Reserch, New York, 1993.- 57 p.

4 Clark J.M. Toward a Concept of Workable Competition.//American Economic Review, 1940, 30 (June). P.241-256;

5 Markham J.W. An Alternative Approach to the Concept of Workable Competition //American Economic Review, 1950, p.349-362.

6 Ferguson C.E. A Macroeconomic Theory of Workable Competition. – Durham, 1964.

7 Bhagwati J. Anatomy and Сconsequences of Exchange Control Regimes. – Cambridge, MA: Ballinger Pub.Co. for NBER, 1978, 36 р.

8 Edwards S. Openness, Trade Liberalization and Growth in Developing Countries //Journal of Economic Literature, 1993 (Sept.) Vol.31, Issue 3, p.1359-1393.

9 Fagerberg J. Technological Progress, Structural Change and Productivity Growth: a Comparative Study //Structural Change and Economic Dynamics, 2000, № 11, issue 4, p.394-411.

10 Kruger A. Foreign Trade Regimes and Economic Development: Liberalization Attempts and Consequences. – Cambridge, MA: Ballinger Pub.Co. for NBER, 1978. – 89 p.;

PAGE 5

1

2

3

4

5

ровень протекционизма

I II III IV V

1992 1993 1995 1996 1998 1999 2003 2008

Этапы развития внешнеторгового режима. Фазы либерализации

Проблема эффективного механизма государственного регулирования внешней торговли