Реструктуризация лесного комплекса России: региональные особенности и последствия

Антонова Наталья Евгеньевна

зав. сектором Института экономических

исследований ДВО РАН

г. Хабаровск

Реструктуризация лесного комплекса России:

региональные особенности и последствия1

В настоящее время под влиянием очередных радикальных институциональных изменений происходит структурная перестройка лесного комплекса России и его региональных составляющих. В 2007 г. федеральные органы власти приняли ряд мер по реструктуризации лесного комплекса:

- перераспределение полномочий и обязанностей между центральными и региональными органами государственной власти в сфере лесных отношений в пользу последних;

- изменение системы наделения лесопользователей лесными участками, в том числе расширение перечня видов лесопользования;

- переложение государством на арендаторов своих обязанностей собственника лесов по их содержанию, включая восстановление лесов, охрану их от пожаров, болезней, браконьеров;

- стимулирование инвестиций в развитие переработки древесины на территории Российской Федерации через механизм приоритетных инвестиционных проектов по созданию деревоперерабатывающих мощностей;

- введение трехэтапной системы эскалации экспортных таможенных пошлин на необработанную древесину вплоть до уровня запретительных;

- отмена экспортных пошлин на часть продукции переработки, а также импортных таможенных пошлин на некоторые виды деревообрабатывающего оборудования.

Отличительной чертой этих мер является отсутствие избирательного подхода исходя из пространственных особенностей ЛК РФ. Меры носят унифицированный для всех территорий характер. Одновременное масштабное изменение ключевых детерминант институциональной среды в лесном комплексе может нарушить устойчивость региональных рынков лесопромышленной продукции, привести к дестабилизации условий для бизнеса в этой сфере. Результаты такой перестройки еще только формируются, но уже сейчас очевидно, что они будут различны для лесных комплексов разных регионов в зависимости множества действующих факторов, в том числе обеспечения лесными ресурсами, наличия и уровня развития перерабатывающих производств, обеспечения инфраструктурой, фактора внешнего и внутреннего спроса.

Нами был проведен анализ последствий институциональных изменений в лесном комплексе Дальнего Востока, который в заметной мере определяет одну из специализаций экономики Дальнего Востока, особенно его южной части.

Лесной комплекс Дальнего Востока является одним из крупнейших региональных лесных комплексов России как по запасам лесных ресурсов, так и по их заготовке. Площадь лесов, объем запасов древесины и расчетная лесосека региона составляет соответственно 38,0, 27,4 и 17,2 % от общероссийских показателей. По площади лесов Дальний Восток лидирует в стране, по запасам древесины – на втором месте после Сибири.

Пространственная организация лесного комплекса Дальнего Востока характеризуется сосредоточением лесопромышленного производства в южной его части. Концентрация производства происходит в наиболее освоенных районах, примыкающих к транспортным путям, морским и сухопутным. На Хабаровский и Приморский края, Амурскую область приходится почти 90 % объема лесозаготовок и экспорта круглой древесины.

Особенностью дальневосточного лесного комплекса является его сложившаяся исторически экспортная специализация, которая длительное время определялась следующими факторами:

- удобное географическое положение региона, наличие традиционных торговых связей с Японией, Китаем и Республикой Корея;

- благоприятная конъюнктура на внешнем рынке, рост мирового спроса на древесное сырье. Некоторое временное снижение спроса на лесных рынках, вызванное кризисными явлениями, вряд ли изменит общую тенденцию увеличения мировой потребности в древесине;

- малая емкость и низкий платежеспособный спрос на внутрирегиональном рынке;

- удаленность Дальнего Востока от основных лесных рынков в западной части России;

- слабое развитие в регионе перерабатывающих производств. Пока что существующие мощности Дальнего Востока обеспечивают лишь 20 % переработки лесоматериалов, и качество выпускаемой продукции не обеспечивает ее конкурентоспособность на внешнем рынке. В структуре переработанной продукции усилилась доля продукции примитивной переработки. Из продуктов переработки практически единственно существенным оставался только выпуск пиломатериалов.

В результате реализации мер государственного регулирования в лесном комплексе Дальнего Востока произошел ряд существенных структурных изменений, которые заключаются в следующем:

1. Программа повышения таможенных пошлин активно стимулирует инвесторов региона к изменению структуры капитальных вложений в пользу перерабатывающих производств. По отдельным лесным регионам Дальнего Востока доля инвестиций в переработку от общего объема инвестиций в отрасль выросла с 20 % в 2005 г. до почти 60 % в 2008 г.

2. В то же время форсированная эскалация пошлин быстро снижает эффективность работы лесозаготовительных предприятий Дальнего Востока. Впервые за много лет произошел спад по объемам вывозки и производства деловой древесины - основным показателям, обеспечивающим благосостояние предприятий лесного комплекса Дальнего Востока. Объем экспорта круглой древесины в целом по Дальнему Востоку за 2008 г. снизился на 13% от аналогичного показателя за 2007 г., пиломатериалов - на 11 %. Выручка предприятий от продажи круглой древесины в 2008 г., несмотря на рост цены реализации продукции, оказалась на 16% ниже показателей 2007 г. за счет роста постоянных затрат предприятий.2 Соответственно, снизились поступления в бюджеты территорий, в частности, налоговые поступления в бюджет Хабаровского края сократились 2008 г. на 34 % по сравнению с 2007 г., причем основное сокращение пришлось на первые 8 месяцев года, когда последствия финансового кризиса еще не коснулись отрасли.

Хотя последовавшее в ноябре-декабре 2008 г. дальнейшее падение спроса на древесину в странах-импортерах в результате кризиса также повлияло на падение производства в ЛК Дальнего Востока, это было не столь значительно, как повышение экспортных пошлин. Тем не менее, для экспортоориентированного ЛК ДВР наложение институциональных изменений и мирового кризиса явилось двойным прессом, что можно рассматривать как угрозу системного кризиса в отрасли, признаки которого уже появились.

3. Нестабильность в правилах наделения лесопользователей сырьевой базой привели к сбоям в основном производстве Дальнего Востока – заготовке древесины, что привело к уходу части мелких и средних предпринимателей из этой сферы, усугубленному последствиями экономического кризиса.

4. Под влиянием изменений в экспортной политике России стала меняться структура поставщиков и потребителей на мировых лесных рынках, в первую очередь восточноазиатского. Япония, Республика Корея, Китай стали активно искать выходы на другие рынки, в первую очередь, в странах Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии, Канаде, США, с целью замещения выпадающих объемов российской круглой древесины и обеспечения своей промышленности стабильными источниками сырья.

Это привело к сокращению объемов поставок и доли России на лесных рынках этих стран. Например, анализ динамики и страновой структуры импорта Японией лесопромышленной продукции показывает, что при общем падении в 2008 г. японского импорта круглой древесины на 30 % по сравнению с 2007 г. импорт из России упал на 55 %, при сокращении объема импорта пиломатериалов на 13 % импорт пиломатериалов из России упал на 30 %3. То есть в сократившемся российском объеме импорта в Японию по крайней мере половина может быть объяснена поднятием пошлин на круглую древесину в России.

5. Возникшие негативные последствия показывают, что меры реализуемой политики несбалансированны с реальными возможностями лесного комплекса Дальнего Востока в быстром создании мощностей для производства конкурентоспособной лесопромышленной продукции. Во всех субъектах юга Дальнего Востока, как реакция российских, а также иностранных фирм (прежде всего китайских) на поднятие экспортных пошлин на необработанную древесину, начали создаваться мощности простейшей деревообработки, чтобы фактически скрыть экспорт древесного сырья под видом изделий минимальной обработки (лафет, четырехсторонний брус и т.п.). В Хабаровском крае таких объем созданных мощностей составляет 1,2-1,3 млн м3 переработки древесины. В Приморском крае на 30 малых предприятиях установлено китайское лесопильное оборудование, совокупная мощность которого невелика (50 тыс. м3 переработки древесины в год), и они не способны заметным образом изменить современную структуру экспорта. Запуск этих мощностей планируется с поднятием пошлин до 80 %. Создание продукции такого качества вряд ли будет способствовать инновационному развитию лесного комплекса Дальнего Востока.

6. Перспективная производственная и технологическая структура лесного комплекса Дальнего Востока будет формироваться девятнадцатью крупными инвестиционными проектами в области освоения лесов, реализуемыми в настоящее время в регионе. Десять из них включены в правительственный перечень приоритетных инвестиционных проектов, что обеспечивает инвесторам ряд льгот – безаукционное получение лесных участков в пользование и 50 % скидка по лесным платежам. Все проекты находятся в различной степени готовности – от стадии проектирования до строительства.

Основными источниками инвестиций для вновь создаваемых предприятий служат как собственные, так и заемные средства. Например, в Приморском крае в 2008 г. кредиты японских банков обеспечили 98 % всех инвестиций в краевой лесной комплекс, где созданы 2 завода - по производству пиломатериалов и лущеного шпона4. В Хабаровском крае в 2009 г. привлеченные средства составили 95 % всех инвестиций в лесной комплекс, из них иностранные инвестиции - 45, кредиты банков – 28 и займы – 22 %.5

Поскольку из всех инвестиционных проектов реализовано лишь три, а на проектную мощность не вышел ни один, то для возврата заемных средств у предприятий дальневосточного лесного комплекса есть только один реальный источник – экспорт круглой древесины. Однако введение запретительных пошлин может перекрыть его. Как результат, при отсутствии синхронизации институционального и инвестиционного циклов неизбежен глубокий спад в лесной индустрии Дальнего Востока.

Пока правительство РФ отложило на год свое решение, мотивируя это желанием ослабить негативное влияние мирового кризиса на лесной комплекс, и анонсировало продление моратория на поднятие пошлин на 2010 г. Это не оказало существенного влияния на сложившуюся в отрасли ситуацию, т.к. постоянные партнеры российских предприятий уже переориентировались на поставки круглой древесины из других стран. Более того, такая непоследовательность правительства в выполнении собственных решений создала нестабильность условий для лесного бизнеса. В результате, дальневосточные лесоэкспортеры сократили свою нишу на рынке круглой древесины, но пока не увеличили нишу продукции высокой степени переработки.

На наш взгляд необходима гибкая и дифференцированная лесоэкспортная политика, учитывающая условия разных регионов России, включая исторически сложившиеся условия и торговые связи, наличие перерабатывающих мощностей, инвестиционные возможности их быстрого создания. Кроме того, для более быстрого создания на мировом лесном рынке ниши для российской продукции переработки нужны режимы преференций, чтобы обеспечить ее конкурентные преимущества, включая новые виды продукции, существенно более низкие цены на продукцию на длительный период и т.д.

1 Доклад подготовлен при поддержке проекта  ДВО РАН 09-III-А-10-543

2 Аналитическая записка к отчету Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу за 2008 год

3 Данные Японской ассоциации лесоимпортеров, 2009 г.

4 Лесопромышленный комплекс Приморья 2008: Сборник с аналитической запиской/ Приморскстат, 2009.

5 Данные Министерства природных ресурсов Хабаровского края, 2009 г.

PAGE 4

Реструктуризация лесного комплекса России: региональные особенности и последствия